Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Елена Гурьянова (она же Чернобровкина): «Какая чудная Игра…»

15 апреля в моем доме появилась Лена Чернобровкина. Конечно, теперь это не она сама, моя коллега и подруга – мы простились с ней в декабре 2021 года, а ее книги – двухтомник повестей «Лабиринты Фортуны».

Этой мой долг – издать то, что оставила Елена нам в качестве творческого завещания. Почему – долг? Потому что когда она была жива, я не прочитала толком ни одного ее сочинения, что наверняка ее обижало. Но она виду не подала ни разу. Всё собиралась почитать, но постоянно находились какие-то другие дела.

Однажды всё-таки собралась, прочитала повесть, которую она очень советовала прочитать, про Хакера, написала вопросы для интервью, но Лена отвечать на них не стала.  Сказала, что сделает это, когда разместит на сайте электронной библиотеки «ЛитРес» свою новую повесть.

Но на сайте повесть появилась в день, когда с Леной случилась беда. А в час, когда она умирала, я читала эту ее последнюю повесть – «ДАР. Детективное агентство «Розыск». Дело о похищенной принцессе»…

Так что теперь могу повиниться перед подругой лишь таким образом – сделав ее творчество достоянием всех, кто знал Елену Чернобровкину, а теперь будет знать и Елену Гурьянову.

 Это подарок Елене от ее друзей

Я очень рада, что в дни прощания с Леной меня поддержал Олег Маковский.  Тогда у нас было мало надежды, что сумеем издать хотя бы небольшой тираж в типографии. Рассчитывали на 10 экземпляров цифровой печати – для родственников и близких друзей. К счастью получилось.

Двухтомник издан на деньги, собранные ее друзьями и коллегами. Тираж определило их количество. Главным спонсором выступил И. Грачев, экс-депутат Верховного Совета РТ и Государственной Думы РФ, ныне главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН. К нему присоединились ризовцы З. Латыпов, И. Салахов и Ю. Федорова. Большой вклад сделала редакция сетевой газеты «БИЗНЕС Online» (издатель Р. Галямов). В общей копилке – средства одноклассников Елены по школе №131: В. Хрущева, Р. Зарипова, Е. Романовой, В. Хрусталевой (Старостиной), И. Хакимовой (Даутовой), Р. Раимовой, Р. Аксановой (Ермаковой) и О. Семеновой, вклад ее подруг: Л. Карташовой, Г. Хайрутдиновой, Л. Егуековой, Ю. Захарчук, Н. Новоселовой, а также нескольких читателей, которые заказали книги заранее, но не указали своих фамилий при переводе денег. В проекте участвовали М. Абрамова, Р. Даутова, Ю. Балашов и В. Музыченко - журналисты. Не взял гонорар за предисловие к изданию писатель-фантаст Сергей Челяев.  

Елена с родителями

Двухтомник распространяться через книжные магазины не будет. Мы подарим его казанским библиотекам, школе №131 и кафедре журналистики университета, где она училась, Союзу журналистов РТ.

«Не забывайте про Елену!»

 Первый том начинает предисловие одного из известных российских фантастов Сергея Челяева «Какая чудная Игра…». Второй том завершает мой очерк «Елена Чернобровкина: известная и неизвестная». Там же публикация 2021 года из  газеты «БИЗНЕС Online» с названием «Ушла эпоха в журналистике: не стало Елены Чернобровкиной» - это слова прощания от тех, кто ее знал: Ивана Грачева, Ильшата Аминова, Бориса Бронштейна, Евгения Макарова, Римзиля Валеева, Шамиля Агеева.

При размещении материала в книге я вставила в воспоминания Ивана Грачева его стихи, которые он написал Лене в подарок на ее 70-летний юбилей – 17 мая 2021 года.

Сменяя радостью печали

Cреди дорог и дураков,

Мы юбилеи отмечали,

Не чая поступи веков.

 

Во Храме во Иерусаме

Свеча о тех, кого нет с нами,

И пламя нас равняет с ними,

Давно ушедшими веками.

 

О тех столетьях после ломки,

Где наши славные потомки,

Паря, как птицы над волной,

Возможно, вспомнят нас с тобой.

 

Соратник мой, Ильдус Султанов,

Напомнит со страниц романов

Про ту «Вечернюю Казань»

И тихо скажет: «Слушай, Вань!

Не забывайте про Елену!».

Иван Грачев в редакции газеты "Восточный экспресс"

В первом томе 557, во втором 541 страница. Как видите, издание довольно объемное. Это всё, что сама Лена разместила в электронной библиотеке «ЛитРес» - 9 повестей. К сожалению, так и не удалось найти ее первый рассказ «Гость с планеты Ц».

СЕРГЕЙ ЧЕЛЯЕВ

«Какая чудная Игра…»  

История мировой фантастики, в особенности сказочной, изобилует произведениями, в которых люди, порой самые обычные и далекие от волшебства и приключений, вдруг открывали для себя пути в прежде Неведомое, заветные тропы в Незнаемое, волшебные двери в сказочные Зазеркалье и Иномирье. Примерами тому, в частности, являются известный рассказ Джона Руэла Толкиена «Кузнец из Большого Вуттона» и грандиозная эпопея Профессора «Властелин колец».

Однако нередки случаи, когда и сама фантастическая литература начинается для ее автора поначалу Ездой в Неведомое, быстро превращаясь в увлекательную литературную Игру, а в итоге — становясь Большим Приключением всей жизни. И значение этого способен оценить по достоинству только ты сам.

Известная казанская журналистка Елена Чернобровкина — яркий, удивительный и поучительный пример того, насколько многогранна может быть натура пишущего человека, сколько различных творческих сущностей и форм способны существовать воедино в том, кто избрал своей стезей работу со словом, событием, фактом. И добился немалых успехов и признания в жанре публицистики, а вовсе не сочинении волшебных сказок и создании фантастических миров. И вдруг — фантастика и фэнтези, прочно поселившиеся в ее творческом багаже уже в период зрелости и профессиональной состоятельности?

На обложке книг рисунок Марины Абрамовой, нашей коллеги по "Вечерке"

… Несмотря на то, что как писатель-фантаст Елена находилась в начале творческого пути, анализ ее жанровых произведений свидетельствует о том, что она не только хорошо ориентировалась в поле этой литературы, но и неплохо разбиралась в ее современных реалиях. Местом публикаций своих фантастических повестей Елена избрала новую перспективную форму — так называемые электронные авторские площадки типа ЛитРес. Сегодня в плане читательского интереса и посещаемости они значительно опередили традиционные «бумажные» издательства; к тому же здесь можно последовательно формировать собственную читательскую аудиторию и зарабатывать с помощью нее реальные деньги.

Это обстоятельство имеет и обратную сторону: зачастую автору электронных платформ приходится ориентироваться на вкусы читательской аудитории, не всегда взыскательные. К счастью, Елена пришла в фантастику опытным, сложившимся человеком, и в свои новые произведения привнесла реальный опыт собственной жизни и практики.

Так в ее «Лабиринтах Фортуны» не случайно фигурирует «суперсовременное КБ малой авиации», а в «Проекте Юпитер» родная Казань и вовсе широко представлена как одна из «авиационных столиц» России. Этот рассказ изобилует научными идеями и подробностями предстоящего старта пилотируемого корабля к Юпитеру и звезде Проксима Центавра, отчасти в ущерб сюжету: все-таки «твердая фантастика» — так называемая НФ была и остается крепким орешком для начинающих авторов, требуя как основательной теоретической подготовки, так и знания современных реалий жанра, который постоянно развивается.

Поэтому для таких авторов, как Елена Чернобровкина — Гурьянова поначалу наилучшим прибежищем, равно как и площадкой для творческих экспериментов, было и остается фэнтези, на сегодня уверенно лидирующее в самых разных рейтингах отечественной фантастики.

С одной стороны это — характерное женское фэнтези, приметы которого мы обнаруживаем в таких работах автора, как «Граф-дракон» или «Ведьма – ученица мага». Счастливые ведьмочки и коварный возлюбленный, башни Смерти и откровения мудрой Хозяйки леса — все это узнаваемые приметы жанра и столь милые автору романтика и следование идеалам, обретенным еще в юности.

Эти знакомые мотивы можно встретить и в, казалось бы, сугубо детективной фантастике Елены — серии книг о ДАРе, мифическом детективном агентстве «Розыск». В качестве героев тут фигурируют всесильные драконы и прекрасные принцессы, предприимчивые злодеи, забавные животные и, конечно же, магические детективы, которым не привыкать спасать мир.

Однако рамки даже столь широкого направления, как фэнтези, неизбежно бывают тесны для авторов амплуа Елены Чернобровкиной — разноплановых, многогранных, не чуждых экспериментов. И вновь она черпает идеи в своем огромном опыте журналиста и публициста. Не случайно вопросы морали и незыблемость людских принципов занимают немалое место в сюжетном развитии повести «Тайный поиск лорда Витэра», а само произведение идейно перекликается со знаменитой книгой братьев Стругацких «Трудно быть богом». А с публицистикой впрямую перекликается повесть Елены «Невероятная командировка. Попаданцы: из России – в СССР» в широко популярном сегодня в сетевой России жанре «попаданцы».

… Остается только гадать, какие новые планы занимали писателя-фантаста Елену Чернобровкину в эту трагичную зиму, когда ее перо остановилось.  Какими литературными тропами бродила она, путешествуя по своим магическим, волшебным мирам? Какие новые книги ждали своего часа — в сюжетах, замыслах, идеях…

Сейчас у нас есть возможность прикоснуться к Таланту, ощутить обаяние этих строк и прошептать — не в отчаянии и скорби, но с благодарностью и теплом:

Какая чудная Игра…

Презентация книги Елены Чернобровкиной о демократической оппозиции

 ЛЮБОВЬ АГЕЕВА

 «Я счастливый человек. Оглядываюсь назад: повезло-то как!», – так начала Елена Чернобровкина свои воспоминания о годах работы в редакции газеты «Вечерняя Казань». Она нашла немало добрых слов и о «Вечерке», и о ее первом редакторе Андрее Петровиче Гаврилове, и о своих коллегах.

В этой фразе – не только «Вечерка», где она работала с декабря 1978 по 1998 год, но и почти 14 лет работы в электронной деловой газете «БИЗНЕС Online», и даже трудные годы между этими двумя редакциями, давшие Чернобровкиной колоссальный опыт, как житейский, так и профессиональный.

Вечеркинцы в Союзе журналистов Татарстана

… Как оказалось, мы многое не знали об известной журналистке. Например, не знали о том, что, она была сильна в математике. На поминках ее одноклассники по школе №131 говорили, что Лену тоже могло ждать большое будущее в науке. Кстати, Лена вела летопись 10 Д класса. По ее инициативе встречи одноклассников проходили практически ежегодно.

В молодости она летала на планере, прыгала с парашютом. И вообще была увлечена авиацией, удивляя окружающих глубиной познания весьма далекой от чистого гуманитария сферы.

Это пригодилось ей, когда она увлеклась литературным творчеством – стала писать рассказы и повести в стиле фэнтези. Это стало большой неожиданностью даже для ее знакомых. Она была большим любителем фантастики, читала ее запоем. И однажды решила стать не только читателем, но и писателем. Свой первый рассказ «Гость с планеты Ц» написала еще в начале 90-х годов. И он был опубликован в сборнике фантастики, изданном московской «Молодой гвардией».

В 2019 году Лена разместила в электронной библиотеке «ЛитРес» две повести – «Хакер всея Руси» и «Лабиринты Фортуны». Подписала их фамилией матери, как не раз делала в газетах. В 2020 году в этой библиотеке появились еще две повести Елены Гурьяновой,  в 2021-м – сразу пять.

Не исключено, что она уходила в уединенный мир сочинительства от усталости, от изматывающей работы в редакции «БИЗНЕС Online». Возраст не мог не давать о себе знать. А, может, потому, что видела за окном совсем не ту жизнь, о которой мы мечтали.

Предновогодние хлопоты в редакции – 25-ти часов не хватает. В любой редакции так, а в «БИЗНЕС Online» особенно. В декабре, как правило, сдаются материалы на две январские недели. Она хотела завершить до Нового года очередную повесть.

Завершила, отправила модератору электронной библиотеки «ЛитРес» рукопись и обложку, получила подтверждение. 21 декабря повесть появилась на сайте. Возможно, Лена ее увидела, поскольку инсульт случился на следующий день, 22 декабря, утром.

Успела! Это было главным в ее жизни, которая мало когда принадлежала ей лично. Бесполезно было призывать ее беречь себя, ведь мы уже люди далеко не молодые. Она жила работой, и в этом смысле была, безусловно, счастливым человеком. Поскольку чувствовала себя востребованной в редакции, нужной людям… И не переживала о том, что у нее нет государственных наград и высоких званий.

Зато были награды общественные – наград и высоких званий. Зато были награды общественные – за победы в нескольких творческих конкурсах. Диплом Союза журналистов России за заслуги перед журналистским сообществом она получила в 2021 году.

Незадолго до кончины Лена решила, наконец-то, стать обычной пенсионеркой. У нее было много творческих замыслов в мире фантастики. Но осуществить их, к большому сожалению, ей уже не удалось.

Читайте в «Казанских историях»:

Елена Чернобровкина: именная стипендия – награда посмертно

Каждый год – последняя суббота апреля у памятника Мусе Джалилю

Елена Чернобровкина: «Вечерка» рассказывала про то, что интересно людям

Лена Чернобровкина: известная и неизвестная

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить