Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Январь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1922 – Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл вернулся в Казань из большевистского концлагеря. Его встретили колокольным звоном и крестным ходом

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Алла Гарзавина, историк и писатель

Алла Викторовна Гарзавина похоронена на третьей Аллее Арского кладбища. Она скончалась 11 апреля 2022 года.

Алла (Алевтина) Гарзавина родилась 20 ноября 1936 года. Родилась в Казани, но затем семья на несколько лет переехала в город Бухару Узбекской ССР. Отец Аллы, участник Великой Отечественной войны, в 1943 г. погиб в, и семья вернулась в Казань. 

После школы Алла поступила на историко-филологический факультет КГУ. В 1958 г., после окончания университета, всерьез увлеклась изучением истории Казани, памятников, исторических мест города. В 1959-1969 гг. работала в Государственном музее Татарской АССР (ныне Национальный музей РТ), с 1969 г.  — в Казанском бюро путешествий и экскурсий (в 1972-1979 г. была его директором). В это время написала несколько брошюр об истории города. В 1970 г. вышла книга «Казань. Путеводитель», над которой она работала вместе с Татьяной Бобченко и Кларой Синициной.

В 1979-1991 гг. Алла Викторовна была редактором Татарского книжного издательства, где начала заниматься изучением истории республики уже как профессиональный историк.  В 1992 г. ее пригласили в Институт Татарской энциклопедии Академии наук РТ, где она работала до 2013 г. как старший научный сотрудник, редактор, методист. Ее статьи можно видеть в «Энциклопедическом словаре» и всех шести томах Татарской энциклопедии. Большой научный труд историков и краеведов Татарстана был оценен в 2005 г. Государственной премией РТ в области науки и техники. Алла Викторовна была в числе награжденных.

Она писала о русских промышленниках Демидовых и декабристах, находя их связи с Казанской губернией, об истории Благовещенского собора. Ее интересовали подробности пребывания в Казани Петра I и казанская биография Льва Толстого… Всех тем не назовешь.

Важное место в творчестве Аллы Гарзавиной занимает сборник «Знаменитые люди о Казани и Казанском крае», который вышел в 1986 г. Над вторым изданием она работала вместе с мужем Анатолием Ивановичем Новицким, одним из самых авторитетных ученых-искусствоведов Казани, крупным музейным деятелем. Вместе с ним она издала и книгу «Моя Казань» (1984). Вместе с дочерью Ириной Анатольевной Новицкой, которая работала в отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, они написали книгу «Немецкие ученые — профессора Казанского университета» (2004).

1984 г. датируется книга Аллы Гарзавиной «В Казань, профессору К.Ф. Фуксу…».  Профессором Фуксом она интересовалась особо.  «Если оценивать его в целом, то влияние Фукса на казанское общество превышало вклад многих других казанцев – в науке или литературе. Это был большой ученый, энциклопедист, коллекционер, писатель, даже журналист», — так ответила она на мой вопрос в интервью, которое было опубликовано в «Казанских историях» в 2008 году (Алла Гарзавина: «светоч Поволжья» Карл Фукс).  Вместе с Ириной Новицкой и Миркасымом Усмановым  в 2005 г. они издали научно-биографический сборник «Карл Фукс о Казани, Казанском крае»

В конце 1990-х Алла Викторовна написала несколько очерков о выдающихся личностях, внесших вклад в историю края и России в целом, которые публиковались в газетах и журналах, в сокращенном виде вошли в Татарскую энциклопедию. Алла Викторовна планировала со временем издать отдельную книгу о русской культуре Казани XVI-XVII веков, о деятелях науки и искусства, которые жили и работали в Казани. К сожалению, болезнь не дала ей это сделать.

Не могу не рассказать о нашей совместной работе с Аллой Викторовной. Она публиковалась в «Вечерней Казани», «Казанских ведомостях», но мы подружились уже в «Казанских историях». В 2002 году она согласилась войти в редакционный совет, и мы вместе с другими учеными и краеведами работали над концепцией этой газеты.

В преддверии тысячелетнего юбилея Алла Гарзавина была в числе тех, кто попытался сократить число фактических ошибок в текстах об истории Казани. При поддержке агентства «Татмедиа» наша редакция в сентябре 2004 года провела двухдневный семинар для журналистов, и Алла Викторовна была среди выступающих на специальном тренинге.

В это время мы не просто общались как люди, занятые одним делом, но и встречались просто так, говорили не только о делах, но и о том, как складывается жизнь после работы. Всегда доброжелательная в общении, однажды она сильно на меня рассердилась. Собственно, рассердилась она не на меня, а на нашего внештатного автора Рената Бикбулатова, который в 2003 году опубликовал в «Казанских историях» материал о пребывании в Казани Петра I  (Петр Великий и Казань). Но стрелы в мою сторону летели острые — будто это я ничего не смыслю в истории Казани.  Она была грозна в этом гневе и готова была запретить «этим краеведам» вообще писать на эти темы. Уточнение о том, что Р. Бикбулатов ссылался на авторитетный источник – казанского краеведа М. Рыбушкина — и честно признавался, что в архивах не сидел, на нее не подействовали.

Она не приняла предложения о публикации ее очерка о Петре, поскольку посчитала недостойным делом для профессионального историка полемизировать с «любителем истории».

Ее позиция в этом споре мне была понятна, поскольку я, видя элементарные ошибки в публикациях «любителей истории», порой тоже не находила приличных слов в их адрес. Но известный казанский краевед Борис Ерунов научил меня всегда ссылаться на источник информации, чтобы в случае чего не стать громоотводом для гнева. Работая над очерками об истории Казани по газетам дореволюционного города, он знал, сколь много там было ошибок.

С трудом удалось перевести наш разговор в конструктивное русло, и в результате историей пребывания императора в Казани, в которой оказалось много противоречий, пришлось заниматься мне самой. Результатом был сравнительный обзор источников на эту тему, который примирил нас с Аллой Викторовной (Сколько же дней Петр I пробыл в Казани?).

«В споре Аллы Гарзавиной и Рината Бикбулатова трудно занять чью-то сторону. Противоречивые факты о жизни Петра встречаются во многих источниках. Наша задача сегодня гораздо скромнее – обозначить две позиции, которые тиражируются. К сожалению, не всегда удается выяснить, кто прав, а кто заблуждается. Главное — Петр Великий в Казани был, и это сомнению не подлежит. Его визит имел огромное значение в развитии Казани», — писала я.

С 1984 г.  Алла Викторовна была членом Союза журналистов, с 1992 г.  – членом Союза писателей Татарстана, с 2003 г. входила в Союз писателей России. 

В последние годы ее жизни мы не общались. У меня было много своих проблем. На мои звонки Алла Викторовна не отвечала. Я думала, что она работает над новой книгой, о которой мне рассказывала, и не настаивала. И уже после похорон узнала, что ее больше нет. Не без труда нашла ее новый телефон и пообщалась с внуком Михаилом Недорезовым. Он и сообщил, что она долго болела. 

К сожалению, имя заслуженного работника культуры РТ Аллы Викторовны Гарзавиной пополнило список памятных захоронений Арского кладбища. Она скончалась в апреле 2022 года и погребена на третьей аллее.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить