Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1938 Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Работодатели рекомендаций не требуют — достаточно диплома Казанской консерватории

Наш собеседник — Вадим Робертович Дулат-Алеев, ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Любовь Агеева общалась с ним преддверии праздничного вечера, посвященного 80-летию консерватории, который состоится в ГБКЗ имени С. Сайдашева  3 ноября.

— Поскольку «Казанские истории» много раз писали о том, как создавалась Казанская консерватория, о ее первом ректоре композиторе Назибе Жиганове, повторяться не будем — я приведу ссылки, по которым желающие эти публикации прочитают. Меня больше интересует современная консерватория, которую вы возглавили в 2021 году, сменив Рубина Абдуллина. О том, как развивался вуз, знаете хорошо, потому что работали в консерватории с 1993 года.

Можете дать краткую характеристику вуза в год его 80-летнего юбилея? В частности, меня интересуют новые направления профессиональной подготовки, состав педагогов и студентов, в том числе иностранных (у вас есть сайты на английском и китайском языках), условия, которые созданы для учебно-воспитательной деятельности. Я имею в виду, в частности, прирост учебных площадей как самой консерватории, так и средней специальной школы для юных музыкантов, которая теперь занимает все здание бывшей гимназии Шумковой.

Консерватория по-прежнему остается центром музыкального образования республики. Теперь уже в рамках научно-образовательного кластера, в состав которого входит более 90 учреждений музыкального искусства.

— Казанская консерватория встречает свое 80-летие в позитивном настроении. Для этого есть главные составляющие – гордость за свою историю и прочные традиции с одной стороны, а с другой – понимание своей востребованности и миссии, важные новые достижения. Направления подготовки охватывают весь спектр музыкального искусства – исполнительство на всех видах музыкальных инструментов, сольное пение, хоровое и оперно-симфоническое дирижирование, композиция и музыковедение, этномузыкология, музыкально-прикладные специальности (это музыкальная журналистика и музыкальный менеджмент).

Мы относимся к числу тех российских консерваторий, которые реализуют практически все специальности, предусмотренные классификатором для консерваторского образования. Это было достигнуто уже 15 лет назад, при Рубине Кабировиче Абдуллине. К этому в последние годы добавилось несколько образовательных позиций.

В 2023 году Казанская консерватория начала прием на второе бесплатное высшее образование по композиции и дирижированию. Особенно ценно, что мы — единственный из вузов в регионах страны, получивший постановлением Правительства России такое право. В 2024 году мы начали прием на специальность «Традиционные инструменты народов России».

Осталась только одна из теоретически возможных в консерваториях специальностей, которую можно еще открыть – эстрадно-джазовое искусство. Но подавляющее большинство консерваторий России, включая Московскую и Санкт-Петербургскую, не спешат с «запуском» этой специальности. Мы тоже не спешим.

Состав студентов, как это было всегда, очень разнообразный, соответствует широкой палитре специальностей. У всех специальностей есть свои требования к предшествующему уровню образования.

География наших абитуриентов традиционно широка – от Калининграда до Камчатки. И от стран Латинской Америки до Китая и Вьетнама. Популярность Казанской консерватории у зарубежных абитуриентов возрастает. Сегодня каждый четвертый студент приехал к нам учиться из-за рубежа.

Иностранные студенты консерватории. Фото предоставлено медиа-центром консерватории

Педагогический состав имеет очень высокие квалификационные характеристики – почти 70 процентов профессорско-преподавательского состава имеют ученые звания и степени, почетные звания. А если посчитать еще лауреатов международных конкурсов, то будет более 90 процентов.

Не может не радовать, что все более активно проявляют себя молодые педагоги, они буквально на глазах приобретают педагогический авторитет, очень много заявлений от студентов по распределению в классы молодых педагогов. Отрадно видеть плодотворное творческое сотрудничество поколений, стремление молодежи к сохранению традиций и заботу старшего поколения о кадровом резерве.

С 2021 года Казанская консерватория в рейтинге Forbes «100 лучших университетов России» (всего в стране более 600 вузов) поднялась с 91-й до 48-й позиции. Главными критериями этого рейтинга являются качество академической среды и репутация у работодателей.

Когда-то консерватория умещалась в здании на улице Пушкина, 31, затем — в здании побольше, на Большой Красной, 38. Сейчас учебный процесс идет в четырех корпусах.

 Первое здание консерватории по улице Пушкина 

Средняя специальная музыкальная школа - здание по адресу: улица Жуковского, 14

Но пустых классов у нас не бывает, студенты постоянно занимаются самостоятельно, вне учебного расписания. На занятия в классах записываются, начиная с 6 утра. Выручает развитие технических средств – сейчас есть очень качественные цифровые пианино, мы их устанавливаем в фойе, холлах, зонах отдыха, и студенты занимаются в наушниках. Эту идею я «подсмотрел» в РАМ имени Гнесиных.

В целом, главная проблема сегодня – это поддержание в хорошем состоянии парка музыкальных инструментов для учебного процесса.

 Новое направление — специальность «Традиционные инструменты народов России». Ильяс Камал (кыл-кубыз). Фото предоставлено медиа-центром консерватории

Уникальным стал проект компании «Татнефть», благодаря которому появилась возможность возрождения аутентичных инструментов и экспериментальных образцов исконных татарских музыкальных инструментов. Думбыры, кыл кубызы, дафы изготавливаются сейчас в Альметьевске. 

— Хочу отдельно выделить концертную деятельность ваших педагогов и студентов. Судя по афишам в окнах консерватории, у вас тут нечто похожее на филармонию.  У вуза много других концертных площадок. Вы являетесь арт-директором Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас».

Хочу уточнить: для педагогов это часть внеучебной работы со студентами или одна из форм учебной деятельности?

— Тоже уточню: фестиваль «Мирас» — это проект ГАСО РТ, а не консерватории, и я уже несколько лет не арт-директор, а научный консультант этого проекта. Но музыканты консерватории нередко приглашаются на фестиваль в качестве исполнителей.

— Тем не менее, для меня этот проект — и консерваторский тоже. Поскольку фестиваль, как и консерватория, носит имя Назиба Жиганова. Замечу, что Назиб Гаязович многое делал, чтобы пропагандировать татарскую музыку. И не только в республике, но и в других городах, прежде всего в Москве.

— Концертная деятельность – это основное направление профессиональной подготовки для большинства наших специальностей. Одна из квалификаций в дипломе у наших выпускников – «концертный исполнитель», а официальное название укрупненного направления подготовки – «Искусство концертного исполнительства». Это важнейшая форма учебной деятельности.

Вместе с тем, концертные программы возможны также в рамках плана научно-методической и творческой работы педагогов, в рамках воспитательной работы, в частности, в рамках новой программы «Обучение служением», волонтерской и шефской деятельности.

У нас сложился круг площадок, на которых студенты выступают систематически – Госпиталь ветеранов войн, интернаты и школы для детей с ОВЗ, площадки музыкальных школ, входящих в образовательный кластер консерватории.

15 января 2021 года на сцене ГБКЗ имени С. Сайдашева прошел торжественный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Назиба Жиганова. Его сочинения исполнили творческие коллективы консерватории: симфонический оркестр, хор, солисты, хор Средней специальной музыкальной школы. Дирижер – Евгений Афанасьев. Фото Олега Маковского 

Консерватория входит в число получателей Гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства, который дается в целях сохранения и развития российской исполнительской школы и традиций отечественного художественного образования. Активная творческая, проектная деятельность в рамках учебной и воспитательной работы является приоритетом.

Абонемент «Консерватория для всей семьи». Фото предоставлено медиа-центром консерватории

— В прежние годы приходилось слышать, что талантливым выпускникам консерватории проще сделать творческую карьеру за пределами республики. И нам известны такие примеры. Эта ситуация не поменялась? Вы имеете связи с конкретными музыкальными коллективами или место работы выпускники находят сами?

— Известны разные примеры. Успешную творческую карьеру можно сделать и в республике, и за пределами республики. Особенно для выпускников консерватории, среди которых более половины приезжают учиться из других регионов страны, а потом возвращаются домой. Очень много примеров, когда выпускники, приехавшие из других регионов, остаются у нас в республике. Таких примеров кратно больше, чем татарстанцев, уехавших отсюда после учебы.

Это исключительно личный выбор, он зависит от выбранной траектории карьеры. Если кому-то хочется звездную сольную карьеру, оперную или инструментальную, то ее могут дать только крупнейшие столичные театры и концертные площадки, зарубежные ангажементы, проекты центральных СМИ – иначе этой карьеры просто не будет. В период, когда открылись возможности для карьеры за рубежом, некоторые яркие выпускники этим воспользовались, и мы ими можем гордиться.

Профессор Зиля Сунгатуллина и Филюс  Кагиров на занятии. Фото предоставлено медиа-центром консерватории

Но это касается, в основном, вокалистов, у которых есть потенциал, чтобы заинтересовать зарубежных импрессарио или ведущие столичные оперные театры. Прекрасную карьеру композитора, дирижера, оркестранта, педагога проще сделать в Татарстане, учитывая высокий уровень поддержки сферы культуры со стороны руководства республики. У нас 96 процентов выпускников трудоустраиваются по специальности. Причем нередко уже на выпускном курсе они устанавливают контакты с будущими работодателями. Обычно от нас не требуется дополнительных рекомендаций – работодателям достаточно диплома Казанской консерватории.

Х Международный музыкальный фестиваль «Рахлинские сезоны».  14 апреля 2021 года открывал молодой пианист из Китая — студент третьего курса Казанской консерватории Ван Юйцянь, исполнивший Первый фортепианный концерт Бетховена

— Назиб Гаязович задумал консерваторию как место, где будет учиться молодое поколение музыкантов из республик Поволжья. Это помогало готовить национальные кадры, укрепляло творческие связи деятелей культуры многонационального региона. С тех пор много воды утекло. Республики теперь сами в состоянии заботиться о своих музыкантах. Или я ошибаюсь? И среди студентов по-прежнему есть марийцы, чуваши, удмурты, и консерватория остается своего рода научно-методическом музыкальным центром Поволжья?

— Конечно же есть. И не только из соседних республик и областей, но и из Бурятии, Калмыкии, Крыма, Мордовии, Тывы, Якутии. Консерватория остается научно-методическим центром Поволжья, но горизонты ее интеграции в образовательное и культурное пространство значительно расширились, выйдя не только за пределы Поволжья, но и России. Этому способствуют современные возможности коммуникации и информационного пространства, которых технически не было в эпоху Жиганова.

 Фольклорная экспедиция

Фотовыставка «По маршрутам фольклорных экспедиций Казанской консерватории». Фото предоставлены медиа-центром консерватории

— Без истории нам все-таки не обойтись. Давайте вспомним Назиба Гаязовича. Его музыка теперь чаще звучит в Казани, есть фестиваль его имени. Хотелось бы узнать, ведутся ли какие-то исследования его жизни и творчества? Издаются ли сочинения композитора, что гарантирует их исполнение везде, где живут татары и люди, которые имеют интерес к пентатонике? Даже в юбилейный год остались закрыты двери музея-квартиры первого ректора. Отдельные мероприятия там не в счет. До сих пор в Казани нет памятника Жиганову, не найдено место для него. 

Знаете, о чем я сожалению? Что в программе Года Китая не оказалось балета о Желтом аисте, который Жиганов планировал создать после поездки в эту страну, а композитор Леонид Любовский завершил эту работу? При ваших-то связях с китайскими музыкантами… Почему бы не поставить его в Казани? Если не на сцене театра имени Джалиля, то хотя бы в хореографическом училище. Такая красивая музыка… И такая поучительная история…

— Мы значительно нарастили усилия в области научных исследований по жизни и творчеству Назиба Гаязовича Жиганова. За последние пять лет консерваторией опубликованы 32 научные работы по его творчеству. В том числе создано первое учебное пособие, целиком связанное с наследием этого композитора, иллюстрированное. Это «Балеты Назиба Жиганова», автор Дилия Хайрутдинова. Книга издана консерваторией в 2022 году за счет собственных средств.

Напомню, что в 2016 году было издано 11-томное Собрание сочинений Жиганова, над подготовкой которого работал целый коллектив музыковедов консерватории, я написал к многотомнику вступительную статью.

В собрание вошли, в том числе, ранее не публиковавшиеся произведения композитора, например, опера «Ильдар», балет «Две легенды» и отдельно балет «Зюгра» в трехактном клавирном варианте, как он был записан автором.

Мемориальная доска на главном здании консерватории

Вы вспомнили о незавершенном балете «Желтый аист» — это, действительно, замечательная страница творческого наследия Жиганова. Но балета «Желтый аист» не могло быть в программе Годов культуры России – Китая, поскольку у Жиганова нет такого балета.

Как вы знаете, волей композитора результатом его работы над этим сочинением стали знаменитые «Симфонические новеллы» — великолепное оркестровое произведение на основе музыки к предполагавшемуся балету, которое исполняется уже многие годы. Недавно оно звучало в программе фестиваля «Мирас». Перед исполнением этой музыки слушателям всегда рассказывают историю ее создания и китайскую легенду о желтом аисте. Хотя есть автограф партитуры, на котором рукой Жиганова зачеркнуто название «Китайские эскизы» и написано «Новеллы». Он хранится в Музее-квартире Жиганова, который, поясню в связи с вашим замечанием о его работе, относится к Национальному музею Республики Татарстан, а не к консерватории.

А «Желтый аист» в программе Годов культуры России – Китая все-таки был. Так мы назвали международный фестиваль, с которым Казанская консерватория вошла в сводную российско-китайскую программу этих Годов. Замечательно прошел у нас «Желтый аист»! Так что, эта страница творческого пути Жиганова не только не забыта, но и символизирована.

Вы высказали свое личное мнение по возможной постановке балета Жиганова-Любовского. В консерватории никто не знаком с такой рукописью.

У меня есть общая позиция по поводу фактов двойного авторства. В подавляющем большинстве случаев это исторически, художественно, а иногда и этически неоднозначная ситуация. Особенно, когда «досочинение» происходит после смерти первого автора, и он не может выразить свое мнение по этому поводу. Мы помним, как Назиб Гаязович решительно отстаивал авторство Фарида Яруллина в балете «Шурале», когда происходили активные попытки оркестровщиков войти в число авторов произведения.

Сам Жиганов никогда не имел соавторов. Создавать спорные ситуации вокруг его наследия нет никакой необходимости. Особенно в этом случае, когда написанная рукой Жиганова музыка не забыта и звучит в бесспорном авторском варианте в качестве «Симфонических новелл».

— Я читала сообщение об этом фестивале. Жаль, что информации о нем было мало. Я бы «Симфонические новеллы» точно пришла послушать.

Что касается балета о «Желтом аисте»… «Дописать» его Леониду Зиновьевичу Любовскому поручила вдова Назиба Гаязовича, она одобрила его работу. Мы с ней много об этом говорили. Так что вряд ли здесь можно говорить о возможности конфликтной ситуации. К тому же музыка балета была одобрена на одном из совещаний в Министерстве культуры РТ, на котором я присутствовала. Клавир балета, думаю, точно есть у Ирины Любовской. Она часто бывает в Казани.

В чем с вами нельзя не согласиться — Леонид Зиновьевич работал над балетом уже после кончины Жиганова.

 — Сейчас очень важно сосредоточиться на дальнейших мерах по увековечению памяти выдающегося композитора и основателя консерватории. Важнейшим шагом на этом пути должна стать установка памятника Назибу Жиганову. Отрадно, что давно обсуждающийся вопрос обретает сейчас конкретные очертания.

Совсем недавно в Министерстве культуры Республики Татарстан состоялось очередное заседании комиссии по памятнику Жиганову. Мы всецело поддержали предложение об установке памятника напротив главного входа в носящую его имя консерваторию.

Главное здание на улице Большой Красной. Памятник Н.Г. Жиганову будет напротив входа

Согласован и скульптурный проект, который поддержали все. На решение существенно повлияло мнение сына композитора Ивана Назибовича Жиганова, который на заседании комиссии высказался в поддержку проекта.

Однако предстоит еще много работы. Предстоит разработать план благоустройства прилегающей к памятнику территории, решить ряд организационных и технических вопросов. По моему ощущению, этот важный вопрос должен в недалеком будущем решиться надлежащим образом.

— Наверняка 2025 год в консерватории не был похож на другие. Что можете сказать о программе юбилейных мероприятий? Какие поздравления вы получили, какие подарки вам подарили? Кого пригласили на праздник 3 ноября? Кого увидим в ГБКЗ из ваших знаменитых выпускников?

— У нас, действительно, был и еще продолжается особый год. Мы разработали и в течение всего года осуществляем два юбилейных мегапроекта. Это фестиваль «Созвездие Жиганова», в рамках которого проходят концерты с участием наших педагогов и студентов, наших выпускников, школы-десятилетки, созданной в свое время по инициативе Назиба Гаязовича, и концерты наших партнеров по кластеру. Юбилею консерватории посвятили совместные с нашими студентами концерты Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, оркестр La Primavera под управлением Рустема Абязова. Отмечу, что оба маэстро сейчас преподают в консерватории.

Государственный академический симфонический  РТ и Хор студентов консерватории под управлением профессора А. Сладковского на концерте, посвященном 80-летию консерватории

Второй юбилейный фестиваль называется «Казанская консерватория – ровесница Победы». Самыми значительными его событиями стали: премьера оперы Жиганова «Джалиль», впервые поставленная силами консерватории и показанная на новой сцене Театра имени Галиасгара Камала в день памяти Жиганова, а также премьера оперетты Листова «Севастопольский вальс», уже показанная на нескольких сценах.

Спектакль «Джалиль» Назиба Жиганова, поставленный оперной студией консерватории (руководитель Альфия Заппарова), в январе нынешнего года  был показан на сцене Камаловского театра. Главные роли – поэта и его жены – исполняли Айгиз Хайдаршин и ‎Сюмбель Киямова

Завершение фестиваля «Казанская консерватория – ровесница Победы»  состоится 3 ноября в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева в формате торжественного вечера, посвященного 80-летию нашего вуза.

Мы уже получили множество поздравлений от государственных органов, российских и зарубежных консерваторий, партнеров-работодателей, выдающихся российских музыкантов, от наших выпускников разных лет, от творческих союзов и общественных организаций. Вероятно, на юбилейный вечер они привезут и подарки. На предыдущем юбилее нам подарили много интересных изданий и копий архивных материалов, хранящихся в других консерваториях и как-то связанных с казанскими музыкантами. Программа будет торжественной и красивой, с участием российских и зарубежных музыкантов, наших выпускников и гостей. Мы обязательно расскажем о торжественном вечере после того, как он состоится.

Читайте в «Казанских историях»:

Молодые педагоги почти не отличались по возрасту от студентов

Салих Батыев, заместитель Председателя СНК ТАССР, выполнил свое обещание «быть завхозом»

Казанская государственная консерватория: имени первого ректора Назиба Жиганова

Оперная студия консерватории – кузница вокальных кадров

 

Назиб Жиганов крупным планом. Библиография

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить