Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1904 – В ночь с 28 на 29 июня (новый стиль) в Казани из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и Казанская икона Божией Матери
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Встречаем «Золотую Маску». Она решила поменять Москву на Казань
- Любовь Агеева
- 25 июня 2025 года
25 и 26 июня Казань будет главным театральным городом России. К нам едет «Золотая Маска».
Образ «Золотой Маски» придумал российский сценограф, народный художник России О. Шейнцис. К первой церемонии награждения (1995) в художественно-декорационном цехе театра «Ленком» были изготовлены из папье-маше первые семь экземпляров. Сегодня «Золотые Маски» фарфоровые. Олег Шейнцис взял за основу венецианскую маску, придал ей сходство с двуглавым орлом. Маска «одета» в красную шапочку Арлекина. Маска размещена на темном, блестящем, как зеркало, фоне, обрамлена в квадратную рамку.
К нам приехали гости из самых разных уголков России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Уфы, Астрахани, Стерлитамака, Улан-Удэ, Хабаровска… Все города просто не назвать…
XXXI фестиваль-конкурс Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» завершился в Москве 2 июня. Далее до июня внимание театральной России было обращено к Казани. Именно здесь 26 июня должна пройти торжественная церемония вручения премии за сезон 2023-2024 годов. Местом награждения было выбрано новое здание Татарского академического театра имени Галиасгара Камала.
На вопрос, почему церемония вручения «Золотой Маски» в нынешнем году перенесена из Москвы в Казань, председатель СТД Российской Федерации и президент Национальной премии ответил так:
«Для меня это было очень эмоциональным и чувственным решением. В России 660 государственных театров. Наверное, в два раза больше ещё частных. Россия – абсолютно театральная страна.
Когда появляется новый театр – это огромное событие, особенно в такое непростое время, переломное. Меня поразил театр и поразило то, что все – Министерство культуры республики, Раис и мэр – с таким уважениям относятся к театральному искусству и служителям Мельпомены. Мне очень хотелось, чтобы это новейшее здание с такими уникальными сценами увидела вся театральная Россия».
Торжественная церемония пройдет не в Москве во второй раз. В первый раз «Золотая Маска» посетила Санкт-Петербург.
Фестивальная программа сезона охватила лучшие постановки страны, 31 спектакль показан в Москве. В феврале-мае все заявленные постановки отсмотрели члены двух экспертных советов и двух жюри — музыкальных театров и драматических театров. Если театр не имел возможности приехать в Москву, оценивали постановку на родной сцене.
Всего на конкурс поступило 734 заявки из 170-ти городов 86-ти регионов страны, из которых 567 были допущены к участию. В конкурсе на соискание премии участвовали постановки, премьеры которых состоялись с 1 августа 2023 по 31 июля 2024 года.
В итоговой фестивальной афише 2025 года — 44 спектакля, в том числе 12 постановок драматического театра большой формы, 5 – малой формы, 6 спектаклей театров кукол, 6 опер, 7 балетов, 5 постановок в жанре оперетты или мюзикла и 3 спектакля в конкурсе «Эксперимент».
В основной номинации — «Лучший спектакль» — номинированы на премию 36 постановок, но лауреатами смогут стать не более восьми из них. Персональных номинаций — не более 29, а на победу претендует 93 кандидата. Более всего — в номинациях «Лучшая мужская роль» (драматический театр), «Лучшая работа художника-постановщика» (музыкальный театр), «Лучшая работа художника» (театр кукол).
Кроме того, на церемонии подведения итогов, которая состоится завтра, будут вручены традиционные премии двух жюри. Еще будет специальная премия президента «Золотой Маски». Впервые назовут лауреата специальной премия «Маэстро» от сопредседателя Союза театральных деятелей Валерия Гергиева.
С полным списком номинантов можно ознакомиться на сайте премии.
«Интерес к показам в Москве и других городах был большим. На сегодняшний день уже более 27 тысяч человек посмотрели вошедшие в фестивальную афишу спектакли. Но это еще не окончательная статистика, идут подсчеты. Залы заполнялись не менее чем на 90 процентов.
Как показал фестиваль, зрители хотят видеть, что происходит в российском театральном мире, чем сегодня он живет. Звание спектакля-номинанта привлекает их внимание», – отметил Владимир Машков.
Народный артист России, председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель Театра имени Олега Табакова и театра «Современник» Владимир Машков 25 июня принял участие в открытии выставки «Театр начинается с афиши» в Национальной библиотеке Татарстана. Посетители могут увидеть здесь афиши более полусотни спектаклей, номинированных на «Золотую Маску» в театральном сезоне 2023-2024.
Особое внимание они, несомненно, обратят на афиши спектаклей из Татарстана, ранее удостоенных этой премии. Только в прошлом году их было сразу шесть!
Первую «Золотую Маску» Казани принес в 1994 году спектакль «Буря» Казанского ТЮЗа, поставленный Борисом Цейтлиным, в ту пору главным режиссером театра. Этому спектаклю было посвящено специальное мероприятие в рамках образовательной программы Дней «Золотой Маски» в Казани — творческая встреча «Буря. Как это было», на которой зрители увидели видеофрагменты легендарного спектакля.
К сожалению, первая «Золотая Маска» из Казани уехала вместе с Цейтлиным после пожара в театре в 1995 году (У Бога есть особый план для вас). О том событии в жизни ТЮЗа напоминают немногие фрагменты декораций «Бури», которые нашли на пожарище и сохранили для истории.
Всего в экспозицию «Театр начинается с афиши» вошло более 50 экспонатов. Они разнообразны по своему пластическому и колористическому решению. На выставке можно увидеть портрет народного артиста СССР Михаила Александровича Ульянова. Именно он определил идею Национальной театральной премии как «Профессионалы – профессионалам».
Конечно, в экспозиции представлена главная награда премии — «Золотая маска», которую вручают лауреатам. Приз создан по эскизу народного художника РФ Олега Шейнциса.
Выставка «Театр начинается с афиши» будет работать до 22 августа. Она стала лишь одним из мероприятий образовательной программы Дней «Золотой Маски» в Казани.
В Национальной библиотеке прошла презентация книги «Театры кукол в России XV–XXI вв.», которую написал теоретик и историк театра кукол Борис Голдовский. Книга, вышедшая в 2025 году, представляет собой масштабный анализ истории искусства играющих кукол в России. Автор рассказывает, как в стране возник театр кукол, какие он формы принимал и как изменился.
Творческая встреча «Разговор о театре» с Евгением Князевым состоялась в конференц-зале. Народный артист России, ректор Театрального института имени Бориса Щукина, лауреат Государственной премии России рассказал о ярких моментах своей творческой биографии.
Он не впервые выступает в Казани, и послушать в его исполнении стихи известных поэтов пришло много народу.
Площадками Дней «Золотой Маски» в Казани выбраны также Казанский государственный институт культуры, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова и новое здание Театра Камала.
В Казанском институте культуры центральным событием дня стал мастер-класс ректора вуза, профессора Розы Ахмадиевой — «Театр 2.0: построение гибкой и эффективной команды в цифровую эпоху». Роза Шайхайдаровна подчеркнула: цифровая трансформация — объективная реальность искусства. Будущее — за специалистами новых компетенций: от медиа-художников и IT-режиссеров до программистов театральных систем.
Все желающие могли подключиться к вебинару «Театр в эпоху цифровых технологий», где обсуждались новые информационные технологии. В нем были заявлены известные люди:
Сергей Безруков и Алина Ивах (Московский Губернский театр): история и современность;
Вячеслав Стародубцев (Новосибирский театр оперы и балета): театр в поликультурном пространстве;
Дмитрий Капустин (Чувашские театры): актуальные проблемы театра с использованием цифровых технологий;
Ильгиз Зайниев (Театр им. Камала, Казань): цифровизация для маркетинга и менеджмента;
Фарида Исмагилова (Альметьевский татарский театр): синергия традиций и технологий;
Евгений Князев (Театральный институт им. Щукина): подготовка артиста: баланс традиций и инноваций;
Роза Ахмадиева (КазГИК): подготовка кадров для театра в условиях цифровизации.
В институте до вечера шли мастер-классы для студентов по разным направлениям.
«Для КазГИК — большая честь принимать «Золотую Маску»! Это мощный импульс для развития компетенций, обмена опытом и укрепления творческих связей», — подвел итоги дня институтский Телеграм.
Программа Дней «Золотой Маски» по каким-то причинам оказалась засекреченной. До самого последнего момента не было известно время начала торжества в здании Театра Камала, но приглашенные точно были в курсе. На вузовские мероприятия, скорее всего, приглашались только студенты и преподаватели консерватории и Института культуры. А вот незнание точного расписания образовательной программы лишило многих потенциальных любителей театра возможности побывать на лекциях и творческих встречах в Национальной библиотеке.
Когда завтра начнется объявленное театральное шествие, тоже не известно. Пока знаем, что оно начнется у Качаловского театра, пройдет мимо старого здания Камаловского театра и завершится у стеклянной «бабочки» на улице Хади Такташ.
Фото Розы Садриевой