Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Место работы Владимира Шнегаса – «шарашка» на пороховом заводе

В нашей газете опубликовано много материалов о казанцах с особыми заслугами перед Отечеством. Есть среди них документальная повесть Светланы Шнегас о своем деде Владимире Шнегасе, несколько лет жизни которого был связаны с Казанским пороховым заводом.

У нас есть необходимость вспомнить Владимира Владимировича в связи с присвоением этому предприятию высокого звания «Предприятие трудовой доблести». Указ об этом  Президент РТ Р. Минниханов подписал 12 апреля 2022 года. 

Основанием для присвоения такого звания является документально подтвержденный факт награждения предприятия государственной наградой СССР за выпуск продукции в период Великой Отечественной войны.

Звание «Предприятие трудовой доблести» получили 14 предприятий. Звания присвоены Казанскому авиационному заводу имени Горбунова, акционерным обществам «Казанский вертолетный завод», «Казанское моторостроительное производственное объединение», «Казанский оптико-механический завод», «Производственное объединение «Завод им. Серго», «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», «Казанский Электротехнический завод», «Вакууммаш», а также федеральному казенному предприятию «Казанский государственный казенный пороховой завод», «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов», «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения», татарскому меховому торгово-промышленному обществу с ограниченной ответственностью «Мелита», ООО «Научно-производственное предприятие «Тасма» и ОАО «Казанский завод «Электроприбор». 

В указе сообщается, что предприятия отмечены за «значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, массовый трудовой героизм и самоотверженность работников промышленных предприятий, обеспечивших бесперебойное производство военной и гражданской продукции в годы Великой Отечественной войны». 

К сожалению, средства массовой информации ограничились в основном информационным сообщением, хотя на День Великой Победы 9 мая был хороший повод рассказать об этих предприятиях подробнее, что сделала  газета «Республика Татарстан», выделив среди предприятий Казанский пороховой завод. Однако автор публикации ограничился констатацией известных фактов и не назвал ни одной фамилии.

Это заметила в своем письме в редакцию «Казанских историй» постоянная читательница газеты, уроженка Казани, а ныне москвичка Светлана Андреевна Шнегас. Читая материал, она надеялась увидеть в нем имя своего деда, судьба которого много лет была связана с этим предприятием.

Она считает, что ее дед Владимир Владимирович Шнегас достоит того, чтобы увековечить его память в Казани, чтобы казанцы, и прежде всего сегодняшние руководители и работники порохового завода знали о том, каким был его личный вклад в историю этого предприятия. С мыслью об этом она написала обращение в адрес Президента Татарстана Рустама Минниханова, предлагая дополнить фамилией деда список жертв незаконных политических репрессий, захороненных на Архангельском кладбище.

Ирония судьбы: он умер в день, когда узнал, что скоро будет реабилитирован, и мы не знаем, где его похоронили.

Мне не удалось узнать, где сейчас находится обращение Светланы Шнегас, о нем не знают ни в Межведомственной комиссии по увековечению, ни в Министерстве культуры РТ. Правда, мои обращения были неофициальными.  Поэтому я сочла необходимым направить вице-премьеру Лейле Фазлеевой письмо Светланы, которое она прислала мне лично, с аналитической запиской о заслугах В.В. Шнегаса перед нашей республикой.

Впрочем, значение его деятельности на Казанском пороховом заводе выходит за локальные рамки одного предприятия. Это хорошо видно по документальной повести Светланы Шнегас, опубликованной в «Казанских историях».

Предлагаю письмо и аналитическую записку вниманию наших читателей.

Любовь Агеева, главный редактор газеты "Казанские истории"

Письмо в редакцию газеты «Казанские истории»

С недоумением увидела, что моего деда, крупнейшего специалиста по производству порохов, который работал на Казанском пороховом заводе, не сочли нужным вспомнить, когда для этого был хороший повод. Высокое звание «Предприятие трудовой доблести" оно получило благодаря труду тех, кто работал на нем в годы войны. К сожалению, имен руководителей предприятия, в том числе Владимира Шнегаса, в этой публикации не назвали. Будто он и не работал, будто и не жил на свете.

В 1917 году мой дед, Владимир Владимирович Шнегас, будучи потомственным дворянином и полковником царской армии, не раздумывая, перешел на сторону Советской власти. Он восстанавливал по России пороховые заводы, создавал новые марки порохов. В короткие сроки под его руководством был восстановлен после пожара в августе 1917 года Казанский пороховой завод.

Судьба был к нему неблагосклонна – он трижды был арестован. Последнюю свою научную работу – порох для «катюши» – он выполнял в заключении, будучи научным сотрудником ОТБ-40 (особого технического бюро) в самое трудное для страны время – в 1941-1942 годах. Из этого заключения он уже не вышел. Родным было сообщено, что «В.В. Шнегас скончался от паралича сердца».

Мне удалось познакомиться с делом заключенного Владимира Шнегаса. Я написала об этом документальную повесть, которая была опубликована в журнале «Казань» и вашей газете. Как мне кажется, о Владимире Владимировиче Шнегасе сегодня мало кто знает даже на пороховом заводе. В исторической справке на сайте предприятия его фамилия называется, но только в ряду ученых, репрессированных в 30-е годы и объединенных в начале войны в ОТБ-40.

Дедушка умер 12 июля 1943 года. Во время обеда, когда все заключенные были в столовой, им сказали, что поскольку работа закончена, всех должны скоро освободить и наградить. Дедушке тут же стало плохо, он упал и почти сразу скончался.

Арестованных освободили 11 августа. В награду за выполненное задание с них была досрочно снята судимость, и все они получили разные правительственные награды. Но Владимира Шнегаса не оказалось в списке награжденных. С него не сняли судимость.

 Еще тринадцать лет его имя было покрыто позором, а мой отец жил с клеймом «сына врага народа». Только в 1956 году отцу выдали справку о том, что «Приговор в отношении Шнегаса В.В. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен».

Любовь Владимировна, помогите мне, пожалуйста, увековечить имя моего деда, ученого и практика, оставившего заметный след в военной промышленности СССР, в истории Казани. Думаю, что его именем можно было бы назвать улицу в Кировском районе. Поскольку найти могилу на Архангельском кладбище, где он упокоился, не представляется возможным, было бы справедливо дополнить его именем список незаконно репрессированных на памятных стелах этого кладбища.

Светлана Шнегас.

г.Москва

 9 июня 2022 года

Дополнительная информация

Шнегас Владимир Владимирович родился 17 июля 1876 года в Казани. Русский, православный, потомственный дворянин. Полковник. Окончил Московский кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище. Служил во второй конно-артиллерийской батарее в Твери, затем учился в академии.

В 1901-1908 годах штабс-капитан Шнегас был назначен на Казанский пороховой завод помощником, а затем начальником мастерской по пороховому производству. В 1908-1916 годах он преподавал в Казанском военном пехотном училище. Получил воинское звание гвардии полковника.

В 1917 году Шнегасу был уже 41 год. Бывший полковник царской армии решил остаться со своим народом, с Россией. Но его прошлое ему припомнили уже в 1918 году, во время «красного террора» в г. Кронштадте. Но продержав месяц в подвале, отпустили. В сентябре 1918 года, сразу после пожара на Казанском пороховом заводе, Шнегас получил задание проверить состояние дел на предприятии и был оставлен на заводе – назначен первым советским начальником завода (при комиссаре). С 1919 года занимал должность директора-распорядителя рабочей части и администрации (технический директор). Работал в этой должности до 1929 года.

Во второй раз был арестован по делу о вредительстве в военной промышленности в 1929 году. Приговорен к десяти годам в концлагере. Приговор был изменен – 10 лет высылки с отбытием наказания в г. Тамбове (на Тамбовском пороховом заводе). В мае 1931 года был освобожден по амнистии и назначен техническим директором завода в Тамбове. За пять лет вывел в передовые два завода, на которых работал, – Тамбовский и Рошальский.

12 октября 1937 года – третий арест «активного участника контрреволюционно-вредительской группы», который «проводил подрывную работу на заводе №14, направленную на срыв выполнения правительственных заданий по производству пороха». 30 мая 1940 года Военная Коллегия вынесла приговор: 10 лет лишения свободы в ИТЛ с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.

Во время войны работал в ОТБ-40 («шарашка» на пороховом заводе). Руководил одной из исследовательских групп. В декабре 1941 года предложил использовать в снарядах для «катюш» суррогатный пироксилиновый порох, что позволило начать их серийный выпуск на заводе №40.

Владимир Владимирович Шнегас был реабилитирован только в 1956 году.

Захоронение репрессированных в г.Казани производилось на Архангельском кладбище. Их имена увековечены на памятных стелах мемориала. Имени Владимира Владимировича Шнегаса на памятных стелах этого кладбища нет.

 Воспоминания Светланы Шнегас о деде на сайте «Казанских историй можно найти по ссылкам:

В Казани трудно было встретить человека, который не знал бы имени Владимира Шнегаса

Свидания с дедом – Владимиром Шнегасом. Публикация вторая

Владимир Шнегас: он защищал Родину в тылу. Третья публикация

 

      

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить