Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Музей Льва Толстого: самое трудное — сделать визуальными идеи и мысли
- Любовь Агеева
- 28 октября 2024 года
Есть надежда, что к 2028 году в Казани наконец появится полноценный Музей Льва Толстого, который расскажет о жизни будущего писателя в нашем городе.
28 октября обсуждали его новую концепцию, не первую, но будем надеяться, последнюю. Аудитория собралась знающая и заинтересованная, и не только эксперты, но и музейщики, краеведы, архитекторы, педагоги, представители СМИ.
Все с большим интересом выслушали выступление руководителя музея Лии Бушканец, которая уложила в отведенные ей 30 минут огромный пласт информации и о музее, и о плане его преобразования, и о новой экспозиции.
Рекомендую прочитать в «Казанских историях» ее большое интервью об этом, а также о том, о чем она не сказала, — Лия Бушканец: «Если делать музей, то его надо делать на современном мировом уровне»; Казань в жизни Льва Толстого и в его романах.
Автор художественного решения новой экспозиции — заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве Галина Лысякова приехать в Казань на смогла, но выразила свое представление о музее в видеофильме, который мы посмотрели.
Как заметила профессор Лия Бушканец, многие жители Казани имеют о жизни Льва Толстого в Казани лишь общее представление. И не всегда оно соответствует тому, что было на самом деле. Казанскому периоду жизни великого писателя не уделяют должного внимания даже исследователи его жизни и творчества. Музей может прочно закрепить в сознании жителей города и туристов, а также толстоведов важность казанского периода жизни (1847-1847) в становлении будущего писателя и мыслителя.
«Жизнь в Казани во многом определила будущее писателя. Невозможно представить взросление личности без подросткового и юношеского периодов, которые прошли именно в Казани. Важный момент становления характера, конечно, проходил здесь», — отметил в своем выступлении Владимир Толстой, который многое сделал для того, чтобы музей в Казани все-таки появился.
Официальным стартом в создании Музея Льва Толстого в Казани можно считать 2000 год, когда были приняты два постановления — Кабинета Министров и главы администрации города. В качестве музейного объекта был определен дом №15 по улице Япеева (один из домов усадьбы Дедевой-Горталова на Поперечно-Казанской улице). Для работы над концепцией музея была организована творческая группа, в которую вошли сотрудники нескольких отделов Национального музея РТ: музееведения, методической работы, литературного и выставочно-информационного, а также музея Е.А. Боратынского. Над первой концепцией работали, в том числе Елена Карташева и Светлана Коновалова, которая стала первым директором нового музея. Деятельность группы осуществлялась в контакте с университетскими учеными и Музеем истории КГУ.
Музей Толстого сегодня — это не только один из домов усадьбы Горталовых, в котором жили супруги Юшковы с племянниками Пелагеи Ильиничны, родной сестры их отца – Николая Ильича Толстого, но и весь комплекс дворянской усадьбы, точнее, то, что от него сохранилось. По сути, это сам дом, который имеет мемориальную ценность, хотя он за минувшие десятилетия сильно изменился, и три восстановленных флигеля более позднего времени постройки, без которых музей просто не сможет существовать. Как выяснилось, первой концепцией предусматривалось восстановить и надворные постройки, обязательные для городской усадьбы, которые могли бы расширить музейное пространство.
На территории усадьбы можно было бы разбить традиционный парк 1840-х годов, который когда-то был у парадного входа в особняк, арендованный Юшковыми. Скорее всего получится небольшой садик, и не у парадного подъезда, а за домом. Поскольку вход в дом Горталова уже давно другой, с улицы Япеева.
«Мы можем стать частью музейного квартала», — сказала Лия Бушканец. Она имела в виду Казанский Богородицкий монастырь, который виден с балкона Дома Горталовых, и Следственный изолятор №1, который, по ее словам, планируют выселить к 2025 году. Многие казанские воспоминания Толстого связаны с монастырем и острогом по соседству с усадьбой Горталовых.
Подлинных мемориальных предметов от Горталовых, Юшковых и Толстых в фондах Национального музея РТ практически не сохранилось. Как указывала Елена Карташёва в одном из своих выступлений о концепции казанского музея, род Толстых (той ветви, к которой принадлежал Лев Николаевич) никогда не имел с Казанским краем «коренных» связей в виде земельных владений. Толстые жили здесь в общей сложности в XVIII-XIX веках довольно длительное время — либо по служебным обязанностям, либо по различным семейным обстоятельствам, не поселяясь на постоянное жительство. Исключением стала Пелагея Ильинична Толстая, тетка Льва Николаевича, вышедшая замуж за казанского дворянина В.И. Юшкова.
Таким образом «казанское» предметно-биографическое наследие Толстых: сохранившиеся предметы, изображения, документы, связанные с жизнью здесь, находятся в настоящее время в двух музеях Л.Н. Толстого — в Ясной Поляне и Москве. Часть важных источников хранится в архивах Петербурга, Москвы и Казани.
Так что новая экспозиция музея будет в основном типологической. Однако не стендовой, которую можно видеть в музее сегодня. Она будет базироваться не только на богатом нематериальном наследии великого писателя: документах, письмах, воспоминаниях, но и на его литературных произведениях, в которых нашел отражение казанский период его жизни.
Разработчики новой концепции задумали музей как сочетание нескольких художественных идей, которые, по их убеждению, вызовут у посетителей впечатление не меньшее, чем мемориальные раритеты. Тем более что многие из них будут представлены в экспозиции в виде копий. С этим обещали помочь партнеры казанского музея: музеи в Москве и Ясной Поляне.
Кстати, к презентации концепции Музея Толстого в Казани было приурочено подписание партнерских соглашений между этим музеями и Национальным музеем Татарстана. Соглашения подписали Владимир Толстой, генеральный директор Государственного музея Л.Н. Толстого, одного из старейших литературных музеев России, праправнук Льва Толстого, заслуженный работник культуры Российской Федерации, и Екатерина Толстая, директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна», а также генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина.
К презентации новой концепции казанского музея в его главном здании подготовлена небольшая выставка «Лев Толстой и Казанский университет», представленная Музеем Л.Н. Толстого в Москве. Среди экспонатов — шпага студента восточного отделения философского факультета Императорского Казанского университета Льва Толстого.
Интервью Дмитрию Пивоварову (телекомпания «Эфир») дает экскурсовод по выставке «Лев Толстой и Казанский университет» сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Олеся Волосевич
Как можно понять из выступлений, у Музея Льва Толстого будет много помощников. И это не только музейщики, но и педагоги Казанского федерального университета, общественные организации гуманитарного профиля, созданные для работы с детьми. Музей может стать информационно-исследовательским центром поиска и хранения источников по теме «Толстой и Казань», а также еще одним образовательным центром для подрастающего поколения: детей и студентов казанских вузов.
Модератор обсуждения Светлана Измайлова первой предоставила слово Светлане Коноваловой, у которой создать музей не получилось. И та заметила в своем выступлении, что Казань тогда была к открытию такого музея не готова. Правда, с ней не все согласились, ведь научные сотрудники Национального музея республики все эти годы, пока воссоздавался дом в бывшей усадьбе Горталовых, работали плодотворно. Но, как мне показалось, Светлана Коновалова и не имела в виду музейщиков.
Поучимся у Владимира Ильича Толстого дипломатичности, с какой он выразил свое отношение к столь длительному процессу создания музея в городе, который, по его мнению, третий в ряду мест, имевших судьбоносное значение в жизни Льва Николаевича — и не будем говорить о неприятном. Просто вспомним имена тех, кто стоял у истоков этого проекта, прозвучавшие на обсуждении: профессора Ефима Бушканца и директора Музея истории Казанского университета Стеллы Писаревой. Это хорошо, что предстоящий в 2028 году 200-летний юбилей великого писателя стал мощным толчком для создания в Казани полноценного музея. И будем надеяться, что всё задуманное удастся воплотить.
Принципиальных замечаний и предложений к концепции при обсуждении высказано не было. Были добавления, среди них существенные. Теперь у концепции начинается вторая жизнь — после официального утверждения она будет основой для финансового проекта, а тут, возможно, еще будут проблемы.
Владимир Ильич Толстой, общаясь с журналистами после завершения обсуждения, сказал, что не исключает проведения в Казани специального совещания рабочей группы, созданной при юбилейном Оргкомитете, которой он руководит: «Нам надо вместе понимать, где находить ресурсы хотя бы на проектирование экспозиции, — сказал праправнук великого писателя. — Как правило, это региональная ответственность, но я со своей стороны буду пытаться искать какие-то дополнительные источники».
Обновленный Музей Льва Толстого в Казани — одно из важнейших мероприятий из плана подготовки торжеств в честь 200-летия великого писателя. И огромный стимул для тех, на кого эта региональная ответственность распространяется.
Фото Розы Садриевой