Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Виновные и без вины виноватые на казанской сцене
- Любовь Агеева
- 12 октября 2024 года
12 октября спектакль «Без вины виноватые» Театр юного зрителя показывал на сцене Культурного центра имени А.С. Пушкина.
Среди зрителей была журналист Любовь Агеева.
Премьера этого спектакля состоялась 17 мая в школе «СОлНЦе», 22 мая его показали на сцене казанского ТЮЗа.
Постановка стала последней премьерой 91-го сезона театра и одним из последних его спектаклей на родной сцене. Как известно, в здании ТЮЗа начался масштабный ремонт, которого труппа ждала уже давно. И продлится он не один год.
Поставил спектакль «Без вины виноватые» режиссер Тимур Насиров, выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Григория Козлова). В разное время он работал главным режиссером Воркутинского государственного драматического театра имени Б.А. Мордвинова, Лысьвенского театра драмы имени А.А. Савина (Пермский край) и Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом», ставил спектакли в театрах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Санкт-Петербурге, в театре имени Комиссаржевской, идет его спектакль «О жизни, смерти и любви» по произведениям И. Бунина, А. Чехова и Н. Лескова.
Режиссура Тимура Насирова отмечена театральными призами и наградами. Приз за лучшую режиссуру на VIII Всероссийском фестивале театров малых городов России (Лысьва) он получил за постановку спектакля «Поминальная молитва» (2008); премия за режиссуру на VI Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» — за постановку спектакля «Про того, который ходил страху учиться» (2009). Его спектакль «Собаки-якудза» по Юрию Клавдиевув Красноярском ТЮЗе получил две награды: приз «Новация» Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» (2010) и Гран-при Федерального фестиваля «Театральный Олимп» (Сочи, 2011). Тимур — участник различных фестивалей и режиссерских лабораторий по всей стране.
Не помню, чтобы он что-то ставил в Казани.
«Если тебе удалось создать — и в этом, как я думаю, и заключается моя задача — не концепции, не мысли, а определённый мир там, на сцене, существующий по определенным правилам, добиться убедительности, то каждый может думать всё, что угодно. Если я сделал всё правильно, то спектакль начинает существовать по своим собственным законам, он уже живёт вне зависимости от того, что в него вкладывали создатели. Ведь спектакль — это создание многих людей, и всегда остается вопрос, удалось ли всем договориться или нет».
Из интервью режиссера Тимура Насирова
Подробнее: https://kamchatkamedia.ru/news/1259114/
Художник-постановщик — Никита Сазонов, художник по костюмам — Мария Пиир, художник по свету — Сергей Гаевой. В спектакле заняты народные артисты РТ Гузель Шакирзянова, Сергей Мосейко, заслуженные артисты РТ Павел Густов, Елена Синицына, Дмитрий Язов, артисты Валерий Антонов, Руслан Зубайраев, Эльвина Сафина.
Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». Премьера была запланирована к 200-летнему юбилею великого русского драматурга.
Зал в Центре имени Пушкина довольно большой, но свободных мест было не так много. В основном молодежь — старшеклассники или студенты, парочками или компаниями. По ходу спектакля не раз отмечала адекватную реакцию зрительного зала на происходящее на сцене. Смотрели с интересом, так сказать, соучаствовали. Нетрудно догадаться, что многие пьесу Александра Островского не знают, а, может, о таком драматурге узнали в первый раз. Впрочем, наверняка слышали на уроках литературы. Но информация сегодня долго в головах не задерживается.
Коротко о сюжете. В его основе — судьба молодой девушки Любови Отрадиной. Брошенная женихом Муровым ради богатой невесты, потеряв маленького сына, она, несмотря на выпавшие на ее долю беды, не сломалась, стала известной театральной актрисой. В спектакле тюзовцев мы ее историю не увидим. Он начинается с событий, которые произошли через семнадцать лет.
После долгих скитаний Люба Отрадина, став Еленой Ивановной Кручининой, приезжает в родной город с тайной надеждой выяснить, что случилось с ее сыном. И тут она узнает от бывшей няни Арины Галчихи (актриса Елена Синицына), ставшей побирушкой (хочется верить, что мерзость никогда не бывает без наказания, что после тяжелой болезни ее ребенок выжил и был отдан на воспитание чужим людям.
В последней сцене она его увидит. Ее сын оказался провинциальным актером Григорием Незнамовым, с которым она уже успела познакомиться — и увидела живую душу за почти подростковым поведением.
Я хорошо знаю и драматурга, и пьесу, причем, почти дословно. Так получилось, что в последнее время видела несколько постановок по телевидению. Смотрела и фильм с Инной Чуриковой в главной роли.
Люблю бывать на спектаклях по произведениям классиков — когда не надо акцентировать внимание на содержании, можно понаблюдать за актерами, внимательнейшим образом изучить художественное оформление, подумать о том, что было главным для режиссера-постановщика в легендарной пьесе, написанной еще в 1883 году.
Но, признаюсь, в зрительном зале Культурного центра имени Пушкина я не думала ни о спектакле, ни об актерах.
Нет, об актерах как раз и думала. И не только о тех, кого видела на сцене.
Естественно, прежде всего обратила внимание на Елену Кручинину. Пьеса «Без вины виноватые» была выбрана для юбилейного бенефиса народной артистки Татарстана Гузель Шакирзяновой, которая исполняет эту роль.
Говорить о возрасте женщины не принято даже в юбилей, поэтому сообщу другие факты. Гузель работает в ТЮЗе с 1997 года, годом ранее закончила Казанское театральное училище. Она ученица Вадима Кешнера и Юноны Каревой. Кроме того, закончила Казанскую консерваторию имени Н.Г. Жиганова. Ее вокальные данные нашли применение в спектакле «Без вины виноватые» — Елена Кручинина в двух сценах поет. В театре Гузель не только актриса, но и педагог по вокалу.
«Это ум, честь и совесть нашего театра, абсолютный слух и чистейший голос», – так отзывается о Гузель в рецензии «Казанского репортера» директор ТЮЗа Айгуль Горнышева.
«Я сам себе завидую, что в нашем театре есть такая актриса», – добавляет главный режиссер Радион Букаев.
Как оказалось, лучших ее работ в последние годы – Су Анасы в «Книге силы», Кати в спектакле «Шварц, человек, тень», Ангелины Львовны в спектакле «Мы. Трамвай. Любовь», я не видела. Мои театральные впечатления о ней не так уж велики. Я могла видеть актрису в спектаклях «Приключения Гены Стратофонтова» (В. Аксенов), «Зимняя сказка для взрослых» (М. Меркушин), «Игроки» (Н.В. Гоголь). Тем интереснее она мне была в роли актрисы Кручининой, знакового персонажа русской драматургии.
Как мне кажется, рецензент «Казанского репортера» Зиновий Бельцев, которого я знаю как коллегу Дмитрия Туманова, дал двум актрисам исчерпывающую характеристику:
Кручинина «отнюдь не сломленная страданиями и драматизирующая жизнь женщина, как это было, скажем, в исполнении Аллы Тарасовой, и не жестоко и беспощадно терзающая себя воспоминаниями, как это было в исполнении Инны Чуриковой. Нет, напротив, героиня Гузель Шакирзяновой лишь окрепла на протяжении своего жизненного пути и теперь умеет дать отпор любому. «Без вины виноватые» создавались Александром Островским как реалистическая социально-психологическая драма, и Гузель Шакирзянова это очень хорошо почувствовала и смогла донести это чувствование до зрителя. Перед нами в её прочтении – современная женщина, себя проявляющая, осознающая и сама всё оценивающая, свободная, деловая, обеспеченная и несущая личную боль глубоко в сердце».
Роль Елены Ивановны Кручининой — безусловно, главная в спектакле Тимура Насирова. И режиссер-постановщик, выстраивая мизансцены с участием Гузель Шакирзяновой, акцентирует это. Очень удачной мне показалась первая сцена спектакля — встреча знаменитой актрисы на вокзале. В этот момент все действующие лица на сцене. Еще ничего не сказано, еще никто не знает, что желанная гостья в этом городе не в первый раз. Только шепот ей вслед: Отрадина…
Я видела Гузель в фильме «Водяная» («Су Анасы»), первой татарстанской картине, вышедшей в российский и даже зарубежный прокат). Режиссер Алексей Барыкин снял ее в жанре фэнтези по мотивам произведений Каюма Насыри и Габдуллы Тукая. Кто не видел, обязательно посмотрите — https://yandex.ru/video/preview/407026587189840911. В одном из интервью Алексей Барыкин (он не только режиссер, но и сценарист) признался, что писал характеры взрослых персонажей с актеров, которых намеревался пригласить на эти роли. Значит, маму Алсу он увидел именно в актрисе ТЮЗа Шакирзяновой.
Кстати, день первого спектакля «Без вины виноватые» совпал с днем рождения супруга артистки и коллеги по сцене Сергея Мосейко, исполнившего в нем роль Нила Стратоныча Дудукина. Об этом факте сообщила газета «БИЗНЕС Online». Я об этом не знала.
Сегодня в такой информации у меня необходимости нет. Помню, когда в 1980 году заведующий отделом культуры Татарского обкома КПСС Мударис Мусин, напутствуя меня на должность руководителя отдела культуры газеты «Вечерняя Казань», советовал знать об артистах всё: кто женится, кто разводится, у кого служебный роман… И где-то через неделю я убедилась, что знать такие подробности полезно.
Если принимать этот факт во внимание, то народный артист РТ Сергей Мосейко, за творчеством которого я слежу с 1983 года (он пришел в ТЮЗ после окончания Казанского театрального училища), то на юбилей своей жене он сделал необыкновенный подарок, сыграв Дудукина.
Актер уточнил мои представления об этом персонаже. Я никак не могла понять, кем он был для драматурга. Одни исполнители представляют его богатым ловеласом, который волочится за красивыми актрисами, другие нагружают его необыкновенной эмпатией по отношению к знаменитой гостье, поведавшей ему сокровенную тайну. Именно так играл Дудукина Альберт Филозов в телефильме «Без вины виноватые», показанном на канале «Россия» в 2008 году.
Глеб Панфилов интерпретировал пьесу Островского как драму о необыкновенной, на уровне помешательства, материнской любви. Фразу Кручининой «Я часто дохожу до галлюцинаций» он буквально материализовал через видения героини.
Приведу мнение своего коллеги из «Казанского репортера», которое совпадает с моими ощущениями: эстет Нил Стратонович Дудукин «избрал своею специальностью «услаждение», вернее облегчение жизни артистов, «по-европейски пролетариев, а по-русски — птиц небесных, где посыпано крупки – так клюют, а где нет – голодают». От актёра в этой роли всегда требовали комедии, сатиры, фарса. Но Сергей Мосейко обаятельно и серьёзно играет добро. Его герой по-христиански милосерден и человеколюбив. Ему присущи цельность и единство заданного характера. Он тоскует об идеальном мире, повсюду ищет его и, кажется, видит в Кручининой проявления своей мечты. Именно это влечёт Дудукина к заезжей знаменитости».
Совсем не случайно в программке спектакля театр цитирует его слова: «Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами: с умом, сердечной добротой, с душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться».
Дудукин Сергея Мосейко покорил меня своей естественностью — не раз возникало ощущение того, что это реальный, живой человек. Настолько органичен был актер в каждой своей сцене. Характер был в его голосе, в скупых жестах, в глазах. Мосейко просто ходил по сцене, что-то тихо говорил, играл со своей тростью… Никакой театральности. В отличие от коллег, которые на сцене не «жили» — они играли, и не скрывали этого. Но когда рядом, если можно так сказать, «лед и пламень», нельзя не поразиться сложности актерского рисунка, явленного в простоте.
В этой творческой манере Сергею соответствовала, пожалуй, только Гузель, напрочь лишившая свою героиню театральной жеманности и женского кокетства. А вот Эльвина Сафина и Валерий Антонов представляли актрису Нину Павловну Коринкину и первого любовника Петю Миловзорова очень яркими красками. Порой на грани буффонады. Зритель живо реагировал на мизансцены с их участием.
Актер Руслан Зубайраев в роли Григория Незнамова, когда был рядом с Мосейко, на мой взгляд, тоже смотрелся слишком театрально. Понимаю — в его поведении вызов, эпатаж. Такое только Шмаге — артисту в жизни и на сцене — позволительно (актер Дмитрий Язов). Но Незнамову больше подошли бы пастельные краски. Впрочем, актеру и режиссеру виднее.
Дмитрий Туманов высоко оценил эту работу молодого актера:
«Григорий Незнамов в его исполнении – нечто промежуточное между Гамлетом и Раскольниковым. Точно так же, как и они, Незнамов ищет ответ на извечные вопросы – «Быть или не быть?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Отсюда его двойственность поведения – сарказм и конфуз, дерзость и смятение, юношеская самоуверенность и ужас от собственной глупости. Герой Руслана Зубайраева противостоит «идеальному», на его взгляд, миру Кручининой: молодой, агрессивно настроенный к сделавшему его виноватым без вины обществу, он ощущает себя романтиком, исключительным героем в исключительных обстоятельствах. Ещё Островский говорил, что Незнамова очень трудно играть, ибо он и дурен, и хорош одновременно. Руслан Зубайраев блистательно справился с этой задачей».
На спектакль меня пригласил заслуженный артист РТ Павел Густов. У него роль Григория Львовича Мурова, которого драматург представляет как губернского чиновника. Пожалуй, впервые этот персонаж показался мне таким мерзким и ничтожным. И счастливый конец фильма Глеба Панфилова, когда зрители увидели всю семью в сборе: отец, мать и сын, через многие годы обретший родителей, стал еще более непонятен, чем после его просмотра. А ведь Мурову трудно найти оправдание. К тому же, постарев, люди редко становятся лучше. Не будучи мужчиной в те далекие годы, когда он оставил любимую женщину беременной, не мужчина он и сегодня. Как жалок Муров рядом с Отрадиной, когда требует покинуть город, угрожая неприятностями.
Павел Густов был беспощаден, развенчивая своего героя, не жалел для него черных красок. Таким мне его видеть еще не приходилось…
… А теперь можно сказать, что же было в моей голове, когда я смотрела этот спектакль. С самой первой сцены, когда увидела «гастрольные» декорации художника-постановщика Никиты Сазонова. Он работал над художественным решением, уже зная, что спектакль будут показывать на разных сценах, а потому предусмотрительно искал художественную форму, которая позволила бы обойтись минимальным набором реквизита. Конечно, в стенах театра легче создать какое-то подобие реального жизненного пространства либо зашифровать в декорациях некую метафору, что так любят делать современные режиссеры. Но когда актеры постоянно меняют сцену, как говорится, не до жиру… Тем не менее, получился образ, в котором я увидела яркую характеристику сегодняшнего состояния ТЮЗа.
Не знаю, хотел ли этого художник, но я восприняла декорации, где много разных чемоданов, как символ неустроенности театра, которому уже второй раз за жизнь некоторых артистов приходится на несколько лет превращаться в квартиранта. Напомню — первый был в 1995 году, после пожара, когда ТЮЗ остался и без здания, и без главного режиссера (У Бога есть особый план для вас). Может, это моя фантазия. Откуда режиссеру из Санкт-Петербурга знать такие подробности? Да и зрители вряд ли увидят в этих чемоданах спрятанную метафору… Но я ее увидела!
Трудная ситуация — как оценивать спектакль, если знаешь, что за кулисами? Ведь в родных стенах такой маленький зрительный зал, что можно говорить шепотом — и тебя услышат даже на балконе. А опыта работы в большом зале нет. Его еще надо наработать.
К сожалению, совсем потерялись мизансцены с пением. Если пробелов в понимании спектакля у меня не было, поскольку хорошо знаю текст пьесы, то содержание вокальных вставок осталось загадкой. И потому мне трудно было понять режиссерский замысел. Это просто музыкальные номера из бенефисной постановки для поющей актрисы — или нечто важное для понимания всего спектакля?
В этом «гастрольном» варианте легендарной пьесы я увидела только один несомненный плюс – режиссер сделал перестановки элементов декорации для каждой сцены органичной частью театрального действия. Актеры делали это очень быстро и осмысленно. И даже как-то изящно…
Май 2024 года. Актеры на поклоне
ПОСТСКРИПТУМ
Кто хочет посмотреть спектакль «Без вины виноватые», 5 декабря вас приглашают в Дворец культуры химиков.