Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Пять вечеров с Николаем Фешиным» в Казани

Триумфальным стало открытие выставки произведений яркого представителя художников «Серебряного века» Николая Фешина, посвященной 125-летию со дня его рождения.

В Государственном музее изобразительных искусств Татарстана такого аншлага давно не было. В музее собрались не только художники и искусствоведы, студенты и преподаватели художественных учебных заведений, но и представители практически всех творческих союзов, просто почитатели таланта нашего прославленного земляка.

Еще до начала официальных торжеств казанцы и жители республики узнали, что отныне Казанское художественное училище будет носить имя Николая Фешина. Соответствующее постановление Премьером-министром  РТ уже подписано.

Николай Иванович – не просто наш земляк. Он один из первых воспитанников знаменитой Казанской художественной школы, которая стала первой ступенькой на пути становления Фешина-художника. Он вернулся в школу в 1908 году уже зрелым художником, получившим классическое образование в мастерской великого Репина, и сам стал учителем для начинающих художников.

Фешин работал в Казани до октября 1922 года. Виртуозный портретист, мастер многофигурной композиции, он не менее интересен в таких жанрах, как «ню», пейзаж и натюрморт. Н.И.Фешин – один из самых значительных мастеров натурного рисунка.

Его талант ярко раскрылся и в декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре», – говорится в пресс-релизе музея. В своих портретах Фешин показывал человека в его индивидуальной неповторимости как высшее создание природы и культуры. Чаще всего писал молодых девушек и детей.

На его портретах мы видим и  исторических деятелей, великих музыкантов, которых он рисовал по заказам советских учреждений, например, портреты Ленина и Луначарского.  Наиболее значительные произведения художника появились в 1914-1918 годах.

Юбилейные торжества начались 22 ноября с торжественного собрания в Казанской ратуше. Это здание было выбрано не случайно: здесь, в Дворянском собрании, в начале прошлого века устраивались художественные выставки, в которых принимал участие Николай Фешин. Художник посещал здесь концерты, в частности, слушал сочинения Сергея Рахманинова и Александра Скрябина.

Почитатели таланта великого художника посетили его захоронение на Арском кладбище. В церкви Святой Евдокии (ул.Япеева), где художник был крещен, состоялся поминальный молебен.

Как известно,  Николай Иванович умер 5 октября 1955 года в Калифорнии, где он купил студию в 1946 году, за месяц до 75-летия. В 1976 году его прах был перевезен из Америки в Россию, в Казань, город, где он родился.

Надгробие художника на Арском кладбище Казани

Участников юбилейной научной конференции «Николай Фешин и художественная культура ХХ века» приветствовал Президент РТ Минтимер Шаймиев (его обращение зачитала вице-премьер – министр культуры РТ Зиля Валеева):

«Мы рады принять вас и всех, кто посвятил свои труды изучению и популяризации творчества нашего выдающегося земляка Николая Фешина, а также его вклада в развитие художественной культуры двадцатого столетия. Мы обращаемся к его имени, когда говорим о высоких традициях Казанской художественной школы, об уникальности творческой атмосферы, присущей Казани как центру притяжения и взаимодействия восточной и западной культур. Вспоминая его, изучая его творческое наследие, исследователи в своем научном творчестве способствуют передаче эстафеты художественных традиций новому поколению мастеров искусства».

Во второй половине дня в Музее изобразительных искусств открылась выставка произведений Фешина, достаточно полно раскрывающая многогранный талант нашего земляка. В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, изделия декоративно-прикладного искусства.

– Мы достаточно хорошо знакомы с творчеством Николая Фешина, но сегодня увидим работы из собраний других музеев Российской Федерации, и поэтому хочу в эти минуты прежде всего поблагодарить всех тех, кто помог нам в работе над этой выставкой – представителей музеев Российской Федерации, – сказала на открытии вернисажа Зиля Валеева.

По ее словам, юбилей Николая Ивановича Фешина – одно из самых выдающихся событий Года литературы и искусства в Татарстане.

«Николаю Фешину принадлежит совершенно особое место в плеяде замечательных деятелей искусства первой половины XX века. Мощь и самобытность творчества художника, масштаб его личности уже много десятилетий восхищают поклонников его таланта во всем мире»

Это цитата из ее представления выставки, которым начинается каталог, подготовленный научными сотрудниками ГМИИ РТ.

Вице-президент Академии художеств России, ректор Художественного института имени В.Н.Сурикова, народный художник России Анатолий Бичуков, выступая на открытии выставки, подчеркнул, что для него «большая честь и гордость оказаться в славном городе Казани».

«Сегодня мы несколько раз имели возможность убедиться в том, насколько уважаемо творчество Николая Фешина в Казани, и могу сказать, насколько его творчество уважаемо в Тоасе и в Соединенных Штатах Америки», – сказала госпожа Эрион Симпсон, директор Музея искусств  из штата Нью-Мексико.

За время подготовки к выставке Фешина некоторые картины мастера были отреставрированы, в частности, два самых больших полотна – «Обливание» (1911, 236х329) и «Бойня» (1919, 220х289).

Николай Фешин. Бойня

В реставрации были задействованы ведущие специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Грабаря: художники-реставраторы Юрий Кузнецов и Сергей Леваев. Часть работ была отреставрирована силами сотрудников ГМИИ РТ.

На пресс-конференции журналистам представили Ильдара Галеева – мецената, благодаря которому произведения Фешина заиграли новыми красками. Большая часть произведений в экспозиции – из фондов нашего музея, кроме того, казанцы имеют возможность увидеть работы из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина, Кировского, Нижегородского, Самарского, Чебоксарского и других музеев.

Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой. Этюд. 1915 год

В экспозицию вошло около 140 работ, принадлежащих ГМИИ РТ, 38 полотен и листов – из других музеев России. Долгое время имя художника, который с 1923 года жил в США (Нью-Йорк – 1923-1926, Таос – 1926-1933, Калифорния – 1934-1955) , оставалось неизвестным широкой публике. Потребовались долгие годы исследований, чтобы возвратить художника-эмигранта на родину.

Первый шаг в этом направлении сделал казанский искусствовед Павел Дульский, автор прижизненного монографического очерка о Фешине 1921 года. Велики заслуги Галины Могильниковой и Анатолия Новицкого.

Впервые казанцы увидели работы Фешина в 1958 году, вторая выставка состоялась в Казани, а также в Ленинграде, Москве, Киеве и Кирове в 1963-1965 годах. Первая совместная российско-американская выставка состоялась в 1976 году благодаря сотрудничеству Галины Аркадьевне Могильниковой и дочери художника – Ии Николаевны Фешиной-Брэнэм.

Галина Аркадьевна Могильникова с дочерью художника Ией Николаевной Фешиной-Брэнэм и его внучкой

В 1911 году была организована выставка с участием 14 музеев России. В 1992 году появился каталог произведений Фешина российского периода творчества. В 2004-2005 годах работы из собрания Музея изобразительных искусств РТ увидели москвичи.

Имя Николая Фешина становится все более востребованным и популярным среди самых широких слоев любителей искусства. К сожалению, не все известные «казанские» картины художника удалось собрать на юбилейной выставке. По приблизительным подсчетам, в русский период творчества Фешиным было создано около 400 произведений, не менее 100 произведений находится в США.

По данным Форреста Фена, арт-дилера, более 35 лет продававшего произведения Фешина в США, с учетом данных о работах, находящихся в России, их общее число может доходить до двух тысяч. Большая часть произведений в США находится в частных собраниях и в более 30 американских музеях. В отечественных музеях выявлено около 270 работ, из них более 180 произведений принадлежит Музею изобразительных искусств РТ.

Как сообщается в каталоге выставки, коллекцию работ Фешина в казанском музее с полным основанием можно назвать уникальной, поскольку ее количественный состав и качественный уровень не имеет аналогов ни в России, ни в США. Картин, написанных в Америке, в юбилейной экспозиции нет.

Почитателям таланта пришлось довольствоваться сообщением госпожи Симпсон, директора музея, открытого в доме, где когда-то жил Фешин.  На пресс-конференции она сообщила журналистам, что местная колония художников приобрела дом Фешина, который он построил по собственному проекту, после смерти его жены. В настоящий момент дом используется больше как современная картинная галерея, однако уже собрана значительная сумма денег, на которую предполагается выстроить для этих целей специальное здание. После этого дом Фешина снова будет домом фешинским.

Женщина с брошью. 1930-1940-е годы

Для участия в юбилейных торжествах в Казани собралось более 30 искусствоведов из разных городов России: Санкт-Петербурга, Выборга, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Козьмодемьянска, Курска, Тамбова, Чебоксар. Были также приглашены куратор отдела фотографии Музея изобразительных искусств Санта Фе Steven E.Yates и профессор неаполитанского Института Востока Nicoletta Misler.

На научно-практической конференции прозвучали следующие сообщения: «Н.И.Фешин в Нью-Йорке», «Проблемы «нон-финито» в творчестве Н.И.Фешина», «Н.И.Фешин и А.В.Григорьев. Две судьбы», «Тепловы, которые жили на берегу Волги…», «Черемисская свадьба» Н.И.Фешина и тема свадьбы в произведениях чувашских художников», «Судьба и жизнь произведений Н.И.Фешина в коллекции Козмодемьянского художественно-исторического музея имени А.Г.Григорьева», «Николай Фешин и театр», «Казанское окружение Н.И.Фешина: Боратынские», «Ученики Н.И.Фешина в Москве: А.Соловьев, Н.Христенко», «Развитие традиций народного декоративно-прикладного искусства и художников Абрамцева в произведениях Н.И.Фешина», «Ученики Н.И.Фешина на Урале».

Часть научных докладов была посвящена другим выдающимся художникам, а также проблемам изобразительного искусства в целом. Заместитель директора московского Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Михаил Бусев рассказал о портретном творчестве Пабло Пикассо, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского института АИЖСА имени И.Е.Репина, кандидат искусствоведения Нина Кутейникова – о проблемах религиозного искусства ХХ века, доцент кафедры истории искусств Уральского государственного университета имени А.М.Горького (Екатеринбург), кандидат искусствоведения Тамара Галеева – о докторе Кристиане Брайнтоне, американском полпреде русского искусства в 1920-1930 годы, москвичка Марина Лещинская, внучка Павла Бенькова – о новых данных в атрибуции произведений деда в собрании музеев Казани и частных коллекциях (1910-1928), заместитель директора по научной работе Государственного института Востока (Моска), доктор искусствоведения Тигран Мкртычев – о произведениях Павла Бенькова в собрании Института Востока, сотрудник Выборгского филиала РГПУ имени Герцена, доктор культурологии, кандидат искусствоведения Наталья Розенберг – о волжской теме в искусстве Степана Эрьзи 1930-1940-х годов в контексте кросскультурных исследований и теории транскультурной инверсии.

Прозвучали также сообщения о художественной жизни Казани первой половины ХХ века. Специалисты дали научную оценку авангарда в провинции, художественного рынка Санкт-Петербурга начала ХХ века, искусства 1960-х годов, традиций Казанской художественной школы на примере творчества Баки Урманче.

Выступление о книжной графике Фаика Тагирова было дополнено выставкой его работ, открытой в Национальной галерее «Хазинэ» 24 ноября. Кроме него, в экспозицию вошли работы Александры Коробковой и других представителей конструктивизма из Казани и Москвы. На этой выставке представлено творчество художников, преобразовавших арабскую графику в новые формы, создавших новый современный облик татарской книги.Выставка «Пионеры конструктивизма: Фаик Тагиров, Александра Коробкова в Казани и Москве», посвященная 100-летию со дня рождения Тагирова, будет открыта до 15 января.

Выставка произведений Николая Фешина продлится до 30 января.

«Храни меня, мой ангел…» – так называется первая программа цикла «Пять вечеров с Николаем Фешиным», которая состоится 26 ноября в Музее изобразительных искусств. Вниманию посетителей представят Тихвинскую икону Божьей Матери и иконы Николая Чудотворца из фондов музея; духовные песнопения исполнит вокальный ансамбль «Притча» Раифского Богородицкого мужского монастыря.

Второй музыкальный вечер – «Играйте, мои гусли!» – состоится в музее 10 декабря. В рождественской программе «Любимые произведения Николая Фешина» 24 декабря примут участие артисты оперного театра. Прозвучат фрагменты из опер «Кармен», «Чио-Чио-сан», произведения Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева. В музыкально-поэтической программе «Мой Фешин» 6 января примет участие лауреат Государственной премии России, народный поэт Татарстана Ренат Харис, автор поэмы «Художник».

О судьбах некоторых женских портретов работы Николая Фешина сотрудники музея расскажут в завершающей цикл программе «Женщины в жизни Н.И.Фешина», которая состоится 14 января.

Вход на все вечера (они начинаются в 15 часов) платный, билет стоит 100 рублей, есть абонемент за 400 рублей, сообщили в пресс-службе музея.

Как заметила заместитель директора Лариса Милашевская, администрация Музея изобразительных искусств РТ продолжает реализацию уникального проекта, задуманного Альфией Тутаевой. Так что недалек тот день, когда в Казани появится Фешинский центр или хотя бы Фешинская галерея.      

Читайте в «Казанских историях»

Фешин в Казань вернулся…

В гости к Николаю Фешину

Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»

«Николай Фешин. От Казани до Таоса»

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить