Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В июне 1579 года Казань постигло страшное бедствие – пожар, истребивший часть города возле Кремля, сам Кремль, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада. Вскоре после пожара десятилетняя девочка Матрена рассказала родителям, что видела во сне Божию Матерь, которая велела ей найти на пепелище Ее Пречистый Образ.
В рассказ девочки никто не поверил. После второго явления Богородицы Матрена пошла на пожарище и в указанном ей месте на глубине двух аршин (примерно полтора метра) нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Образ был такой яркий, словно иконописец только что закончил свой труд. Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Голова Матери склонена к Младенцу.
При громадном стечении народа в присутствии священнослужителей и городской знати находка была отнесена в ближайшую церковь – Николы Тульского, потом ее поместили в кафедральный Благовещенский собор.
Это событие совершилось 8 июля по старому стилю. О том, как это происходило, мы знаем по свидетельству очевидца – патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена). В то время он служил в только что созданной Казанской епархии и носил имя Иеремий.
«Однажды случилось девице той спать в полдень и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы, страшным огненным образом испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы лчи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей».
«Сказание о явлении образа Пречистой Богородицы во граде Казани»
Практически во всех исследованиях о казанской находке цитируется его рукопись «Сказание о явлении образа Пречистой Богородицы во граде Казани», составленная около 1594 года. В 2005 году она была переиздана.
Кстати, на обложке нового издания - Ватиканский список Казанской иконы, о котором мы еще расскажем. О том, как выглядела новоявленная икона, мы увидели совсем недавно. До этого ученые в рассуждениях о Казанской иконе, руководствовались святыми образами того времени, принадлежащими к иконографическому типу, который называется Одигитрия.
Интересно, что вся дальнейшая жизнь Святителя Гермогена и даже его мученическая гибель была связана с этим образом.
Гермоген (ок.1530-1613) в 1582 г. стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 г. был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским. С 1606 по 1612 гг. – патриарх Московский и всея Руси. Принимал активное участие в распространении христианства в Казанском крае. Его святейшество был яростным противником введения на Руси униатства и католичества, сыграв видную роль в организации сопротивления польской интервенции, за что и был заключен в Чудов монастырь, где скончался от голода 17 (27) февраля 1612 г.
Люди ходили поклоняться ему в Кремль, где в Успенском соборе покоятся его святые мощи. Народ простаивал по 10 часов, чтобы только приложиться к этим мощам. Канонизирован в 1913 г.
Уже по дороге в Кремль икона явила первое чудо. Некий человек по имени Иосиф, просивший милостыню, слепой уже три года, вдруг прозрел. Автор «Сказания…» сообщает немаловажную деталь: получив спасение от Богородицы, он забыл ее поблагодарить, «отпав верою и отяготясь ленностью», а потому прозрение получилось неполное. Иосиф стал видеть «только немного перед собою».
Гермоген описывает в своей рукописи 16 чудесных исцелений. Особо милостлива Казанская Божия Матерь была к слепым. Люди приносили ей дары – «каждый по силе своей». Были среди этих даров и золото, серебро, драгоценные камни.
Ивану Грозному послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали и явление Святого образа, и чудеса, случившиеся от нее. Казанцы сделали точную копию с новоявленной иконы и отправили ее царю. Так появился на Руси первый список с чудотворной Казанской иконы, которых потом было сделано множество. Некоторые из них впоследствии также стали чудотворными.
Иван Грозный повелел поставить на месте явления иконы девический монастырь на 40 инокинь, из царской казны велено было дать монастырю «достаточное содержание священному собору и игуменьи, а также сестрам годовое довольствие». Чудотворную икону из Благовещенского собора перенесли торжественным крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена, принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала настоятельницей монастыря.
Матрона (Матрена), она же Мавра
Практически в каждом доме был образ Богоматери, которую верующие звали Заступницей. В любом крупном городе России, да и во многих деревнях и селах были Казанский собор или Казанская церковь. Есть такие церкви и соборы и за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме, Праге и других мировых культурных центрах. Объясняется такое поклонение не только чудотворной силой новоявленного образа, но и его важной ролью в жизни государства Российского. С ним связано много важных событий.
Прежде всего, находка случилась, как нельзя, вовремя. Через три года после взятия Казани Иван Грозный принимает решение превратить ее в православный город. Для этого в 1555 году образуется Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием. Город стал усиленно заселяться православными, было предпринято немало мер для крещения мусульман. Однако несмотря на все усилия властей, православие среди коренных народов Волжско-Камского региона приживалось с трудом. Мало того, наметился обратный процесс – православные становились мусульманами.
В 1579 году отпад от православия достиг высшей точки, что не могло не вызвать озабоченности светских и духовных правителей России. Как раз в это время случается в Казани страшный пожар. Народ запаниковал, поползли слухи о небесной каре на православных. Так что явление Богородицы в казанском приходе Николы Тульского, можно сказать, во многом носило символический характер. Икону восприняли как знак особого покровительства Девы Марии православных Казани. Отход русских от православия прекратился.
Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки, которые беззастенчиво грабили столицу и ближайшие окрестности. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М.Минина и Д.М.Пожарского выступили против поработителей. Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген.
Есть и другое толкование: обратиться за заступничеством к Казанскому образу посоветовал греческий архиепископ Арсений, которому было видение. Святой Сергей Радонежский открыл ему тайну могучей силы Руси.
22 октября 1612 года Москва была освобождена, самозванец Лжедмитрий II казнен. Освобождение столицы было полностью приписано чудотворной иконе. На этот раз она помогла остановить распространение католичества на Руси.
Художник Ф. Москвитин. Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год
Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков. Вот что читаем в книге «О жизни православных святых, иконах и праздниках» (составитель О.А. Попова):
«Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли».
Московский список Казанской иконы Божией Матери. Хранился в Казанском соборе на Красной площади
В 1811 году этот список был перевезен в Санкт-Петербург, где к тому времени по приказу Петра I также был воздвигнут грандиозный Казанский собор. Позже с иконой Казанской Божией Матери связывали победы россиян в 1812 и 1945 годах.
Первоначально праздник новоявленной иконы был установлен только для Казани и Москвы: в день обретения 8 июля (старый стиль) и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября. Но в 1649 году, когда у царя Алексея Михайловича родился долгожданный первенец – сын (к этому событию тоже была причастна чудотворная икона), он повелел ввести празднование по всей России.
Празднование Казанской иконы Божьей Матери – по новому стилю 21 июля и 4 ноября, что соответствует старому стилю: 8 июля и 22 октября.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери. В 1721 году Петр перенес один из списков Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года - в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.
В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в грандиозный Казанский собор, построенный по приказу Петра I. Кстати, это единственный сохранившийся список иконы того времени.
Петербургский список Казанской иконы Божией Матери
Казанский собор в Санкт-Петербурге
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Иконостас главного алтаря в Казанском соборе тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...
Есть документальные свидетельства того, что Казанская икона Божией Матери помогла нашей стране и в годы Великой Отечественной войны. Приведем цитату из сборника «Россия перед вторым пришествием»:
«Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рас-сказать о том, как она была спасена».
Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время, от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери, Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. «Малая земля»)».
Казанцы в годы войны молились у иконы Богородицы в церкви Ярославских чудотворцев. Многие годы это был единственный храм в городе
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Интересный факт: в Интернете поисковые системы предоставят в наше распоряжение около 23 тысяч икон Казанской иконы.
Но вернемся в дореволюционную Казань.
Первый каменный собор в честь явленной иконы был разобран за ветхостью. 30 мая 1798 года состоялась закладка нового каменного храма, первый камень в его фундамент заложил император Павел I, приехавший в Казань специально для этого события. На старинной фотографии видно, каким величавым было это сооружение.
Вид на Богородицкий женский монастырь. Работа Эдварда Турнерелли, который с 1837 по 1844 год преподавал в Казанском университете
Женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, становился все известнее, привлекая паломников со всей страны. Практически все, кто приезжал в Казань, шли поклониться образу Заступницы. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.
Явленный образ - чудотворная Казанская икона Божией Матери (1890-е годы). Фрагмент книги
Так как Казанская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона. Так, Екатерина II, отслужив в 1767 году у образа литургию, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов. Оклад и риза были золотые. На иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней.
Это и предопределило ее дальнейшую трагическую судьбу.
Историю иконы изучала Любовь АГЕЕВА
Постскриптум
Данная публикация – первая часть очерка Любови Агеевой. Учитывая нежелание современных молодых читателей читать большие тексты, мы разбили его на небольшие главки. По гиперссылкам вы легко соедините отдельные главки в единый текст.
Публикация обновлена в 2012 году, после выхода в свет книги «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (А.М. Елдашев, Е.В. Липаков, Д.И. Хафизов; под ред. Ю.В. Андреевой. Казань, Центр инновационных технологий). Иллюстрации из этой книги.
2. Казанское святотатство 1904 года
4. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского
Другие публикации:
Книга о заступнице усердная рода христианского