Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Философия дверной ручки»

Профессор Владимир Курашов, заведующий кафедрой философии и истории науки КНИТУ-КХТИ, объявил о дате презентации своих уникальных проектов, уже реализованных в 2016 году в виде изданных книг. Об истории их создания и содержании он расскажет на презентациях в мае.

 «ФИЛОСОФИЯ ДВЕРНОЙ РУЧКИ» 

16 мая (понедельник) в 18:00,  Дом-музей В.П.Аксенова (ул. Карла Маркса, 55/31)

«СТАРАЯ КАЗАНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ И ХУДОЖНИКОВ»                  

17 мая (вторник) в 17:00    Музей Е.А.Боратынского (ул. Максима Горького, 25/28)

В обоих случаях Владимир Курашов выступает как автор проекта и составитель, но, думаем, его лучше назвать душой этих изданий, где Владимир Курашов является также автором многих разделов: философских текстов, стихотворения, концептуальных фотографий, живописи и графики, он же дизайнер всего художественного образа изданий и их архитектоники.

Первую из названных книг он представил так:

Первое издание «Содружества мастеров слова, изобразительного искусства и художественной фотографии «Философия дверной ручки». Ключевая идея содружества определяется понятием «наша повседневность в образно-символическом представлении».

В качестве символа такой повседневности автор идеи безальтернативно выбрал дверную ручку. Действительно, она – атрибут и символ повседневности:

«Мы взаимодействуем с ней много раз в день телесно и душевно. Она может быть гостеприимно теплой, обжигающе морозной, недоверчиво шероховатой. Главное же то, что сразу после взаимодействия с ней меняется наша жизнь: от малозаметных изменений до катастроф, от радости до горя, от успеха до поражения, от любви до измены, от встречи до расставания, от удивления до разочарования. Словом, с Её Величеством Дверной Ручкой в нашей жизни связано многое главное и судьбоносное.

В первом издании показаны работы соотечественников, поддержавших Владимира Курашова, который «дошел до ручки» и обнародовал идею 1 декабря 2015 года в мастерской художника Александра Бусыгина. С момента этого события прошло немного времени, но уже сейчас число  дверноручечников насчитывает несколько десятков персон, представляющих философов, поэтов, художников, архитекторов, ученых, бюрократов, пирожников и сапожников со всей России. По всему видно, что в проекте происходит органичное соединение Её Величеством Дверной Ручкой философской жизни и повседневности».

Это цитата из аннотации к книге.

Мы встретились с Владимиром Игнатьевичем, когда он уже сдал книги в издательство и ждал сигнальных экземпляров. Конечно (неизбежный вопрос журналиста!), я попросила его рассказать о новых проектах. Не скрою от читателей «Казанских историй», что я знакома с книгой.

Первый вопрос – как родилась идея столь оригинального проекта?

– Всего четыре месяца от зарождения идеи до сдачи книги в издательство – удивительная скорость. И дело здесь не только в моей работоспособности, а в том, что откликнулась вся Россия: материалы из разных мест, от людей, представляющих разные профессии, стали наполнять проект содержанием. Вскоре он стал представлять законченное гармоничное произведения, а значит – его можно и нужно опубликовать. Проект может развиться во второе, третье издание, предвижу и выставки «Философия дверной ручки». Не исключено, что однажды таковая пройдет в Манеже в Москве – я люблю пионерские проекты. Наша миссия – миссия писателей, поэтов, художников – сделать что-то хорошее, причем, общезначимое и уникальное.

Теперь о том, как идея родилась. Мой день рождения – 1 декабря. Я всегда что-то придумываю, но не новые кушанья, кафе и рестораны, а создаю перформанс. На одном дне рождения сам вручал всем подарки, для гостей пел хор (это был юбилей – 50 лет).

Мое 60-летие проходило в формате утренника с началом юбилейного банкета в 9 часов утра, но в такую рань пришло 100 человек! Там была выставка моих картин, моих книг, в основном уровня всероссийского издания. Утреннее настроение обычно не связано с банкетами, но мне удалось связать их. Оказалось весело и хорошо: с шампанским, конфетами и печеньем, без «тяжелых» вин и закусок, но с выставкой и беседами в подвижных группах фуршета…

Люди любят новое, необычное, а мы, понимая это, тем не менее боимся выйти из колеи. Приходим к главной теме сегодняшнего разговора. Подошел очередной день рождения 1 декабря 2015 года – состоялся очередной перформанс. У меня была фотография дверной ручки советских времен, сделанная в соавторстве с моим сыном (он случайно-неслучайно сфотографировал ее в детстве, а я увидел в снимке концепцию: в такой ручке воплощена наша жизнь в СССР). Объектом была крашенная белая дверь из ДВП с ручкой, которая устанавливалась практически во всех жилых домах, построенных в СССР.

Замечу здесь, что я смотрю на прошлое как на моё и наше прошлое, то есть преимущественно отношусь к нему хорошо. Эту фотографию я назвал «СССР: просто, небогато, спокойно». Именно так мы и жили полвека назад – не было чего-то из атрибутов достатка, но и не было негативных атрибутов современной жизни: платных элитарного образования и медицинских услуг, не было и таких гадостей, как удушающие кредиты с геометрической прогрессией долга и последующим выбиванием долгов путем угроз и насилия.

Итак, эта фотография (она помещена на обложку книги) явила собой предпосылку зарождения идеи. К 1 декабря прошлого года я распечатал в нескольких экземплярах листок, где была помещена эта фотография с названием семинара «Философия дверной ручки». Я повесил эту фотографию на стене и раздал всем программку с предложением написать экспромты. Получилось весело, разнообразно, содержательно при участии всех гостей, словом, – перформанс состоялся.

Что такое перформанс? Это искусство, которое рождается вместе с автором, в его присутствии. Это не когда автор просто присутствует на открытии выставки, а когда он творит непосредственно вместе со всем окружением.

Произошло описанное событие в доме в овраге, у «царя художников» Александра Бусыгина, на ул. Ульяновых. В дореволюционной Казани эта улица называлась Первая гора. В целом было колоритно: поздний вечер, неяркий желтый свет из окон, деревянный сруб, деревянный стол, атрибуты искусства – и все связано идеей ФДР в сочетании с гостеприимством Александра Бусыгина.

Что же получилось? Мы ведь люди творческие… Мысли стали работать, идеи-образы кружиться. Никуда не денешься – возник проект и надо сделать книжечку. Я ее так и задумал: «Философия дверной ручки», издание Товарищества мастеров слова и изобразительного искусства (аллюзия на художников «Бубнового валета»).

Ориентировочная структура проекта была предложена такая:

– философские эссе;

– короткие эссе прозаические;

– стихотворения;

– живопись и графика;

– концептуальная фотография;

– синтетическое искусство с игрой смыслов между изображением и стихотворение, текстом и т. д.

И стало получаться. Почему? Если открыты наши глаза на жизнь, работает наш интеллект, неугомонно наше творческое начало и мы не отгоняем идеи текущими заботами, получается нечто новое, что обогащает жизнь.

Я разослал первичный материал и описание идеи проекта своим знакомым: философам, художникам, архитекторам, поэтам, медикам, химикам, пирожникам и сапожникам. Приятно и удивительно – в считанные дни откликнулась вся Россия: Нижний Новгород, Саратов, Саранск, Самара, Санкт-Петербург, Москва, Витебск….

– Как вы считаете, то, что откликнулось много людей, о чем говорит – о хорошем отношении к вам лично или о заинтересованности проектом, идеей?

– Хорошее отношение ко мне – это есть. Но хорошее отношение в нашей интеллектуальной сфере – это вовсе не любезность. Если что-то я не очень годное предлагаю, никакая любезность не поможет. Такой быстрый отклик искушенных в творчестве людей однозначно показал – проект уже состоялся как своеобразное явление искусства. Кроме большинства, высоко оценившего идею ФДР, некоторые восприняли ее как хохму, а другие говорили мне, что то же можно сделать про ложку, вилку или табуретку. Отвечу, что конечно можно, но ручка здесь первенствует.

Мы подходим к двери – у нас боязнь, мы подходим к двери – за ней тайна, мы подходим к двери, не зная, ждут ли нас еще или мы уже нежеланные гости, мы подходим к двери и не знаем, пришла ли любимая….

Страхи и ожидания счастья, надежды и разочарования – все эти чувства возникают при прикосновении к дверной ручке. Это попадание стопроцентное – с ложками и табуретками проекты возможны, но они не приобретут такой художественно-символической ценности как ФДР (посмотрите книгу!).

– Можете ли вы сказать, что в ходе реализации проекта вы сделали какие-то открытия или задумались о том, о чем раньше не думали?

– Открытия были. Первое: все виды искусства могут активно взаимодействовать в одном произведении, могут образовать некое органичное целое, или синтетическое искусство. Правда, некоторые формы такого синтеза находим уже в античности.

Второе – не всегда правы те, кто критикуют постановки, которые называются модернистскими. Как это Шекспир на мотоцикле катается? Или почему в произведении Чехова мобильный телефон?

Дело в том, что каждый из названных авторов и многие другие показывают вечные проблемы. Поэтому, если сейчас сценически воплощается драматургия Шекспира или Чехова, то на сцене вовсе не обязательно все должны ходить в панталонах, башмачках, со шпагами или в платьях до полу.

Поскольку мы говорим о вечных идеях, то привязка ко времени жизни драматурга необязательна. Если изобразительные средства, любые, хоть паровоз, помогают лучше показать главное в идее Шекспира, то пусть на сцене появится паровоз – это нормально.

Художник кнутом вас на спектакль не гонит: если не нравится подход режиссера – не ходите на его спектакли, если пришли и не понравилось – уходите до окончания. То же самое надо сказать о кино. Нужно понимать, что в экранизации невозможно отразить всё то, что написано в произведении словами. Любое переложение на другой язык – это искажение.

– Ручка – советская. В этой связи вопрос не только в ракурсе вашего замечательного проекта ФДР. В наше постперестроечное время заметна идеологически насыщенная тенденция переоценки прошлого. Я стала замечать, что советским прошлым стала интересоваться молодежь, причем далеко не всегда с негативным к нему отношением. Тренд, как теперь любят говорить, совершенно очевиден. Как вы думаете, с чем это связано?

– Последнее связано с тем, что правда побеждает рано или поздно, а кривда с позором изгоняется. Я не коммунистически ориентирован, я просто жил в это время и знаю по личному опыту детства, отрочества, юности и зрелости, что тогда было хорошо, а что было плохо.

Когда обвиняют прошлое в чрезмерном, например, давлении идеологии, то не замечают, что сейчас происходит то же самое. По идеологическим соображениям меняют названия тех или иных мест (шквал в топонимике), разрушаются памятники, переписывается история. То, что делают некоторые реформаторы, аналогично тем действиям, что совершали большевики – они борются с прошлым своих отцов.

Вот пример: «Мы видим город Петроград в 1917 году: бежит матрос, бежит солдат, стреляя на ходу». Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, но это нерусское слово. Во время Первой мировой войны, когда патриотическое движение было активным, город Санкт-Петербург переименовали в Петроград, т.е. дали русское название – город Петра.

Недавнее переименование, на мой взгляд, связано с тем же неизжитым большевистским подходом: поскольку название Петроград символически связано с «плохим» 1917 годом, то давайте вернемся к латинизированному названию.

Важно осознать, что реформы могут вести как к лучшему, так и к худшему.

Я бы, может, и поверил тем картинкам прошлого, которые порой рисуются, но я реально жил в этом прошлом, и вместе со мной жили люди – славные, хорошие, советские, наши люди, русские люди. И что же там тотально плохого?

Прием в октябрята – весело и хорошо, звездочка – красиво. Прием в пионеры и ношение галстука – интересно, вдохновенно – не знаю никого из сверстников, кого бы это отвращало. В слове «пионер» нет чего-либо большевистского.

Причем тут как историческая личность Ленин? Это отдельный вопрос, но образ Ленина был воспитательным образцом. Те книги, которые о нем писали (конечно, с художественными домыслами), воспитывали создателей ракет и тех, кто перекрывал Енисей. Еще скажу – те же домыслы и вымыслы наполняют наше сознание в отношении образов современных героев с помощью средств высокотехнологичного обмана, который называетcя PR.

Другие исторические личности тоже не без греха. На стройках эпохи Петра I гибли миллионы людей. Наполеон вовлечением в свои захватнические авантюры погубил множество военного и гражданского населения Европы. Екатерина Великая совершила государственный переворот, с юридической точки зрения она – государственная преступница. Вспомним здесь «Горе от ума» Грибоедова:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Молодым порой трудно разобраться, что хорошо, а что плохо. Есть много желающих «помочь» им в этом. Как помочь молодому человеку противостоять манипуляциям? Как объяснить молодежи, что полезно знать разные точки зрения, чтобы понять, какая из них ближе к истине?

– Я понимаю философию как свободное критическое мышление. Моя задача перед студентами – воспитать у них именно свободное критическое мышление. Часто за «доброжелательной» информацией стоят чьи-либо интересы, в основном коммерческие.

Главный совет: нужно заниматься образованием и самообразованием. Чем выше образование человека, тем больше он защищен, но образование – это ежедневный тяжелый труд. Надо трудиться – учиться, учиться и учиться…

Постскриптум для читателей.

Приглашаю к участию во 2-м издании.

Материалы присылайте на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра." target="_blank">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Книга «Философия дверной ручки» на сайте Издательского дома «Маковский»

: http://makovski.ru/books/read/285

 

Читайте также в «Казанских историях»:

«...а сокрытая мудрость и сокровище невидимое – какая в них польза?»

Деревянная Казань – уникальное явление мировой культуры

Деревянная Казань. Город, которого больше не будет

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить