Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1970 – В Казани сданы в эксплуатацию высотная гостиница «Татарстан» и подземный переход через площадь Куйбышева (ныне пл.Тукая), первый в городе

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Золотая маска» – за выдающийся вклад в развитие театрального искусства

16 декабря зрители, купившие билет на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро», неожиданно увидели «Золотую маску», о существовании которой наверняка знают многие театралы.

Лауреатом национальной театральной премии России в 2021 году стал Александр Славутский, художественный руководитель Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова. И вот его «Золотая маска» наконец-то добралась до Казани, до Качаловского театра.

Образ «Золотой маски»  придумал российский сценограф, народный художник России О. Шейнцис. К первой церемонии награждения (1995) в художественно-декорационном цехе театра «Ленком» были изготовлены из папье-маше первые семь экземпляров. Сегодня «Золотые маски» фарфоровые. Олег Шейнцис взял за основу венецианскую маску, придал ей сходство с двуглавым орлом. Маска «одета» в красную шапочку Арлекина. Маска размещена на темном, блестящем, как зеркало, фоне, обрамлена в квадратную рамку.

Отмечу, что это не первая «Золотая маска» в республике. В 1999 году премии в номинации «За поддержку театрального искусства России» был удостоен Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Две «Золотые маски» у Камаловского театра. Ее получили главный режиссер,народный артист СССР Марсель Салимжанов (2001, номинация «За честь и достоинство») и народный артист России и Татарстана Ринат Тазетдинов (2016, номинация «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В числе лауреатов конкурсных номинаций спектакли: 1996 – «Буря» Шекспира в постановке Бориса Цейтлина (Казанский театр юного зрителя); 2019 – опера Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место» – спецприз жюри музыкального театра (проект творческой лаборатории «Угол» и Фонда современного искусства Sforzando), 2020 – «Аллюки» в номинациях: «Работа режиссера» – Туфан Имамутдинов и «Музыка в спектакле» – Эльмир Низамов (Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» и Творческое объединение «Алиф», Казань). Обладателем «Золотой маски» 2018 года в номинации «Балет – современный танец/мужская роль» стал казанский танцовщик и хореограф Нурбек Батулла – за роль в спектакле Туфана Имамутдинова «Алиф» («Зов начала»).

Российская национальная театральная премия и Фестиваль «Золотая маска» учреждены в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации. Фестиваль ежегодно проводится в Москве и представляет лучшие спектакли прошедшего сезона во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол. В последние годы всё активнее участвуют в творческом состязании театры из нашей республики, не боясь конкуренции москвичей и питерцев. По итогам сезона 2019-2020 в шести конкурсных номинациях была заявлена мистическая сказка Антона Федорова «Королевство кривых» (Альметьевский татарский драматический театр), в трех номинациях –  камерный спектакль «5 mm/h» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова, создателей «Театра.Акт» (Творческая лаборатория «Угол»). Получила заветную «Маску» лишь Дина Сафина в номинации «Драма/работа драматурга». Спектакль «5 mm/h» поставлен по ее пьесе.

Среди обладателей «Золотой маски» есть лауреаты, имена которых определяют не эксперты и жюри, а Секретариат Союза театральных деятелей РФ. «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – не за конкретный спектакль, не за роль. Это почетное свидетельство долгой плодотворной жизни в театре.

Лауреатом фестиваля 2021 года назван народный артист России и Татарстана, режиссер Александр Славутский. Среди 16-ти лауреатов, кроме него, также режиссер, педагог, художественный руководитель Российского академического молодежного театра,  народный артист России Алексей Бородин; художественный руководитель Оренбургского драматического театра, народный артист России Рифкат Исрафилов; солист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР Михаил Лавровский; актриса МХТ имени А.П.Чехова, народная артистка РСФСР Ольга Яковлева. Андрей Мягков, народный артист России, актер театра и кино, «Золотую маску» получить не успел  – он скончался 18 февраля нынешнего года на 83-м году жизни. Интересный факт – в одном столичном доме появились сразу две «Золотые маски». Известный режиссер, профессор Школы-студии МХАТ, народный артист России Кама Гинкас и главный режиссер Московского театра юного зрителя, народная артистка Российской Федерации Генриетта Яновская – супруги.

Лауреаты премии «Золотой маски» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» были объявлены еще 15 декабря 2020 года. Если бы не ограничения по коронавирусу, Александр Славутский получил бы свою «Маску» в апреле. Но торжественная церемония награждения,  состоявшаяся  22 апреля в Концертном зале «Зарядье»,  прошла без них.  По понятным причинам. Награждение перенесли на очередной съезд Союза театральных деятелей России. Он состоялся в сокращенном формате в октябре. Но снова без них. Было принято решение вручить «Золотые маски» в индивидуальном порядке.

И вот 16 декабря торжественная церемония состоялась в Качаловском театре, при зрителях.

 «Мы будем стараться и дальше достойно продолжать свое дело»

После спектакля под аплодисменты зрителей и коллег на сцену вышли виновник торжества Александр Славутский, председатель Союза театральных деятелей Татарстана, секретарь СТД России, главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев и народный артист России и Татарстана Ринат Тазетдинов, которым была поручена важная миссия. Церемонию награждения открыло видеоприветствие президента национальной премии «Золотая маска», народного артиста России Игоря Костолевского.

«От имени фестиваля «Золотая маска» и от имени Союза театральных деятелей России мне хотелось бы поздравить художественного руководителя – директора казанского академического русского Большого драматического театра имени Качалова, режиссера, педагога Александра Славутского с присуждением ему почетной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», – сказал он.

Игорь Костолевский отметил, что сезон 2019/2020 года был юбилейным для театра. Качаловскому исполнилось 230 лет. Последнюю четверть века его история связана с именем Александра Славутского. «Преданное служение Александра Яковлевича своему призванию и зрителю всегда было для нас примером», – подчеркнул президент «Золотой маски».

«Не секрет, что «Золотая маска», начиная с 1995 года, вызывает массу противоречивых мнений, что естественно. На мой взгляд, любая премия должна существовать именно так. Но в «Золотой маске» есть одна номинация, которая не оспаривается никем. И я с радостью передаю эту премию Александру Славутскому», – сказал Фарид Бикчантаев.

 «Вы сделали для Качаловского театра огромное дело. Татарстан не забудет вашего неоценимого вклада в развитие театрального искусства», – обратился к лауреату Ринат Тазетдинов.

И шутя уточнил для зрителей, что премия – вовсе не премия. Денег к «Золотой маске» не прилагается.

 Замечу, это вовсе не мешает фарфоровой маске быть такой вожделенной в театральном сообществе. Да и стоит каждая такая маска наверняка не дешево.

«Наш театр – это прежде всего наши зрители. Без них ничего бы не случилось. Мы рады, что наш театр посещают все – от мала до велика. Мы будем стараться и дальше достойно продолжать свое дело», – пообещал в кратком заключительном слове Александр Славутский.

«Женитьба Фигаро» – шесть лет в репертуаре

Торжественную церемонию в Качаловском театре совместили со спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро», который Александр Славутский поставил в сентябре 2015 года. Я была тогда на премьере и написала об этой постановке (Спектакль про Фигаро, похожий на кружево). За эти годы качаловцы показали «Женитьбу Фигаро» в Ростове-на-Дону (2016), Кирове (2017), в Германии (2020), на многих театральных фестивалях, в том числе в Марселе (Франция), на XXV Фестивале русского искусства (2020). Кстати, на марсельском фестивале театр был отмечен в трех номинациях: за лучшую женскую роль – заслуженная артистка РТ Елена Ряшина, за лучшую мужскую роль – народный артист РТ Илья Славутский, за лучшую сценографию – заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая Александр Патраков.

И вот моя новая встреча со знакомым сюжетом, с известными актерами через шесть лет. Спектакль не потускнел, а в чем-то даже стал ярче. Я еще в 2015 году заметила, что актерам нравится существовать в предложенных обстоятельствах. 

Веселое приключение по перевоспитанию графа Альмавивы постоянно сопровождалось аплодисментами. Покорила зал в роли молодящейся кокетки Марселины Светлана Романова, народная артистка РТ и РФ.

Ее партнер Геннадий Прытков, народный артист РТ и РФ, исполнитель роли доктора Бартоло, как мне кажется, едва успевал реагировать на ее импровизации. Это был прекрасный дуэт.

Несколько иным, на мой взгляд, более интересным стал рисунок роли графини Розины в исполнении Елены Ряшиной.

Более объемными стали образы графа Альмавивы (актер Павел Лазарев) и Сюзанны (артистка Ксения Храмова). После спектакля 2015 года их в моей памяти просто не осталось.

При первом просмотре, помню, я пыталась понять, почему в атмосфере всеобщего розыгрыша и веселья у Фигаро такие грустные глаза. Не могу знать точно, есть ли у меня правильный ответ и на этот раз. Но переполох в доме графа Альмавивы, придуманный  Пьером-Огюстом Бомарше еще в 1784 году, показался мне на этот раз удивительно актуальным в наши дни, когда в России снова есть слуги и господа, и это не исключает права первой ночи со служанкой.  

Но зрители об этом не думали. Замечательный актерский ансамбль отвлек их на три с половиной часа от реальной жизни  и, не напрягая особо, будем надеяться, чему-то научил.

«Маска», я вас знаю!

Уже почти два года постоянным атрибутом нашей жизни является маска. Без нее никуда. Я слышала в этот вечер в Качаловском театре не одну шутку по этому поводу. Ведь награда Союза театральных деятелей России – тоже маска, только не обычная, а «Золотая».

Если продолжать шутить, то могу сказать: «Маска», я вас знаю!». С Александром Яковлевичем мы познакомилась в 1999 году, когда он поставил на Качаловской сцене уже два спектакля: «Ревизор» и «Пиковая дама».

СЛАВУТСКИЙ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ, режиссер, художественный руководитель – директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова. Творческий путь начинал в Челябинске, работал в Озерске, Чите, Ростове-на-Дону, Москве. Учился в Щукинском институте у Бориса Захавы и в ГИТИСе у Андрея Гончарова. Народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан. Лауреат Премии имени Ф. Волкова Правительства России за вклад в развитие театрального искусства России и Государственной премии Татарстана имени Г.Тукая. Его имя внесено «Книгу Почета города Казани» с вручением серебряного знака.

Приведу  цитату из своей рецензии о «Пиковой даме», опубликованной в газете «Республика Татарстан»:

«Александр Славутский с первых спектаклей в Казани проявил себя как сторонник яркой театральной формы. Он стал предлагать казанским театралам спектакли-зрелища, в которых два извечных театральных вопроса: что сказать зрителю? и как это сделать? – если не поменялись местами, то уж во всяком случае стали одинаково значимыми. И что самое важное – А. Славутский стал таким образом ставить классику».

Он возглавил театр в трудное для него время, в пору творческого кризиса, когда в труппе не было руководителя-лидера. Актеры, поработав с такими знаковыми режиссерами, как Наум Орлов (1965-1973) и Владимир Портнов (1976-1977), не видели авторитета, равного им.  Сужу об этом по личным впечатлениям. Собрания в театре напоминали перебранку на коммунальной кухне. Актеры жаловались на руководителей в Министерство культуры республики, случалось, голосованием снимали руководителя труппы и назначали нового. Ясно, что в таком коллективе главрежи долго не задерживались.

В 1994 году получил предложение возглавить Качаловский театр Александр Славутский. Как он признался в одном интервью, ехал на один сезон, а остался, как выяснилось, навсегда. Не ожидал этого не только он, но и те, кто его приглашали. Да и мы, журналисты, поначалу встретили новичка настороженно. И не потому, что знали его мало. Нам показалось, что и он не сумеет утихомирить страсти в труппе. «Сожрут» и этого, решили мы.

Не «сожрали». Не знаю, как, но страсти Александр Яковлевич утихомирил быстро. Может, актеры просто устали от постоянных конфликтов, от собственной вольницы, а тут почувствовали крепкую руку, на которую можно опереться. Может, потому, что Славутский предложил труппе внятную концепцию развития театра. Приведу большую цитату из его интервью журналу «Театрал» (2017):

«Я верю в театр-дом. Я может быть в него и не верил бы, если бы я не вырос в нем, не воспитался на нем. Я другого ничего не знаю. А то, что знаю, меня не устраивает.
Предпочитаю театр сердца, театр души, театр, который уважает зрителя. Если ты не уважаешь зрителя и говоришь, что зритель – холодец (такое определение прочитал недавно в одном журнале), то тебе нечего делать в этой профессии. Ежи Лец сказал очень просто: «Время – оно дано, оно не подлежит обсуждению. Обсуждению подлежишь ты, расположившийся в этом времени». 

Зритель – это данность. Я ведь не могу сегодня взять и слить в унитаз всего зрителя, взять другого из другого пакета, растворить, размешать и привести в зал. Важно, чтобы и я сам уважительно к нему относился и заставил его уважать нас. Его надо увлечь: сюжетом, изобразительной составляющей, языком действия, существованием артиста на сцене по принципу «быть, а не казаться». 

«У меня ни один мой спектакль никакого отношения к традиции не имеет. Нет, хотя все спектакли у нас в достаточно яркой, своеобразной форме, одна традиция всё-таки есть – русский психологический театр», – говорил он другому журналисту.

Помню, на пресс-конференции после спектакля «Дракон» он говорил нам: «Во мне самом живут и Дракон, и Бургомистр, и Ланцелот, и какая-то часть народа… Я не могу сказать, что я революционер, диссидентом никогда не был, никогда не был гражданином мира, всегда был гражданином своей страны, своей родины» (Сказка не только о Драконе, но и о нас с вами). Это удивительно, но даже горьковскую «Вассу Железнову» он поставил как спектакль о себе.

Александр Яковлевич все эти годы оставался верен своим представлениям о театре, хотя в СМИ его не раз критиковали за приверженность традиционализму, за репертуар, в котором нет спектаклей-экспериментов. Не все принимают его ярко театральные формы, довольно многих раздражает обилие музыки и танцев в его спектаклях. Однажды после спектакля, где музыки, на мой взгляд, было слишком много, мы говорили о его творческой манере с человеком, более знающим Славутского, чем я. Выяснилось, я плохо знаю биографию Александра Яковлевича. Он режиссер вахтанговской школы – и этим всё сказано. Как-то он признался: «Пока спектакль не услышу в музыке, не увижу изобразительный ряд, начинать репетиции не могу. И каждый раз всё заново, всё по-другому».

Добавлю – и всё по-своему. Впрочем, быть свободным в творчестве можно лишь при хорошей школе. А у Александра Яковлевича за плечами режиссёрский факультет Щукинского училища у Бориса Захавы и высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе у Андрея Гончарова.

Несколько сюжетов из жизни Александра Славутского, строителя современного Качаловского театра.

Вопрос с кадрами для театра он решил своеобразно – летом 1995 года совместно с РАТИ (ГИТИС)  набрал  актерский курс, в 2005 году случилось то же самое.

Почти сразу после приезда в Казань новый главреж стал говорить в разных официальных кабинетах о необходимости ремонта здания театра, которого уже давно не было. Перемены нужны были и внутри – кругом теснота, устаревшее оборудование на сцене, гримерки чуть ли не с XIX века.  Как говорится, аппетит приходит во время еды. В 2014 году в театре, не без поддержки Президента Р. Минниханова завершилась модернизация театра, длившаяся 14 лет. Ее общая стоимость составила более миллиарда рублей. В результате у здания появился большой пристрой, теперь в театре есть малая сцена, специальная сцена для репетиций, удобные гримерки для актеров, множество цехов. Общая площадь стала больше почти в два раза (Александр Славутский: «Наш театр – театр-дом...» ).

Год театра был ознаменован открытием театрального музея, разместившегося на двух этажах (От «Качаловской комнаты» до настоящего музея ). Этот музей создавали три человека: Игорь Германович Ингвар, в 1973 году открывший в театре «Качаловскую комнату», затем Юрий Алексеевич Благов, и, наконец, Роман Копылов, выпускник Казанского института культуры, на долю которого выпало материализовать мечты своих предшественников и завершить строительство музея, в котором сегодня может побывать каждый желающий.

3 апреля 1996 года министр культуры РФ подписал приказ о присвоении Качаловскому театру звания «академический» – за большие заслуги в развитие театрального искусства.

В этот же год театр отправился на международный театральный фестиваль в Каир. Это был первый выезд театра за пределы страны. Уже на следующий год, в 1997-м, труппа театра была приглашена на Фестиваль русского искусства в Марсель. Поездки во Францию теперь регулярные. А еще гастроли по городам России, в Турции, в Пекине…

В 2005 году в атриуме театра был установлен памятник Василию Ивановичу Качалову. В 2018-м был проведен первый Качаловский театральный фестиваль русского драматического искусства, который был задуман более 20 лет назад. В фестивале уже  приняли участия ведущие театры страны, лидеры российской режиссуры, звездные актерские составы.

Теперь всё это самым тесным образом связано с именем Александра Яковлевича Славутского. И «Золотая маска» этот вывод заверила.

И в завершение информация для тех, кто следит за соперничеством театров. Определены номинанты за «Золотой маски» сезона 2020-2021 – возможные участники фестиваля 2022 года. Это 81 спектакль, 67 театров и 290 частных номинаций, отобранные двумя экспертными советами, которые отсмотрели в театрах и на видео 1165 спектаклей.

Спектакли, представляющие Татарстан,  заявлены в 20-ти номинациях. В частности, претендует на «Золотую маску»  недавняя премьера Казанского ТЮЗа – спектакль «Иваново детство» по сценарию одноименного фильма Андрея Тарковского. «Иваново детство» представлено в следующих номинациях: спектакль большой формы, режиссер (Антон Федоров), мужская роль (Нияз Зиннатуллин), мужская роль второго плана (Ильнур Гарифуллин), работа художника (Антон Федоров). В номинации «Балет–современный танец/работа балетмейстера–хореографа» заявлены Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, проект «Overtime» («Театр. Акт», Казань). Спектакль «Адәмнәр» (Люди) Театра кукол «Экият» заявлен в пяти номинациях: «Спектакль», «Работа режиссера» (Ильгиз Зайниев), «Работа художника» (Сергей Рябинин),  «Работа актера» (Дилюс Хузяхметов, Гарай),  «Работа актера второго плана» (Альбина Шагалиева, Голод). В конкурсе «Эксперимент» из десяти заявленных проектов три – казанские, от Театральной площадки «MOÑ», работающей в здании Национальной библиотеки РТ: «Һава» – пластический спектакль творческого объединения «Алиф», 2 проекта «Театра горожан»: спектакль-игра «Децентрализация» и документальный спектакль «Чын татар» («Настоящий татарин / татарка»).

Замечу, что включение в число номинантов  «Золотой маски» в театральном мире тоже считается важным событием.

 

Фото Аяза Хасанова и с сайта информационного агентства "Татар-информ"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить