Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Татарскую музыку можно сохранить только в Татарстане

21 марта 2014 года в Музее Салиха Сайдашева состоялся «круглый стол», на котором обсуждались проблемы популяризации музыки композиторов Республики Татарстан. На него была приглашена главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.

«Круглого стола» как такого не было. И хотя мы сидели традиционным образом – как в зрительном зале, общение все равно получилось неформальным. Поскольку большинство присутствующих в зале друг друга знали. И разговор начался еще до выступления Натальи Лукиной, руководителя PR-cлужбы Государственного симфонического оркестра РТ, которая предложила несколько тем для обсуждения.

Начали с приятного – порадовались за симфонический оркестр, за его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского, который стал номинантом Республиканской премии имени Г. Тукая за проект «Антология музыки композиторов Республики Татарстан». Этот факт и послужил поводом для «круглого стола».

Как объяснила Наталья Лукина, коллектив оркестра не мог стать номинантом, поскольку Тукаевская премия носит персональный характер. Хотя за реализацию этого проекта, конечно же, стоит похлопать по плечу каждого, кто к нему был причастен.

Наталья сообщила некоторые подробности, связанные с «Антологией…» Тираж еще не разошелся, но опасения, что 5 тысяч – это много, не оправдался. Много отзывов, и слушательских, и профессиональных.

Как и предполагалось, медиаальбом распространяется бесплатно. Сначала его получили участники и гости Универсиады, потом была очередь музыкальных учебных заведений, библиотек. Были как коллективные заказы, так и личные просьбы. Например, буквально на днях альбом отправлен в Италию, откуда поступил запрос от меломана, узнавшего о проекте из Интернета. Получила медиаальбом туристическая группа из Финляндии.

В ходе дискуссии ее участники оценили этот проект с разных точек зрения. Заведующая музеем Салиха Сайдашева Эльвира Низамутдинова, хозяйка «круглого стола» и активный участник дискуссии, подчеркнула его просветительский характер. Она показала нам фонохрестоматию, выпущенную для школьников Министерством культуры республики, в которой на 11 дисках собраны лучшие образцы музыкального искусства татарского народа, все виды и жанры, сочинения композиторов-классиков и фольклор. И хотя качество звучания оставляет желать лучшего (это фондовые записи Гостелерадио ТАССР), свою роль эта хрестоматия исполняет.

Как пояснила Наталья Лукина, один из побудительных мотивов появления «Антологии…» был запрос именно от педагогов, которые испытывают большие затруднения в процессе обучения и с нотами, и с музыкальными образцами.

Многие говорили о необходимости сохранить такие образцы, передавать из поколения в поколение реальное представление о творчестве композиторов республики, ведь музыка, если она не исполняется, может быть со временем забыта. Лишь немногие могут пробиться через такое забвение.

В этом смысле «Антология…», сохранившая на многие годы сочинения татарских композиторов-классиков, пусть и во фрагментах, сделала благое дело. Качественная запись, можно сказать, обеспечила им вечную сохранность.

Композитор Эльмир Низамов, победитель V конкурса молодых композиторов радио «Орфей», заметил: если татарскую музыку не сохранят в Татарстане, ее не сохранят больше нигде. И тогда прервется нить времен. Несмотря на кажущуюся патетичность этих слов, они выражают простую истину. Мы знаем, что эта нить сегодня стала ниточкой – молодежь предпочитает другую музыку, другие ритмы, что вообще-то естественно, но не отменяет необходимости знания того, какой она была тогда, когда тебя еще не было на свете.

В своем выступлении я обратила внимание коллег на то, что проект имеет большую ценность для продвижения татарской музыки за рубежом. Фамилии наших композиторов попали в каталоги известных зарубежных фирм – Sony Music и Red Seal, а это уже полдела. И хотя пока не подтверждается активная реализация брендового потенциала проекта, есть надежда на будущее. Пробиться на мировой рынок не так-то просто. Здесь мало одного профессионализма, нужны и специальные усилия по продвижению, и большие деньги.

Оркестр активно использует для продвижения связи с зарубежными музыкальными телеканалами (записаны уже два концерта), наверняка сделает свое дело выступление симфонического оркестра РТ в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, который состоится 2 апреля.

О том, как это важно для композитора – слышать свое сочинение и через много лет после первого исполнения, говорила Елена Анисимова. Она выразила большую благодарность музыкантам и дирижеру, специалистам знаменитой берлинской студии «B-Sharp». По ее мнению, слушая в записи свое сочинение (симфоническая фантазия на удмуртские напевы «Шудон Гур»), она не может не оценить то, что исполнение точно, до мелочей, совпадает с ее внутренними ощущениями. Она подчеркнула, что такие проекты, если они будут продолжаться, выступят хорошим стимулом для композиторов. Композитор творчески активен, если его музыка востребована.

О востребованности говорили много и по разному поводу. Джанбек Монасыпов, помощник концертмейстера оркестра, один из организаторов проекта, рассказал, как отбирались сочинения для записи.

Предпочтение отдавалось именно востребованным сочинениям, которые чаще всего звучат, которые, что называется, прошли проверку временем. В «Антологию…» вошли сочинения Фасиля Ахметова, Назиба Жиганова, Анатолия Луппова, Алмаза Монасыпова, Александра Ключарева, Салиха Сайдашева, Фарида Яруллина, наших современников – Елены Анисимовой, Резеды Ахияровой, Рината Еникеева, Рашида Калимуллина, Анатолия Луппова, Александра Миргородского, Зульфии Рауповой, Шамиля Тимербулатова, Масгуды Шамсутдиновой. Но определенный объем альбома не мог вместить все сочинения, пользующиеся популярностью. Например, с сожалением он назвал имена Мансура Музафарова, Луизы Хайрутдиновой, Энвера Бакирова, Рустема Яхина.

Довелось слышать немногие критические замечания по поводу проекта, однако в основном они касались списка композиторов. Но представить ВСЕХ было практически невозможно. Пошли на то, чтобы записывать фрагменты больших сочинений. Кому-то показалось, что выбраны не те современные композиторы. Слышала и такое мнение – записать надо было только корифеев татарской музыки.

Джанбек Монасыпов свидетельствует: при выборе учитывались самые разные факторы, решение принималось коллегиально, с учетом мнения специалистов и художественного руководителя оркестра. Отдельно интересовались мнением музыкантов-ветеранов, которые играли при Натане Рахлине, Ренате Салаватове, Фуате Мансурове и других дирижерах.

Как мне кажется, недовольные были бы в любом случае. Возможно, не стоило бы, представляя проект, говорить, что записаны САМЫЕ ДОСТОЙНЫЕ. Если есть достойные, значит есть недостойные…

На дискуссии прозвучали три вопроса.

Первый вопрос: надо ли было делать специальный ЖЕНСКИЙ диск? Решили, что надо. Можно радоваться, что в современной татарской музыке столько композиторов-женщин. Елена Анисимова заметила, что не стоит относиться к их музыке снисходительно, она в творческом плане вовсе не женская. Будучи знакомой с творчеством почти всех женщин, записанных на диске, могу с ней согласиться.

Выяснилось, что появлению этого диска в какой-то степени поспособствовала самая известная из женщин-композиторов Татарстана – София Губайдуллина. В силу объективных причин она не смогла участвовать в этом проекте, но посоветовала представить других представительниц женского пола.

Второй вопрос: стоило ли представлять сочинения наших современников? Елена Анисимова посчитала это достоинством проекта, поскольку он наглядно демонстрирует все многообразие музыки нашей республики, а она не только татарская. Медиаальбом дает представление как о музыкальных традициях, так и о современных музыкальных средствах, которые активно используют молодые композиторы.

Я в своем выступлении говорила именно об этом. Мы не можем не учитывать, насколько разные музыкальные вкусы и пристрастия у нас и у наших детей и внуков. У них своя музыка, свои любимые композиторы. Наша задача – сделать так, чтобы они при этом знали и ценили творческие достижения прошлого.

Третий вопрос: почему в медиаальбом «Антология музыки композиторов Республики Татарстан» включено сочинение Александра Чайковского – фрагмент из оперы «Сказание о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» – «Стан Тамерлана»?

Ответила на него Наталья Лукина, а чуть раньше, на пресс-конференции Александра Сладковского в агентстве «Татар-информ» я слышала об этом от него. Оказывается, он обратился с просьбой написать сочинение для завершения концертов ко многим казанским композиторам, но оказался не услышанным. А москвич Чайковский предложил музыку, которая стала визитной карточкой симфонического оркестра из Татарстана. Я не раз слышала его на концертах, и каждый раз после его исполнения – шквал аплодисментов.

Симфоническая музыка не дает полного представления о музыкальном искусстве республики. Есть камерные и вокальные сочинения, есть оперы и балеты, а также богатое творческое наследие в жанре музыкальной драмы. Есть, наконец, все многообразие фольклора.

Анора Хакимова, доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ имени. А.Н. Туполева, которая представляла на «круглом столе» многочисленных слушателей, напомнила о том, что более 10 лет назад группа энтузиастов, поддержанная руководством банка «Зенит», выпустила альбом «Антология татарской музыки», в котором была представлена как раз народная музыка. Сегодня это уже раритетная запись.

Участники «круглого стола» были едины – проект следует продолжать. Найти для этого спонсоров, заручиться волевыми решениями (не раз с благодарностью вспоминали Президента Р. Минниханова, который в последние годы не на словах, а на деле поддерживает культуру, в том числе музыкальное искусство). Возможно, согласиться на работу с отечественными звукозаписывающими фирмами, хотя после успешного опыта взаимодействия с иностранцами пойти на это непросто. Вопрос качества записи – не самый последний в таком деле.

В «Антологии…» счастливо сошлись все обстоятельства, которые нужны для реализации столь масштабного проекта: есть оркестр, который показал себя как высокопрофессиональный коллектив, исполняя самую разную музыку; нашлись деньги, чтобы пригласить специалистов, которые обеспечили высококачественную запись.

Но продолжение проекта – это миссия не только Государственного симфонического оркестра РТ. «Был бы социальный заказ, а мы сыграем», – сказал Евгений Илюхин, заслуженный артист РТ, концертмейстер группы вторых скрипок.

Приходилось слышать обвинения в адрес оркестра: мол, мало играют музыки татарских композиторов. Но с этим никак нельзя согласиться. Как заметил Евгений Илюхин, за последние годы оркестр исполнил столько сочинений татарских авторов, сколько раньше не звучало за десятилетие. Об этом же говорила его коллега Лариса Михеева.

На пресс-конференции, которую я упоминала,  журналистам было сообщено, что с 2010 по 2014 год было исполнено 161 сочинение, в том числе опера Н. Жиганова «Алтынчеч» (спектакль оперной студии Казанской консерватории) и опера З. Рауповой «Белый волк» (премьера состоялась в августе 2013 года, в планах нынешнего года – концертное исполнение в Москве и городах республики). 23 ноября 2013 года состоялся концерт «Новая музыка композиторов Татарстана».

Да, во времена Натана Рахлина татарская симфоническая музыка звучала чаще. Но это был результат активной просветительской деятельности Союза композиторов ТАССР. Каждый пленум и съезд композиторов сопровождались целой серией концертов. Публика слушала практически все симфонические сочинения композиторов республики, а потому они активно работали в крупных формах.

Сейчас ситуация другая. Исполнение сочинений местных авторов большей частью инициируется оркестром. Правда, 75-летие Союза композиторов, которое празднуется в нынешнем году, позволит представить творчество многих композиторов: А. Луппова, Ф. Яруллина, Х. Валиуллина, А. Миргородского и других. Запланировано и несколько концертов симфонической музыки.

В советское время многие мероприятия, способствующие популяризации музыки композиторов республик и областей, проходили по инициативе московских союзов. Сегодня Союз композиторов России практически устранился от помощи региональным творческим организациям. Не востребован опыт прошлого, когда в Москве регулярно проходили творческие отчеты как целых организаций, так и отдельных композиторов, когда Москва обеспечивало регулярную звукозапись произведений, и не только московских композиторов.

Так что приходится уповать только на местные власти, на местных спонсоров и на местных энтузиастов, усилиями которых процесс идет, и Татарстан многим ставят в пример.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Музыкальное путешествие с Государственным симфоническим оркестром Татарстана

Презентация Антологии музыки композиторов Татарстана

«Антология музыки композиторов Республики Татарстан» – повод для оптимизма

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить