Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1911 – Появление в Казани первого таксофона. Разговор стоил 15 копеек

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Будет в Казани Дворец изящных искусств ASG

25 мая, в Международный день музеев, любителей изящных искусств пригласили в Дом приемов ASG на презентацию нового научного проекта – серии каталогов, входящих в Библиотеку «Мира искусств».

В презентации приняли участие члены общественного совета и редакционной коллегии журнала «Мир искусств», а также ученые – историки и культурологи.

Изящное искусство ASG invest для всех казанцев и гостей города

Как сообщается на информационном портале «Мир искусств», сегодня в планах Международного института культурного наследия (МИКН) выпуск целой серии изданий, входящих в «Библиотеку «Мира искусств». Большое собрание изящных искусств ASG (БСИИ ASG) имеет свою специфику ― западноевропейское искусство старых мастеров. Также оно ограничено временными рамками XVI ― середины XIX века, причем большая часть собрания относится к XVII – XVIII столетиям, времени сложения стилей – барокко, рококо и классицизма. Здесь представлены произведения французских, итальянских, фламандских, голландских, немецких, австрийских, швейцарских, испанских, английских и русских мастеров. В каждой стране и эпохе можно выделить круг не только наиболее характерных для своего времени художников, но и тех, кто составлял фоновую художественную действительность, благодаря которой появлялся гений

Научные сотрудники МИКН ― структурного подразделения группы компаний ASG invest ―  в содружестве с экспертом Вадимом Садковым представили 25 мая материалы исследования, которые лягут в основу издания «Сто открытий старых мастеров».

В Доме приемов была подготовлена эксклюзивная выставка произведений, исследованных знаменитым российским искусствоведом, куратором выставок Пушкинского музея, Эрмитажа, истринского «Нового Иерусалима», посвященных старым мастерам, что позволило аудитории не только услышать о том, как проявляются признаки возраста картины и чем мазок одного мастера отличается от другого, но и попытаться «увидеть» это самому. Этому способствовала и лекция Вадима Садкова по методике атрибуции произведений живописи – одной из самых сложных и интересных профессиональных задач искусствоведа.

Благодаря интересу Вадима Анатольевича к коллекции ASG, возникшему еще в 2013 году, у работ из Большого собрания изящных искусств есть перспектива попасть на важные вернисажи. В частности, в 2022 году на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России», которая работала в музее «Новый Иерусалим (г.Истра Московской области), экспонировались две работы из казанского БСИИ: полотно «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса и картина «Натюрморт с устрицами куропатками» Франса Снейдерса.

В интервью Светлане Бородиной, которое Вадим Садков дал в феврале 2024 года, когда приезжал в Казань для участия в расширенном заседании общественного совета журнала «Мир искусств», Вадим Анатольевич так отозвался об исследованиях МИКН:

 «Мне очень нравится, как активно ваши сотрудники занимаются изучением коллекций, по итальянской части прибегают к помощи итальянских коллег, что работа идет не просто ради процесса, а дает результат; они не просто дают ценные советы, помогая с атрибуцией, а публикуют материалы о вашем собрании, вводят их в научный оборот. Одно дело, когда картины фигурируют во французских антикварных каталогах, и совсем другое, они включены в монографии ведущих европейских искусствоведов и входят в международный научный обиход».

Он отметил ценность казанской коллекции, подчеркнув два обстоятельства: во-первых, Алексей Сёмин собирает произведения изобразительного и прикладного искусства как коллекцию, что дает возможность показывать ее не только специалистам, но и всем желающим, во-вторых, БСИИ практически полностью находится в России, конкретно в Казани.

В сети я нашла интервью Вадима Садкова 2013 года, в котором дана исчерпывающая характеристика и коллекции, и коллекционера (цитата из газеты «БИЗНЕС Online»:

«По его словам, похвально, что Алексей Семин начал коллекционировать не иконы, не авангард, а качественное западноевропейское искусство, старых мастеров. В этом видны и определенные эстетические критерии, и трезвый расчет, ведь такое искусство никогда не выходит из моды.

- В составлении коллекции есть небольшие просчеты, но это не главное. Коллекция в основном формируется на небольших аукционах во Франции, и в этом есть свой плюс: в Казань привезено очень много редко попадающих к нам мастеров, отметил Садков».

В этом интервью сообщалось, что в коллекции МИКН (тогда он назывался Международным институтом антиквариата) ―  500 живописных полотен, 1500 предметов мебели и 400 часов. В год на приобретение экспонатов тратится несколько миллионов евро. В течение года в Казань  проходит несколько фур, груженных картинами антиквариатом. 

В ближайших планах Международного института культурного наследия и работа над изданием «Религиозные сюжеты в БСИИ», предисловие к которому обещал написать митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, назвавший после посещения музея это собрание «красотой необыкновенной».

Сотрудничество МИКН с Музеем Казанской епархии, начавшееся в 2023 году организацией совместной выставки, продолжилось в начале нынешнего года визитом митрополита в Дом приемов ASG, где он познакомился с Музеем частных коллекций. В развитие сотрудничества 15 марта в Доме приемов состоялся круглый стол «Православная книга и будущее российской культуры».

Как отмечалось на круглом столе, многие западноевропейские художники, представленные в БСИИ ASG, отбирали сюжеты из Ветхого и Нового завета. Собрание насчитывает более полутора тысяч произведений живописи старых мастеров, солидная часть картин написана на библейские темы: сцены из Ветхого завета, Нового завета, посвященные христианским святым. Коллекция развивается такими темпами, что на ее основе можно проследить эволюцию религиозных тем, в частности изучить и определить особенности христианской иконографии.

Презентация 25 мая также включала неформальный обмен мнениями по проблемам исследования произведений старых мастеров. Речь, в частности, шла о значении западноевропейской живописи в формировании российской художественной школы ― о художниках и меценатах, собиравших коллекции европейского искусства и передававших их в дар Российской академии художеств.

Участники презентации познакомились с экспозицией Музея частных коллекций, где представлена лишь часть работ из БСИИ. В доме №16 по улице Карла Маркса на площади около тысячи квадратных метров выставлена лишь часть произведений изобразительного и прикладного искусства, которыми обладает БСИИ ASG. 

Для тех, кто еще не бывал в Доме приемов, несколько фактов о нем. Он был открыт в мае прошлого года. Дом приемов ― это два старинных особняка на улице Карла Маркса: Дом Александрова, или жилой дом архитектора М.П. Коринфского (№16, XVIII ― середина XIX века, авторы проекта В.И. Кафтырев и М.П. Петонди) и Дом Банарцева, объект культурного наследия республиканского значения (№18, вторая половина XVIII века, автор проекта В.И. Кафтырев). Здания были спасены от разрушения и восстановлены силами мастеров группы компаний ASG.

Дом приемов включает в себя центр деловых переговоров, работающий с февраля 2017 года, научный кластер по изучению искусства старых мастеров, digital-центр классического искусства, центр частного коллекционирования и ART-резиденцию.

Приведу цитату об открытии Дома приемов из газеты «БИЗНЕС Online» 25 мая 2023 года:

«Названия залов — Меншиковский, князей Юсуповых, графов Шереметевых, барона Штиглица и других — призваны напомнить о том, как много сделали частные лица для приумножения культурного наследия России и его сохранения. Многие аристократические семейства — Юсуповы, Шереметевы, Строгановы — ведут историческое или легендарное происхождение от представителей татарского этноса, что для Казани имеет особую ценность».

Знакомя 25 мая 2023 года гостей церемонии открытия с экспозицией Музея частных коллекций, директор Института культурного наследия Алина Булгакова посетовала на ограниченность пространства:

«Не хватает места для демонстрации всего богатства собрания, сегодня мы можем показать менее 10 процентов имеющихся экспонатов. При том что многие шедевры поступают к нам в плачевном состоянии, усилиями наших мастеров реставраторов, предметы обретают вторую жизнь, пополняя нашу коллекцию. Мы хотим демонстрировать то счастье, которым обладаем».

Скоро ситуация изменится кардинальным образом. В здании напротив, в доме №17, будет открыт Дворец изящных искусств ASG. Особенность концепции новой культурной площадки города — создание экспозиций в дворцовых интерьерах разных стилей, от петровского барокко до александровского ампира. Отреставрированное здание бывшего кардиологического диспансера, а в прошлом земской больницы (комплекс Адмиралтейской конторы построен в XVIII веке по проекту архитектора В.И. Кафтырева — объект культурного наследия федерального значения), в котором создается анфилада залов протяженностью сто с лишним метров, как нельзя лучше подходит для такой экспозиции. Здесь будут залы Петра I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I и Александра III.

И в бизнесе есть эмоции

В завершение не могу не сказать о том, что Дворец изящных искусств ASG мог бы появиться в Казани уже давно, предположительно в 2015-2016 годах. И наверняка уже давно ожили бы все старинных дома, фасады которых в 2013 году отремонтировала инвестиционная группа компаний ASG (Алексей Сёмин: «Это наше лицо. Оно нам нравится!»).

Алексей Семин, в неприязни к которому объединились чиновники с бизнесменами и многие казанцы, недовольные приватизацией 90-х годов («Не слишком ли он богат?..» — слышала не раз), создал с единомышленниками не только успешное коммерческое предприятие, которое на рынке с 1991 года, но и Международный институт культурного наследия, журнал «Мир искусств» (сегодня одноименный информационный портал в интернете). Он предоставляет всем желающим возможность знакомиться с огромной частной коллекцией произведений изобразительного искусства, мебели, предметов быта многих стран (это можно сделать по ссылке https://int-ant.ru/about-institute/assembly/).

Долгое время коллекция ASG размещалась в одном из бывших зданий завода ЭВМ. На площади 250 кв. м, постоянно или на временных тематических выставках, экспонировалось около 300 предметов этой коллекции. Мне приходилось бывать там не раз, и на небольшой экспозиционной площади, и в служебной части, в так называемых запасниках. Необходимость переезда в более приспособленное помещение была очевидна, и в 2013 году появилась перспектива создания художественной галереи ASG в здании бывшего кардиологического диспансера, которое в рамках частно-государственного партнерства реставрировала группа компаний под руководством Алексея Сёмина.

У Алексея Владимировича были особые взгляды на комплекс зданий по улице Карла Маркса. Они не были предназначены для аренды.

Двор бывшей адмиралтейской конторы с высоты. Проект

Но планы не сбылись…

Беседуя с Алексеем Владимировичем в 2014 году, я попыталась определить причины неприязни к нему. Он не слепой и об этом знает. В то время неприязнь еще носила скрытый характер. На виду была, как говорят поляки – приязнь. Его имя было у многих на слуху, ведь  ASG взвалила на себя огромную ношу, которую благополучно донесла к финишу, отреставрировав в центре Казани 22 объекта культурного наследия. Подшивки газет и журналов сохраняют дифирамбы в его честь, снимки, на которых Сёмин с Минтимером Шаймиевым, Рустамом Миннихановым, Ильсуром Метшиным…

Читайте в «Казанских историях:

Алексей Семин: Все сели за игорный стол и бесплатно получили фишки

Алексей Семин: Без элиты общество будут жить одним днем. Публикация 2

Позднее, после пожара в торговом комплексе «Адмирал», неприязнь к Алексею Сёмину стала открытой. Как известно, он подвергся судебному преследованию. Суд не нашел в трагических обстоятельствах его вины, но об этом мало кто узнал. Молва до сих пор винит его в гибели людей на том пожаре.

Говорят, плохая молва на воротах не виснет. Это так. Она не мешает Алексею Владимировичу руководить ASG, правда, издалека, из Франции. Он не рискует приезжать в Казань, думаю, знает, что здесь есть желающие «помочь» ему с бизнесом... Не так давно была предпринята попытка обвинить руководство ASG в нарушении федерального закона о культурном наследии. Не знаю подробностей этого обвинения — с Алексеем Владимировичем давно не общалась. Но проходя мимо безжизненных домов, отремонтированных ASG, всегда думаю, что и в бизнесе, оказывается, велика роль субъективных факторов, в том числе личностных неприязненных отношений.

Слава богу, ни один проект ASG invest не был свернут. У Алексея Сёмина — надежные соратники. К 30-летию группы компаний была издана книга, в которой подробно представлены три направления ее деятельности: ленд-девелопмент, управление коммерческой недвижимостью и инвестиции в сохранение и развитие объектов культурного наследия.

Сохранены и все культурно-просветительские проекты.  В прошлом году Международный институт культурного наследия выпустил необычное издание — научно-просветительскую книгу-альбом «Спасенная красота. Инвестиции во благо» (научный редактор О. Балтусова, автор-составитель С. Бородина), которая подвела итоги многолетней работы ASG, собирательской, исследовательской, реставрационной, в Казани и нескольких усадьбах Подмосковья.

Презентация книги "Спасенная красота" в Доме приемов

Увы, пострадали только старинные дома, которые в 2013 году реставрировала группа компаний ASG. В книге «Спасенная красота. Инвестиции во благо» можно видеть, в каком состоянии Сёмин с единомышленниками получил их в преддверии студенческой Универсиады и какими они стали после завершения первого этапа реставрации.

К сожалению, второй этап наступил далеко не во всех зданиях. Где-то работы завершились на уровне укрепления крыши, фундамента, стен, замены внутренних коммуникаций и фасадных работ. То есть все здания были спасены. Но внутри у них всё как было в 2013 году. Со стороны трудно понять, почему. Возможно, не находится инвестор, который, взяв дом в аренду или купив его, приспособит здание для своих целей. Алексей Владимирович говорил мне, что есть такая проблема.

Наверняка есть какие-то другие причины. Думается, если бы Алексей Сёмин приезжал в Казань, наверняка дела шли бы лучше. Все-таки управлять бизнесом из Франции трудно.

Уверена, если бы он бывал в Казани, проект создания в здании бывшего кардиологического диспансера картинной галереи был бы давно завершен. Обещанного новоселья в здании, отреставрированном еще в 2013 году, мы до сих пор не дождались.

И хорошо, что свет в конце тоннеля все-таки обозначился.  

 

НАШИ СПРАВКИ

Посещение Музея частных коллекций ASG осуществляется по предварительной записи. Записаться на экскурсию можно по телефону +7(843) 203-93-32 или отправив письмо на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Экскурсии проводятся по пятницам в 16:00, набирается группа до 20 человек. Стоимость: 500 ₽
Ближайшие свободные даты:
7 июня 2024
14 июня 2024
21 июля 2024

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить