Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фешин в Казань вернулся…

В 1926 году на вопрос, кто из современных живописцев России наиболее талантлив, Илья Репин коротко ответил: «Фешин».

Татьяна ГРУНИНА, ученица 10Б класса казанской гимназии №9, приглашает наших читателей посетить места, связанные с именем Николая Фешина. В 2004 году она представила свою исследовательскую работу на конкурс юных экскурсоводов и была отмечена в числе лучших "экскурсоводов"-школьников.

Кто-то верно заметил, что «города – это люди». Люди формируют облик города, создают и приумножают его славу.

Казани – если можно так сказать – везло на знаменитости: в ее истории запечатлены десятки имен, да и каких имен: Сергей Аксаков, Максим Горький, Лев Толстой, Иван Шишкин, Федор Шаляпин. Этот список можно продолжить...

Одна из ярких страниц летописи нашего города повествует нам о великом русском художнике Николае Ивановиче Фешине. Его жизнь и творчество переплелись с историей Казани.

Когда иностранные туристы из Америки, Франции, Германии и других стран приезжают в наш город, они непременно стремятся побывать в Музее изобразительных искусств и просят показать им фешинский зал, долго стоят у картин, фотографируют, покупают каталоги.

В мире знают имя нашего земляка. А мы, казанцы, что знаем о нем? как его имя связано с нашим городом? Оказывается, знаем мы немногое. Поэтому, дорогие друзья, я хочу пригласить вас на автобусную экскурсию по фешинским местам Казани и рассказать о нашем знаменитом земляке. 

Художник Николай Фешин. Автопортрет 

Наша экскурсия начинается, как и многие, у Кремля. Автобус вдоль набережной Казанки направляется к Евдокиинской церкви, что находится на улице Федосеевской, 46. Как пишет Николай Фешин в своей автобиографии, «родился он в Казни в 1881 году, крещен в церкви Евдокии».

К сожалению, других документальных сведений о жизни в Казани не сохранилось. Не известны дома, улицы, где он родился и жил. Научные сотрудники музея высказывают предположение, что родился Фешин в Адмиралтейской слободе, а жил, вероятнее всего, на Федосеевской или Подлужной улице, где обычно селились казанские художники в начале XX века.

Здесь, в Казани, прошли его лучшие годы. Мальчишкой вместе с отцовской артелью резчиков по дереву и позолотчиков Николай отправлялся в ближние и дальние села, помогал ставить там иконостасы, выполнял резную работу. Именно отец был первым наставником Фешина в искусстве. Отец поощрял занятия сына рисованием, деревянной резьбой и мечтал отдать мальчишку в учение к иконописцу.

В 1895 году, когда Николай завершал свое начальное образование, в Казани открылась художественная школа, куда он и поступил. Мы отправляемся с вами на улицу Толстого, к современному зданию Казанского технического университета, где в конце XIX – начале XX века располагалась Казанская художественная школа. Это здание построил архитектор Карл Мюфке. 

Здание художественной школы

1895-1901 годы – годы учебы в художественной школе. Незабываемое время! Молодость, восторженность, влюбленность в искусство, в жизнь. Дружба, любовь, мечты, надежды.

На первый взгляд, в ученических фешинских работах еще ничто не предвещает будущего мастера-виртуоза. Но казанские рецензенты уже тогда выделяют их на ученических выставках:

«Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина «Христос» и два пейзажа. Смелость таланта сквозит в каждом мазке смелых и богатых, еще не высохших красок».

Очень скоро Казанская художественная школа стала лучшей в России. Она подчинялась непосредственно Петербургской Академии художеств. Рекомендация школы ценилась в столице, и когда Н.Фешин в 1901 году приехал в Петербург, то был принят в Высшее художественное училище при Академии художеств, в мастерскую И.Е.Репина. На весенней академической выставке 1908 года появились две вещи молодого академиста, которые положили начало мировой славе художника. За «Черемисскую свадьбу» он получил премию имени Куинджи, а за «Даму в лиловом» – малую золотую медаль в Мюнхене.

Окончив академию в звании художника, Фешин вернулся в Казань осенью 1909 года. 15 лет назад вступивший в художественную школу робким учеником, Фешин возвращается зрелым мастером, умелым педагогом. За десять лет преподавания он воспитал группу талантливых художников.

Школу в этот период называли «фешинской», поскольку авторитет Фешина-педагога у его учеников был очень велик, они называли его «богом живописи». И своим творчеством Фешин показал, что он «бог живописи». Портретист, пейзажист, мастер тематической картины и натюрморта, виртуозный рисовальщик, скульптор и резчик по дереву, театральный декоратор – таким предстает перед нами Фешин этой поры.

В 1916 году Академия художеств присвоила Фешину звание академика живописи. А.Фешин-педагог мечтал о строительстве Казанской академии художеств, даже составил проект здания, смету и отправил в Петербург...

Но приближался 1917 год... Пожелтевшие газетные страницы доносят через десятилетия пульс казанской жизни той поры. «Бедственное положение художественной школы». Она работала с перерывами, в классах растапливали буржуйку, писали в шубах и валенках.

В 1922 году Николай Иванович Фешин тяжело заболел: после сыпного тифа, в результате недоедания и истощения – вспышка туберкулеза. И все это усугублялось осознанием невозможности дальнейшего творческого и простого жизненного существования в Казани.

Созревает твердое решение об отъезде в Америку. Нью-Йорк – Таос –Лос-Анджелес. Вот география жизни Николая Фешина в Америке в течение тридцати лет. Успех сопровождал его повсюду: выставки произведений Фешина вызывали восторженные отклики в печати. Американцы писали: «Если вы хотите видеть чудо, идите на выставку Фешина». Его картины успешно раскупаются частными коллекционерами.

Живя долгие годы в Соединенных Штатах, Фешин ничего не перенял из заокеанского образа жизни – он остался истинно русским художником. Мечтал еще раз увидеть Волгу, родную Казань, как писал брату – «почувствовать себя на Родине». Художник приходит к горькому для себя выводу:

«За последнее время я часто думаю о прошлом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны, что бы с ней не случилось...В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве...»

И все же возвращение Фешина в Казань состоялось. Наш путь лежит к парку Горького, но автобус остановится чуть дальше, у Арского кладбища. Мы выйдем из автобуса, пройдем немного по центральной аллее – и рядом с могилой известного казанского художника Кондрата Максимова увидим скромное гранитное надгробие, на котором портрет и имя – Николай Фешин.

В 1976 году, согласно завещанию художника, произошло перезахоронение его праха, доставленного дочерью – Ией Фешиной-Бренхам из Америки, где он скончался в 1955 году. Теперь он покоится на Арском кладбище Казани.

Захоронение Николая Фешина на Арском кладбще

И еще один трогательный и примечательный факт: Ия Николаевна привезла в дар Казани и казанцам два живописных произведения («Портрет Маруси Бурлюк» и «Обнаженная в ванной»), несколько виртуозных рисунков американского периода.

А наш автобус подъезжает к одному из красивейших мест Казани, где на пересечении улиц Карла Маркса и Муштари, находится большой двухэтажный особняк, построенный в начале XX века. Здесь с 1967 года располагается Музей изобразительных искусств Татарстана, один из крупнейших музеев в Поволжье.

Музей изобразительных искусств Татарстана

«Николай Фешин вернулся в Казань» – такова тема нашей экскурсии. Возвращение Фешина – это, конечно же, возвращение его картин, его творчества.

После его отъезда за границу в 1923 году в России наступила пора умолчания о художнике. Его имя не упоминалось ни в Большой советской энциклопедии, ни в художественных энциклопедиях, не было выставок его картин. Лишь чудо уберегло хранящиеся сегодня в Музее изобразительных искусств республики полотна Фешина от списания и уничтожения.

Только спустя десятилетия, в пору хрущевской оттепели, стало возможным собрать первую ретроспективную выставку – она состоялась в 1958 году в Казани, а в 1963 году прошла выставка работ Фешина из музеев страны и частных собраний.

Благодаря сотрудникам Музея изобразительных искусств, и в первую очередь - Галины Аркадьевны Могильниковой, в результате кропотливой работы с наследниками художника, на протяжение десятилетий удалось собрать самую большую в России коллекцию фешинских работ. Она насчитывает около 300 экспонатов.

Портрет дочери. Произведения американского периода (рисунки и скульптуры) вместе с личными вещами в 1976 году подарила музею дочь художника И.Н. Фешина-Бренхам

И вот мы с вами входим в здание музея, проходим через многочисленные залы, поднимаемся на второй этаж и наконец-то видим то, ради чего пришли сюда, – фешинский зал...

И встречает нас сам Николай Фешин. Он смотрит на нас с автопортрета, написанного в 1920 году, и как бы сопровождает нас по залу. А мы уже не можем оторвать взгляд от «Портрета Вареньки Адоратской» (1914)…

Николай Фешин. Портрет Вареньки Адоратской

Как считают критики, наиболее полно, ярко талант Фешина раскрылся в портретном жанре. Это одна из лучших картин Фешина. В пленительном образе девочки с мягким овалом миловидного личика, с большими карими глазами, открыто смотрящими на нас, с грациозной фигуркой, художник раскрывает чистый и наивный мир детства, красоту и тепло детской души.

Портрет художницы Сапожниковой

Николай Фешин оставил после себя огромное наследие. Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто. Главная проблема состоит в том, что Фешин часто дарил или обменивал свои работы, и в каких коллекциях они теперь находятся, неизвестно.

Наибольшее число работ находится на родине художника - в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. У нас собрано около 200 его работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас - 68 работ. Полотна Фешина хранятся также в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

Глядя на фешинские работы, понимаешь слова одного из его учеников:

«Он обладал высшей степенью дарования быть «сверхмаэстро». Это когда искусство как бы возникает само собой, будто художнику ничего не стоит... Дохнул – вот оно и создалось, а за этим – дыхание жизни, свет, очарование».

Не хочется уходить. Вот оно – очарование фешинского зала. И еще, что показалось нам радостным и обнадеживающим: связи с наследниками Фешина не обрываются.

Сегодня мы перевернули одну из славных страниц истории нашего города, совершили экскурсию по фешинским местам Казани, приблизились к его творчеству.

Умирая, Николай Фешин говорил своим друзьям: «Нужно чтобы родная Казань не забыла нас». И мы надеемся, что любимая Фешиным Казань будет всегда его помнить.

Татьяна ГРУНИНА, ученица 10Б класса гимназии №9.

«Казанские истории», №7-8, 2004 год

Читайте в «Казанских историях»

«Пять вечеров с Николаем Фешиным» в Казани

В гости к Николаю Фешину

Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»

«Николай Фешин. От Казани до Таоса»