Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Место встречи изменить нельзя: каждый год 30 августа у Дворца земледельцев

Это так здорово – наблюдать праздничный салют у Дворца земледельцев! Еще звучит Государственный симфонический оркестр РТ, Салават поет «Мин яратам сине, Татарстан», а в небе – тысячи огней.

Салют под звуки музыки

Кажется, музыканты завидуют зрителям, потому что не могут отвлечься, как мы, и совсем не сердятся на слушателей, которые повернулись к оркестру спиной, чтобы лучше видеть световое чудо над Казанкой. И как только затихают звуки оркестра, все – и музыканты, и дирижер, и певцы – тоже устремляют взгляд в небо. Нам это хорошо видно на большом экране.

Фото Любови Агеевой

Таким был финал концерта под открытым небом, который традиционно проводился 30 августа, в День республики и города, на площадке перед Дворцом земледельцев. На этот раз фестиваль «Казанская осень», организуемый Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Александра Сладковского, был юбилейный, десятый.

Фото Любови Агеевой

Фото с сайта газеты "БИЗНЕС Online"

В разные годы в «Казанской осени» принимали участие: Роберто Аланья, Хибла Герзмава, Симона Кермес, Венера Гимадиева, Динара Алиева, Андрей Жилиховский, Сергей Скороходов, Эльмира Калимуллина. Здесь мы слышали великолепного Дмитрия Хворостовского. Кто тогда мог предвидеть, что теперь его голос останется в записи!

 Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Пока публика собиралась (чтобы занять лучшие места меломаны обычно приходят за полчаса, а то и больше, до концерта), на большом экране периодически транслировался презентационный ролик о новом проекте симфонического оркестра. Государственный симфонический оркестр и его лидер подготовили подарок слушателям – бокс-сет «Чайковский-2020», в который вошли все симфонии и инструментальные концерты великого композитора. Впервые оркестр под руководством Сладковского исполнил весь цикл симфоний Чайковского в ГБКЗ в сезоне 2013/2014 годов.

По словам Сладковского, этим проектом ГСО РТ вносит свой вклад в увековечивание наследия великого русского композитора. «Это великое счастье – прикоснуться так близко и погрузиться так глубоко в этот Космос, имя которому Петр Ильич Чайковский», – подчеркнул художественный руководитель оркестра.

На записи в качестве солистов с оркестром выступили выдающиеся музыканты, участники и лауреаты международного конкурса имени Чайковского разных лет: Борис Березовский, Борис Андрианов, Максим Могилевский, Павел Милюков, Мирослав Култышев и Александр Малофеев. Звукорежиссером записи стал двукратный номинант премии Grammy, заслуженный артист России Павел Лаврененков. Оркестр посвятил свой проект 180-летию Чайковского и 100-летнему юбилею республики.

Фото Олега Маковского

В презентационном ролике оркестр и его руководитель выразили искреннюю благодарность и признательность руководству Республики Татарстан и лично Президенту Рустаму Минниханову за оказанную поддержку в реализации этого важного проекта. Поблагодарить лично не удалось – обещанного выступления во время концерта не случилось.

Бокс-сет «Чайковский-2020» из десяти дисков выйдет на Sony Classical, и тогда диски можно будет купить. Цифровая запись была доступна уже в мае, но оркестр все последующие месяцы со слушателями не встречался, как и все творческие коллективы Казани – ковид. Начав работу после карантина, оркестр после репетиционного процесса, по которому все так соскучились, записал с Павлом Лаврененковым симфоническое наследие Сергея Рахманинова: три симфонии, «Симфонические танцы», фантазию «Утес», поэму «Остров мертвых» и «Вокализ» в авторской редакции для оркестра на лейбле Sony Classical.

Фестиваль, которому 10 лет

Перед концертом 30 августа Александр Сладковский вышел на сцену с большим букетом белых роз. Не все знали, для кого эти цветы, но вообще-то интрига не планировалась. Руководитель оркестра сообщил уже известную из анонсов радостную весть – поздравить музыкантов и их слушателей приехала известная оперная певица Любовь Казарновская. Ей и предназначался букет.

Фото с сайта газеты "БИЗНЕС Online"

Почетная гостья поднялась к оркестру, взяла букет. Публика приветствовала ее продолжительными аплодисментами. Любовь Казарновская напомнила первый концерт фестиваля, когда новый руководитель главного симфонического оркестра республики пригласил казанцев и гостей не в зрительный зал на площади Свободы, а на площадку возле Дворца земледельцев. До этого музыкальные праздники на свежем воздухе в Казани не проводились. Вместе с Казарновской в сопровождении симфонического оркестра тогда пел итальянский тенор Леонардо Граменья.

«Энергетика была фантастическая, публика на концерте собралась потрясающая, ярко реагировала на выступления, я в восторге!», – сказала певица. Она высоко оценила наш симфонический оркестр, его художественного руководителя. Не боясь вирусной инфекции, они дружески обнялись и поцеловались под бурные аплодисменты собравшихся.

Все надеялись, что услышат не только приветствие гостьи, но не случилось. Она вернулась на свое место в «зал» и смотрела концерт вместе с нами.

Открылся концерт, как можно было предположить, Итальянским каприччио великого русского композитора Петра Чайковского. Этот композитор был также представлен арией Елецкого из оперы «Пиковая дама» и Славянским маршем.

На фестивале прозвучали арии и увертюры из русских, итальянских и французских опер: «Пиковая дама», «Риголетто», «Силы судьбы», «Бал-маскарад», «Лючия ди Ламмермур», «Сицилийская вечерня». Более всего было музыки Верди.

Эстетам от музыки программа концерта показалась слишком эклектичной, но какой она должна быть, если в «зрительном зале» самая разношерстная публика? Многие, может быть, вообще слушают симфонический оркестр в первый раз.

Фото Олега Маковского

Кстати, уже после концерта, по снимкам, можно было увидеть, каким огромным бывает этот «зрительный зал» 30 августа. «Партер» на большой лужайке перед дворцом, амфитеатр на кремлевской лужайке и галерки на соседних зданиях…

Фото Олега Маковского

Концерт «Казанская осень» бесплатный, что привлекает на него много зрителей, несмотря на то, что сидячих мест у Дворца земледельцев всего несколько рядов. Остальным приходится слушать музыку стоя. Или сидя на траве, если погода позволяет. Если раньше среди зрителей были в основном казанцы, то теперь много туристов. Турфирмы продают поездку в Казань специально на 30 августа, и многие наши гости завершают день, полный впечатлениями, у Дворца земледельцев, под звуки праздничного салюта.

Вместе с оркестром под управлением Александра Сладковского на этот раз выступали хорошо знакомая казанцам народная артистка Республики Татарстан, заслуженная артистка Российской Федерации Альбина Шагимуратова и ведущий солист Большого театра, заслуженный артист России Игорь Головатенко. Это были сольные выступления и дуэты: Джильды и Риголетто из оперы «Риголетто», дуэт из оперетты «Веселая вдова», исполненные с большим вдохновением и в точном соответствии с эмоциональным настроем первоисточника. Получились небольшие театральные сценки.

Фото Олега Маковского

В программу было включено несколько сочинений Назиба Жиганова, в том числе мало известные: «Райхан» – первая часть Сюиты на татарские темы и фрагмент сюиты «Уфа – Челябинск». Государственный симфонический оркестр РТ и его художественный руководитель Александр Сладковский продолжают традиции создателя коллектива Натана Рахлина, постоянно включая в концертные программы татарскую музыку. По инициативе руководителя оркестра в Казани проводится фестиваль татарской музыки «Мирас» имени Назиба Жиганова, который представляет творчество как композиторов-классиков, так и современных авторов.

Альбина Шагимуратова пела на родном языке с большим удовольствием. В ее исполнении прозвучали ария Алтынчеч из одноименной оперы Назиба Жиганова и романс Рустема Яхина «Не улетай, соловей». Татарскую народную песню «Аллюки» она пела под дружные аплодисменты слушателей.

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Известная оперная певица подобрала для выступления в день праздника такой репертуар, который в полной мере давал представление о ее природном даровании и профессиональной школе.

Так получилось, что я уже несколько лет не была на концертах симфонического оркестра, но 30 августа убедилась, что есть традиции, которые оркестр и его руководитель поддерживают. Закончился концерт так же, как часто бывало, когда я присутствовала в зрительном зале – оркестр на большом подъеме исполнил концерт Александра Чайковского «Стан Тамерлана», который стал визитной карточкой Государственного симфонического оркестра РТ.

10 лет оркестра Александра Сладковского

Впереди у оркестра новый сезон, как заявлено – юбилейный, 55-й. Как известно, первые концерты симфонического оркестра Татгосфилармонии имени Г. Тукая под управлением художественного руководителя Натана Рахлина состоялись 10 и 11 апреля 1967 года, но решение о его создании было принято 14 сентября 1966 года. Тогда вышел приказ Министерства культуры РСФСР за №702 «Об учреждении в Казани Государственного симфонического оркестра Татарской АССР при Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая». Затем были 2 приказа по филармонии. В октябре 1966 года симфонический оркестр под управлением Натана Григорьевича Рахлина приступил к репетициям.

Но в нынешнем году есть еще один юбилей, связанный с симфоническим оркестром республики – 10 лет назад должность его художественного руководителя занял Александр Сладковский. Это не было лучшее время для коллектива, который во многом растерял свою славу. Тем не менее, новый главный дирижер вызвал противоречивые чувства. Кто-то завидовал условиям, на которые пошел Президент РТ Рустам Минниханов, приглашая Сладковского, условия и в самом деле привилегированные. Кому-то не понравилась какая-то непривычная агрессивность в работе с общественным мнением. Премьера приобретения нового рояля – ранее никому не пришло бы в голову такое.

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

О том, какое сопротивление пришлось ему преодолеть, возрождая оркестр, созданный Натаном Рахлиным, Александр Сладковский рассказал мне в интервью в 2014 году: «Успех – это следствие разумной кадровой политики и очень ясной стратегической цели, творческой, музыкантской и продюсерской. Без этого не могло быть ничего. Только музыка нас спасла, только высокое искусство, стремление к максимальному результату. Вот и всё, другого ответа у меня нет», – сказал он, подводя итоги четырех лет работы в Казани.

С приходом Александра Сладковского начался стремительный взлет симфонического оркестра – он получил финансовую и творческую самостоятельность, подружился со многими известными исполнителями, в частности, с пианистом Денисом Мацуевым, начал выезжать на гастроли, в том числе зарубежные, выступать в абонементах Московской филармонии, звучать на федеральных телеканалах и престижных каналах «Медичи.ТВ» и «Меццо», делать студийные записи с лучшей компанией мира – «Меццо».

Старт Сладковского в Казани был связан со многими примечательными событиями. В нынешнем году 10 лет исполняется фестивалю «Казанская осень». В ноябре 10-летний юбилей международного фестиваля имени Софии Губайдуллиной Concordia. В 2010-м было много примечательных событий, заставивших казанцев вернуться в Большой концертный зал на площади Свободы. С именем Александра Сладковского связан юбилейный 45-летний сезон, объявленный в 2010 году. До этого симфонический оркестр праздновал юбилеи со дня создания оркестра Натаном Рахлиным, ведя отсчет с первого концерта в 1967 году. После уточнения юбилейного календаря руководство оркестра решило сместить точку отсчета на дату выхода приказа по Министерству культуры РСФСР, то есть на 1966 год. Значит, 55-летие оркестра будем отмечать в 2021 году.

Планы на новый, юбилейный, сезон симфонического оркестра большие. Впереди концерты и гастроли. Только бы обошлось без новых карантинов. Достаточно и того, что встречи музыкантов со слушателями проходят в особых противовирусных условиях.

Сезон симфонический оркестр Республики Татарстан планирует открыть в сентябре. На 9 октября на сцене ГБКЗ имени С. Сайдашева планируется концерт «Петербургские ассамблеи. Река талантов». Вместе с оркестром выступят молодые музыканты – финалисты проекта «Река талантов» Екатерина Дворецкая (арфа), Тагир Камальтдинов (фортепиано), Владислав Одинцов (фагот). Дирижер – Айрат Кашаев. «Петербургские ассамблеи» – совместный проект Государственного симфонического оркестра РТ и Санкт-Петербургского Дома музыки, основателем которого является виолончелист и дирижер, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.

Концерт из сочинений Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир, – в октябрьской афише. Восемь лет назад Александр Сладковский впервые в Казани исполнил вместе со своим оркестром цикл «Все симфонии Бетховена». Тогда за дирижерский пульт также вставали поляк Богуслав Давидов и австриец Эрнст Тайс, приезжавшие в наш город по приглашению Сладковского. И вот в Казани вновь зазвучат все произведения немецкого композитора.

Продолжится цикл концертов «Музыкальная азбука от А до Я» в рамках творческого сотрудничества с известным российским музыкальным критиком, теле- и радиоведущим, дважды лауреатом телевизионной премии «ТЭФИ» Артемом Варгафтиком. Музыкально-литературный проект рассчитан в первую очередь на детскую аудиторию от 12 лет. Цель проекта – рассказать в доступной форме по буквам алфавита о музыкальных терминах, композиторах и произведениях, а также восполнить пробелы в знаниях о классической музыке. А главное - воспитать новое поколение слушателей симфонической музыки.

Читайте в «Казанских историях»:

Оркестр дал бы возможность подняться на новую ступень – история создания симфонического оркестра в республике

«Антология музыки композиторов Республики Татарстан»: за и против

«Лучше быть предметом зависти, чем предметом жалости» – интервью Александра Сладковского

«Рахлинские сезоны»-2017 – в честь 60-летия симфонического оркестра

Симфонический оркестр РТ: где начало истории?

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить