Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Предки оставили огромное богатство, и мы должны передать его потомкам
- Любовь Агеева
- 23 мая 2024 года
23 мая в Казанском государственном институте культуры состоялся круглый стол на тему «Цифровая игротека традиционных состязаний и игр народов Поволжья».
В нём приняли участие 120 человек из разных регионов России, в том числе 70 в режиме онлайн. Со стороны за участниками наблюдала Любовь Агеева.
Всегда завидую тем, кто умеет успешно претендовать в конкурсах на гранты. Этот круглый стол, например, стал составной частью федерального проекта «Творческие люди» в рамках Национального проекта «Культура».
Больше половины участников круглого стола выбрали режим онлайн, хорошо отработанный в Институте культуры. Время от времени на мониторе компьютера, который за большим столом в одной из аудиторий института есть у каждого участника, можно было видеть, кто подключился к видеоконференции.
Как я поняла, среди участников были как специалисты в области народного творчества: исследователи, педагоги, практические работники, так и представители подразделений культуры муниципальных органов управления.
Круглый стол был организован Центром непрерывного образования совместно с кафедрой этнохудожественного творчества и музыкального образования Высшей школы искусств Института культуры.
О чем говорили
Участников конференции поприветствовала и.о. проректора по научной работе Институт культуры Екатерина Тарасова, и круглый стол с первых минут настроился на рабочую атмосферу. Модератором поручили быть Александре Самойловлй, доценту кафедры этнохудожественного и музыкального образования Высшей школы искусств, заслуженному работнику культуры РТ. Замечу, талантливому исполнителю русских народных песен.
Первым в режиме онлайн выступил Сергей Старостин, заведующий сектором актуализации традиционной народной культуры Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, председатель правления Российского фольклорного союза (Москва), автор множества телепередач, документальных фильмов и креативных проектов в области традиционной культуры, По тому, как его внимательно слушали, можно было понять, что человек он в этом сообществе свой. Тема его выступления предполагала общую характеристику обсуждаемой проблемы ― «Продвижение этнокультурных традиций народов России в средствах массовой информации и на современных цифровых платформах».
Выступившие затем спикеры из разных регионов проецировали эти задачи на местный уровень, а представлены были Татарстан (Алсу Мифтахова, директор Ресурсного центра внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры РТ, Гамира Гадельшина, инициатор и руководитель интернационального культурно-просветительского проекта и международного фестиваля-конкурса этнических культур «Алтын майдан» имени Бисера Кирова), Башкортостан (Салават Киреев, генеральный директор Республиканского центра народного творчества), республики Чувашия (Августа Уляндина, кандидат философских наук, доцент кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств, народная артистка Чувашии), Мордовия (Павел Мигунов, руководитель проекта реконструкции мордовской национальной борьбы и финоугорских состязательных традиций Республиканского дома народного творчества), Удмуртия (Екатерина Софронова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник института филологии Сибирского отделения РАН, заведующая отделом по работе с нематериальным культурным наследием Республиканского дома народного творчества), а также Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Екатерина Першина, заведующая отделом Центра народных художественных промыслов и ремесел).
Выступает Августа Уляндина (Чебоксары)
Затем состоялся обмен мнениями. Поскольку некоторые ораторы злоупотребили временем, для дискуссии времени уже не нашлось. Впрочем, спорных моментов я в выступлениях не услышала. А вот дельных предложений было много.
Не ставлю задачу рассказать, о чем говорилось на круглом столе. Разговор шел хотя и о знакомых всем читателям «Казанских историй» вещах, но все-таки сугубо профессиональный. Я в прошлом году, в силу обстоятельств став участником фестиваля «Алтын майдан», довольно плотно познакомилась с состоянием народного творчества разных регионов, с его возможностями и проблемами. Но это был в основном взгляд на исполнительство.
Круглый стол погрузил меня совсем в другую стихию, менее мне знакомую. Хотя что-то помню, например, детские игры в лапту, салочки, что-то вижу сегодня, когда бываю на Сабантуе. Причем, речь шла не просто о народных играх и забавах, хотя как было выступающим обойтись без их представления на экране?!), а о том, как сохранить всё это богатство на века, используя современные информационные технологии.
Попробую сформулировать, как я поняла имеющиеся здесь проблемы, опираясь на собственные впечатления после этновечеров на фестивале «Алтын майдан».
Как мне вначале показалось, острые проблемы тут не касаются умений пользоваться цифровыми технологиями. Компьютер, видеокамера, диктофон ― это теперь всем доступно. Но, как выяснилось, любительский уровень тут не годится. Не везде могут похвастаться качеством видеосъемки. Думаю, что далеко не везде есть квалифицированные специалисты, а порой нет даже неквалифицированных ―– просто штатных. Приходится организаторам каких-то событий – народных праздников, спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, заниматься цифровой фиксацией и размещением контента в базах данных между делом.
Освоены и минимальные умения создания и администрирования сайтов и информационных порталов, которые помогают не только сохранить текстовую и видеоинформацию, но и адресовать ее широкой аудитории интернета. Но и тут не без проблем. Приведу несколько суждений, которые я вынесла из выступлений спикеров.
Любительского уровня недостаточно
Наблюдая за работой кафедры этнохудожественного и музыкального образования Казанского института культуры, не могу не заметить системность изучения народного творчества, причем не только татарского и русского, основательность профессиональной подготовки студентов, которым предстоит сохранять народную культуру дальше. В 2021 году в вузе появилась научная школа по народной художественной культуре, которой руководит профессор кафедры этнохудожественного и музыкального образования Алсу Еникеева, заслуженный работник культуры РТ, а в 2022-м – федеральная инновационная площадка в виде научно-образовательной творческой лаборатории традиционных культур народов Поволжья с широким кругом задач, в том числе широким распространением народных культур поволжских народов в Российской Федерации. Это хорошо видно по составу участников различных конкурсов самодеятельного творчества и научно-практических конференций, которые проводит Казанский институт культуры. И круглого стола, на котором я присутствовала, тоже.
Казанские исследователи не замыкаются в границах Поволжья и даже России. В апреле в Институте культуры прошла научно-практическая конференция на тему «Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества», подготовленная совместно с Узбекским государственным институтом искусств и культуры (Ташкент).
О том, что делается и еще будет делаться в этом направлении, рассказала в своем выступлении профессор Алсу Еникеева (тема сообщения - «Современные цифровые технологии поисково-исследовательской деятельности в процессе этнохудожественного образования студентов Казанского государственного института культуры»). Она отметила, что начало было положено еще в 2008 году.
Выступает Алсу Еникеева (Казань)
Не могу не согласиться с Алсу Рашидовной, заметившей, что тематический фокус круглого стола не должен быть помехой восприятия игровой культуры как органичной части народной культуры. Напротив, национальные культурные традиции необходимо изучать, оценивать и воспроизводить только комплексно. И тема, обозначенная в программе круглого стола, эти задачи во многом объединила.
У народной культуры нет зрителей
Народные обряды, игры, игрища и забавы, спортивные соревнования, ранее активно включенные в повседневную жизнь людей, сегодня чаще всего существуют, если можно так сказать, в резервациях современной бытовой культуры. Они, например, являются необходимой частью больших народных праздников, которые мы получили в наследство от наших предшественников. В Татарстане это татарский Сабантуй, русский Каравон...
Их включают в программы конкурсов и фестивалей, как это делается на фестивале «Алтын майдан». Я видела, с каким интересом участвуют в народных играх не только дети, а они составляют значительную часть участников фестиваля, но и взрослые. Например, интересно было наблюдать, как трудно удержать на руке палку, а ребята из делали это без усилий.
Чего только я не увидела на этновечерах в Сухуме и Владикавказе? Обряды, хороводы, различные игры на смекалку, выносливость, умение концентрировать внимание… Это не была просто демонстрация – если это русский хоровод на «Вечере», то в нем не только участники фестиваля, но и отдыхающие в отеле, на территории которого этот этновечер проводился.
Интересно, что большинство забав носило оригинальный характер, как и национальные обряды и блюда национальной кухни. Мне довелось увидеть народные праздники карельской делегации, совместные проекты татарской и русских делегаций. Седьмого июля этновечер подготовили сразу две команды. Нас пригласили на народные праздники горных шорцев из Кемеровской области «Тадар Эрвеки» и тывинцев «Ойтулааш».
К сожалению, наши дети не знают народных обрядов и игр. Они вообще мало бывают на улице. Может, стоит подумать, как их заинтересовать, например, хотя бы в летние каникулы, в местах массового отдыха.
Мы много сетуем на то, что детям ничего не интересно. Побывав на двух фестивалях «Алтын майдан», могу сказать, что это скорее упрек нам, взрослым, чем детям. Когда они вовлекаются в фольклорную стихию, то возникает большой интерес, а порой и желание творить. Не видела больших фанатов, чем артисты самодеятельных народных коллективов. Замечательно, что это поощряется и морально, и финансово.
Августа Уляндина показала, как используются народные забавы в художественном творчестве, становясь рисунком танца, например. Видела такие примеры на фестивале «Алтын майдан» во Владикавказе, когда выступали танцоры из Горной Шории (Кемеровская область), показавшие обряд огня, и артисты из Бурятии, построившие свое выступление на одной из ритуальных традиций.
Но это уже серьезная трансформация исторического опыта. Наверное, она имеет права на жизнь, но мне ближе мысль, высказанная на круглом столе: смысл любого народного обряда, игры или забавы – их массовый характер, когда нет исполнителей и зрителей. Об этом говорили в своих выступлениях сразу несколько спикеров.
К сожалению, порой народное творчество становится слишком дистиллированным, для привлечения внимания аудитории его порой осовременивают так, что от фольклора ничего не остается.
Гамира Гадельшина, отметив нашу «визуальную безграмотность», высказала пожелание вооружить организаторов народных фестивалей и праздников методическими советами профессионалов, чтобы любой коллектив, любая команда могла оставить свой «цифровой след» в интернете. Если диктофоном и фотоаппаратом сегодня могут владеть практически все, то видеоконтент пока под силу далеко не каждому учреждению культуры.
Выступает Гамира Гадельшина (Заинск, Татарстан)
Подготовка специалистов в этой области сейчас ведется во многих городах, где создаются школы креативных индустрий. Но я не уверена, что среди их выпускников будут фанаты народной культуры.
Еще одно, очень важное суждение, прозвучавшее на круглом столе ― мы должны спешить, если хотим сохранить, хотя бы в цифре, народную культуру. Уходят носители этой культуры. Это хорошо знают те, кто бывает в этнографических экспедициях. Уже сегодня мы порой узнаем информацию не из первых рук.
Наверняка все высказанное на круглом столе предложения зафиксированы. Они будут бесценным материалом для осмысления важности популяризации традиционной игровой культуры в современном информационном пространстве.
По результатам проведенного мероприятия планируется создать видео продукт ― «Цифровая игротека традиционных состязаний и игр наров Поволжья». Могу засвидетельствовать ― смотреть его будет интересно самой разной аудитории.
Читайте в «Казанских историях»:
«Алтын майдан ― Алания»: мозаика событий и впечатлений
«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 3 июля