Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Выставка, объединившая верующих и мирян
- 28 июня 2016 года
Традиционный праздник Казанской Богоматери 21 июля обещает быть запоминающимся событием.
Прежде всего потому, что с ним связано три события, которые вызывают повышенный интерес не только в Казани. Первое – в Государственном музее изобразительных искусств 2 июля откроется выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря». Второе – с 18 по 21 июля в нашем городе будет проходить международная конференция «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Третье – 21 июля, на Казанский престольный праздник, состоится торжественная церемония закладки воссоздаваемого собора в Богородицком монастыре, в котором хранилась Казанская икона Божией Матери, найденная 8 июля (старый стиль) 1579 года. Ожидается, что на это торжество приедет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
О том, как будут происходить эти события, и о многом другом речь шла на пресс-конференции в информационном агентстве «Татар-информ» 28 июня. В этой публикации мы расскажем о выставке.
На вопросы журналистов отвечали: Розалия Нургалеева, директор ГМИИ РТ; Гульчачак Назипова, директор Национального музея РТ; Рамиль Хайрутдинов, директор Института международных отношений, истории и востоковедении КФУ; Анатолий Елдашев, известный казанский краевед, доцент Казанской духовной семинарии; игумен Евфимий, первый проректор Казанской духовной семинарии.
Объявленный Сергей Саначин, главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани, на пресс-конференции не появился, но о его вкладе в создание экспозицию в ГМИИ РТ было сказано. Как нам сообщили, Сергей Павлович – известный специалист по истории Казани, в течение недели он работал в московских архивах, где нашел много интересного. В частности, на выставке будет представлен первый список повести о явлении иконы девочке Матроне, которая называется: «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея явления образа иже в Казани списано смиренным Ермогеном митрополитом Казанским» (Патриарх Московский и всея Руси Гермоген). Текст хранится в авторской рукописи в Государственном Историческом музее.
Прозвучала на пресс-конференции еще одна фамилия – Юрия Павлова, директора фонда финансовой поддержки и реставрации Благовещенского собора. Он был инициатором и организатором выставки икон «Казанская в судьбах России», которая с 20 июля 2015 года работалав Храме Всех Святых Благовещенского собора (Явление Казанской Богородицы в 2015 году). В экспозиции было представлено 80 храмовых и аналойных икон, написанных в XVI-XX веках. Часть из этих икон, принадлежавших частным коллекционерам, будет показана и на выставке, которая открывается 2 июля. На пресс-конференции Юрий Павлович был назван одним из таких коллекционеров.
Казанская икона Божией Матери – один из культурно-исторических символов Казани, обладающий непреходящей значимостью для нашего города и всей России. Образ стал своеобразным градообразующим фактором в формировании архитектурного облика исторического центра Казани, где на месте обретения иконы был возведен Казанский Богородицкий женский монастырь, ставший местом христианского мира.
Вид на Казанский Богородицкий женский монастырь
Казанская икона Божией Матери хранилась в этом соборе
Журналистам рассказали, что выставка, пожалуй, впервые представит иконописное творчество мастеров Богородицкого монастыря. Оказывается, здесь была известная в России мастерская, в которой в разное время работало до ста иконописцев.
Среди двухсот икон, которые будут демонстрироваться на выставке, отметим три. Вера Немтинова, специалист по древнерусскому искусству ГМИИ РТ, рассказала на пресс-конференции об уникальной находке 2004 года. Ровно через сто лет в коллекции музея обратили внимание на старинную икону, происхождение которой было не известно. Она поступила в музей в 1989 году из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского (тогда Троице-Сергиева) монастыря Свияжска. Вера Викторовна искала, что можно экспонировать в пустом пространстве иконы-рамы «Богоматерь Казанская с праздниками», датированной концом XVI – началом XVII века.
При более тщательном изучении оказалось, что образ Богородицы датирован последней четвертью XVI века (!). Получается, что сегодня в Казани это самый древний образ почитаемой всеми православными святыни. По сути, икона – ровесница той, что была украдена из собора Богородицкого монастыря. Скорее всего это список, но один их первых, если вообще не первый.
Напомним, Казанские образы Богородицы из Крестовоздвиженского храма (подарок Папы Римского Павла IV) и церкви во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина – Ярославских чудотворцев датируются XVIII веком.
Ватиканский список хранится в Крестовоздвиженском соборе. Фото Олега Маковского
Икона из церкви на Арском погосте
После длительного перерыва будет представлена икона Богоматери Всеблаженной (Паммакариста) начала XX века. Эту реликвию в 1905 году подарил Казани Святейший Патриарх Константинопольский Иоаким III в знак благословения и утешения после кражи чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В коллекции раритетов из закрытых после революции 1917 года казанских храмов – рама-оклад к иконе Казанской Божией Матери 1739 года с вкладной записью полковника Змеева. Как отметил Анатолий Елдашев, в коллекциях Национального музея РТ оказались многие известные ценности, считавшиеся утерянными, в том числе этот серебряный оклад.
Музейные коллекции, представляющие образ Богоматери Казанской и его историю в иконописных памятниках, лучших образцах лицевого шитья, памятниках книжной культуры, позволяют показать высочайшее мастерство иконописцев и вышивальщиц, познать историческое и культурное наследие края.
Говоря о ценностях Русской православной церкви, которые были национализированы в 1917 году (Загадка стальной двери Благовещенского собора ), Анатолий Михайлович вспомнил Атландиту, которая ушла под воду, но сохранилась в истории. Так и нам предстоит вернуть память о том, что было утеряно в Казани, но возвращается к новым поколениям через выставки, музейные экспозиции, книги и альбомы.
Гульчачак Назипова заметила, что музеи оказались надежными хранилищами памятников культурного наследия, и прежде всего икон и дорогой церковной утвари. Мы должны сказать большое спасибо казанским ученым и культурным деятелям, которые встали на защиту ценностей, и прежде всего Петра Дульского, в 1919 году – хранителя художественного отдела Центрального музея Татарской республики («В плену искусства и старины на всю жизнь…» ).
Гульчачак Рахимзяновна уточнила, что музейные коллекции пополняли не только национализированные богатства церкви из закрытых храмов и монастырей. Церковное имущество, в том числе иконы, сдавали сами верующие, надеясь сохранить их таким образом от разграбления и поругания. И не ошиблись.
В собрании Национального музея РТ среди многочисленных коллекций представлены памятники православной истории и культуры, которые собирались на протяжении всей истории существования музея. Среди них – иконы, предметы церковной утвари, священные сосуды, облачения священнослужителей, памятники лицевого и орнаментального шитья, документы и книги XV – начала XX столетия.
Среди раритетных экспонатов – реликвии, связанные с историей создания Казанской епархии (учреждена в 1555 г.), жизнью и деятельностью казанских архиереев XVI-XIX веков. Видное место на выставке займут экспонаты, связанные с Казанской иконой Божией Матери. Среди них – уникальные произведения последней трети XVI века: пелена к иконе, митра святителя Гурия, книга «Служба явлению Казанской иконы Божией Матери» – сборник, часть которого была напечатана в казанской анонимной типографии.
В экспозиции можно будет увидеть комплексы ценнейших памятников церковного искусства – иконы XVII – XVIII веков, произведения лицевого и орнаментального шитья XVI – XVIII веков, выполненные в казанских и строгановских мастерских, предметы из серебра XVI – XIX веков: священные сосуды для таинства причастия, напрестольные кресты, предметы церковной утвари (лампады, ладанницы, кадила) и другие раритеты.
Г. Назипова вспомнила, что в музейной фототеке есть снимок, на котором изображена гора церковного имущества. Музейщиков поразила сопроводительная надпись – «Церковный храм». Сколько такого «хлама» утеряно навсегда, сегодня сказать трудно. Ведь сохранялись в основном безусловные культурные ценности.
Было обещано, что впервые на выставке будут показаны некоторые документы, связанные с национализацией имущества церквей и монастырей, предоставленные ФСБ.
На выставке будут впервые экспонироваться планы и чертежи Казанского Богородицкого монастыря конца XVIII – XIX веков. В рамках подготовки к совместной выставке велась активная работа по отбору, реставрации и каталогизации уникальных памятников, связанных с историей Казанского Богородицкого монастыря и образом Казанской Божией Матери. Реставраторы завершили работу над восстановлением раритетов.
Некоторые экспонаты были привезены из Санкт-Петербурга, некоторые хранились в Национальном музее РТ, в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ, кое-что предоставят для выставки музейщики из Свияжска. К примеру, из Троицкой церкви острова-града на выставку доставят раму с двенадцатью клеймами (в одиннадцати – изображения богородичных и господских праздников, в 12-м – изображение обретения образа Божией Матери в Казани).
Однако это лишь половина экспонатов. Четыре зала из восьми отведены для экспозиции раритетов из частных коллекций.
На пресс-конференции было подчеркнуто, что значительная часть экспонатов будет показываться впервые, а остальные хотя и выставлялись для всеобщего обозрения, но очень редко.
Журналисты по традиции поинтересовались, сколько стоят экспонаты будущей выставки и получили вполне ожидаемый ответ – они бесценные. Если и существует денежное измерение для таких ценностей, то это страховая сумма. Но страховщики оценивают подобные экспонаты только в одном случае – когда они покидают основное место обитания для участия в какой-то выставке.
Однако вопрос о сохранности экспонатов показался модераторам не праздным, и они уточнили, что, во-первых, в ГМИИ РТ созданы надежные условия для сохранности культурных ценностей, во-вторых, учитывая особую ценность экспозиции, охрана будет усилена.
– Все раритеты находятся под сигнализацией. С безопасностью вопросы решены. Ответственность за сохранность экспонатов несут ГМИИ РТ и Минкультуры РТ, – подчеркнула директор Государственного музея изобразительных искусств Р. Нургалеева.
Выставка задумывалась как большой образовательный проект, поэтому музейщики ждут в первую очередь детей, подростков и студентов. Для некоторых категорий посетителей предусмотрено бесплатное посещение.
По словам Р. Нургалеевой, бесплатно посетить выставку смогут дети, отдыхающие в летних пришкольных лагерях. Г. Назипова считает, что выставка даст старт развитию паломнического туризма в Казани.
– Выставка – это выдающееся событие. Такие экспонаты обязательно должны выставляться на обозрение верующих, – сказала она.
Модераторы говорили о важности такой выставки. По мнению Г. Назиповой, это наглядное свидетельство особого микроклимата в нашей республике, где издавна живут в мире и согласии люди всех конфессий. Нет сомнений, что с уникальной экспозицией познакомятся не только православные, но и мусульмане. Как известно, Казанской иконе Божией Матери поклоняются не только православные, но и католики, протестанты, а также люди других конфессий.
Есть у выставки еще одна важная сторона – Казанский образ Богородицы играл огромную роль в истории нашего государства в самые разные периоды его жизни. Об этом пойдет серьезный разговор на международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации», которая будет проходить с 18 по 21 июля. Это тема отдельной публикации.
Подготовка к выставке объединила музейщиков и архивистов, историков и краеведов, верующих и мирян.
Выставка будет работать до октября. Обращаем внимание будущих посетителей на то, что выставка работает на втором этаже главного здания ГМИИ РТ. Не забудьте при этом посетить экспозицию древнерусского искусства (в основном это иконы) на первом этаже.
Любовь Агеева