Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Геннадий Прытков: когда о возрасте знают только доктора

25 января на сцене Качаловского театра прошел юбилейный вечер Геннадия Прыткова, народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая.

В свой 75-й день рождения он сыграл одну из лучших своих ролей - Князя в спектакле «Дядюшкин сон», поставленном Александром Славутским в 2008 году. После спектакля Геннадия Николаевича поздравляли его коллеги и гости.

Среди зрителей была журналист Любовь Агеева.

Мало с кем из героев публикаций у журналистов складываются дружеские отношения, но у нас с Прытковым это произошло. Поэтому в этот вечер по его приглашению я была с теми, кто пришел юбиляра поздравить. Хотя бы аплодисментами.

Я писала о Геннадии Прыткове не раз, и не только в «Казанских историях». Так что вряд ли скажу об актере что-то новое. По ссылкам внизу можно найти эти публикации. Здесь  несколько слов о юбилейном вечере.

Поздравлений было много. Со сцены в этот вечер Геннадий Николаевич ушел с букетами цветов (корзину белых роз от министра культуры Ирады Аюповой наверняка унесли другие), с подарками и государственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Республикой  Татарстан». И это оценка не только его заслуг, но и желания руководства театра отметить многолетний труд актера на сцене Качаловского театра.

Геннадий Николаевич в хорошей творческой форме, в свой 75-й день рождения он играл главную роль в спектакле «Дядюшкин сон». Поздравления были уже после этого.

Главные слова про свой юбилей Прытков сказал со сцены сам. Он сделал себе самый большой подарок - всей своей жизнью, тем, что до сих пор на сцене. Люди быстро угасают от невостребованности. Даже молодые. Геннадию это чувство не знакомо.

Если не играет, то пишет свои умные истории, которые составили уже два сборника. Он любим не только близкими, друзьями, но и многочисленными учениками и, естественно, зрителями. Возраст при таком раскладе значения не имеет.

Я помню Прыткова почти во всех спектаклях, в которых он был занят. Убедилась в этом в начале торжества, когда на экран проецировали снимки актера в разных ролях. Роли самые разные, самые разные характеры. И Прытков для каждой находил, и находит индивидуальные краски.

В этом смысле его Князь в «Дядюшкином сне» - вообще нечто неповторимое. Я видела много интерпретаций известной повести Федора Достоевского. В основном это были телевизионные варианты спектаклей столичных театров. Был еще художественный фильм Константина Воинова, снятый в 1966 году, с Сергеем Мартинсоном в главной роли. Вживую смотрела только спектакль гостей из Санкт-Петербурга, Большого драматического театра, с Олегом Басилашвили в главной роли.

Великолепный актер, хорошо известный по киноролям, он создавал образ престарелого Князя, ставшего вдруг центром внимания в губернском городе Мордасове, в основном на вербальном уровне. Кто он, какой он мы узнавали в основном из его монологов и реплик.

Геннадий Прытков больше работает на невербальном уровне. Он рисует героя, можно сказать, руками и ногами, а также походкой, жестами и мимикой.

Если в повести Достоевского и во всех ее сценических вариантах, которые я видела, Князь предстает человеком слабоумным, старческий маразм которого удивляет даже провинциалов (оказываются, они слышали про Бетховена), то в спектакле Качаловского театра его плохое психическое состояние вовсе не очевидно. Порой возникает ощущение, что он просто подыгрывает окружающим. Что взять со старика... Разомлел от приязни.

По-моему, слабоумие Князя - не самое главное для режиссера-постановщика Александра Славутского. И его интерпретация – это не сатирическая картина дореволюционного общества, которую я видела в других постановках. (Зачем смотреть в прошлое? Такая интрига вполне возможна и в наши дни).

«Дядюшкин сон» с Геннадием Прытковым – это трагедия человека, как-то умудрившегося прожить жизнь с наивной верой в то, что у людей вокруг нет камней за пазухой.

Он верит в льстивые речи Марьи Александровны, верит своему родственнику («седьмая вода на киселе»), сделавшему Князя пешкой в своей игре (роль Павла Александровича Мозглякова играл Марат Толубеев). Со слезами на глазах он откликается на романс Зины, мужем которой его едва не сделали (Эльза Фардеева). Чувствует родственную душу...

Только в зрелом возрасте понятна сладость воспоминаний о былом, когда мы снова молоды и здоровы, когда перед нами вся жизнь.

Потрясает финальная сцена, когда Марья Александровна (в прекрасном исполнении Светланы Романовой)  срывает с Князя парик.

У Достоевского Князь умирает через три дня, а на сцене Качаловского театра – еще до закрытия занавеса. Такой след оставила в его душе жуткая сцена в доме Москалевых.

Естественно, я видела этот спектакль, и, по-моему, уже не раз, но воспринимала его как впервые. Это и магия театра как искусства вообще - всё здесь и сейчас, и огромное актерское мастерство.

Постскриптум

Впервые во время юбилейного вечера жена Геннадия Прыткова была не рядом, на сцене, а в зрительном зале, вместе с сыном Артемом – актриса Ирина Чернавина уже не работает в Качаловском театре. В «Дядюшкином сне» она играла Луизу Карловну.

 Фото предоставлено пресс-службой театра

Читайте о юбиляре в «Казанских  историях»:

Юбиляр Геннадий Прытков

«Настоящая любовь к ближнему» Геннадия Прыткова

Геннадий Прытков: 50 лет на Качаловской сцене

Три роли актера Геннадия Прыткова

Геннадий Прытков: «Я из прошлого века…» - о литературном творчестве юбиляра

Новая книга Геннадия Прыткова – «Все непросто»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить