Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Премьеры с симфоническим оркестром
- 16 января 2016 года
16 января 2016 года казанских меломанов пригласили на концерт «Новая музыка композиторов Татарстана», который проходил в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева.
Программу представил Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Михаила Мосенкова. Это совместный проект оркестра с Союзом композиторов республики. Вела концерт Ольга Завьялова.
Не все прозвучавшие сочинения можно назвать действительно новыми, но их точно в Казани мало кто слышал. В программе были представлены самые разные жанры и творческие стили. Авторы были разные по возрасту. Каждый после исполнения выходил на сцену, благодарил дирижера, музыкантов, кланялся залу. Была какая-то по-особому теплая атмосфера.
Как утверждают специалисты, концерт стал важным событием в жизни Казани. Какое-то время такие специализированные программы, обычные в советское время на каждом пленуме и съезде Союза композиторов, показывались нечасто. С 2007 по 2010 год были концерты под названием «Премьеры с Фуатом Мансуровым». В 2012 году появился проект под названием «Новая музыка композиторов Татарстана». Сочинения исполняются симфоническим оркестром под управлением дирижеров Александра Сладковского и Михаила Мосенкова. Этот проект, несомненно, играет большую роль в пропаганде симфонический музыки, в определенном смысле способствует ее развитию.
Первым прозвучал Тройной концерт для альта, кларнета и фортепиано народного артиста Республики Татарстан и Российской Федерации Рашида Калимуллина. Солисты – музыканты оркестра Айдар Багаутдинов (альт), Артур Мухаметшин (кларнет) и Эдуард Ахматов (фортепиано).
Зрители дружно присоединились к поздравлению композитора, который недавно был избран председателем правления Союза композиторов Российской Федерации. С 1989 года он возглавлял правление Союза композиторов Татарстана с 1989 года.
По словам Калимуллина, он пришел на выборы не с пустыми руками – существует план развития организации: «Сейчас будем прежде всего разрабатывать план до 2020 года, будем думать над новыми фестивалями. Мы хотим возобновить международную деятельность, которая была в последние годы утрачена. В Казани, кстати, эта работа хорошо поставлена. Будем продумывать пиар нашей организации. У нас по России 46 композиторских филиалов. Есть более успешные, есть менее успешные. Всем будем помогать, может быть, даже учебу устроим для руководителей и их заместителей. Сейчас мы должны выработать общую стратегию развития».
За Казань Каллимулин спокоен, по его утверждению, тут отличный союз композиторов, где все налажено, все работает как часы. Однако за административной работой наш собеседник обещал не забывать и о творчестве, он собирается по-прежнему сочинять музыку: «Иначе мои же коллеги меня уважать перестанут...»
Напомним, что новый председатель союза композиторов России – выпускник Казанской консерватории, работает в самых разных жанрах: опера, симфонические и камерные произведения, хоровая музыка. В своем творчестве он сочетает восточные и западные музыкальные традиции. Он автор первой татарской рок-оперы «Крик кукушки».
Калимуллин был инициатором создания в Казани центра современной музыки Софии Губайдулиной. С 2006 по 2010 год был членом Общественной палаты РТ. Директор и художественный руководитель международных фестивалей современной музыки, проводимых в России и Татарстане: «Европа – Азия» (с 1993), Muz-Тransit (с 2003). Член жюри международного конкурса им. Прокофьева и конкурса имени Юргенсона.
Нынешний союз является правопреемником союза композиторов РСФСР, основанного в 1960 году. Первым председателем союза был композитор Дмитрий Шостакович. В дальнейшем этот пост занимали Георгий Свиридов (1968 – 1973), Родион Щедрин (1973 – 1990) и Владислав Казенин (1990 – 2014). После смерти Казенина в 2014 году исполняющим обязанности председателя стал его заместитель по финансово-хозяйственным вопросам Игорь Рингер.
Как указывает сетевая газета «БИЗНЕС Online», последняя из лоббистских побед Калимуллина – наконец-то начавшийся капитальный ремонт дома Стахеева, расположенного на улице Лобачевского, в котором уже многие годы работает правление Союза композиторов РТ. На это правительство Татарстана выделило 45,9 млн. рублей.
http://www.business-gazeta.ru/text/147548/
Говорят, после возрождения одного из красивых казанских особняков Союза композиторов там не будет. Уже согласован новый адрес этой творческой организации. Пока никто этого факта не уточнил.
Далее прозвучали Три тофаларских напева Рената Хакимова, познакомившие казанцев с народной музыкой народности тофалары, коренного малочисленного народа России в Иркутской области.
«Симфоническое посвящение»– так назвал свое сочинение композитор Ильгам Байтиряк, выпускник Казанского музыкального училища 1987 года.
Сочинения Эльмира Низамова, выпускника Казанской консерватории (класс композитора А. Луппова), в последнее время часто звучат в Казани. Недавно его услышали в Монако. 10 января Александр Сладковский выступал с Филармоническим оркестром Монте-Карло и предложил для исполнения сочинение «Небесное движение», которое прозвучало на первом концерте нынешнего сезона.
Представляя это сочинение, композитор сказал:
«Небесное движение» я писал, чтобы слушатель нырнул в небеса, чтобы было ощущение полета, бескрайности, космического масштаба».
16 января Эльмир пригласил слушателей в бушующее море или океан. Оркестр исполнил симфоническую картину «Корабль-призрак».
– Я родился в Ульяновске, в городе, где нет оперного театра. Конечно, в музыкальном училище нас знакомили с операми – в записи. Ничего скучнее для меня не было, я все время думал: «Боже мой, ну кто это слушает?». В 2006 году, когда я поступил в Казанскую консерваторию, я многое для себя открыл впервые. В декабре студентом первого курса я решил сходить в оперный театр. Первая опера, которую я в своей жизни посмотрел в театре, была «Пиковая дама». Это был потрясающий спектакль, он просто меня изменил. Я тогда понял для себя, что тоже хочу научиться это делать, я дал себе слово, что моей дипломной работой в консерватории будет опера. Потом я послушал «Кармен», посмотрел балет «Шурале». И с тех пор я не пропускаю ни одной премьеры в оперном театре.
Я вообще люблю человеческий голос. К балету отношусь спокойно, пока меня еще ничего не потрясло в этом жанре, наверное. Но поющим людям, которым Бог дал голос, я завидую. Голос для меня – один из любимых инструментов. Кстати, у меня много вокальной музыки, и хоровая есть, и романсы. А опера – в ней голос можно использовать по максимуму. Это драматургия, характеры, динамика. На пятом курсе консерватории познакомился с поэтом Ренатом Харисом, у нас возникла идея делать национальный спектакль (http://www.business-gazeta.ru/article/108882/).
Эльмир пробует себя в разных жанрах. Уже есть мюзикл «Алтын Казан», опера «Черная палата», камерная музыка, но чувствуется увлечением симфонической музыкой.
С Государственным симфоническим оркестром он работает уже давно, с 2009 года. С Александром Сладковским знаком практически с первых дней его приезда в Казань. Он называет себя резидентом оркестра.
В этот вечер в программе было и сочинение его учителя по консерватории. Анатолий Луппов представил Концерт №2 для фагота с оркестром. Солистом выступил Рамиль Сафин.
Анатолия Луппова представлять особо не надо. Он из композиторской гвардии советского времени, однако активно работает и сегодня, о чем говорит и его участие в концерте новой музыки.
Впервые в истории национальных музыкальных культур создал цикл концертов для духовых инструментов с оркестром (для флейты, гобоя, кларнета, фагота), который пополнил репертуар исполнителей на деревянных духовых инструментах яркими интересными произведениями. Концерты сразу же завоевали любовь и признание, как слушателей, так и исполнителей, вошли в педагогический репертуар консерваторий не только в нашей стране, но и за её пределами.
Слушатели в этот вечер не скупились на аплодисменты, однако больше всего их досталось Леониду Любовскому, предложившему для премьерного исполнения Сюиту из балета «Стойкий оловянный солдатик», которая называется «Кукольные танцы». Танцев было 9.
Одноактный балет по мотивам знаменитой сказки Г.Х. Андерсена был написан по заказу Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац к 50-летнему юбилею театра. В апреле 2015 года состоялась его премьера.
Леонида Любовского не назовешь композитором, мало известным в Казани, но его музыка здесь звучит не так часто. Хотя его творчество высоко оценили в Польше, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Словакии, США, Японии, его сочинения часто исполняются в Москве, Санкт-Петербурге.
Не каждому композитору заказ делает столичный театр. А в Казани не ставится даже то, что Любовский сделал специально для родного города. Так, до сих пор не увидел свет рампы балет «Легенда о желтом аисте», у которого два автора – Назиб Жиганов и Леонид Любовский.
3 февраля 2012 года музыка балета впервые прозвучала в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева в исполнении Казанского государственного камерного оркестра La Primavera под управлением заслуженного деятеля искусств РТ, народного артиста РТ, лауреата Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая Рустема Абязова, и была высоко оценена. Было еще концертное исполнение в Чебоксарах. А вот постановка балета к столетию Назиба Жиганова в Москве так и не состоялась. У Татарстана не нашлось средств, чтобы выполнить условия заключенного с театром Вячеслава Гордеева договора.
Читайте:
Любовь Варшавская
Фото автора