Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1938 Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Разиль Валеев: «В настоящее время все мы с вами держим экзамен перед народом, перед историей»

20 октября на погребальном комплексе «Курган» состоялось открытие памятника на могиле поэта и государственного деятеля Разиля Валеева. Разиль Исмагилович ушел из жизни 20 октября 2023 года.

Траурная церемония у могилы началось с чтения Корана и дуа, которое вознес первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов.

Разиля Валеева не стало два года назад, и все это время его вдова Алия Абдуллина думала над тем, каким должен быть мемориал супруга, и сама его спроектировала. Композиция выполнена в восточном стиле, в ней предусмотрено два места захоронения — Алия Мидхатовна и после смерти не хочет расставаться с любимым человеком: «Я почти два года у себя в голове строила этот памятник. Он был человек светлый, поэтому и гранит светлый. Поскольку букеты быстро сохнут, то здесь цветы вечные. Я изучала историю мусульманских народов — суннитов. Создатель империи великих моголов Бабур оставил большой след. И эта архитектура как раз из того зодчества, — объяснила она. — Большое спасибо Аллаху за то, что Он мне послал такого человека, от которого я получила очень много хорошего».

Разиль Валиев – писатель, государственный и общественный деятель, депутат Верховного Совета Татарской АССР XII созыва (1990-1995), депутата Государственного Совета Республики Татарстан I – V созывов (1999-2019), заслуженный работник культуры ТАССР и РФ (1990, 1997), народный поэт Татарстана (2012), заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия (2015),лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая,кандидат исторических наук (2005).

На церемонию приехали близкие и родные поэта, писатели, депутаты Государственного Совета, в том числе Председатель Фарид Мухаметшин.

В своем выступлении он сказал: «Я вспоминаю те годы, когда мы с ним вместе работали. Мы помним, насколько ценным был его труд, его вклад в развитие республики и международный мир и согласие. Мы ему навек благодарны!

Многие депутаты пожелали прийти сюда сегодня. Разиль Валеев был известным депутатом, писателем не только в Татарстане, но и в России.

Когда встал вопрос об обновлении Конституции республики, с этой инициативой также вышел Минтимер Шарипович Шаймиев, я тогда работал Председателем Верховного Совета. Кого мне звать? Тех же наших: Разиля, Туфана и других. «Парни, что будем делать?»

Тут же все прислушались к мнению Разиля. В итоге в Конституции татарский язык тоже был вписан как государственный. Он сказал: «Если не внесем в Конституцию, родной язык потеряем». Если не впишем, то в будущем возможностей станет меньше, объяснил он. Своими яркими, проникновенными речами на парламентских заседаниях он сумел убедить депутатов в необходимости этого решения, многое сделал для сохранения родного языка. Какой бы сложный не был вопрос, депутаты многонационального Татарстана после его выступления поддерживали единогласно,

Недавно я был на Днях татарской культуры в Москве, там тоже невозможно было не вспомнить Разиля Валеева. Кто-то со сцены читает его стихи, другой поет его песню, кто-то говорит о нем теплые слова. Он всегда будет в нашей памяти».

Народный поэт РТ Рабит Батулла отметил, что, несмотря на разницу в возрасте, он многому мог у него  поучиться. «Он поэт, драматург, публицист. Его первая повесть «Эт кояшы» стала событием в татарской литературной жизни, а его политическая деятельность в защите языка достойна истории. Острый на язык, с чувством юмора, стихи были просто восхитительными», — сказал он на церемонии у надгробного мемориала.

Экс-мэр Казани Камиль Исхаков вспомнил, как помогал Валееву, когда тот занимал пост директора Национальной библиотеки РТ: «Знакомы с тех пор, когда он избирался депутатом Казанского совета народных депутатов. Тогда еще шли тяжбы вокруг Национальной библиотеки. И мы с ним объединялись в этих делах, помогали. Много было всего, у нас очень бурная с ним жизнь была, кипучая и дружная».

Как сообщает газета «БИЗНЕС Online», завершилась церемония возложением цветов к могиле. А затем экс-депутат Госсовета РТ 1-го созыва Сурия Усманова предложила Фариду Мухаметшину почтить память и погребенного рядом общественного деятеля, депутата республиканского парламента и Государственной Думы Фандаса Сафиуллина. Ее предложение поддержали.

ЛЮБОВЬ АГЕЕВА: ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ СООБЩЕНИЮ

Я не смогла быть на траурной церемонии, но хочу вместе со всеми, кто был на «Кургане», вспомнить Разиля Валеева.  Знала его давно, сначала как поэта, потом как депутата Верховного и Государственного Советов. Да и после его ухода из парламента встречались не раз.

Камиль Исхаков рассказывал, как помогал Разилю Исмагиловичу решать проблемы библиотеки. Не могу не напомнить некоторые подробности того времени. Трудно поверить, но в 1988 году главную библиотеку республики закрыли по предписанию Госпожарнадздора. 22 июня из статьи Валеева в «Вечерней Казани» об этом узнали все казанцы. Приведу цитату из нее:

«Все стеллажи забиты под потолок высотой в пять метров, в коридорах, на лестничных площадках, под лестницами, на пыльных чердаках, в сырых подвалах громоздятся горы книг, повергая в ужас библиотекарей и пожарных инспекторов. Стыдно даже сегодня говорить о том, что за годы Советской власти в республике не построена ни одна типовая республиканская библиотека, тогда как бывшие уездные центры Казанской губернии – Йошкар-Ола и Чебоксары – давно уже обзавелись прекрасными дворцами книги.

Такое равнодушие, прямо сказать, наплевательское отношение к народному добру, национальному богатству, духовным сокровищам говорит прежде всего о нашем с вами уровне просвещенности, культуры. В прошлом году мы провели социологическое исследование в библиотеках республики. Результаты этого исследования показали, что самыми пассивными читателями в нашей республике являются руководители различных рангов. После этого я еще сильнее усомнился не только в успехе перестройки библиотечного дела, но и в потенциальных возможностях некоторых наших руководителей, призванных идти в первых рядах перестройки общественной жизни.

В январе прошлого года в течение целого месяца Ленинская библиотека была закрыта Госпожнадзором для 50 тысяч своих читателей. Но, увы, ни один из депутатов горсовета даже случайно не поинтересовался, не возмутился таким чрезвычайным событием (только «Вечерняя Казань» отозвалась на него тревожным сигналом). А мои одиночные атаки в различные организации результатов не имели.

 Статья во влиятельной тогда газете была криком о помощи. К руководству города и республики обращался не просто директор библиотеки, а народный депутат Верховного Совета ТАССР, известный поэт. Может, поэтому крик о помощи был услышан. Далее мы наблюдали, как библиотека дважды расширила свои площади. В 1989 году она получила двухэтажный особняк под номером 36 на улице Карла Маркса, где расположился отдел периодических изданий, а уже в наше время появились новые структурные подразделения библиотеки.

Сегодня у библиотеки роскошное здание на Казанке. Есть надежда, что отдел рукописей и редких книг оставят в особняке Ушковых после его реставрации.

Среди тех, кто имел непосредственное отношение к самоопределению нашей республики, сначала в Советском Союзе, а потом в Российской Федерации, я особо выделяю тех, кто не просто голосовал за Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, за новую Конституцию, за закон о государственных языках в республике, а принимал непосредственное участие в процессе их создания. И Разиль Исмагилович Валеев, и Фандас Шакирович Сафиуллин — в их числе. Прочитайте фрагменты моих исторических очерков из книги «Республика Татарстан: новейшая история» — и убедитесь.

О том, как принималась в 1992 году Конституция Республики Татарстан, можно прочитать в «Казанских историях»: Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 1Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 2

Хотя их роль была разной. Деятельность первого была менее публичной, он больше работал в тишине своего кабинета, с документами, второй был ярким трибуном, умеющим привлечь внимание к важной проблеме коллег и всех жителей Татарстана.

Приведу цитату из выступления Разиля Валеева на сессии Верховного Совета ТАССР 30 августа 1990 года:

ВАЛЕЕВ Р.И. Я собирался выступить перед вами на родном татарском языке. Но я хочу, чтобы меня услышали и поняли все, в том числе русские братья и русскоязычные татары. И если сегодня они не поймут меня и на русском языке, тогда, боюсь, мы уже никогда не поймем друг друга.

... Нахождение Татарской АССР в составе РСФСР и СССР до сегодняшнего дня не было закреплено никакими законодательными актами и договорами. И поэтому нам вместе с вами настало время восстановить справедливость.

... Большинство из нас, депутатов, в своих предвыборных программах заявили о своем твердом намерении бороться за союзный статус Татарии. Значит, народ, избиратели, голосуя за нас, голосовали и за суверенитет нашей республики.

... В настоящее время все мы с вами держим экзамен перед народом, перед историей. Во время дебатов, дискуссий и поименного голосования мы не только будем отстаивать свои позиции, но и предстанем перед судом своей совести, перед судом своих избирателей.

Да, нас пока в народе считают консерваторами. Наконец-то сегодня наш Верховный Совет, вновь избранный парламентский корпус, на деле покажет народу свое истинное лицо. И мы все узнаем соотношение сил, узнаем, сколько среди нас истинных демократов, интернационалистов, сколько консерваторов, махровых аппаратчиков застойного времени. Сколько патриотов своей республики. Сколько великодержавных шовинистов, наследников имперского мышления и сталинизма. Кстати, я больше всего боюсь обрусевших манкуртов. Они чаще других перегибают палку в национальном вопросе.

...Я буду голосовать за срочное составление правительственной программы в условиях суверенитета и рыночных отношений. А если обнаружится, что наше правительство не видит путей выхода из кризиса и формирования своей самостоятельной экономической политики, тогда оно должно подать в отставку.

Некоторые товарищи говорят, что у нас в республике нет людей, способных управлять суверенной республикой. Да, у нас до этого не было ярких лидеров, потому что не было свободы, не было суверенной, самостоятельной республики, значит, не было и потребности в лидерах. Не имея велосипеда, нельзя научиться кататься на нем.

На нашем сайте — три публикации о Разиле Валееве. Они о разных сторонах его жизни и творческой деятельности: Когда такого опыта нет ни в Татарстане, ни в России, ни в мире… — 2015; Поэту Разилю Валееву – 70 лет — 2017; Разиль Валеев: «Или мир я изменю сегодня, Или сам сегодня изменюсь» — 2022. Повторяться не стоит. К тому же сегодня хочется сказать о другом — не столько о Валееве — общественно-государственном деятеле и известном поэте, сколько о Валееве-человеке.

Он был в республиканском парламенте почти 30 лет: в 1990-1995 годах — в Верховном Совете, в 1999-2019 годах — в Государственном Совете. И что немаловажно — всегда работал в одной и той же депутатской структуре (ранее комиссия, ныне комитет). Названия были у нее разные, но суть одна — Разиль Исмагилович с единомышленниками в течение многих лет жили заботами культуры республики, интересовались как профессиональным искусством, так и сельскими клубами.

Будучи руководителем комиссии, он никогда не стремился быть на виду. Может быть, по воспитанию был человеком очень скромным, может, потому, что рядом  работали депутаты, не менее известные всей республике, чем он, и прежде всего — Туфан Миннуллин.

Помню, как шумно бывало в комнатах комиссии на втором этаже, когда шло обсуждение проекта республиканского бюджета. Ходоки из творческих союзов, театров и других учреждений культуры появлялись в Госсовете с прошениями уже летом. И депутаты тех лет, коллеги Валеева по комиссии, могут привести не один пример, когда руководство республики и коллеги по парламенту шли им навстречу и закладывали в бюджет дополнительные суммы.

На сессиях Валеев всегда выступал на татарском языке — так требовал его официальный статус председателя комиссии, в которой межнациональные отношения, вопросы государственной поддержки татарского языка как языка государственного были на первом плане. Этот статус не давал ему возможности для эмоциональных всплесков во время обсуждения законопроектов и других вопросов на сессиях, какие позволяли себе его коллеги. Он всегда был ровен, и на трибуне, и в общении.

Помню нашу последнюю встречу. Я работала в здании Национальной библиотеки РТ на улице Карла Маркса с подшивками газет, а он пришел… в свой кабинет. Разиль Исмагилович многие годы был связан с республиканской библиотекой, и как ее директор, и как глава Попечительского совета. После завершения депутатской деятельности снова вернулся в библиотеку. Я не спрашивала, в каком качестве. Думаю, что для него это не было особенно важным. Официально он был советником Ильшата Аминова, генерального директора ТРК «Новый век» по татарскому языку и речи.

Валеев многое сделал для библиотеки, в которой официально работал с 1986 по 2000 год. А неофициально, как мне кажется, вообще из нее не уходил. Поскольку его дочь — Сююмбика Зиганшина — осталась в библиотеке и была ее директором в 2015-2020 годах.   

Не могу не отметить еще одну особенность Разиля Исмагиловича — он был человеком отзывчивым, много кому помогал по жизни. Однажды такой случай был и у меня. 

Как и многие бывшие депутаты, Разиль Исмагилович, покинув здание на площади Свободы, не мог не ощутить перемен в своей жизни. Начиная с того, что в здание парламента экз-депутаты ходят, как простые смертные — не по удостоверению, а по разовому пропуску. 

Была чрезмерная занятость и невероятная востребованность — и вдруг неспешность отставника. Пусть и в пенсионном возрасте. Увы, степень уважения у нас порой точно соответствует должности, какую человек занимает. Только однажды Разиль Исмагилович в разговоре намекнул, что ситуация изменилась сильно. Это было, когда Национальную библиотеку возглавил другой человек. Хотя его дочь получила тогда высокую должность заместителя министра РТ. Видимо, понимал, что это что-то вроде отступного. В знак его былых заслуг. Не надеялся, что она проработает там долго…

В 2023 году я прочитала в одном из СМИ, что есть предложение —  увековечить память народного поэта, присвоив его  имя Национальной библиотеке республики. Может, к 80-летию Разиля Валеева, 4 января 2027 года, это предложение и примут во внимание. Была библиотека В.И. Ленина — станет библиотека Р.И. Валеева. Не думаю, что у кого-то возникнут принципиальные возражения.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить