Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Несколько жизней особняка на улице Карла Маркса
- 31 октября 2014 года
На пересечении современных улиц Карла Маркса и Муштари (№64/29) находится большой двухэтажный особняк, в котором в 1915-1917 годах находился штаб командующего Казанским военным округом генерала от инфантерии А.Г. Сандецкого. Сегодня здесь главное здание Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Сандецкий Александр Генрихович (1851-1918), генерал-майор (1897), в 1895-1899 годы начальник штаба войск Забайкальской области. В 1899-1904 годах – командир 1-й бригады 15-й пехотной дивизии, с 1904 года – генерал-лейтенант, начальник 34-й пехотной дивизии. В октябре принял командование Казанским военным округом, находясь в этой должности, был произведен в 1910 году в генералы от инфантерии.
В 1911 году был переведен сначала в Петербург – на должность члена Совета Военного министерства, а затем в Москву – на должность командующего войсками Московского военного округа. В 1915-1917 годах вновь командовал Казанским военным округом.Если верить воспоминаниям Брюса Локкарта, причиной перевода была нелюбовь к Сандецкому императрицы: немке было крайне неприятно, что поляк Сандецкий не скрывал своих антинемецких взглядов.
В мае 1917 года лишился своей должности и был арестован.
Александр Сандецкий – дома и на работе
В доме командующего войсками Казанского военного округа в 1918 году был штаб белогвардейцев, захвативших Казань, потом размешались разные административные учреждения новой власти, позднее здание отдали под противотуберкулезный диспансер. Ведь находилось оно в зеленой зоне, на окраине города.
Дом командующего Казанским военным округом
Туберкулезный санаторий. Из архива Льва Жаржевского
После трехлетнего ремонта и реставрации этого архитектурного памятника в нем в 1967 году разместился Музей изобразительных искусств РТ.
Внимательный посетитель найдет следы былого в сегодняшнем особняке. Он обязательно обратит внимание на то, что у него три входа.
Один – парадный, через него проходили к командующему округом. В большой приемной сейчас находится один из экспозиционных залов, и в одной из его стен можно рассмотреть проем бывшей двери, закрытый легкими материалами. Может быть, когда-нибудь придет время, и музей раскроет эти двери и восстановит здание в таком виде, в каком оно было при хозяине.
Посетитель попадал в зону приемной, здесь его встречал адъютант Сандецкого, и дальше его приглашали через парадные двери в овальный зал. Это был кабинет Сандецкого. Зал довольно большой, хорошо освещенный. Сейчас здесь находится экспозиция русского искусства.
По документам можно установить, где стояла мебель. В правой части была зала с выходом на террасу и далее - в парк. Парк был очень ухоженный, там было много цветников.
На террасе предлагались чай и кофе, и люди могли, не спускаясь в парк, но видя фонтан, который там был, проводить время в такой тихой, уютной атмосфере.
Фонтан, который сейчас в парке музея, новый. От старого осталось одно основание. Утверждают, что фонтан был намного интереснее оформлен, в центре стояла великолепная скульптура, какая именно, не известно – описания не осталось.
В зале четыре прекрасных уютных камина, которые разрушить не успели, как это сделали на втором этаже. Когда делали реконструкцию здания, приспосабливая его к функциям музея, то сроки были очень краткими, и эту часть, по счастью, оставили без изменений.
Камины убирали по объективной причине – туберкулезный санаторий находился в здании довольно долго, и понадобились серьезные усилия, чтобы дезинфицировать здание, убрать источники малейшей заразы. Камины в этой связи представляли серьезную опасность.
В этой зале у Сандецкого проходили не только официальные встречи, но и балы, приемы. Тогда в зале ставили стол с яствами.
Все-таки в первую очередь это было административное здание. Сандецкий занимал очень большую должность, это фактически был глава города, только военный. Он тоже давал приемы, на которых бывали и военные, и дворяне.
Над камином портрет Андрея Лихачева
В его особняке собиралось очень хорошее общество. Это здание было очень популярно. И потому, что здесь было много нововведений, и не только туалет, и потому, что при особняке был красивый парк, уединенный, камерный, в нем было очень много цветников. Это было приятное место для отдыха.
К тому же здесь всегда была очень хорошая кухня. Сандецкий очень любил поесть. Как говорят, он был плотный, очень упитанный мужчина, к тому же хлебосольный хозяин. Поэтому здесь всегда были хорошие столы, когда приходили гости.
Второй вход особняка вел в частные покои, ведь Александр Генрихович в особняке не только работал, но и жил. Частные покои находились на отдельном этаже, поэтому посетители особняка с семьей командующего не встречались.
Семья жила на втором этаже. У Сандецкого было довольно много детей – пятеро. Там были небольшие комнатки, потому что такую комнатку было легче протопить. Оформление здесь было проще, чем на первом этаже. Например, кафель у каминов был не декоративный, а обычный, белый.
Директор музея Розалия Нургалеева и пресс-секретарь Анатолий Елдашев показывают журналистам вход для "своих"
Если подняться на чердак, то можно увидеть, какое огромное количество каминов было в здании. Кирпичные продолжения этих каминов на чердаке остались, и их не стали разбирать. В принципе сегодня по этим меткам камины легко восстановить – как на втором этаже, так и на первом этажах. Так что возможна еще одна реконструкция…
Надо сказать, что в особняке Сандецкого, одном из первых в Казани, были оборудованы отличные санузлы и была теплая вода. Причем туалет был как на втором, так и на первом этажах, а на втором, кроме санузла, была еще и ванна. И всё оборудовано по первостатейному разряду.
Сегодня вход в частные покои не работает. Старинную красивую дверь можно видеть в раздевалке музея. Вход заделали, но его можно видеть до сих пор. Работники музея наблюдают появление трещин в стене: стена в месте, где была дверь, дает усадку.
Если посмотреть со стороны улицы Карла Маркса, то там есть отдельная входная зона с небольшими кованными воротами. Вот здесь как раз и находился вход для семьи и гостей дома.
Наконец, была еще и третья дверь – во двор. У хозяина городской усадьбы наверняка было большое домашнее хозяйство. Говорят, что под Музей изобразительных искусств отдали не все постройки бывшей усадьбы. К музею прилегает здание по улице Горького, №21. Это была конюшня, здесь было много лошадей. На прилегающей к особняку территории жила прислуга. Был еще маленький одноэтажный домик, который называли постирочной, баня, кухня, ледник, где мясо хранилось. Хозяйство было большое, был небольшой огород, разводили свиней, овец.
Надо сказать, что в то время когда был выстроен особняк, это практически была окраина Казани. За домом уже шел лес.
Старинный особняк сохранил все свои очертания, значительную часть внутреннего убранства – камины, лепные украшения. Лепнина в особняке была замечательная, и по потолкам, и по стенам, особенно в этом зале. Правда, значительная ее часть была сбита – по той же причине, по какой уничтожали камины. И еще потому, что стены приспосабливали под картины.
Был слегка изменен фасад. Со стороны улицы Комиссариатской (сейчас это Муштари) у входа был маленький балкончик, буквально полтора метра на метр, один человек мог там уместиться. Говорят, здесь была спальня, так что вряд ли кто этим балконом пользовался.
Когда в 50-е годы фасад реконструировали, балкончик убрали. Но на старых фотографиях его можно увидеть. Маленький балкончик на красивых кронштейниках очень украшал здание.
Между двумя зонами – парадной и той, которая теперь выходит на улицу Карла Маркса, был коридор. Поскольку здесь была зона рабочая, имелась небольшая кухня, было помещение, где сидели военные и люди, которые обслуживали вот эту территорию.
Мы должны добрым словом помянуть тех, кто приспосабливал особняк под больницу. И на первом, и на втором этажах сделали большой коридор, убрали анфилады. Но перегородок поставили мало, везде были ширмочки. Время было такое, что денег на большую реконструкцию под больницу не было.
Нельзя Казани без такого музея
Музей изобразительных искусств появился в Казани не сразу, хотя город еще до революции был известен как крупный центр художественного творчества. Казанская художественная школа, открытая в 1895 году, дала особый толчок развитию изобразительного искусства в городе. Она стала центром подготовки живописцев, архитекторов, скульпторов и граверов. В стенах школы ежегодно проводились художественные выставки, в которых принимали участие лучшие мастера России, в том числе И.Е. Репин, И.И. Шишкин и И.К.Айвазовский.
Известность Казани еще более возросла в начале века. Сохранившийся в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан пласт произведений, не отражая всего спектра созданного казанскими художниками в 1920-х годах, убедительно показывает, яркие результаты в живописи, станковой и книжной графике, плакате, театрально-декорационном искусстве получали казанские «левые».
Интерес казанцев к изобразительному искусству рос. Это и предопределило создание в Казани публичного музея с художественным отделом, который, как и многие другие известные музеи России, вырос из частного собрания.
В его основу легла коллекция известного ученого-археолога и коллекционера А.Ф.Лихачева (1832-1890), после его смерти в 1891 году пожертвованная братом собирателя адмиралом И.Ф.Лихачевым городу Казани. Поскольку лихачевские коллекции была передана городскому научно-промышленному музею, открытому в 1895 году, то основой нового музея стали художественные произведения Андрея Лихачева – живопись, графика, фарфор…
Около 40 тысяч предметов составили «Лихачёвский музей», в том числе более 400 произведений живописи, 2500 листов графики, более 100 предметов древне-русского искусства, а также художественная бронза (около 100 предметов), фарфор и фаянс (около 400 предметов), стекло, эмали, изделия из серебра, камней, предметы китайского и японского декоративно-прикладного искусства, не считая обширных нумизматических, археологических, этнографических коллекций и библиотеки.
Большую часть живописных работ составляли произведения западноевропейских художников – Фландрии, Голландии, Франции, Италии. Среди 98 работ «русской» части коллекции – работы художников В.Г.Худякова, И.И.Шишкина, В.Г.Перова и многие другие.
Согласно Уставу музея, Лихачевский отдел возглавили В.И. Заусайлов и К.А. Юшков, попечителями в разные годы были видные общественные деятели – Е.В. Адамюк, А.Д. Чернояров, А.Е. Пермяков, Н.М. Гутман, М.Н. Пинегин и другие, в том числе – представители рода Лихачёвых - Николай Петрович Лихачёв, Н.Н. Казин, сыновья коллекционера - Александр Андреевич и Федор Андреевич Лихачевы.
В первые годы существования городского музея живописная коллекция Андрея Лихачева пополнялась медленно. Важным источником комплектования собрания были выставки произведений казанцев, ранее учившихся или работавших в Казани в начале XX века – П.П. Бенькова, A.M. Кокорева, Г.А. Мелентьева, П.А. Радимова, A.M. Соловьёва, К.К. Чеботарёва и А.Г. Платуновой. Некоторые работы из числа экспонированных были подарены или приобретены музеем.
В 1919 году Городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей. «Лихачевский отдел» был расформирован, и все художественные коллекции выделены в самостоятельный отдел, который возглавил искусствовед и художник, знаток искусства казанского края Петр Максимилианович Дульский, кабинетом гравюр и библиотекой заведовал искусствовед Петр Евгеньевич Корнилов. Оба состояли членами Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Татнаркомпросе и вели большую работу по регистрации и передаче в Музейный фонд Татнаркомпроса произведений искусства из многочисленных реквизированных собраний, упраздняемых учебных заведений, монастырей и церквей.
Численность художественной коллекции стала быстро возрастать. В музей поступили произведения из собрания Толстых, Молоствовых, Геркеных, Сазоновых. Л.В. Кекина, Е.Д. Мясникова, А.Ф. Мантеля, О.С. Александровой-Гейнс и другие уникальные произведения лицевого шитья, предметы культа из ризницы кафедрального Благовещенского собора, Спасского, Зилантова и Раифского монастырей. Начала складываться коллекция произведений современных казанских художников; коллекция произведений Н.И.Фешина стала самой крупной в стране.
В 1920 году, в связи с широко отмечаемым 25-летним юбилеем музея, преобразованного в Центральный музей Татарской АССР, Государственным музейным фондом в Казань было передано 132 произведения художников различных творческих направлений и художественных объединений конца XIX - начала XX веков: Союза русских художников, «Мира искусства», «Бубнового Валета», «Голубой розы», и другие произведения.
По их инициативе художественный отдел получил статус Картинной галереи Центрального музея Татарской Республики.
В 1920-1930-е годы за счет передачи произведений искусства из национализированных усадеб и особняков, упраздненных церквей и монастырей художественное собрание значительно выросло. Оно обогатилось прекрасными образцами древнерусской живописи, произведениями декоративно-прикладного искусства из фарфора, художественного стекла и металла, золотошвейными изделиями, кружевами, вышивкой, картинами известных мастеров В.В. Пукирева, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, И.И. Левитана и многих других.
Позже от Наркомпроса РСФСР и Государственного музейного фонда были переданы произведения русского искусства середины - второй половины XIX в. Таким образом, были заложены основы систематизации древнерусской, русской и западноевропейской частей собрания, выделен отдел искусства местного края. Эта структура художественного отдела и поныне лежит в основе музея.
В 1930-1940-е годы в результате перераспределения коллекций крупнейших российских музеев – Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея - собрание картинной галереи Центрального музея ТАССР увеличилось более чем на 70 полотен крупнейших русских художников XVII - начала XX вв. и пополнилось коллекцией произведений живописи и скульптуры музея бывшей Казанской художественной школы.
Музейное собрание пополнялось и из частных коллекций П.Е.Корнилова, В.В.Егерева, М.А.Густова. Все это позволило преобразовать художественный отдел в Картинную галерею Центрального музея ТАССР. Вместе с тем, в начале 1950-х годов, в ходе развернувшейся в стране идеологической борьбы с формализмом в искусстве, ряд произведений русского авангарда из собрания музея были списаны как не имеющие художественной ценности.
В послевоенные годы фонды Картинной галереи стали расти, и вскоре встал вопрос о создании на ее базе самостоятельного художественного музея. В 1958 году вышло постановление Совета Министров РСФСР, а затем и приказ Министерства культуры РСФСР о выделении Картинной галереи Государственного музея ТАССР в самостоятельный музей изобразительных искусств ТАССР. Позднее музею был передан бывший особняк генерал-лейтенанта Сандецкого, в котором до этого находился туберкулезный санаторий. Художественные коллекции переселились по новому адресу в 1967 году.
В 1980-е годы музей осуществил большую работу по организации филиалов – созданию мемориальной экспозиции Дома–музея И.И.Шишкина в г. Елабуге (1960), Картинной галереи в г. Набережные Челны (1980), Картинной галереи в г. Альметьевске (1987), экспозиции которых первоначально целиком состояли из музейных произведений, а также Свияжского архитектурно-художественного музея (1987).
В настоящее время Музей изобразительных искусств РТ принадлежит к числу самых крупных и значительных сокровищниц искусства России. В его фондах насчитывается свыше 22 тысяч единиц хранения произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
Основными экспозиционными отделами являются отделы древнерусского, русского, западноевропейского искусства и отдел искусства РТ.
К числу уникальных коллекций можно отнести собрание произведений И.И. Шишкина, уроженца Елабуги, насчитывающего 42 живописных полотна и 300 графических листков, литографий.
Музей изобразительных искусств Республики Татарстан обладает самой большой коллекцией произведений Н.И. Фешина в стране – более 170 живописных и графических произведений. Коллекция собиралась с 1919 года. Это картины и портреты, написанные маслом и темперой; рисунки углем; наброски жанровых композиций, миниатюра, театральные эскизы, исполненные тушью, акварелью и темперой; изделия декоративно-прикладного искусства, деревянная и бронзовая скульптура.
В музее есть работы Ф. Рокотова, В. Тропинина, К. Брюллова, И. Крамского, И.Репина, В. Серова, И. Левитана, Н. Рериха, В. Кандинского. Большое место в коллекциях музея занимают работы татарских художников Б. Урманче, Х. Якупова, Л. Фаттахова – всего свыше семи тысяч образцов профессионального изобразительного искусства, а также предметы декоративно-прикладного искусства.
Музей активно сотрудничает в организации выставок со многими российскими музеями, в том числе с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей Уникальные коллекции музея дают возможность участвовать в выставках и экспозициях международного класса, в частности, в Австралии, Германии, США, Японии, Корее, Италии, Голландии.
В состав музейного комплекса входят основное здание (Усадьба Сандецкого), Галерея современного искусства и Национальная художественная галерея «Хазинэ», которая находится в здании бывшего Юнкерского училища в Кремле.
Главные коллекции Музея изобразительных искусств находятся в основном здании.
Во дворе основного здания со стороны улицы Муштари расположен небольшой парк, в глубине которого – выставочный зал (здание построено в 1997 году), который называется Ресурсный центр.
Музею передано здание Выставочного зала Союза художников РТ, построенное по проекту архитектора Германа Бакулина в 1978 году. Его общая экспозиционная площадь – 2500 кв.метров. Здесь в основном представляются коллекции современных художников, открыта фотогалерея, проводятся мастер-классы, творческие встречи, работают клубы по интересам.
Центр эстетического воспитания был открыт в 2008 году в результате реализации совместного проекта Союза музеев России, Фонда Б.Н. Ельцина, Государственного русского музея и Государственного музея изобразительных искусств РТ «Музей. Музыка. Дети». Основой Центра стал школьный сектор, работающий в музее с 1970 года. В настоящий момент в Центре работают, кроме специалистов музейных специальностей, психолог и художник-педагог.
Подразделением Центра эстетического воспитания является информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Центр располагает учебно-выставочными площадями: выставочным залом, помещением для занятий, компьютерным классом.
На базе музея постоянно функционируют клуб фотолюбителей, видеолекторий, проводятся музыкальные мероприятия, в том числе завоевавший большую популярность летний open-air фестиваль «Jazz в усадьбе Сандецкого».
Регина ЮНУСОВА
Читайте в «Казанских историях»:
Вас приглашают в особняк генерала Сандецкого (Публикации Галины Могильниковой)
Лихачевский след на казанской почве
Крюков Лев Дмитриевич, художник (1783-1843)
«Николай Фешин. От Казани до Таоса» 2.11.2011
«Пять вечеров с Николаем Фешиным» в Казани 15.11.2007
Такой неизвестный известный Шишкин
Когда Иисусу Христу было 12 лет
Посвящается Галине Могильниковой
«Музейная мама» Галина Могильникова
Дополнительная информация
Электронная почта музея: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца
Проезд: Проезд троллейбусом №20, 21, 7 ; автобусом №89, 83, 63, 8, 30, 35, 22 до остановки «улица Толстого» или «улица Гоголя»
Входная плата: Полный 100 руб., школьный 20 руб., студенты и пенсионеры 50 руб., льготные категории – вход бесплатный