Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1891 – Московско-Рязанская железная дорога переименована в Казанскую

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Балет «Корсар»: аудитория ― вся страна

Балет «Корсар» из репертуара Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля сейчас смотрит вся Россия.

Если вы любите балет или вам нравится музыка композитора Адольфа Адана конкретно его балет «Корсар», но вы по каким-то причинам не смотрели этот спектакль в Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля, не пропустите возможность увидеть его на большом экране.

Такая возможность появилась благодаря грандиозному федеральному проекту «Театр в кино».   Он инициирован кинопрокатной компанией КИНО.АРТ.ПРО и телеканалом «Россия  ̶  Культура». Его девиз «Театр становится ближе, театр становится доступнее». 

Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России: сетей КАРО, объединенной киносети «Формула Кино / Синема Парк», «Москино», кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров «Аврора» (Санкт-Петербург), «Победа» (Новосибирск), «Горизонт» (Ростов-на-Дону) и других. Теперь зрители более чем 50-ти городов могут увидеть постановки главных театров Москвы, Санкт-Петербурга, а также ведущих региональных театров, в том числе Казани. Благодаря многокамерной съемке, профессиональному подходу к производству и высокому качеству записей зрители станут участниками театрального действия, увидят игру актеров, детали костюмов и масштабные театральные декорации крупным планом, ближе, чем из кресла в партере.

Организаторы проекта поставили перед собой амбициозную культурно-просветительскую задачу создать единый театральный ландшафт нашей страны: дать всем зрителям возможность увидеть лучшие спектакли и пообщаться с их создателями очно или в формате телемоста. На большие экраны выйдут фильмы-спектакли, драматические постановки, балеты и оперы, уже получившие признание публики и критиков. В афишу включены премьеры последних лет, специально снятые для большого экрана, а также золотая классика, которая ранее была недоступна к просмотру  в такой огромной зрительской аудитории.

Проект стартовал 12 ноября прошлого года оперой «повести Александра Пушкина московского театра «Геликон-опера». Съемочная группа телеканала «Россия-Культура» и театра создали не просто видеоверсию спектакля, а полноценный фильм.

К тому времени проект включал 22 постановки, 11 из них были готовы к прокату. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС директор и главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков. Он отметил, что адаптация театрального зрелища сложна, но хотелось показать зрителям современные спектакли: телеканал около 15 лет занимается адаптацией такого рода, когда театральный контент сближается с телевизионным. «Проект экспериментальный в буквальном смысле этого слова. Экспериментальный значит, ему сопутствуют всякого рода риски. Эти риски надо учитывать», сказал он на премьере первого фильма-балета.

Президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова назвала одной из задач проекта обогащение культурной жизни в городах-участниках. «Нам очень важно, что это география от Калининграда до Владивостока», сказала она. По ее словам, спектакли будут показывать 70 процентов кинотеатров этой сети, цена билета будет соответствовать ценам на посещение обычных фильмов, организаторы ждут массового зрителя.

Михаил Швыдкой, выступая на церемонии открытия, сказал: «Я уверен, что хорошие театральные спектакли надо снимать. Это благо для всех. Если в результате создастся коллекция лучших спектаклей России, думаю, ни в одном государстве такого нет».

До 11 апреля в прокате были только фильмы, представляющие спектакли столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Татарский театр оперы и балета открывает кинопоказы спектаклей региональных театров. Съемки оперы «Корсар» прошли в Татарском театре оперы и балета в июле прошлого года.

Кроме «Корсара», съемочная группа телеканала «Россия-Культура» записала еще две постановки – оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Трубадур» Дж.Верди. Они тоже будут показаны позже в рамках проекта «Театр в кино». Зрители могли и не знать, что в зале идет съемка. Впрочем, вряд ли, ведь рядом с театром стояла передвижная телестанция с огромной надписью по борту специального автомобиля «РОССИЯ». Я видела ее, когда шла на спектакль «Паяцы».

Летом запланированы съемки еще двух спектаклей. Опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки открывала нынешний, 140-й сезон театра имени Джалиля. В советское время опера ставилась под названием «Иван Сусанин». Кстати, это было ее первое название. Второй спектакль балет Фарида Яруллина «Шурале» можно по праву считать балетной классикой советского искусства. Он шел (и идет) не только на сцене театра имени Джалиля, но и в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), а также во многих других театрах Советского Союза.

Мало кто сегодня знает историю этого балета. Несколько фактов из нее. Работа над спектаклем началась еще до войны. В феврале 1941 года приглашенный из Ленинграда балетмейстер Леонид Якобсон закончил новый вариант либретто, и композитор доработал авторский клавир. Автором либретто для первой постановки в Казани был Гай Тагиров, балетмейстеры-постановщики Леонид Жуков и Гай Тагиров, художник-постановщик П. Г. Сперанский, дирижёр-постановщик  И. В. Аухадеев.

Но к балету вернулись только в 1945 году. Его премьера состоялась 12 марта 1945 года. К сожалению, композитор спектакль уже не увидел. Он погиб в 1943-м.

В настоящее время среди создателей балета указываются все творцы, причастные к его созданию, в том числе автор первого либретто писатель Ахмед Файзи, ленинградские композиторы Валентин Власов и Владимир Фере, которые сделали для постановки в Ленинграде новую оркестровую редакцию балета, внеся в музыку существенные изменения.

О непростой судьбе этого балета можно прочитать в «Казанских историях» (Не «Али-батыр», а «Шурале»!). 

Премьера в Казани

В Казани первый показ фильма-балета «Корсар» состоялся 6 апреля в кинотеатре «Мир». В этот день его увидели артисты балетной труппы и сотрудники театра, которые были заняты в съемках спектакля, журналисты и приглашенные гости. Фильм участникам закрытого показа представляли заместитель директора театра имени Джалиля Эдуард Багаутдинов, а также режиссер киноверсии Вадим Киселев, шеф-редактор Анжелика Шиленкова и  звукорежиссер Светлана Дегтева, а также куратор проекта «Театр в кино» Екатерина Жутаутайте. 

Вела церемонию Жанна Мельникова

Куратор проекта «Театр в кино» Екатерина Жутаутайте 

Члены съемочной группы телеканала "Культура"

Из Москвы также приезжали солистка Большого театра России Анна Тихомирова и заслуженный артист России, хореограф, экс-солист Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Рамиль Мехдиев. Перед началом показа журналисты встретились с гостями, а также с исполнительницей одной из главных партий в «Корсаре» Амандой Гомес и художественным руководителем балетной труппы, заслуженным артистом России и Татарстана  Владимиром Яковлевым.

Поскольку пресс-подход был до начала фильма, журналисты спрашивали в основном о проекте «Театр в кино», о задачах, которые ставили перед собой его инициаторы и организаторы, Наши собеседники отвечали на эти вопросы по-разному. Кто-то говорил о том, что это большое дело прежде всего для зрителей. Не все могут пойти в Большой театр, и не все москвичи знают, что идет на сценах региональных театров. Анна Тимофеева, например, подчеркнула особую просветительскую значимость проекта, ведь показы проходят и в тех городах, где нет музыкального театра.

Все наши собеседники выразили уверенность, что кинопоказы увеличат число театральных зрителей. Посмотрев балет на экране, многие захотят прийти в театр, чтобы увидеть живой спектакль. Такая надежда есть и у Владимира Яковлева. Хотя наш театр не может пожаловаться на пустые залы. Благодаря Шаляпинскому и Нуриевскому фестивалям в Казани сформирована постоянная и знающая публика. Но заядлыми театралами стали далеко не все казанцы. Это-во-первых. А во-вторых, фильм интересно посмотреть и тем, кто видел балет «Корсар» на сцене театра.

Профессиональные, если можно так сказать, зрители знают, что оперу и балет редко смотрят ради содержания. Это бывает лишь при первом просмотре. Но театры обновляют свои постановки, на новые роли вводятся новые артисты. К тому же не случается двух одинаковых спектаклей, даже один солист может придать театральному действию неожиданное звучание и настроение.

В этом смысле киноверсия это один из вариантов «Корсара», закрепивший конкретный спектакль в статичном состоянии. Фильм записывался во время обычного спектакля, и пленка сохранила не только сам балет, но и дыхание зала. Если смотреть со стороны, то можно понять, почему наши гастролеры неизменно отмечают, что в Казани хороший зритель они не льстят. Аплодисменты во время спектакля свидетельство того, что зал умеет оценить настоящее мастерство исполнителей.

Как выяснилось, не менее важная задача проекта «Театр в кино» сугубо профессиональная. Театры ищут таланты по всей стране, в том числе в провинции. Есть надежда, что, посмотрев балет на экране, юное дарование где-нибудь далеко от Москвы загорится мечтой тоже выйти на сцену. Таких случаев много. Как заметила Анна Тимофеева, «молодое поколение, дети, подростки, могут прийти в глубинке в кинотеатр, посмотреть балет, влюбиться в него и захотеть приехать в Казань, в Москву, в Санкт-Петербург, чтобы учиться балету профессионально».

Кино это другой жанр, и на стыке театра и кино рождается новое искусство. Карьера артиста балета недолгая, а искусство театра сиюминутное. Когда профессионалы запечатлевают спектакли на пленку, искусство артиста остается жить на века. И очень хорошо, что спектакли разных театров увидят в разных городах, регионах, отметил, общаясь с журналистами, Рамиль Мехдиев.

Его спросили, почему организаторы проекта выбрали в театре имени Джалиля для начала знакомства балет «Корсар», ведь Казань можно было представить национальным спектаклем, благо, что у нас теперь есть и балеты, и оперы.

Балет создан по мотивам поэмы великого английского романтика Джорджа Байрона. Это приключенческая история про пиратов, дружбу, любовь, про то, что понятно, близко и интересно каждому человеку, живущему на земном шаре, ответил он.

Если расшифровать уклончивый ответ, то позиция тех, кто выбирал, понятна. Премьера «Корсара» начинает показ региональных театров, когда еще не сформирован интерес зрителей к киноверсиям театральных спектаклей, а потому на старте они скорее откликнутся на знакомое название, на знакомую музыку.

 «Корсар» в Казани впервые был поставлен, по данным Георгия Кантора, в 1973 году. В 2004-м состоялась премьера еще одной постановки. И вот теперь версия 2019 года.

Для нас было очень важно сохранить язык, хореографию Мариуса Петипа. Но вместе с тем время идет, меняется ритм жизни, появляются новые технологии, новая эстетика, новый взгляд на спектакль. Все это приходится учитывать, сказал журналистам Владимир Яковлев, балетмейстер-постановщик спектакля. Мы стремились сделать фильм таким, чтобы зрителям без слов было понятно, что происходит на экране.

Театр это живое восприятие спектакля, живая реакция зрителей. В антракте они имеют возможность обменяться впечатлениями. А в кино после сеанса все сразу расходятся по домом.

Но у кино есть определенные преимущества. В театре зрители видят сцену только с одной точки, а фильм снимали несколькими профессиональными камерами. Поэтому в картине есть и крупные планы актеров, их эмоции, детали костюмов и декораций, которые бывает невозможно рассмотреть даже с первых рядов театрального зала. 

Профессионалы дали артистам, присутствующим на премьере, полезные советы, и прежде всего быть во время киносъемки предельно собранными, чтобы камера не запечатлело того, что не стоит видеть зрителям. Ведь никто не знает, какой план выберет режиссер при монтаже – общий или крупный.

Если судить по «Корсару», крупных планов было мало, в основном общие, когда мы видим на сцене сразу всех артистов, и средние, когда внимание зрителей обращают на конкретных исполнителей. Что очень важно в кино можно увидеть музыкантов театрального симфонического оркестра и его руководителя Рената Салаватова, которого, кстати, несколько раз показывают крупным планом.

Премьера в Москве

11 апреля премьера «Корсара» проходила в Москве, в кинотеатре Октябрьский. Вела церемонию Фекла Толстая.

 Среди гостей были Вагнер Карвальо, Олег Ивенко, Аманда Гомес, Маргарита Шрайнер, Владимир Яковлев, Александр Могилев, Геннадий Янин, Айдар Шайдуллин, Айрат Кашаев и другие.

О театре имени Джалиля и балете «Коорсар» рассказал народный артист республики Эдуард Трескин. Ведущий солист казанской оперы в прошлом сегодня часто выступает в качестве ведущего на фестивалях в театре имени Джалиля и концертных программах.  Он подчеркнул, что «замечательным образом выход в прокат фильма-балета «Корсар» совпадает по времени со 140-летним юбилеем Казанской оперы»:

Выступает Владимир Яковлев. На втором плане -  Эдуард Трескин

Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля известен во всем мире: оперная и балетная труппы объездили с гастролями множество стран, а такие старейшие фестивали, как Шаляпинский и Нуриевский, стали одними из самых известных международных музыкальных форумов.

Приветствуя первых московских зрителей, Владимир Яковлев сказал:

Мы не знаем, что будет с нами через 20 лет. Мы не знаем, что будет с балетом через 20 лет. Но зато наши потомки, благодаря этому проекту, через много лет смогут посмотреть балет «Корсар» и оценить, есть ли какое-то движение в искусстве балета, взять что-то от нашего времени и привнести в свое.

На фотосессии перед сеансом, пожалуй, самой популярной была Аманда Гомес, исполнительница роли Медоры.

Выступая на московской премьере, она сказала:

Здорово, что теперь наш балет смогут увидеть не только зрители казанского театра оперы и балета. Для многих поход в кинотеатр может стать первым знакомством с балетом, и это прекрасно. Нам приятно, что вы поддерживаете нас не только в театре, но и в кино.

Казанские журналисты поинтересовались, трудно ли было на съемках. Аманда не кокетничала, искренне призналась, что роль ее героини технически очень сложная, а тут еще камеры. Следить надо даже за тем, как дышишь…

Прима-балерина театра имени Джалиля смотрела фильм на экране вместе с нами. Как она заметила во время пресс-подхода, такое случается нечасто когда артист может видеть себя со стороны.

Мы узнали, что она хотела станцевать партию Медоры с детства, исполняла па-де-де из «Корсара» еще в школе. Аманде нравится ее героиня, она совмещает в себе романтическое отношение к миру и несгибаемость характера.

Еще один балет, где она хотела станцевать, была «Анюта», поставленная в 2011 году в нашем театре знаменитым Владимиром Васильевым (Нет театра без творчества). И мечта исполнилась – теперь ее можно видеть в этом спектакле в заглавной роли.

Премьера в московском киноцентре «Октябрь» запустила фильм-балет в прокат в 200-х кинотеатрах 60-ти городов страны.

Владимир Яковлев, подчеркнул, что сохранение шедевров классического наследия одна из главных задач любого академического театра:

Я уверен, что спектакли классического наследия живут и продолжают волновать сердца зрителей потому, что каждый из хореографов, сохраняя лучшее, вольно или невольно вносит что-то свое.
К новой постановке «Корсара» я подошел, скорее как режиссер. Танцевальная основа спектакля, созданная великими мастерами, осталась неприкосновенной, однако нами были произведены перестановки отдельных номеров и сцен. Балет ― искусство условное, но и в этой условности всегда должна оставаться логика.

В спектакле много ярких персонажей, каждый со своим характером. Для нас было важно, чтобы образ каждого героя был выпуклым, объемным.

Постановка «Корсара» делалась с огромным уважением к наследию прошлого и желанием преподнести на достойном уровне этот прекрасный романтический балет о любви и верности, предательстве и падении ― о тех темах, которые были, есть и будут актуальны всегда.

В фильме стали возможны две чисто киношные вставки в начале и в завершение. Если в театре бушующее море и тонущий корабль всего лишь видеопроекция, то в киноверсии режиссер-постановщик Вадим Киселев мог себе позволить картинки, близкие к реальности. Постановку «Корсара» в Казани отличают масштабные живописные декорации. Как подметили наши гости, это большая редкость в региональных театрах. Живописны и костюмы героев пластической драмы.

Но, пожалуй, больше всего зрители обратят внимание на исполнителей главных партий. Прежде всего это победители шоу «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура»: Аманда Гомес (Медора) и Вагнер Карвальо (Конрад). В роли раба Али заслуженный артист Татарстана, исполнитель роли Рудольфа Нуриева в фильме Ральфа Файнса «Белый ворон» Олег Ивенко.

Практически все партии танцуют казанские артисты. Лишь Гюльнару мы увидим в исполнении  Маргариты Шрайнер, солистки балета Большого театра.

Не могу не заметить, что в Казани запланировано всего два сеанса «Корсара»: в кинозалах «Киномакс» (Тандем) и «Синема 5» (ТРК «Республика»). Купить билет можно на сайтах кинотеатров и по месту показа, а также на сайте проекта «Театр в кино»  https://teatr-v-kino.ru/korsar

А вот в Москве балет Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля увидят жители почти 20-ти кинотеатров. Показ  там продлится до 30 апреля.

Как мне кажется, казанские кинотеатры могли бы более активно участвовать в этом важном проекте.

 

НАША СПРАВКА

Балет «Корсар». Музыка Адольфа Адана

Либретто  Анри Сен-Жорж
Хореография Мариус Петипа
Балетмейстер-постановщик заслуженный артист России и Татарстана Владимир Яковлев
Режиссер киноверсии  Вадим Киселев
Дирижёр заслуженный артист России, народный артист Татарстана, заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Гадбуллы Тукая Ренат Салаватов
Действующие лица и исполнители:
Конрад  Вагнер Карвальо
Медора  Аманда Гомес
Раб Али заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко
Гюльнара  Маргарита Шрайнер (Большой театр России)
Бирбанто заслуженный артист Татарстана Антон Полодюк
Исаак Ланкедем  Алессандро Каггеджи
Сеид-паша  Илья Белов
Танец одалисок  Дина Андронова, Александра Елагина (заслуженная артистка Татарстана), Екатерина Федотова
Алжирский танец (соло)  Олеся Пичугина
Палестинский танец (соло) заслуженная артистка Татарстана  Ольга Алексеева
Форбан  Лада Старкова (соло), Нина Семина, Аделия Ялалова, Александр Ахмедзянов, Антон Бызов

Продолжительность фильма: 1 час 35 минут

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить