Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
2010 – В Казани открылась седьмая станция метрополитена – «Козья слобода»
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Кальянная в алтаре — как вам?
- Любовь Агеева
- 18 декабря 2024 года
Ресторан «Хан Булак» приглашает казанцев в бывшую Никольскую единоверческую церковь, что в начале Булака.
22 апреля я сообщила в «Казанских историях», что к саммиту БРИКС здание бывшей Никольской единоверческой церкви на перекрестке Университетской и Право-Булачной наконец-то преобразится (К саммиту БРИКС в Казани отреставрируют бывший храм на Булаке).
Соответствующая документация появилась на сайте Комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Проектом был предусмотрен ремонт фасадов здания с усилением конструкций стен, реставрацией кирпичной кладки стен фасадов, ремонтом оконных и дверных заполнений.
Проведенные комплексные научные исследования показали, что был утрачен восьмерик светового яруса, который нес большую главку, а также утрачен второй ярус колокольни, — было сказано в документации. Однако это явно не означало, что потери будут восстанавливать. Так, констатация состояния одного из старинных зданий в центре города, объекта культурного наследия, однако...
Это здание дважды страдало от людей. Одна история – из дореволюционной России. Этот храм в 1877 году (или в 1855-м — источники разнятся) построили на средства купцов-старообрядцев, однако его отдали единоверцам, когда старообрядцы воспротивились церковной реформе.
После революции 1917 года единоверческая община Спасопреображенского-Никольского храма почти в полном составе влилась в старообрядческую общину. Но у всех храмов Казани в то время была одинаковая судьба. Сначала была надежда, что хоть что-то старообрядцам оставят, поскольку советское государство на первых порах было лояльно к ним. Но надежда не оправдалась.
В годы гражданской войны купол Никольской церкви серьезно пострадал от обстрела — в него попал снаряд. Легче всего было храм закрыть. Так старообрядцы оказались снова гонимы властью, на этот раз вместе со служителями Русской Православной Церкви.
В 1930-м купол здания окончательно разобрали, а колокольню взорвали. Часть построек культового комплекса из двух церквей раздали различным учреждениям, а часть оборудовали под коммунальные квартиры.
В 1997 году постановлением Кабинета министров РТ здание бывшей церкви поставили на госохрану. В то время люди, принимающие решения, под напором общественного мнения стали чувствовать себя не комильфо, имея в зданиях церквей и мечетей клубы и зернохранилища — здания потихоньку начали возвращать верующим. Никольская единоверческая церковь в их число не попала.
В 90-е годы в церкви находился офис частной фармацевтической компании «Саламат». Я там бывала. В сети много снимков кафе Fleur, которое работало в бывшей Никольской церкви.
В сети до сих пор есть объявление о том, что кафе уже не работает. А, может, оно просто поменяло хозяина и название...
О непростой ситуации с этим храмом, а также с соседним зданием на Университетской улице, которое тоже было церковью, я писала в феврале 2022 года, когда на Совете ТРО ВООПИиК мы слушали этот вопрос (Трудное наследие советской эпохи). И с тех пор внимательно слежу за историей этого храма.
Собственно, никакой истории и не было. Здание пустовало и медленно разрушалось, никто его не ремонтировал.
Однажды я опубликовала снимок разрушений стены рядом с входными дверями. Потому порадовалась сообщению о реставрации здания.
Как я предполагала, реставрации не получилось, и не могло получиться в сверхрекордные сроки. Но дыры в стене заделали, стены побелили. Наверное, что-то еще полезное сделали. Повесили на стене информационную доску — объект культурного наследия. Правда, теперь не знаю, на чьи деньги был ремонт. Простите, реставрация. Как выяснилось, хозяин у здания есть! Правда, мы его не знаем.
Когда рядом с бывшей церковью появился пристрой – одноэтажные кабинки кафе, потом ресторана «Хан Булак» вокруг облагороженной площадки, восприняла это спокойно.
Проходя мимо и глядя на пиццерию и кафе, потом ресторан рядом с бывшей Никольской церковью, не раз вспоминала возмущенное письмо жительницы Казани в «Литературной газете» о том, что в здании бывшей Закабанной мечети открывают ресторан. Не помню, в каком году это было, но точно в советские времена. Письмо сопровождалось эмоциональным редакционным комментарием, обвинявшим казанцев в непочтительном отношении к бывшему храму. Скорее всего, это были уже перестроечные годы, когда вдруг стали верующими тысячи вчерашних атеистов.
Потом оказалось, что это была первоапрельская шутка коллег из молодежной газеты. Читательница не обратила внимание на дату растревожившей ее публикации.
Мимо этого здания приходится ходить часто — на остановку 75-го автобуса. И однажды увидела открытую входную дверь в здание, чего там уже давно не бывало. Зашла внутрь, даже сфотографировала. Правда, плохо получилось: в кадр не попали кальяны на столах. Строгий мужской голос призвал меня выйти вон.
Это был холодный душ: я поняла, что молельный зал бывшей церкви давно используется рестораном «Хан Булак».
Вспомнила, что от Олеси Балтусовой в 2022 году я узнала, что кальянная кафе Fleur была в алтарной части храма. Видимо, там же она у ресторана «Хан Булак».
А вчера, снова проходя мимо, увидела, что ресторан теперь уже не скрывается. У входных дверей бывшей церкви — вывеска.
Так что ресторан в культовом здании в Казани все-таки появился. Правда, не в мечети — в церкви. Безбожники везде одинаковые. Для них что святое, намоленное тысячами людей место, что сарай или другая какая постройка – всё едино, объект…
На мой взгляд, даже зернохранилище в прежние времена — не такое было кощунство.