Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Не нужен скандал. Нужна творческая дискуссия
- Любовь АГЕЕВА
- 26 апреля 2014 года
26 апреля стали известны имена лауреатов Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая в 2014 году. Президент Рустам Минниханов подписал указ о награждении в очередной день рождения классика татарской литературы.
Лауреатами стали двое: писатель Вахит Имамов – за двухтомный исторический роман «Огненная степь» и Владимир Попов – за серию каллиграфических композиций. Оба получат по 500 тысяч рублей.
Вахит Имамов, 21 марта нынешнего года отпраздновавший свое 60-летие, приехал в Набережные Челны в 1982 году. Работал преподавателем в школе, главным редактором издательства «КамАЗ», с 1997 года – ответственный секретарь Набережночелнинской писательской организации, с 2006 года возглавляет журнал «Майдан».
Он пишет на исторические темы. Автор 15 книг, основанных на реальных событиях. Первая книга под названием «Крылья», составленная из девяти рассказов и одной повести, вышла в свет в 1988 году. Через три года была издана вторая книга молодого прозаика – «Завет». Но наибольшую известность автору принесли его исторические произведения: «Запрятанная история татар» и «Огненная степь».
Большое эпическое произведение «Огненная степь» («Утлы дала», 2001) рассказывает об исторических событиях, произошедших в период монгольского нашествия на Волжскую Булгарию, русские княжества и на степные просторы юга Евразии.
Владимир Александрович Попов – заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Он участник Великой отечественной войны, награжден тремя боевыми орденами и медалями. Дошел до Берлина.
В 70 лет русский художник открыл для себя удивительный мир исламской каллиграфии. Владимир Попов в совершенстве изучил мир татарских шамаилей. Его кисти принадлежат многие тугры (каллиграфическая фамильная печать) известных деятелей России. На соискание Тукаевской премии были выдвинуты работы, созданные в честь Шигабутдина Марджани, Баки Урманче, Ильдара Ханова.
В марте в Галерее современного искусства работала юбилейная выставка художника: в нынешнем году ему исполнилось 90 лет. Экспозиция была составлена из семнадцати произведений каллиграфического искусства, выполненных В. Поповым за последние три года.
Напомним, на Тукаевскую премию претендовали 10 кандидатов. В числе претендентов были Клара Булатова (за книгу «Избранные произведения»), Фан Валиахметов (за большой вклад в музыкальную культуру татарского народа), Флера Гиззатуллина (за книги «Свет очей моих» и «Раздумья о вселенной»). Могли получить Тукаевскую премию вокалист Рафаиль Ильясов, художник Ильгизар Самакаев, писатель Нурислам Хасанов, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский и депутат Государственной Думы РФ Фатих Сибагатуллин, в прошлом экс-глава Минсельхоза РТ, руководитель администрации города Нурлата и Нурлатского района.
Как писали в СМИ, хорошие шансы на получение премии были с самого начала у Вахита Имамова и у Владимира Попова.
Обсуждение кандидатур получилось, как никогда, бурным. Может, потому, что размер Тукаевской премии подрос до полумиллиона, может, потому, что творчество двух номинантов нашло и сторонников, и оппонентов.
Институт истории РТ выдвинул кандидатуру Фатиха Сибагатуллина, мотивировав это тем, что его книги «показывают историю нашего народа и написаны живым, ненаучным языком». Против этой кандидатуры в СМИ выступил ряд татарстанских писателей и общественных деятелей, настаивающих на том, что премию можно вручать только профессиональным мастерам пера.
В творческом списке 64-летнего Фатиха Сибагатуллина три книги: «От Атиллы до президента», «Великие татары – строители и защитники государства Российского» и «Татары и евреи». «Сам автор считает, что совершил «переворот в мозгах людей» и собирается выдвинуть свои книги на получение Госпремии России по литературе. По словам парламентария, тираж его последней книги составил 5 тыс. экземпляров, но «Москва требует миллион». Сибагатуллин цитирует слова депутат госдумы РФ Владимира Ресина о том, что «книга «Татары и евреи» должна быть дома у каждого россиянина», – прочитали мы на сайте РБК-Татарстан.
Еще одна цитата, от блогера dauletzhan:
«Интрига с вручением Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая, присуждаемая за достижения в области культуры и искусства, близится к завершению. Судя по всему, бывший министр сельского хозяйства, увлекшийся исторической прозой, вполне может пролететь мимо награды. Несмотря даже на беспрецедентный пиар и заступничество целого ряда значимых федеральных лиц, вплоть до председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко.
Глава института истории Рафаэль Хакимов в беседе с РБК-Татарстан подчеркнул, что в Татарстане ощущается большой недостаток подобных книг. «Мы, ученые, часто не можем написать простым языком, наши тома стоят на полках, простой народ их не читает», – признается ученый. По словам Хакимова, он неоднократно обращался в союз писателей Татарстана с просьбой больше писать на исторические темы, но каких-то значительных работ так и не вышло. Директор института истории смог отметить из них только романы Мирсагита Хабибуллина».
Против кандидатуры Ф. Сибагатуллина выступили поэт Ркаил Зайдулла, режиссер Ахтям Зарипов, музыковед Юлдуз Исанбет и бывший коллега депутата по Казанской ветеринарной академии Рифат Курбанов.
В интервью радиостанции «Азатлык» Ркаил Зайдулла, лауреат Тукаевской премии 2010 года, выразил недоверие Комиссии по присуждению государственных премий РТ имени Г. Тукая. Возражения сводились в основном к тому, что у Института истории нет права выдвигать кандидатуры номинантов премии.
Кандидатура Александра Сладковского получила в основном положительные отклики, хотя, если можно так сказать, в кулуарах было немало противников присуждения ему Тукаевской премии. Причины назывались разные: слишком мало работает в Казани, чтобы заслужить национальную премию; несправедливо давать премию одному, ведь «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан» записывал весь Государственный симфонический оркестр РТ; значение «Антологии…» сильно преувеличено.
На пресс-конференции в агентстве «Татмедиа», где мне довелось быть, Александр Сладковский весьма болезненно реагировал на подковерную борьбу против него. Более всего возмущают его обвинения в том, что в репертуаре оркестра мало татарской музыки. Нам предложили подробный отчет концертной деятельности, начиная с 2010 года, который убеждает, что обвинения эти несостоятельны. Общее количество сыгранных произведений – 161.
Александр Сладковский вернулся к традиции Натана Рахлина – оркестр начал выступать в глубинке. Так, в 2011 году он играл Вторую симфонию Жиганова не только в Альметьевске, Чистополе и Бугульме, но и Заводе имени Горького в Зеленодольске, а 20 августа на открытом воздухе в Кызыл Байраке музыканты показали программу «Путешествие в страну С. Сайдашева». Дважды проводились концерты с названием «Новая музыка композиторов Татарстана». Из крупных проектов – участие в постановке оперы Н.Жиганова «Алтынчеч», которая была показана 4 сентября 2011 года в Казанском Кремле в рамках I Международного оперного фестиваля под открытым небом «Казанская осень»; премьера оперы «Белый волк» композитора Зульфии Рауповой (автор либретто Рузаль Мухаметшин), которая состоялась 15 июля 2013 года на концертной площадке Универсиады.
Не менее напряженной ожидается программа 2014 года, поскольку в нынешнем году отмечается 75-летие Союза композиторов РТ, а в октябре в Казани пройдет Фестиваль тюркской музыки.
Заметнее всего был проект «Антология музыки композиторов Республики Татарстан», который и был выдвинут на соискание Тукаевской премии. Мы не раз писали о нем, поэтому не будем повторять наше мнение.
Татарскую музыку можно сохранить только в Татарстане
«Антология музыки композиторов Республики Татарстан» – повод для оптимизма
Музыкальное путешествие с Государственным симфоническим оркестром Татарстана
Однако известный казанский музыковед Юлдуз Исанбет не согласилась с нашими доводами «ЗА» и написала свое мнение «ПРОТИВ». Прямо скажем, мнение нелицеприятное. Она предложила свой материал нескольким казанским СМИ, но везде получила отказ.
На нашем сайте ее статья была опубликована с небольшими сокращениями, с которыми автор согласилась. Мы также опубликовали мнение московского музыковеда Евгении Кривицкой и Сагита Хабибуллина, декана факультета татарского музыкального искусства Казанской государственной консерватории.
Публикация Юлдуз Исанбет была процитирована в газете «БИЗНЕС Online». Комментарии и там, и у нас самые разные. В этой связи вот о чем подумалось.
Первое. Не могу понять, почему бурная дискуссия о кандидатах на Тукаевскую премию воспринимается общественностью как скандал? В Интернете можно найти немало материалов, которые содержат подробности бурных обвинений в адрес некоторых номинантов. В результате в 2012 году она не досталась ни одному из татарстанских писателей. Ее вручили творческому коллективу создателей мечети Кул Шариф.
Известный татарский драматург Туфан Миннуллин вышел тогда из состава Комиссии по присуждению премии Тукая, объяснив это тем, что «устал объяснять членам комиссии, которые абсолютно не знают и не хотят ничего знать о татарской литературе, почему тот или иной писатель или поэт достоин премии Тукая».
Председатель Союза писателей Татарстана Рафис Курбанов считает, что полемика в СМИ – это «нормальная процедура». Произведения, выдвинутые на соискание премии, должны проходить обсуждение на страницах печатных изданий и на различных мероприятиях. Именно поэтому и дается полтора месяца на общественное обсуждение кандидатов. По его словам, при принятии решения все точки зрения должны учитываться комиссией.
Второе. Не нахожу объяснений, почему руководители СМИ, к которым обращалась Юлдус Исанбет, отказали ей в праве выразить свою точку зрения публично. Мне тоже советовали «не ввязываться». Но я «ввязалась, хотя свое личное мнение об «Антологии…» уже высказывала, и оно положительное. Но это МОЕ мнение. Но у Юлдус Накиевны другое мнение, и она имеет право его высказать. С ней можно соглашаться, можно спорить... Я тоже не во всем с ней согласна, и она об этом знает. Но оценку профессионального музыковеда с таким опытом сбросить со счетов нельзя. Как и преувеличивать, впрочем, тоже.
Знаю Юлдуз Накиевну уже много лет и могу быть уверена, что это ее личная точка зрения, продиктованная ее пониманием современного музыкального процесса в Татарстане. Она бывает резка в суждениях, и публикация об Александре Сладковском тому подтверждение. Но критика неприятна всегда, даже если она приправлена деликатностью.
Третье. Не знаю, как вам, но мне эта дискуссия не показалась творческим состязанием, результатом которого стали бы некие суждения о том, каков современный уровень профессионального искусства и по какому пути двигаться дальше. Много личного. Много кукишей в карманах.
В этом смысле нынешнюю ситуацию вполне можно определить как типичную. Зачастую публикации не имеют ничего общего с объективным анализом творчества. Речь идет о каких-то частных фактах, порой не имеющих прямого отношения к выдвигаемым сочинениям. Можно было наблюдать это и в полемике нынешнего года.
В результате подобные дискуссии больше похожи на публичное выяснение отношений, чем на творческие дискуссии, вполне уместные в тот момент, когда определяется, какие произведения или действия стоит считать прорывными для развития культуры республики.
Видимо, стоит обсудить в профессиональном сообществе состояние профессиональной критики - литературоведческой, музыковедческой, искусствоведческой. Раньше для таких случаев собирали объединенные пленумы творческих союзов.
На мой взгляд, конфликт вокруг Александра Сладковского имеет совсем не творческую природу. Очень жаль, что общественность не известили, кто выдвигал того или другого номинанта, как это обычно делается, а потому не известно, кому предложит формулировка, зафиксированная в официальных документах Комиссии по присуждению премии имени Тукая.
Как мне кажется, такого отторжения этого кандидата не было бы, если бы премией была отмечена его творческая деятельность по «реанимации» нашего симфонического оркестра, по организации важных культурных событий, вернувших в концертные залы тысячи слушателей. С кем бы я ни говорила в эти дни, практически все отмечали это как факт положительный. Даже те, кто критически относится к дирижеру. Критику вызывала именно «Антология…». И это было хорошо известно. Зачем же тогда дразнить гусей?
Хотелось бы надеяться, что музыкантам оркестра и его художественному руководителю достанет мудрости, чтобы воспринять произошедшее без надрыва.
Любовь Агеева
26 апреля 2014 года
Комментарии