Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Евгений Евтушенко: «Я пришел в XXI век»

7 июля 2014 года в Казани встречали выдающегося русского поэта Евгения Евтушенко. К сожалению, он был в нашем городе всего один день, но успел провести со своими почитателями две творческие встречи.

Я приду в двадцать первый век.

Я понадоблюсь в нём, как в двадцатом,

не разодранный по цитатам,

а рассыпанный по пацанятам,

на качелях, взлетающих вверх...

Евгений Евтушенко

1995 год

«В Казани я чувствую себя, как дома»

С Казанью Евгения Евтушенко связывает давняя дружба. В 1969 году он изучал историю нашего города в казанских музеях и архивах, встречался с очевидцами исторических событий в университете. И впервые читал стихи в легендарном актовом зале Казанского университета.

В апреле 1970 года поэт прочитал поэму «Казанский университет». Об этом в «Казанских историях» вспоминала редактор университетской газеты Элеонора Михайлова.

1970 год. Евгений Евтушенко читает в университете поэму «Казанский университет»

Эта поэма – своего рода учебник по истории университета и Казани того времени. Исторические события помогли молодому в то время поэту, а потом и многочисленным любителям его творчества лучше понять современные проблемы.

Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия. И с тех пор вслед за Евтушенко мы делили людей на «светильников» и «гасильников». На июльской встрече в театре имени Джалиля Эдуард Трескин напомнил несколько крылатых фраз из стихов Евгения Евтушенко. Пожалуй, самая известная – «Поэт в России больше, чем поэт».

С помощью Эдуарда Трескина восстановим хронику выступлений Евтушенко в Казани.

Следующей была встреча в 1984 году. На этот раз в историческом актовом зале университета Евтушенко читал поэму «Мама и нейтронная бомба». В 1987 году выступал во Дворце спорта и Дворце культуры имени Ленина, в Соцгороде.

Нельзя не вспомнить встречу с Евтушенко в 2004 году – он был тогда участником торжеств по случаю 200-летия университета и читал стихи в большом зале «Уникса».

В 2005 году, зимой, поэт снова выступал в КГУ. На этот раз с лекцией о русском фольклоре. Домой вернулся в звании почётного профессора Казанского университета. В том году вместе с Трескиным они ездили в Набережные Челны и Нижнекамск, где один читал стихи, а второй пел. А в августе Евтушенко был участников торжеств по случаю 1000-летия Казани.

В один из приездов подарил музею истории КГУ свою книгу с надписью: «Нежно любимому Казанскому университету!»

Еще одна ниточка, которая связала Евтушенко с Казанью, – это многолетняя дружба поэта с Эдуардом Трескиным, в прошлом известным оперным певцом, сегодня профессором Казанской консерватории, и его женой Галиной Синцовой. О том, как они познакомились, тоже можно прочитать в «Казанских историях» («Я не Эдита Пьеха, чтобы раздавать автографы…»).

Евгений Евтушенко среди журналистов газеты "Вечерняя Казань"

30 мая 2010 года Евтушенко участвовал в бенефисе Трескина, который проходил в театре имени Джалиля, а 31 мая читал стихи в актовом зале Казанского университета.

Выступление в Казанском университете в 2010 году

И наверняка на этот раз выбор Казани для выступления случился не без желания самого Евгения Александровича побывать в гостях у друзей, пройтись по Казанскому университету…

Правда, удалось не всё: в этот же день Евгений Александрович уехал из Казани и из России. Впереди у него были выставка фотографий в Швейцарии.

Неформальная встреча: Лидия Григорьева, Эдуард Трескин, Галина Свинцова, Руслан Бушков и Евгений Евтушенко

Уже более 20 лет поэт живет и работает в США – преподает русскую поэзию в университете города Талса, штат Оклахома, но, как правило, каждый год 18 июля, в день своего рождения, выступает в Москве, в Политехническом музее.

В прошлом году ему пришлось отойти от этой традиции, хотя это был большой юбилей – Евгению Евтушенко исполнилось 80 лет. Юбилей отметили без него. Поэт общался с гостями музея-галереи его имени в Переделкино в формате телемоста Россия – США,

 Торжественная церемония, которую вел сатирик Михаил Задорнов, прошла в экспозиционно-выставочном отделе Государственного центрального музея современной истории России «Музей-галерея Е. Евтушенко». Этот выставочный проект поэт создал в 2010 году, передав в дар музею коллекцию живописи – 100 картин отечественных и иностранных художников и 300 своих фоторабот. В галерее есть работы Пикассо, Жоржа Брака, Альфаро Сикейроса, Пиросмани.

Серьезная болезнь надолго оторвала поэта от обычной жизни. Зато в 2014 году в преддверии дня рождения он запланировал целое турне по стране.

В России Евтушенко с 12 мая. До Казани были выступления в нескольких городах, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, на Грушинском фестивале, под Самарой. Он приехал к нам прямо из Самары и выступал в театре имени Джалиля в футболке, которую ему подарили на фестивале авторской песни.

«Почти два года вдали от Родины – для меня это большой срок», – сказал Евтушенко в интервью Александру Гамову. В интервью, опубликованном в газете «Комсомольская правда», он рассказал журналисту о планах пребывания на Родине. Даже для здорового человека эти планы покажутся сверхнапряженными.

– 12-го я прилетаю. И в этот же день вечером уже буду в Театре на Таганке, на спектакле, который поставили по моим стихам (в основу музыкально-поэтического представления «Нет лет» в постановке Вениамина Смехова легли стихи разных лет – Ред.). В театре узнали, что я прилетаю, и специально изменили расписание. Я очень благодарен за это Таганке. 13-го я вручаю премию «Поэт года» – это еще за 2013-й. А на следующий день я сажусь в поезд и еду в Брянск, где буду встречаться со своими читателями в местном университете – это был первый вуз, который присвоил мне профессорское звание, а также побываю там в гимназии.

17-го мое выступление (а, может, и два) в бард-кафе «Гнездо глухаря». 18-го съезжу во Владимир, а 20-го выступаю в столичном клубе «Альма-матер», 22-го я в Твери, а 23-го опять в Москве в новом книжном магазине на Воздвиженке. 25-го мая полечу в Томск – местный университет присвоил мне звание почетного профессора.

3-го июня участвую в открытии выставки художника и моего большого друга Олега Целкова (художник более 30 лет живет в Париже – Ред.). А потом у меня еще будут Питер, Выборг, Пушкин, Петрозаводск и другие города.

Еще был творческий вечер поэта в посольстве России во Франции, в торжественной церемонии в рамках официального открытия Дня русского языка в ЮНЕСКО.

  «Я смогу надышаться Россией»

Наверняка это турне далось Евтушенко непросто. Он долго болел, перенес восемь операций, лишился одной ноги. Поэтому в Казани появился с тростью, читал стихи, сидя в кресле, что для него непривычно. Но когда выступал, то забывал о своем недуге. Голос звучал молодо, эмоции были через край.

Поэт приехал в Россию в сопровождении своего 23-летнего сына Евгения, которого называет «лучшим своим произведением». В Казани он был везде с Эдуардом Трескиным.

Судя по сообщениям в Интернете о выступлениях Евтушенко, программа везде была разной. В Твери, например, он презентовал свою новую книгу «Я пришел в ХХI век». Программу, которую мы услышали в театре имени Джалиля, он назвал «Жизнь как приключение».

Сначала Евгения Евтушенко пригласили на литературный праздник возле главного здания Казанского федерального университета. Организаторы акции «Литературные дворики» не преминули воспользоваться такой возможностью и наверняка место очередного праздника – напротив главного здания университета – выбрали совсем не случайно.

Народу собралось много. До приезда Евтушенко праздник продолжался уже два часа. На праздник были приглашены поэт и переводчик Лилия Газизова, актриса Татарского Академического театра имени Г. Камала Луара Шакирзянова, актеры ТЮЗа Михаил Меркушин, Арсений Курченков и Любовь Лукина. С импровизированной сцены читали стихи великих поэтов: Александра Пушкина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Был даже гость из Украины – Вячеслав Рыбиков, финалист проекта «Голос». Есть такой телеконкурс и в этой стране.

Не остались в стороне и студенты КФУ. Один из молодых людей спел лирическую песню собственного сочинения. «Я всегда завидовал тем поэтам, которые играют на музыкальных инструментах, – признался Евтушенко. – Поэт, у которого есть инструмент, уже не одинок».

Евгений Александрович прочитал несколько стихов, в том числе новое – новое «Проверка потопом». Оно было написано после трагедии на Кубани, унесшей большое количество человеческих жизней.

Он попросил выступить кого-то из местных поэтов. Решилась молодая девушка, судя по всему студентка КФУ, заслужив тем самым благосклонную похвалу метра.

Девушка заметно волновалась и, чтобы не забыть слова, заглядывала в айфон. «Вы знаете, мне впервые читают стихи с айфона», – пошутил он, обратившись к автору.

Евтушенко говорил с почитателями поэзии не только о литературе. Поэт, написавший «Бабий яр», не мог не прокомментировать события в Украине.

«Нельзя называть украинцев бандеровцами, коллаборантами, так же как и русских – оккупантами, – сказал он. – Наши предки – украинцы и русские – лежат в одних могилах. Я был в 96 странах мира и не видел ни одной плохой национальности. Есть плохие люди».

Говорил он и о другой, важной во все времена теме, затронутой им во многих произведениях, – религиозной и национальной нетерпимости:

«Вы знаете, я полюбил Братскую ГЭС и даже посвятил ей стихотворение, потому что это замечательное творение рук человечества, где работали представители практически всех национальностей Советского Союза, и никогда между ними не было ссор.

Мы никогда не победили бы Гитлера, проповедовавшего расизм и национализм, если бы не наше интернациональное участие в войне».

Евтушенко рассказал собравшимся о своих планах, связанных с тем, что 2015-й будет в России Годом литературы:

– Я сейчас работаю над двумя крупными проектами по проведению больших вечеров поэзии в Москве и Санкт-Петербурге. После этого собираюсь возглавить проект «Поэт в России больше чем поэт» и вместе со своими друзьями, поэтами и актерами, проехаться по всей России, от Калининграда до Чукотки, не забыв и Казань, разумеется.

В интервью «Комсомольской правде» поэт признался, что любит российскую глубинку:

«Только там, мне кажется, я смогу надышаться Россией, по которой так исстрадался за многие месяцы, пока мотался по госпиталям. Кстати, провинция для меня – не географическое понятие, а духовное».

«Спасибо вам за то, что вы пришли!»

В Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля Евгений Евтушенко встретили бурными овациями. Зал встал в едином порыве, едва он появился на сцене.

Евгений Александрович, знающий, что такое успех, на этот раз выглядел растроганным. «С Казанью так связана моя жизнь, моя поэзия, что я чувствую здесь себя как дома. Спасибо вам за то, что вы пришли!», – такими были первые слова Евтушенко.

Многие в зрительном зале слушали поэта и в 2004 году, когда он приезжал на двухсотлетний юбилей Казанского государственного университета, и в 2010 году, когда он участвовал в бенефисе Эдуарда Трескина.

Все билеты на концерт 7 июля были проданы. Даже не приставные места. В этом театре в последние годы всегда аншлаг, но свободные места временами встречаются. На этот раз их не было совсем, и тем, кто купил входные билеты, пришлось стоять.

«Нашего поколения уже не осталось, я один из немногих посланников. Вот я за них всех и читаю», – сказал он в одном из интервью.

И это, действительно, так. Из всех поэтов, собиравших огромные залы в Политехническом, остался один Евтушенко. Он один из немногих оставшихся в живых «шестидесятников», на идеях которых вызрела перестройка, круто изменившая и жизнь страны, и судьбу каждого человека в ней. А потому на встрече в театре имени Джалиля не мог не радовать тот факт, что в зале было много молодежи. Хотя основную часть все-таки составляли люди зрелого возраста, которые помнят Евтушенко молодым и знают события, о которых он пишет, не по книгам.

Поэт вышел на сцену вместе с Эдуардом Трескиным, который на этот раз выступил в роли ведущего. Он кратко представил Евтушенко и его творчество, хотя вряд ли кто в зале в этом нуждался. Однако ведущий нашел такие слова, привел такие факты, что зал слушал его с большим интересом.

Он представил Евгения Евтушенко как поэта, писателя, фотохудожника, кинорежиссера, актера, публициста, почетного профессора многих мировых университетов, в том числе Казанского (Приволжского) федерального университета.

Уже свыше 60-ти лет его читают сотни миллионов читателей всего мира, поскольку стихи и поэмы поэта переведены на 72 языка. В 97 странах он выступал лично. Только в Советском Союзе и России к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики.

Трескин подчеркнул, что поэт Евтушенко – это олицетворение удачи, и не только его личной удачи, но и нашей удачи, потому что мы – его современники. Как он выразился, Евтушенко оказал влияние не только на литературу, но и на историю страны. «Огромный талант выстроил судьбу поэта», – сказал он. И ярким подтверждением этих слов оказалась одна из новых поэм Евтушенко, которую тот прочитал в первом отделении.

На написание поэмы его вдохновила фотомодель и профессиональный фотограф Дора Франко, с которой он познакомился в Колумбии и именем которой названа поэма. Она написана относительно недавно, в 2011 году, но посвящена событиям 1968 года. В ней, как всегда у Евтушенко, личное переплетено с общественным, конкретные факты – с размышлениями и эмоциональными комментариями.

Чтобы читатели лучше представляли контекст поэмы, Евтушенко для начала рассказал, чем он тогда жил, что его тревожило, о чем он думал. Поэт признался, что эта поэма очень важна для него, и в жизни, и в творчестве. Он отметил, что вся его лирика – это исповедь перед всеми, но сегодня он перешел к этапу «доисповеди». «Не то, что я раньше боялся чего-то», – уточнил поэт. Просто какие-то потаенные уголки души есть даже у такого открытого поэта, как Евтушенко. Он никогда не боялся рассказывать о своей личной жизни, но кое‑что осталось недосказанным…

«Я полюбил человечество через женщин. Они научили меня сердобольности», – признался Евтушенко на одном из своих творческих встреч с читателями, подчеркнув, что любовная поэма написана с милостивого разрешения ее героини Доры и жены поэта Маши.

 Я словно засохшую корочку крови сколупываю

на ране давнишней,

саднящей,

но сладкой такой,

как будто мне голову гладит

маркесовская Колумбия

твоей,

Дора Франко,

почти невесомой рукой.

И не было женщины в жизни моей до тебя идеальнее,

хотя все, кого я любил,

были лучше меня,

но не было до историчней

и не было индианнее,

чем ты –

дочь рожденного трением

первого в мире огня.

Прежде чем прочесть поэму, Евтушенко рассказал нам историю Доры Франко (читатель найдет ее в предисловии к поэме, которую можем прочитать на сайте сайте поэта в Интернете), вспомнил про Кубу, про Пабло Неруду и Габриэля Гарсиа Маркеса, с которыми был знаком, рассказал о «ничевоках» и их лидере Гонсало Аранго, который познакомил поэта с Дорой Франко. А потом пригласил нас в путешествие в свое прошлое, когда в его памяти воскресали не только события, связанные с Дорой Франко, но и многие другие, например, «Пражская весна». И казанцы восприняли поэму совсем не как любовное приключение поэта в далекой Латинской Америке, где он оказался в 1968 году.

Поэт всегда занимал в общественном пространстве нашей страны особое место. В его творчестве находили отражение как явные, так и подспудные общественные процессы. Власть то приближала его к себе, то отталкивала – в зависимости от того, что он написал.

«Я всегда был независимым человеком, – подчеркнул он, выступая в Казани. – Я был всегда и до сих пор, может быть – к вашему удивлению, остаюсь социалистом-идеалистом. И даже если буду оставаться в единственном числе таковым, все равно не изменю своих убеждений».

Во втором отделении Евгений Евтушенко прочитал несколько стихотворений, которые мы уже слышали в его исполнении, но это нисколько не уменьшило впечатление. Из зала его попросили прочитать что-то из «Казанского университета», и прозвучала глава о Николае Лобачевском.

Евгений Александрович завершил свой творческий вечер в Казани стихотворением «СССР – ФРГ, 1955 год (репортаж из прошлого века)». Он называет его лучшим своим произведением за последние годы, а может быть и за всю творческую жизнь. Стихотворение было написано под впечатлением от товарищеской встречи между сборными СССР и ФРГ в Москве. Игроки сборной СССР сделали невозможное и обыграли немцев, которые годом ранее стали чемпионами мира, со счётом 3:2. Однако поэта вдохновила не сама игра, а присутствие на ней инвалидов войны.

«Вы знаете, немцы, кто лучшие гиды?

Кто соединил две Германии вам?

Вернитесь в тот матч и увидите там.

Кончаются войны не жестом Фемиды,

а только когда, забывая обиды,

войну убивают в себе инвалиды,

войною разрезанные пополам».

Встреча завершилась, как и началась – бурными овациями.

 

 

НАША СПРАВКА

Евгений Евтушенко – поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер. Родился в 1933 году на станции Зима в Иркутской области в семье геологов. Рос в Москве. Стихи начал печатать с 1949 года, в 16 лет.

В 1951-1957 годах учился в Литературном институте имени Горького, откуда был исключен за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».

и больше нигде не учился, добывая остальные знания самостоятельно. При этом он свободно владеет несколькими иностранными языками (английским, французским, итальянским, испанским).

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году, тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

За последние годы поэт выпустил несколько сборников, в том числе «Счастья и расплаты», «Можно всё еще спасти», «Я пришел в двадцать первый век», «Сережка ольховая» (Минск), издал два тома антологии «Десять веков русской поэзии» из пяти, над которой работает уже несколько лет. В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Е. Евтушенко композитором Глебом Маем.

С 1986 по 1991 год Е. Евтушенко был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».
14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

Е.Евтушенко – почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор Honoris Causa Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэффи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России – больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999).

Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах – Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 2004 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Лауреат Международной литературной премии «Гринцане Кавур» в номинации «Самый читаемый поэт» (2005).

В 2006 году награжден престижными литературными премиями: премией Эудженио Монтале (Италия), премией имени Христо Ботева (Болгария). В начале июля 2006 года Президент Румынии вручил поэту высший государственный орден страны за выдающиеся культурные заслуги. В 2010 году Евтушенко стал лауреатом Государственной премии России «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры».

В мае 2013 года Е.Евтушенко стал лауреатом российской национальной премии «Поэт». В 2014 году Е. Евтушенко награжден медалью и дипломом ЮНЕСКО за «Выдающийся вклад в развитие культуры, укрепление межкультурного диалога и отношений между народами».

 

Фото Владимира Зотова

 Проверка потопом

Валерию Якову

 

История наша –

сплошное кочевье

на шаре земном –

ненадежном ковчеге.

Но мы устояли назло мизантропам

в проверку потопом,

в проверку потопом.

Ну кто не впадает порою в отчаянье

во льду равнодушья,

без веры в оттаянье.

Мы часто друг к другу завистливы,

злобны,

так дохристианны,

так междоусобны,

и тонущих рядом

спасать не способны.

За чей-то успех мы готовы загрызть, и

мы в бедности тонем, в богатстве,

в корысти.

Позорная мания –

чуть ли не в каждом

придумывать снова врагов из сограждан.

Живем,

будто каждый врагами притиснут,

и нам не поможет

ни тыщепартийность,

ни стадность попсовых притопов-прихлопов –

лишь те, кто Россию спасет от потопов.

Что выручит?

Совесть.

Да просто сердечность,

и полузабытая человечность,

Вот что помогло нам, когда на Кубани,

потоп зарычал и попер по-кабаньи,

ломая все двери

и люльки калеча,

разбив тишину, как с цветочками глечик,

и плыли иконы сквозь грязь и окурки,

плыл рядом Христос в эмчеэсовской куртке,

родной, как в cолдатской былой гимнастерке,

держа двух мальцов-близнецов на загорбке.

Неужто нужны все потопы,

несчастья,

чтоб соединяли нас братством участья?

Опомнимся в ссорах.

Ведь мы же родные.

Да мы же свои навсегда.

Мы – Россия.

Навеки пусть помнится нам и потомкам,

как нас не сломала проверка потопом

и вновь фронтовая двужильная сила

в народе проснулась

и нас воскресила.

Цветы зацвели по заросшим окопам,

Проверка потопом,

проверка потопом.

 

ШЕСТИДЕСЯТНИК

Л. Жуховицкому

 

Как выжил я в двадцатом диком веке?!

В бесчеловечьи вышел в человеки,

ушёл из-под назойливой опеки

сначала только партии одной,

а после от соблазнов прочих партий,

не уступая драгоценных пядей,

свободы, как земли своей родной.

 

Я был и есть и буду я свободен.

Весь шар земной мне родина всех родин,

и если он шепнёт – присядь, приляг,

избегнув клятв пустых «лжепатриотства»,

пускай лишь сердцем об землю потрётся,

и это будет выше всех присяг.

 

В двадцатом веке я не ждал напрасно,

что будет в двадцать первом всё прекрасно –

двадцать второго всем накладно ждать…

когда шестидесятников плеяда,

и та порой друг в друга так плевала,

что нам пришлось все бастионы сдать.

 

Мы думали, что антисталинисты

все на подбор душою чисты-чисты

и только сталинисты все нечисты,

хотя на шеях и у них кресты.

Но можно называться демократом

и быть таким бесстыдно вороватым,

что Бог брезгливо смотрит с высоты.

 

Немного надо вам сейчас отваги,

чтоб в телике съязвить мне свысока,

что был я, правда, против танков в Праге,

но ведь потом не вывели войска.

 

О, наши доморощенные будды!

Со мною говорите вы, как будто

вы написали «Бабий Яр» – не я.

и это вы,

не я,

слёз не лия,

на почту, что была, на счастье, близко,

вбежали и не испугались риска,

вас пропустить к окошечку моля,

особо важной телеграммы для –

из Коктебеля прямо до Кремля,

и выпала из пухлых губ ириска –

так вздрогнула тогда телеграфистка,

спросив за телеграмму три рубля, –

забыв про мелочь, так дрожало личико,

и полетела птичка-невеличка,

из рук твоих, моя сестра-сестричка,

вторжение трусливое клеймя.

 

А в этот день по Праге так могутно

Шли танки. Им там было неуютно.

Не вывели их… Чья вина? моя!

Ну а потом в Москву летел я к Гале,

и на костре мы самиздат сжигали

и ожидали всё-таки ареста,

но может, в тюрьмах не нашлось мне места,

И долго-долго танки без идиллий

не выводили и не выводили...

К сомнениям фрондеристой Москвы

не арестован был поэт, увы!

И низко посчитал наш высший свет –

живучий подозрительно поэт.

Но самая страдальческая участь

средь мертвечины,

может быть, живучесть.

 

Такой высокомерности породу

я знаю – это ныне наша знать…

Не лезьте проповедовать свободу,

Когда вы – за свободу оскорблять.

 

Пока в деревне бабушек лампады

от их ночных молитв дрожат в углу,

работают вовсю уже лопаты,

чтоб схоронить всё, что перечит злу.

 

Зло и во власти, служащей лишь власти,

но и в безвластьи хаоса толпы,

и в умных подлецах, и в глупом счастьи,

когда гордятся тем, что так тупы.

 

Зло не в идеалистах, так ершистых,

а в тех, кто рвутся вверх, нам всем грозя,

и чуточку похожи на фашистов,

а это нам ни чуточки нельзя.

 

И я, шестидесятников наследник,

кто с детства помнит слово Магадан,

из могикан, но только не последних, –

наивных, но бессмертных могикан.

 

Мы сами – двадцать первый век. Мы сами

в ответе перед ним и небесами.

Так что же мы у собственных ворот,

порой в трясине, а порой разини,

чего-то ожидаем от России,

когда она от нас так много ждёт?

9–10 ноября, 19–20 декабря 2013 года

 

ЗЕРКАЛО

Пока ещё полузаметно седеющ,

стараюсь я зеркало пидмануть:

в него не гляжу, как глядел Ходасевич,

и даже могу сам себе подмигнуть.

 

Но так и прекрасно, и так это раняще,

что, мне неразборчиво что-то шепча,

другие поэты, ушедшие раньше,

порою выглядывают из-за плеча...

 

Немало имён я впервые выкликнул,

и, тихо за вашей спиной становясь,

я тоже, надеюсь, когда-нибудь выгляну

из-за плеча у кого-то из вас.

17 декабря 2013 года

 

Читайте о Евгении Евтушенко в «Казанских историях»:

«Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет»

Эдуарда Трескина поздравляли друзья

Евгений Евтушенко снова читает «Казанский университет»

Евгений Евтушенко. Стихи, поэма "Казанский университет"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить