Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Опера «Джалиль» в честь юбилея Ниаза Даутова

2 октября 2018 года на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля будет показана опера Н.Жиганова «Джалиль» (автор либретто – Ахмат Файзи).

Спектакль не так часто включается в афишу, поскольку монтаж декораций требует много времени. На этот раз он посвящается 105-летию со дня рождения народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии имени  Г.Тукая (1958), режиссера и певца Ниаза (Нияза) Даутова (1913-1986).

Творчество Н.К.Даутова - одна из лучших страниц в истории музыкальной культуры России и Татарстана. На оперной сцене Даутов исполнил такие партии, как Ленский («Евгений Онегин»), Альфред («Травиата»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Фауст («Фауст») и многие другие. Поистине всесоюзной знаменитостью сделала певца роль Эдвина в вышедшем на экраны СССР в 1944 году кинофильме «Сильва».
В 1956-1960, а затем в 1975-1986 годы Ниаз Даутов был главным режиссёром Татарского государственного театра оперы и балета имени  М.Джалиля. В эти же годы Даутов преподавал в Казанской консерватории, заведовал кафедрой оперной подготовки.  Как режиссер Ниаз Даутов осуществил постановки более 50-ти спектаклей на сценах различных театров России.

Двух выдающихся деятелей татарской культуры – Даутова и Жиганова – связывали долгие годы дружбы и творческого содружества. Ниаз Курашевич в 1941 году начал сценическую деятельность с роли Джика в  опере «Алтынчеч».

Ниаз Даутов и Назиб Жиганов с артистами. Крайняя справа - Светлана Жиганова

В 1957 году, когда опера впервые была поставлена на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, он был одним из двух первых исполнителей роли Джалиля. Оперу тогда поставил увлеченный этим сочинением главный режиссер Большого театра Борис Александрович Покровский, почти на всех репетициях присутствовал автор – композитор Жиганов. Спектакль увидели не только казанцы, но и москвичи – «Джалиль» был включен в программу Декады татарского литературы и искусства Татарской АССР в столице страны. Партию Джалиля исполнил Идеал Ишбуляков, в то время еще студент 3-го курса консерватории. Во втором составе ее исполнял Ниаз Даутов.

В 1959 году опера была поставлена в Большом театре, сначала на малой сцене, потом - на большой, а также в Чехословакии: городах Прага и Баньска-Быстрица (Словакия). На сцене театра имени Джалиля было еще несколько постановок это оперы – в 1964, 1971, 1980, 1986. Долгие годы единственным исполнителем партии Джалиля был Хайдар Бигичев, народный артист Татарской АССР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Татарской АССР имени . Г. Тукая.

Сцена из последней постановки

Ниаз Даутов дважды собирался ставить эту оперу как режиссер, много работал над ней, но по разным причинам его мечта не осуществилась.  Он восторженно приветствовал концертное исполнение нового варианта оперы в актовом зале Казанской консерватории. Вот что он писал в отклике для газеты «Вечерняя Казань», опубликованном 8 июля 1986 года: 

«Впечатление громадное! Одно из самых больших художественных впечатлений последних лет, более того – одно из самых радостных художественных переживаний в моей жизни.

Появление оперы в новой редакции глубоко закономерно, необходимо и естественно. Это результат проверки времени, результат отбора временем. Мне кажется, что «Джалиль» глубже, значительнее, вдохновеннее ранних опер Н.Г. Жиганова. Даже такая красивая опера как «Алтынчэч», изобилующая красивыми вокальными партиями, блестящим инструментально-декоративным богатством, прелестным сюжетом, уступает «Джалилю», который выигрывает лаконизмом строгостью формы, необыкновенной молодостью.

Новая редакция создавалась в содружестве с замечательным дирижером – народным артистом Казахской СССР и Татарской ССР, профессором Фуатом Шакировичем Мансуровым. Счастливое обстоятельство, что  автор имел возможность работать с дирижером над редакцией оперы, бесспорно, оказало благотворное влияние не только на исполнение, но и на само сочинение.

Об опере «Джалиль», как о произведении искусства, будут писать исследователи. Но как артист и режиссер оперного театра, как практик театра, отдавший почти полвека оперному искусству, знающий наизусть десятки опер, я хочу сказать, что по своему мастерству «Джалиль» – это совершенство! Мне кажется, что сила этой оперы в том, что она дает не только эстетическое и этическое наслаждение, но и является огромным источником жизненного познания.

Правдивость и простота, свойственные только очень крупным явлениям любого искусства, глубочайшие душевные платы, вернее сплав мысли и чувства, страстность и поэтичность, огромное драматическое напряжение, а иногда и подлинный трагизм, в высшей степени тактичное и  бережное использование одной из лучших татарских песен «Зиляйлюк» в качестве лейтмотива Родины, динамизм, действенность и многое, многое другое создают потрясающее впечатление.

Я лишний раз убедился, какое громадное явление – композитор Назис Жиганов!».

Ниаз Курамшевич намеревался поставить спектакль по новой редакции оперы, но не успел реализовать свои намерения. Его имя на премьерной афише 1986 года обведено черной рамкой. Даутова не стало 16 апреля 1986 года.

Главные партии в спектакле 2 октября исполнят: Ахмед Агади (Джалиль), Гульнора Гатина (Жена поэта), Айдар Нургаянов (полковник Журавлев), Юрий Ившин (Андре Тиммерманс), Артур Исламов (Канзафаров), Александра Саульская-Шулятьева (Хаят) и другие. В спектакле принимают участие артисты хора, оркестра, мимического ансамбля театра, детский хор. Дирижер – Ренат Салаватов.

Спектакль «Джалиль» поставлен в 2011 году режиссером Михаилом Панджавидзе. Постановка выполнена с привлечением технологий XXI века – видеоинсталляций, компьютерной графики, декораций-трасформеров.

Опера-поэма в 7 картинах исполняется без антракта, на татарском языке (с включениями реплик на русском, белорусском, немецком языках).

Начало спектакля в 18.00.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Даутов Нияз – певец, режиссер, педагог, человек (1913-1986)

Нияз Даутов обладал особым даром духовной столичности

Ниаз Даутов: человек, который любил всех

«Сильва» в память о Ниазе Даутове

Жил в Казани Маэстро Даутов

 

Две оперы об одном человеке: Муса Джалиль и Назиб Жиганов

«Узнал в неволе цену воли я…»

Михаил Панджавидзе: «Муса Джалиль был мусульманин, но для меня эта тема христианская»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить