Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Похоронную отрасль снова намерены сделать открытой. Получится ли на этот раз?
- Любовь АГЕЕВА, главный редактор «Казанских историй»
- 13 марта 2022 года
В середине февраля стало известно, что в весеннюю сессию Государственная Дума РФ рассмотрит очередной законопроект о похоронном деле в России. Он предполагает полную замену действующего с 1996 года федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Попытка номер...
Заместитель председателя думского комитета по строительству и ЖКХ (к его ведению относится тематика законопроекта) Светлана Разворотнева, которая причастна к этой инициативе, рассказала о новом законопроекте в беседах с журналистами газет «Ведомости» и «Коммерсант», с тележурналистами. От подробных комментариев она отказалась, отметив, что законопроект находится пока на стадии доработки.
СМИ опубликовали комментарии должностных лиц, которые дополняют ее сообщение. Принятие обновленной редакции закона о похоронном деле давно назрело, сказал «Ведомостям» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов:
«Защита прав граждан, потерявших близких, формирование ясного понятийного аппарата и достижений цифровизации применительно к отрасли, обеспечение государственного надзора и пресечение противоправных действий со стороны всех участников процесса – вот только некоторые задачи нового закона».
Если обобщать сказанное и написанное, то принципиальных нововведений в законопроекте два: первое – похоронное дело становится государственной услугой со всеми вытекающими отсюда последствиями, второе – отрасль будет существовать по четким правилам, которые исключат ее криминализацию. Сегодня многое в ней делается по серым схемам.
Надо сказать, что в нашем городе это уже сделано. Кто сталкивался со специалистами фирмы «Ритуал» (Казань), могли это почувствовать на себе. Конечно, еще есть случаи расчетов помимо кассы, но это все-таки исключение из правил. Хотя есть еще казанцы, которые об этом не знают и добавляют при погребении землекопам так называемые чаевые. Если же это происходит по просьбе служителей ритуальных фирм, всегда есть возможность обжаловать такое желание.
«На этом рынке работает кто попало, – признает проблему руководитель комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета Минстроя РФ Павел Кодыш. – Отсюда огромное количество черных компаний. И дикое завышение цен на ритуальные услуги».
И это несмотря на то, что, согласно действующему закону, похоронное дело может осуществляться только специализированными службами, созданными органами местного самоуправления.
«Фактически сегодня услуги по организации похорон может выполнять любой желающий, поскольку четких стандартов погребения и регламентов ритуальных услуг нет», – подтверждает исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева, знакомая с ходом разработки проекта закона.
Как отмечают разработчики законопроекта, а также участники рынка, оказание ритуальных услуг стало видом предпринимательской деятельности с острой конкуренцией, характер которой вызывает серьезную тревогу в обществе. Мало того, что цены порой превышают все мыслимые и немыслимые размеры. СМИ то и дело публикуют материалы о «драках» конкурентов за покойников – человек еще жив, а родственников уже атакуют посланцы нескольких фирм, предлагающих ритуальные услуги.
В Казани таких проблем нет, поскольку этот бизнес работает в четком правовом поле по правилам, сформулированным и утвержденным городской властью, при четком разделении полномочий Управления по организации ритуальных услуг Мэрии и коммерческих структур, предлагающих такие услуги (Похоронная сфера с точки зрения права). При этом основным деловым партнером Управления является фирма «Ритуал» г. Казани.
Законодатели планируют сделать отрасль прозрачной и убрать из нее все криминальные элементы, конкретизировав ценообразование. Криминализация ритуального дела, не такая острая, как раньше, но реально существующая до сих пор, объясняется отсутствием единого контролирующего государственного органа отрасли, считают эксперты. Нет правового документа, который разграничил бы полномочия между Правительством, Минстроем, Минфином и субъектами федерации в данной области, напоминает в «Российской газете» адвокат Вадим Дигин.
В законодательстве необходимо установить понятие и особенности рынка ритуальных услуг. Проблема осложняется отсутствием контроля над приватностью информации об усопшем, правового регулирования частных кладбищ, признания захоронений бесхозными. Есть большие сложности в работе государственных специализированных служб, занимающихся захоронением, в частности, с финансированием погребения неопознанных лиц, уверен эксперт.
В целом в России необходимо ввести новую уголовную статью за мошенничество в сфере ритуальных услуг, предполагает Анна Анисимова, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия». Такое предложение уже поступало законотворцам.
Несмотря на то, что отрасль уже давно нуждается в новом законе, эксперты предполагают, что его принятие не будет легким.
Экскурс в историю
Напомним, формирование правового поля похоронного дела в Российской Федерации началось в 1992 году, когда Президент Борис Ельцин подписал федеральный закон «О ритуальном пособии». Сфера регулирования точно определена названием закона. В нем были определены ритуальные услуги, за оказание которых полагается пособие.
Другие стороны похоронного дела были отрегулированы в 1996 году, когда Президент подписал федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и вступивший в действие в 1996-м.
В нем были определены основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Закон «О ритуальном пособии» с 1 марта уже не действовал, поскольку его нормы были включены в новый закон. Нормативно-правовые нормы, установленные этим законом, существуют в правовом поле до сих пор, как на федеральном, так и на региональном уровне. Размер пособия определяется раз в год на федеральном уровне.
Существует масса подзаконных актов – постановления органов государственной власти, федеральных и региональных, решения органов муниципальной власти, документы органов управления ритуальной отрасли, и прежде всего Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Со временем для уточнения некоторых норм закона, перераспределения полномочий органов власти – государственной и муниципальной, необходимости регулирования коммерческих отношений в похоронном деле потребовалось действующий закон менять. Начиная с 2008 года было принято 15 федеральных законов, вносящих изменения в действующий федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Но «косметический ремонт» не помог. Многие нормы закона давно перестали соответствовать тенденциям современного развития похоронного бизнеса. Многие спорные ситуации на рынке ритуальных услуг вызываются несовершенством правового регулирования.
В 2012 году появился законопроект, который предусматривал, по сути, новую редакцию действующего закона, но документ так и остался проектом. В 2013-2014 годах было сделано 5 попыток внести изменения в действующий закон и другие законодательные акты, регулирующие похоронную отрасль. Например, в Интернете можно найти проект федерального закона, который предусматривал эксперимент по отработке норм правового регулирования («О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела в субъектах Российской Федерации – городе федерального значения Москве и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Были попытки регулирования каких-то отдельных ситуаций на рынке похоронных услуг. Но и они оказались неудачными. Мало того, в 2001 году были отменены лицензии на ритуальные услуги. В 2015 году появился проект постановления Кабинета Министров РФ, которым лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг восстанавливалось, но и этот проект документом не стал. Так что оказывать ритуальные услуги в стране может каждый желающий.
В 2016 году обсуждались еще два варианта законопроекта, но ни один из них не нашел полной поддержки.
В 2014 году новый проект закона разработало федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2015 году он получил название – «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Процесс его обсуждения на законодательном уровне и на местах шел, можно сказать, до 2020 года. Говорили об этом и на 18-й региональном Форуме похоронной отрасли, который работал в Казани с 18 по 20 июня 2018 года. Я выступала на его пленарной части, рассказав об опыте акции «Казанские некрополи» (Проблемы у старинных некрополей всех городов общие). Главным организатором форума был Союз похоронных организаций и крематориев, в который входят более 250 компаний России. Эта некоммерческая организация была создана в 2003 году для объединения усилий в поиске и реализации решений, направленных на повышение уровня похоронного дела в стране. Она была активным участником процесса обсуждения законопроекта 2015 года.
«Казанские истории» рассказали тогда и о конференции (Корпоративные проблемы, которые касаются всех), и о выставке, проведенной в ее рамках (О смерти с точки зрения экономики и эстетики).
В своем выступлении я коснулась и попыток принять, наконец, новый закон, выразив уверенность, что торможение этого процесса идет сознательно. Кому-то очень выгодна неопределенность правовых отношений в отрасли. Как говорится, в мутной водице рыбку ловить легче. Помню, тогда со мной не согласился руководитель Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш, кстати, человек, имевший отношение к разработке проекта Минстроя. Он практически заверил тогда всех участников конференции, что новый закон скоро будет принят. Идет окончательный этап его согласования и обсуждения.
Увы, этого не случилось ни в 2018, ни в 2019, ни в 2020 годах. Но в декабре 2020 года депутат Госдумы Антон Жарков представил законопроект, который, по его словам, должен навести порядок в сфере ритуальных услуг. Член Комитета по транспорту и строительству предлагал ввести единые федеральные требования к деятельности похоронных служб. Депутат считал необходимым появление реестра недобросовестных компаний и введение ответственности за раскрытие данных о смерти граждан.
Президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш, имя которого я уже упоминала, саму идею реформировать похоронное дело оценил как правильную и рассказал журналистам, что детально изучает предложенный законопроект. По его словам, необходимо досконально обсудить документ с экспертным сообществом и регионами. Только после этого можно ставить вопрос о его возможном принятии.
«В 1996 году мы жили при другой политической и экономической ситуации. Сегодня мы ввели коммерцию, появилась конкуренция, которую нужно правильно наладить. Появляется какое-никакое госрегулирование. Фирм-однодневок не должно быть, это уже будет незаконное предпринимательство», – сказал тогда Павел Кодыш.
«Основная причина провалов «ритуального» нормотворчества заключалась в том, что проекты не предполагали облегчения для людей их последних обязанностей перед усопшими, но зато преследовали чьи-то лоббистские, да что там – коррупционные интересы. Тема-то в масштабах страны многомиллиардная, да по большей части – черным налом» – таково мнение известного российского экономиста Никиты Кричевского, которое он высказал в ходе обсуждения законопроекта Антона Жаркова.
Законотворческая инициатива «единоросса» встретила весьма недружелюбный прием. Вот цитата из одной публикации, посвященной ей:
«Общество надеялось увидеть в проекте решение множества накопившихся «похоронных» проблем: устранение бешеных поборов с родственников умерших, снижение цен на ритуальные услуги, внедрение предложенных правительством цифровых новаций. Однако из текста понятно лишь одно: новый закон, в случае его принятия, только усугубит положение в отрасли».
Законопроект так и не был вынесен на сессию Государственной Думы. А потом в парламент пришел новый созыв, и о проекте Антона Жаркова все забыли.
Но в феврале 2022 года речь зашла о новом варианте федерального закона. Мы его пока не видели. Можем судить только по комментариям в СМИ. Дойдет ли он до финала? Поживем – увидим.
Количество законопроектов, факты их отклонения и поднимаемые разработчиками вопросы говорят нам о том, что в этой сфере встречаются разнонаправленные силы и интересы, считает адвокат Олег Матюнин, прокомментировавший законопроект 2022 года в «Российской газете».