Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ольга Иванова – лауреат Державинской премии 2021 года

14 июля, в день рождения нашего земляка Гавриилы Державина, премию его имени получила Ольга Иванова, председатель русскоязычной секции Союза писателей РТ.

 История глазами литератора

  Мало кто в жизни быстро находит свое призвание, дело, к которому по-настоящему лежит душа. Ольге Ефимовне Ивановой это удалось.

 Нашла она себя уже в зрелом возрасте – благодаря небольшому материалу в одной из казанских газет. Заинтересовавшись историей татарского народа, написала удивительную трилогию о трех татарских женщинах: «Нурсолтан», «Ковгоршад» и «Сююмбике».

 О казанском литераторе Ольге Ивановой на страницах газеты «Казанские истории» 27 апреля 2003 года рассказала наш корреспондент Елена ЛЫЖИНА. Мы тогда попросили оценить ее книги Розалину ШАГЕЕВУ, заместителя директора НКЦ «Казань», заведующую Музеем национальной культуры в НКЦ.

Ольга Ефимовна Иванова родилась в Сибири в городе Новокузнецке. Проучившись там 8 лет, вместе с родителями переехала жить в Сочи. А после окончания школы решила получить образование в Казани, где впоследствии нашла свою любовь и осталась жить. Долгое время работала в торговле, сначала инспектором, потом начальником отдела кадров. И все шло вроде бы своим чередом: дом да работа. Но однажды, а точнее 16 лет назад, в руки Ольги Ефимовны попала газета, в которой был напечатан материал о трех татарских женщинах: Нурсолтан, Ковгоршад и Сююмбике.

Глубоко тронули ее судьбы этих женщин, захотелось узнать о них побольше. И Ольга все свое свободное время стала проводить в библиотеках или дома за книгами. А потом решила записать все то, что узнала. Ночами одновременно писала и убаюкивала маленького сына.

Ольга Ефимовна изучила много документов, перечитала массу книг. Начала с истории Казани, но потом поняла, что этого мало, – надо знать намного больше. Стала изучать историю Литвы, Крыма и т.д. В основном “советовалась” с книгами известного нашего ученого А.Халикова. Нередко возникали проблемы с датами: в одной книге писалась одна дата, в другой – другая.

Приходилось терять много времени и сил, скрупулезно высняя истину. Но такая работа приносила и огромное удовольствие. Тем более что еще с детства Ольга увлекалась историей, и такое близкое соприкосновение с любимым предметом радовало и вдохновляло. Порой не могла уснуть до глубокой ночи, раздумывая о том, что напишет завтра. Но когда наступало утро и Ольга бралась за «перо», то рука невольно выводила на бумаге совершенно другие записи, не то, о чем думалось ночью.

Это казалось странным. Но, наверное, так должно быть у каждого ищущего, сомневающегося писателя.

Первая часть трилогии – о Сююмбике была закончена в 2000 году, остальные – чуть позже. Ее романы читали все – и родные, и друзья. Хвалили. Однажды подруга предложила Ольге показать свои творения Розалине Гумеровне Шагеевой, известному казанскому искусствоведу.

Ольга Ефимовна с радостью согласилась, ведь похвалы близких людей – это одно, а оценка специалиста – совершенно другое дело. Несколько недель не было никаких известий. И уже когда надежды на положительный отзыв, казалось, рухнули, прозвенел долгожданный звонок. Розалина Шагеева просто в восторге и горит желанием познакомиться с автором…

Трилогию с общим названием “Правительницы Казани” она оценила высоко, отметив, что романы написаны не скучно, а понятным, интересным для любого человека языком. После знакомства с Р.Шагеевой у Ивановой появились желание издать свою трилогию. Было, конечно, тяжело, так как спонсоров на издание не нашлось. Написала письмо к мэру Казани К.Исхакову, но посылать не стала. А, возможно, зря.

«В преддверии тысячелетнего юбилея столицы Татарстана у сотен людей возникает желание быть полезным своей родине, внести посильную лепту в дело возрождения истории, которая подвергалась забвению многие сотни лет, – писала она. – Хотелось внести подобный вклад и мне. Еще в советские времена замечала, как мало в Татарстане книг по истории Казани. Да и сейчас уделяется больше внимания истории документальной, написанной языком ученых, и оттого не доступной широкому кругу читателей. Обидно и жалко, что столь богатая и интереснейшая история Татарстана остается невостребованной. Имена выдающихся государственных деятелей, поэтов, правителей времен Булгарии и Казанского ханства для многих коренных казанцев сегодня мало что значат. А ведь люди, не знающие своей истории, – как перекати-поле! Могут ли они полноценно существовать, созидать, воспитывать будущее поколение?!»

Долгие годы испытывала непреодолимое желание восполнить этот пробел. Понимала, что широкий круг читателей хочет взять в руки книгу, не просто передающую сухие документы древней истории, а легкую и интересную в прочтении и в осмыслении, доступную и юному поколению, и людям, умудренным житейским опытом. Так родилась трилогия “Правительницы Казани”.

Деньги пришлось вкладывать свои, помогли родственники и друзья. Первая книга под названием «Нурсолтан» должна выйти в свет уже в марте 2003 года. Сейчас О.Иванова работает над новым произведением, в котором главным героем будет мужчина. У него пока нет названия, черновой вариант – «Основатель Улу-Мухаммед». Хочется пожелать Ольге Ефимовне творческих удач.

Елена ЛЫЖИНА

Глубокий взгляд в прошлое

Трилогия Ольги Ивановой посвящена одному из самых драматичных периодов в истории татарского народа эпохи Казанского ханства: становления, расцвета и окончательного его падения в середине XVI века. Трилогия представляет собой жанр популярного в настоящее время в отечественной литературе романа-реконструкции, где шаг за шагом, на базе широкого круга источников и художнической интуиции возрождается исчезнувшее прошлое. Созданное автором – отнюдь не научная монография или “бледная археология”, воскрешающая впечатляющие культурные останки прошлого. 

Это и не красочный приключенческий роман с культом степного рыцарства и пафосом ренессансных городов Поволжья с расцветом культуры и экономики. Трилогия “Правительницы Казани” – полифоническое многофигурное полотно с обширной географией (Казань, Москва, Крым, Литва, Турция....), с широким охватом событий и действующих лиц, начиная от правителей государств – ханов, сеитов, мурз, карачи, беков, вельмож, сановников, кончая эпическими картинами народной жизни.

Автору оказался подвластен чрезвычайно кропотливый, вдумчивый труд не только по восстановлению кардинальных событий эпохи: войн, смены правящих династий, дипломатии и переговоров, государственной политики и идеологии, но и картин мирной, общественной жизни, строительства и обустройства города. Так, богатая фантазия прозаика уносит читателя в экзотические ставки золотоордынских ханов и в царские палаты Московского Кремля, во дворцы крымского хана и турецкого султана.

Хорошее освоение исторического материала позволяет автору живо и свободно апеллировать к событиям, фактам, деталям быта, языку прошлых столетий. Писательнице удалось воссоздать адекватные национально-этническим, народным представлениям образы легендарных женщин, о которых упоминают русские летописи, “Казанская история” неизвестного автора XVI века, историки Карамзин Н. М., Соловьев С.М. в XIX веке, Худяков М.Г. и др. в XX веке.

Умелое вкрапление в речь героев стихов, четверостиший, изречений поэтов средневековья – Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма, Мухаммедьяра, Джалниз Джирау (по последним версиям автор эпоса “Идегей”) – делает страницы романов еще краше, живописней и интригующе.

От романа веет неподдельным ароматом “Тысячи и одной ночи”. Итак, на путях к тысячелетию Казани появился эмоциональный и красивый, дышащий жизнелюбием и духом исторической правды труд, с максимализмом в охвате событий и лиц, с чудесами фольклора и откровениями современного литературного стиля, лишенный, однако, стремления к вседозволенности и идеализации. Это – глубокий взгляд в прошлое и драгоценное чтиво для современника, созданное молодым талантливым романистом.

Розалина ШАГЕЕВА,

заслуженный деятель искусств РТ, заместитель директора НКЦ “Казань”,

заведующая Музеем национальной культуры, искусствовед и поэт.

«Казанские истории», №5-6, 2003 год

 

Читайте в «Казанских историях»:

Три казанских правительницы: Ковгоршад

Три казанских правительницы: Нурсолтан

Три казанских правительницы: Сююмбике