Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Явление Казанской Богородицы в 2015 году
- Любовь АГЕЕВА
- 21 июля 2015 года
20 июля, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, в Казани произошли два примечательных для верующих события.
Во-первых, в церкви Всех Святых Благовещенского собора открылась выставка «Казанская в судьбах России», во-вторых в этом соборе впервые совершил Божественную литургию новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
СМИ уделили особое внимание второму событию, для «Казанских историй» приоритет, несомненно, за выставкой. Рассказывает наш корреспондент Любовь Агеева.
Один лик на десятках образов
Организаторы выставки – Музей-заповедник «Казанский Кремль» и Фонд финансовой поддержки и реставрации Благовещенского собора. Она проводится при содействии Министерства культуры Республики Татарстан, Татарстанской митрополии РПЦ.
В своем архиве я нашла сообщение о том, что о такой выставке речь шла еще в 2008 году. Однако мечта о ней могла воплотиться только в 2015-м. Выставку готовили в течение года. Организаторов поддерживал митрополит Анастасий. Понадобилась не только их добрая воля, ведь экспозицию составляют в основном иконы из частных собраний коллекционеров.
Перед открытием выставки с журналистами встретились наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк и директор фонда финансовой поддержки и реставрации Благовещенского собора Юрий Павлов. Игумен Марк напомнил историю Казанской иконы. Вы можете познакомиться с ней по публикациям в «Казанских историях»:
1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которой более четырех сотен лет
2.Явление Богородицы казанской девочке Матроне
3. Казанское святотатство 1904 года
5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского
В последнее время я существенно обновила свой очерк, написанный еще в 2005 году, поскольку вышло сразу несколько книг с подробностями об истории Казанской иконы Богородицы.
20 июля рядом с Благовещенским собором в Кремле было многолюдно. Сначала верующие собрались в самом соборе, где православные впервые увидели нового митрополита, потом на входе в церковь Всех Святых началась небольшая церемония по случаю открытия выставки «Казанская в судьбах России».
В толпе верующих были замечены ученые-историки, преподаватели Казанского духовного училища, а также экс-мэр Казани Камиль Исхаков, который в 2004-2005 годах лично занимался организационными вопросами получения Ватиканского списка.
Кстати, я спросила, как у него, мусульманина, появилась идея обратиться к папе Римскому. Камиль Шамильевич ответил так: не раз наблюдая, как мимо окон его кабинета в мэрии проходит крестный ход, он понял, как нужна людям намоленная святыня, когда-то, очень давно, вывезенная за пределы России.
В своем приветственном слове к собравшимся на церемонию открытия выставки новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан поблагодарил организаторов проекта, а также коллекционеров, которые согласились предоставить лучшие образцы своих частных коллекций для демонстрации верующим.
Мы не узнаем их имен – так захотели они сами. Возможно, из соображений безопасности, ведь каждая икона – это не только художественное достояние, но и огромная материальная ценность. Потому иконы будет тщательно стеречь вооруженная охрана, а сами иконы защищены специально изготовленными витринами.
Открывая небольшую церемонию на крыльце у входа в храм, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан отметил, что люди будут приходить на выставку с разными намерениями. Одни – чтобы оценить иконы с точки зрения их художественной ценности, проследить, как менялась от века к веку манера письма одной и той же иконы, другие – чтобы постоять у православной святыни, рассчитывая на благодатную помощь Царицы Небесной.
Впрочем, на подобных выставках даже люди не воцерковленные испытывают необыкновенные чувства сопричастности с Божественным началом. И наверняка общение с этой выставкой не будет традиционным сиюминутным пробегом – так знакомятся с достопримечательностями туристы. Даже в день открытия выставки, когда в небольшом храме было очень много народу, приходилось долго ждать, когда, наконец, можно будет увидеть еще одну икону.
– Вместе с этими иконами мы пройдем по Руси, спустимся в глубину веков, прикоснемся к святыням, которые без сомнения когда-то были собраны не для коллекции, а для молитвы. Очевидно, что каждая икона, которая здесь представлена, таит много событий. Здесь и слезы, и радость и многое другое, ибо икона это невидимый собиратель обращений людей к Богоматери, – сказал митрополит Феофан.
В завершение своего краткого слова он призвал благословение Царицы Небесной на каждого, кто посетит в эти дни храм Всех Святых.
Владыка осмотрел выставку. В роли экскурсовода был ее организатор, эксперт по иконам из Самары Андрей Болдырев.
В роли экскурсовода - организатор выставки Андрей Болдырев
Выставку вполне можно назвать уникальной. Вообще-то трудно определить привычным сломом ВЫСТАВКА экспозицию, на которой люди молятся. И такие чувства понятны, ведь в одном месте собрано 80 храмовых и аналойных икон, написанных в XVI-XX веках. Они иллюстрируют историю чудесного явления Пресвятой Богородицы в Казани, этапы прославления чудотворной иконы и географию ее почитания в России.
Как рассказал Андрей Болдырев на встрече с журналистами уже после церемонии открытия, есть сообщество коллекционеров, собирающих иконы, где все друг друга знают. Несколько лет назад они решили, что такое богатство нельзя держать под спудом, надо, чтобы люди видели божественные образа.
В городе Кириллове было организовано несколько выставок икон из частных коллекций, а в нынешнем году – чудесное совпадение – сразу две выставки, посвященные Казанской иконе. 27 июня открылась экспозиция «Образ Богоматери Казанской в иконописи» в музее фресок Дионисия Ферапонтова мужского монастыря. В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике по этому случаю состоялась научная конференция «Образ Богоматери Казанской в иконописи и декоративно-прикладном искусстве».
Уникальность казанской выставки не только в том, что это самое полное представление списков иконы, явленной в нашем городе в 1579 году, но и в том, что такая выставка – первая в истории известной чудотворной иконы.
Казанская икона – одна из самых распространенных святынь в православном мире. На рубеже тысячелетий сообщалось, что существует более 250 списков, сегодня, по словам Анатолия Елдашева, известно уже около 500. А сколько еще безвестных списков на семейных божницах!..
Переговоры с владельцами икон шли с помощью новейших информационных технологий – помогли социальные сети, с помощью которых общались с коллекционерами. Далее дело оставалось за малым – найти место для экспозиции. Церковь Всех Святых оказалась самым подходящим.
Выставку назвали уникальной. И по праву
Мало кто из казанцев, посещавших Благовещенский собор, знает, что в подвальном помещении, под алтарем, есть еще один храм. Церковь Всех Святых, в котором размещается экспозиция, является одним из наиболее древних храмов Казанской земли, дошедших до наших дней. В этом смысле она сама – музейный экспонат. Церковь была освящена во имя Всех Святых в 1897 году (по другим данным, в 1896) и служила усыпальницей митрополитов и епископов.
Как выяснилось, службы в церкви Всех Святых проводятся не чаще одного раза в год. Посетители выставки могут увидеть храм практически таким, каким он был до революции.
После церемонии открытия журналистов пригласили на встречу с ее организаторами. На наши вопросы также отвечала Наталия Николаевна Чугреева, известный специалист в области древнерусских икон из Москвы. Как сказал Юрий Павлов, руководитель Фонда финансовой поддержки и реставрации Благовещенского собора, Наталия Николаевна знает о Казанской иконе Богородицы практически всё. Она была консультантом выставки, в основе экспозиции – ее книга о казанской святыне.
С журналистами встречались организатор выставки Андрей и московский эксперт Наталия Чугреева. Их представлял известный казанский краевед по истории православия Анатолий Елдашев.
Наталия Николаевна отметила, что экспозиция составлена умело. Она начинается с более древних икон и завершается иконами эмалевыми и работами современных мастеров. На выставке представлены списки из разных мест и храмов. Одна икона есть даже из Прибалтики. Часть икон имеет конкретную датировку – либо на самой иконе, либо на окладе. Мы видим на иконах не только образ Богородицы. Есть житийные иконы, иконы с изображениями святых. Несколько икон рассказывают о чуде обретения образа Казанской Божией Матери в 1579 году. Отдельно Наталия Николаевна отметила списки с чудотворных икон. Так, в экспозиции представлена Каплуновская икона.
Наталия Николаевна подчеркнула, что выставка дает полное представление не только об иконе, но и о ее отражении в истории русского православия. Что еще очень важно – можно видеть, как менялись списки в зависимости от времени их создания и почерка иконописцев. Известно, что на начальном этапе истории списки Казанской иконы были более похожи на византийские образы. Однако икон, датированных XVI – XVII веками, сохранилось очень мало. Утерян московский список, который сыграл важную роль в истории государства Российского. Из самых древних икон Наталия Николаевна назвала только список, который хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Утерян оригинал – как известно, в 1904 году икону выкрали и, как явствует из материалов уголовного дела, сожгли в топке печи. На выставке – всего один лик предположительно датирован 1760 годом.
О том, какой была икона ранее, можно судить и по одному из экспонатов Государственного музея изобразительных искусств РТ, где в 2013 году был обновлен отдел древнерусской живописи. Это «Богоматерь Казанская» последней четверти XVI века. В процессе реставрации одного старинного образа из фондов были найдены доказательства его почтенного «возраста».
Внимательно разглядывая иконы, можно проследить, как менялась манера письма за 400 лет с момента обретения образа. Тип Лика Богоматери все более уходил от грекофильского образа и все более становился «русифицированным».
В XVII веке для икон была характерна более утончённая манера исполнения, особая форма головы, мастерство светотени, пейзажные панорамы, тематика изображений значительно расширилась. Такими были списки художников так называемой Строгановской школы иконописи. Иконописцы Оружейной палаты начали приближать священные лики к портретам реальных людей. В XVIII веке древнерусский стиль сохраняли только гонимые старообрядцы, а всё синодальное стало приближаться к католическим образцам западного мира. Однако в XIX веке мастера вернулись к истокам.
– Весь XIX век иконописцы искали оптимальную форму, с помощью которой можно изобразить лики святых академическим письмом, – отметил Андрей Болдырев.
Мы много узнали об окладах. Создание оклада требовало не меньшего мастерства, чем написание самого образа. Первоначально оклады делали из басмы – полосок серебра, которые простукивались для придания им объёма. Только в XVII веке начали появляться оклады в том виде, к которому мы привыкли: венцы из золота и драгоценных камней, богатые ризы и искусно сделанные складки одежды. В XIX веке появилось искусство эмали.
Каждый оклад приносили в пробирную инспекцию, где на них ставили клейма пробы, наносили название города и пробирера, который произвёл экспертизу. Так что благодаря иконам мы можем отследить историю и развитие серебряного дела в России.
Кстати, своё клеймо в Казани появилось в 1740 году.
В Казани два образа – из XVIII века
Как известно, изображения первообраза, то есть явленной Казанской иконы, не существует. На современной брошюре очевидца тех событий – Патриарха Гермогена – «Сказание о явлении образа Пречистой Богородицы во граде Казани» мы видим более поздний список, так называемую Ватиканскую икону. Брошюра была переиздана в 2005 году, к 1000-летию Казани. (В ряде источников рукопись Гермогена называется по-другому – «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях»).
Тем не менее старинных списков много. Сегодня икону можно видеть и в храмах, и в музеях, и на домашних киотах. Некоторые списки, так же, как явленная Казанская, признаются чудотворными. Например, хорошо известна в православном мире Каплуновская икона.
История некоторых образов не менее интересна, чем история оригинала. Это касается, прежде всего Московского и Петербургского списков, которые сыграли важную роль в истории Российского государства.
В пример можно привести и образ, который подарил Русской православной церкви папа Римский Иоанн Павел II. Этот список много путешествовал по миру, в конце концов оказался в покоях главы католического престола, потом был передан Русской православной церкви. В 2005 году Ватиканскую икону привез в Казань Его Святейшество Алексий II. Постоянно она хранится в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря. Два раза в год, в престольный праздник Казанской иконы Борогодицы, ее крестным ходом переносят в Благовещенский собор, где устанавливают в специально сооруженным для этого киоте.
Кто-то до сих пор уверен, что это и есть та самая икона, которая была явлена десятилетней Матроне. Внедрение этого факта в общественное мнение было в 2004-2005 годах очень агрессивным, ведь у желания иметь эту икону в Казани были не только церковные цели. Сегодня эти цели не актуальны. Никто уже не спорит с тем, что Ватитканская икона – всего лишь список, хотя и древний.
Тем не менее в некоторых публикациях коллег о выставке читаю: выставка приурочена к десятилетию возвращения иконы в Казань…
Наталия Николаевна Чугреева еще в 2005 году имела неопровержимые доказательства того, что Ватиканская икона не имеет отношения у новоявленной Казанской иконе. Она писала в одной из своих статей, опубликованной еще до появления иконы в Казани, что по стилю письма Ватиканскую икону можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной – серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: взгляд Богородицы и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа – не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. А драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, вообще может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.
Ватиканского образа на выставке, естественно, нет. Сегодня он в очередной раз в Благовещенском соборе. Как нет тут и другого казанского списка. Место его нахождения – церковь на Арском погосте. Он, кстати, тоже сделан в XVIII веке. Но если Ватиканский образ находится в Казани с 2005 года, то кладбищенская икона была с верующими всегда. Как известно, Арская церковь работала и в советское время.
Ознакомиться с экспозицией икон сможет абсолютно каждый: благотворительность – одно из основных условий выставки, и потому платить за вход не придется. Как нам сказали, коллекционеры тоже денег за экспонирование не возьмут.
Если вы решили сходить на выставку, а я вам настоятельно это советую, не забудьте, что в православном храме, где выставлены иконы, как и везде, действуют правила относительно формы одежды. Впрочем, головные платки для женщин и покрывала для тех, кто пришел в шортах или коротких юбках, бесплатно выдадут на входе.
Ниже мы размещаем несколько молитв, обращенных к Казанской Богородице. Имейте их при себе. Может так случиться, что какая-то икона захочет с вами поговорить… Да, да, это не красивый оборот.
Как сказала на встрече с нами Наталия Чугреева, через любую икону может быть явлено чудо, надо только верить. Икона на выставке – не совсем обычный экспонат, мимо нее нельзя просто пробежать. Я уже не раз слышала, что икона может тебе ответить… Для этого не обязательно идти в храм. Люди знающие утверждают, что это может случиться даже с музейной иконой.
Выставка будет работать до 31 августа.
В Казанской митрополии новый владыка
Теперь несколько слов о втором событии. Более подробно читайте в газете «БИЗНЕС Online.
Прибыв к новому месту назначения, владыка Феофан, переведенный в Казань из Ульяновска, сразу обозначил свои первостепенные цели. В частности, он сказал, что нужно возродить в Казани духовную академию, очень известное учебное заведение в дореволюционной России.
Находилась академия в здании, в котором сейчас городская больница №6. Это напротив Центрального парка культуры и отдыха, а в то время - на Арском поле.
Что касается непростого вопроса с преподаванием в школах республики «Основ православной культуры», то решать его новый архиерей намерен без «конфронтации».
Владыка Феофан, в отличие от предшественника – митрополита Анастасия, который теперь служит в Ульяновске, показался человеком более открытым. После посещения выставки он не отказался пообщаться с журналистами, причем в это время на часы не смотрел. Ответил на все вопросы, которые ему коллеги задали.
Отмечу два интересных факта. В Благовещенском соборе, где митрополит совершил первое свое богослужение, он вспомнил, как принимал в Казани воинскую присягу. Как особый знак судьбы он воспринял то, что первое его богослужение на новом месте пришлось на канун большого престольного праздника – 21 июля по всей России отмечается Казанская, а в Казани, на месте обретения иконы Божией Матери, это вообще особый день.
Владыка Феофан постарался успокоить тех, кто опасается перемен в связи со сменой главы митрополии РПЦ: «Будем соработниками, – сказал он, обращаясь к верующим. – Я с вас не буду требовать больше, чем сам буду трудиться. Трудитесь не меньше, чем я сам буду, и все у нас будет нормально».
Татарстан он охарактеризовал как «республику замечательную, многонациональную и многоконфессиональную».
Журналисты, уже изучившие биографию нового митрополита, шептались между собой: беспокоиться надо руководству республики и города. Владыка Феофан, несмотря на довольно добродушный вид, – человек очень твердый.
В Казани митрополит Феофан, по данным «БИЗНЕС Online», остановился в Свято-Успенском Зилантовом монастыре, где в свое время были отстроены патриаршие покои. Но не исключено, что в будущем он подберет себе резиденцию в другом месте. Как отметил Валерий Береснев, автор публикации в этом СМИ, владыка Феофан любит повторять, что он за «историческую справедливость».
Журналист напомнил, что часть аппарата Президента Татарстана находится сегодня в бывшем Архиерейском доме…
Надо сказать, что православных в Татарстане никогда особо не обижали. Одновременно строилась мечеть Кул Шариф и реставрировался Благовещенский собор, возрождаются остров-град Свияжск и древний Булгар. Тем не менее проблемы были. Например, Духосошественскую церковь православные получили совсем недавно, в ней долгие годы работал кукольный театр, сегодня обитель ускоренными темпами возрождается. А некоторые проблемы пока остаются. Например, до сих пор не возвращена церкви колокольня Богоявленского храма. У Москвы и Казани разное представление о будущем Богородицкого монастыря.
Владыка Анастасий не был замечен в твердой защите прав верующих в официальных кабинетах. И на это ему не раз публично пеняли. Петропавловский и Благовещенский собой были возвращены верующим после бурных дискуссий в СМИ. Например, активны в этом были читатели «Вечерней Казани», где я тогда работала. Некоторые церкви стали действующими во многом по инициативе общин, а точнее священников, их возглавлявших. Можно привести в пример церковь Параскевы Пятницы, Варваринскую церковь.
***
В Интернете я нашла сообщение о появлении отца Феофана в Ульяновске в июне 2014 года. Его тогда тоже спросили, что будет меняться в епархии с его приходом. Он ответил так:
«То, что является базовым, никаким переменам не подлежит. Это вопросы веры, богослужения. Что касается служения в современных условиях, то, может быть, что-то будем корректировать.
Главная задача, чтобы все понимали, что церковь, епархия – это ни нечто инородное, отдельное от общества и власти. Церковь – это плоть от плоти и кровь от крови нашего народа. Это очень важно помнить и знать».
Так что конфронтации в Казани, как и обещал владыка Феофан, скорее всего не будет. Митрополит Симбирский и Новоспасский в обострении отношений с властью замечен не был. К тому же он имеет большой опыт миротворческой деятельности. Работал на Северном Кавказе, был миротворцем в Сирии, ЮАР, Израиле, входил в число переговорщиков во время штурма Белого дома в 1993 году и захвата заложников в Беслане в 2004 году.
Так что многоконфессиональный Татарстан ему вовсе не орешек.
Любовь Агеева
Фото автора и с сайта Татарстанской митрополии
Казань, 23 июля 2015 года
Подробности о Казанской иконе Божией Матери и ее списках читайте в электронной Православной Энциклопедии – http://www.pravenc.ru/text/1320206.html
Читайте в «Казанских историях»:
Книга о заступнице усердная рода христианского
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген
Икона Казанской Божией Матери вернется?
Благовещенский собор Казанского Кремля
Молитвы, обращенные к Богородице
Гocпoдь Ииcyc, я нуждаюсь в Тебе. Благодарю Тебя за смерть на кресте за мои грехи.
Я открываю дверь моей жизни и принимаю Тебя как моего Спасителя и Господа. Благодарю Тебя за прощение моих грехов и за дар вечной жизни. Возьми мою жизнь в Свои руки.
Сделай из меня такого человека, каким Ты хочешь меня видеть. Благодарю Тебя, Великого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Аминь
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
http://www.molitvoslov.org/text63.htm
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.