Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Как Елена Чернобровкина стала Еленой Гурьяновой
- Любовь Агеева
- 12 мая 2023 года
26 мая в Доме-музее Василия Аксенова состоится презентация двухтомника прозы известной казанской журналистки Елены Чернобровкиной.
Он недавно отпечатан в Москве, в Т8 «Издательские технологии». Подготовлен к печати в Издательском доме Маковского. Составитель ― Любовь Агеева, дизайн ― Олег Маковский, верстка ― Эдуард Ахмадеев, корректор ― Светлана Ярмухаметова. Тираж ― 200 экземпляров.
На презентацию, которая начнется в 13 часов, приглашаются все желающие. Кто знал автора, кто читал ее острые публицистические материалы в 90-е годы. Кто любит фантастическую литературу, конкретно ― стиль фэнтези. Кто, наконец, хочет пообщаться с друзьями, коллегами Чернобровкиной, с героями ее публикаций, в том числе с Иваном Грачевым, известный казанцам как депутат Верховного Совета РТ и Государственной Думы, ныне главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН.
Двухтомник издан в коммерческом издательстве, однако обе книги отпечатаны на благотворительных началах, на средства друзей и коллег. Иван Дмитриевич ― главный спонсор этого проекта.
Первый том начинает очерк Сергея Челяева. Известный казанский писатель-фантаст хорошо знал журналиста Елену Чернобровкину, но не знал писателя Елену Гурьянову. Он назвал его необычно ― «Какая чудная Игра…» (Елена Гурьянова (она же Чернобровкина): «Какая чудная Игра…»).
Мой очерк «Елена Чернобровкина: известная и неизвестная» завершает второй том. Это переработанный текст, написанный сразу после ее внезапной кончины для сетевой газеты «БИЗНЕС Online» и повторенный в газете «Казанские истории» (Лена Чернобровкина: известная и неизвестная). Очерк дополнен неизвестными подробностями, которые я узнала, изучая позднее ее личный архив. Многие из них соотносятся с определением НЕИЗВЕСТНАЯ. Лена была очень скрытным человеком и не впускала в тайники своей души даже близких друзей.
Оба тома имеют одну обложку ― это рисунок Марины Абрамовой, с которой мы работали в «Вечерней Казани».
Книги названы по одной из повестей ― «Лабиринты Фортуны». На обложке ― имя автора. Но это не Елена Чернобровкина, а Елена Гурьянова. Это была фамилия ее матери. Она подписывала им некоторые материалы в «Вечерней Казани» и других газетах, в которых публиковалась.
Все девять произведений, включенные в двухтомник, написаны в стиле фэнтези. Это вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических или сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения в стиле фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному, где герои сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д.
Сочинения Гурьяновой-Чернобровкиной тоже населены такими сказочными героями: человек-дракон из повести «Граф-дракон», ведьмочка из повести «Ведьма ― ученица мага», подросток Алравир со сверхспособностями, живущий на далекой планете, говорящий ягуар Рок и гравилет из повести «Тайный поиск лорда Витэра»…
В повести «Лабиринты Фортуны» читатель попадает в суперсовременное КБ малой авиации, где совершенно случайно узнЮт про звездный браслет с фантастическими свойствами и про секретную карту, которая ведет к таинственному кладу. Кто-то неизвестный устроит потом слежки и обыски, похитит хозяйку карты. А тут еще страстная любовь… Спешит на помощь золотой дракон, дорогу перебегает потрясающий рыжий красавец-кот! И происходят настоящие чудеса…
Лена Чернобровкина, студентка отделения журналистики КГУ
Повести наверняка заинтересуют и тех, кто фантастикой не увлечен, но знал Лену. Как это случилось со мной. Фантастика меня не интересовала даже в детстве, и я не раз подтрунировала над подругой, над ее интересом к ведьмам, магам и фантастическому разуму. Но когда уже после ее смерти прочитала всё, что нашла в электронной библиотеке «ЛитРес», убедилась, что Лена в своих повестях сказала то, что уже не могла как журналист. Сказала как писатель.
Удивительно, но в фантастических повестях Гурьяновой нет непримиримости и жесткости, свойственной Чернобровкиной. Чернобровкина-журналист и Чернобровкина-писатель ― это два разных человека, хотя в них много общего.
Читатели отмечают, что от книг Елены Гурьяновой веет добротой и надеждой на счастье. «Лёгкий стиль, добрые отзывчивые герои, простое и вместе с тем интригующее повествование истории. Пусть в жизни каждого человека таких добрых героев будет побольше, и отношения будут такими же чистыми, как в книге», ― написала в декабре 2019 года читательница с НИКом amch2011.
Мне пришлось читать повести Елены Чернобровкиной несколько раз. И по мере углубления в их содержание я всё более входила в неизведанный мир, все четче видела автора. И это был очень знакомый мне человек.
Столкнулись в голове впечатления от двух повестей. Легкая, можно сказать, воздушно-поэтическая ― про любовь и измену, про плен и освобождение из башни, что под силу только Ведьмочке (это повесть «Ведьма ― ученица мага») и весьма серьезная, с большим политическим подтекстом повесть «Хакер всея Руси», в которой Лена с помощью фантастического разума попыталась исправить нашу жизнь. Хотя бы в одном городе. Избавиться от плохой власти, от коррупционеров, от несправедливости в жизни, когда есть богатые и бедные...
Вот как она представляла эту повесть на сайте «ЛитРес»:
«Может ли юный компьютерный гений изменить судьбу России? Какой шторм он устроил в Сети? Почему подался в хакеры? Сумеет ли спастись от преследования спецслужб? Кого неожиданно встретит в бегах? Что показывает его карта судьбы? И есть ли выход из безвыходной ситуации ― для него, для его друзей, для страны?».
Впрочем, не все так прямолинейно. К власти Лена всегда относилась с подозрением, не видела, что в официальных кабинетах сидят не только бездари и хапуги. Мы не однажды с ней об этом говорили, поскольку я видела и тех, и других. У нее была святая убежденность, что посади во властные кабинеты хороших людей ― и всё будет в порядке. Даже фильм «Убить дракона» не заставил ее перестать делить мир на виноватых и безвинных, когда в виноватых всегда власть, а безвинные ― народ, которым помыкают, а не толпа, рождающая новых драконов.
Что еще интересно ― во второй повести есть Никита, богатый человек, глава фирмы, известный меценат и благотворитель, который делится своими деньгами с детдомом и пр. Это важная деталь в лениной картине мира. Среди ее знакомых в РиЗе богатые были, и они мешали ей воспринимать богатых априори виноватыми.
Вообще в этой фантастической повести я вижу знакомую Лену, мечтающую о прекрасном и справедливом мире. Мы все этого хотели в «Вечерней Казани», когда звали к новой жизни. Но получилось несколько иное. И когда читаешь «Хакера», не всегда понятно, откуда ее отрицательные герои ― из СССР или из современной России.
Что еще важно, ее повести начисто лишены открытой публицистичности, как можно было бы предположить. Как выяснилось, фантастика не была для нее способом спрятать в мире фэнтези свое отношение к окружающей жизни, как это порой делают фантасты. Она ведь была действующим журналистом, много писала. Правда, в последние годы часто не могла высказать вслух то, о чем сейчас не принято говорить. Она делала это много лет на страницах «Вечерней Казани», «Новой Вечерки», «Провинции», «Восточного экспресса», «Пульса жизни». Нынешняя журналистика ― она другая. Ее удалось приручить без Главлита и ЦК КПСС. Лишь немногие остаются верны своей профессии ― говорить людям правду, стоять на страже их интересов.
В газете «БИЗНЕС Online» у Лены тоже была очень важная роль. Об этом говорил при прощании с ней Рашид Галямов. Свои мысли она чаще читала в высказываниях других ― героев ее материалов, участников круглых столов, которые Лена готовила к печати.
Фантастическое повествование «Проект Юпитер» ― о том, как на Земле готовятся к первому старту пилотируемого корабля ― сначала к Юпитеру, а затем к звезде Проксима Центавра, напоминает очерк с реальными персонажами. Вот где проявилось увлечение Чернобровкиной авиацией, космонавтикой, которым она, чистый гуманитарий, удивляла коллег. Лена, представляя рассказ (по размерам это именно рассказ, а не повесть), писала:
«Но вообще-то это не совсем фантастика. Ученые уже сегодня говорят о том, что будущее ― за термоядерным управляемым синтезом, за ракетами с термоядерным двигателем, которые полетят к звездам. А мы живем в XXI веке, когда фантастические идеи сбываются!».
Лена так увлеклась технической стороной сюжета, что порой забывала о фантастической подоплеке. Это тот случай, когда излишнее знание может и повредить.
Разбирая архив подруги, а нашла папку, в который она собрала все материалы, которые помогли ей освоить космическую тему. В ней были вопросы, которые она наверняка кому-то задавала, а также выдержки из газет и журналов, кусочки пробного текста. Лена одинаково профессионально подходила к работе, и ее творческая лаборатория писателя была очень похожа на творческую лаборатория журналиста.
С особым интересом я прочитала повесть «Невероятная командировка. Попаданцы: из России ― в СССР». Вот как Лена представила ее на сайте «ЛитРес»:
«Всего-то и надо было журналистам написать репортажи со съезда КПРФ, который проходил в святой для коммунистов день ― 22 апреля, день рождения Ленина. Но коварная судьба и невероятный эксперимент ученых занесли репортеров и заодно с ними одного из участников съезда… в СССР. В страну, где вместо оппозиционной КПРФ ― всемогущая КПСС, а вместо ФСБ ― КГБ, та самая, как выражались советские граждане, «контора», которая тут же устроила охоту на попаданцев. А они, вместо того, чтобы сидеть тихо, задумали под носом спецслужб авантюрное похищение. Неужели получится?».
Читательница с НИКом User10537-6, оставившая отзыв об этой повести 12 сентября 2021 года, написала:
«С удовольствием прочитала новую книгу Елены Гурьяновой. Столько узнаваемых деталей жизни и мест старой Казани. Как будто сам побывал в том времени, и в том городе. Сюжет захватывает неожиданными поворотами. И как всегда радует доброжелательностью героев, и оптимизмом. Также книга понравилась реалистичной оценкой нашей действительности. Автору успехов, и новых интересных сюжетов и книг».
Кстати, в первом томе читатели надут наиболее интересные отзывы читателей на произведения Елены Гурьяновой.
Лена знала, что я не очень люблю фантастику, но очень хотела, чтобы я прочитала хотя бы эту повесть. И когда я уже после ее кончины прочитала, поняла, почему.
Сколько разбросано по ее страницам примет из хорошо знакомой мне жизни! Главная героиня, точнее две главные героини (одна живет в России, другая в СССР) ― журналистка. Газета, в которой она работает, называется «Трибуна ― люду». Как стенная газета редакции «Вечерки», которую Лена редактировала. Парламентская журналистика, партийный функционер из КПРФ, Главлит, КГБ, редакционная летучка, реалии современной жизни, советская Казань, которую Лена, на мой взгляд, показала слишком предвзято…
И на этом фоне ― знакомый мне дом недалеко от берега Казанки, где жила до получения новой квартиры семья Людмилы Карташовой, подруги Чернобровкиной. В повести ее дочь зовут так же, как в реальной жизни – Лена.
К сожалению, жизнь развела подруг в разные стороны, и, как мне кажется, Лена рассчитывала на то, что я помогу им восстановить былые отношения. Но я так и не нашла времени, чтобы последовать ее совету… Мы часто живем одним днем.
Читая о приключениях трех человек из современной России, попавших в уже несуществующую страну ― СССР, я запуталась, кто есть кто. Судя по сюжету, Светлана живет и в России, и в СССР. Но порой она напоминала мне Людмилу, а порой ― саму Чернобровкину.
Уверена, что сочинения Елены будут интересны широкому кругу читателей. Оказывается, стиль фэнтези сейчас очень востребован. Об этом мне говорили все писатели-фантасты, с кем я общалась в поисках информации о первом рассказе Елены «Гость с планеты Ц».
О том, что у Лены был рассказ с таким названием, она сказала мне, когда в 2019 году сообщила, что разместила в библиотеке «ЛитРес» две своих повести в стиле фэнтези. О том, что рассказ вышел в книге, не сказала.
Была надежда, что я найду эту книгу в квартире Чернобровкиной, когда приедут в Казань с Дальнего Востока дети ее брата Виталия, чтобы вступить в наследство. Но надежда не оправдалась. Книги такой в ее довольно большой библиотеке я не нашла. Это заставило меня еще более активно поискать в сети информацию о книге «Пристань Желтых Кораблей», и я узнала, что сборник, выпущенный тиражом 50 тысяч экземпляров, получил название повести писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, вошедший в него. Из его биографии выяснила, что в это время он был участником литературных семинаров молодых фантастов, которые проводились с 1988 года в СССР, а потом и в России.
Выходит, Лена принимала участие в работе этого объединения? Видимо, на одном из семинаров она и представила вниманию коллег свой рассказ, который вошел в книгу, подготовленную в печать в 1992 году и изданную в 1993-м. Правда, не припомню, чтобы Лена куда-то отлучалась с работы даже на несколько дней. Но память-то сегодня дырявая…
Лена никому не говорила, что была членом всероссийского объединения молодых фантастов. Но сегодня это не кажется мне чем-то удивительным. Как выяснилось после ее ухода, она много чего не сообщала мне о своей жизни, если это не касалось журналистики. Ничего не знали о книге и ее одноклассники по школе №131, а также близкая подруга того времени Людмила Карташова.
Всемирная сеть выдала мне довольно много информации о семинарах молодых фантастов. Оказывается, первый такой семинар, который состоялся в июне 1987 года в Новосибирске, объединял писателей-фантастов Сибири и Дальнего Востока. Он был организован Издательско-полиграфическим объединением «Молодая гвардия», Новосибирской писательской организацией, обкомом комсомола этой области и редакцией журнала «Сибирские огни». Позднее он стал постоянно действующим и через год преобразовался в творческое объединение. На встречах ВТО ПМФ, проходивших по несколько раз в год, обсуждались новые рукописи молодых фантастов и лучшие из них отбирались для издания.
ВТО МПФ совместно с издательством «Молодая гвардия» выпускали коллективные сборники и отдельные книги начинающих фантастов и авторов приключений. Название первого сборника — «Румбы фантастики», выпущенного Новосибирским книжным издательством в 1988 году, в дальнейшем превратилось в издательскую марку многочисленной серии фантастико-приключенческой литературы, принадлежащей перу молодых авторов. В этой серии и был издан в 1993 году сборник «Пристань Желтых Кораблей», куда вошел рассказ Елены Чернобровкиной «Гость с планеты Ц».
Выходит, Лена посещала какие-то семинары? Иначе как ее рассказ мог оказаться в сборнике?
Однако никто, с кем я пообщалась «ВКонтакте», Чернобровкину не вспомнил. Первый, кому я написала, был Сергей Васильевич Лукьяненко. Это человек в мире фантастики известный. Его имя читатели заметили в 1989 году. В 1998 году вышел его роман «Ночной Дозор», положивший начало целой серии: «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор», получившей большую популярность в связи с экранизацией в 2004 году «Ночного дозора». В 2005 году вышел фильм «Дневной Дозор». В обоих картинах Лукьяненко выступил в качестве автора сценария.
Сергей Васильевич ответил на мое письмо, но сообщил мне очень мало информации:
«Люба, я бывал на семинарах ВТО МПФ, по результатам которого выпускали сборники. Но я не знаком был с Леной, там были сотни людей, а сборники комплектовали по результатам многих семинаров. И того сборника у меня вообще НЕТ. Как я понимаю, он в свое время печатался в Цхинвали и весь тираж сгорел во время первой войны Осетии и Грузии».
Не помнит Лену ни Виталий Пищенко, бывший директор ВПО МПФ, у которого сохранился архив списков семинаристов, ни Елена Грушко, которая курировала участников семинаров из Поволжья. «Чернобровкина очно в наших семинарах не участвовала. Сборник составлен по итогам семинара в Ирпене (октябрь 1990). Вот всё, что я могу сказать», ― написал мне Виталий Пищенко.
Теперь мы уже вряд ли узнаем, как попал рассказ Елены Чернобровкиной в книгу молодой российской фантастики.
"Девишник" в редакции: у Чернобровкиной день рождения
Разбирая архив Чернобровкиной, я нашла несколько рукописей, отпечатанных на машинке. В одной из них ― «Смертельный номер» (по жанру, скорее всего, повесть) угадываются отголоски событий бурных 90-х годов. Место действия - «Вечерка», герои - журналисты газеты: Андрей Петрович (конечно, Гаврилов), Олег (фоторепортер Климов), Володя (Музыченко), Гуля (Подольская). И только себя она назвала другим именем ― Светланой. Лена описала нечто похожее на путч, по сюжету фантазийное, по сути ― вполне реальное, если бы президентом России стал Смириновский, очень похожий на Жириновского.
Вторая рукопись, по жанру пьеса или киносценарий, была заготовкой о непредвиденной ситуации на орбитальной космической станции. Одним из ее героев был робот. Лена, будучи выпускницей 131-й физматематической школы, очень интересовалась техникой, в частности, авиацией, космонавтикой.
На обеих рукописях есть даты. Повесть была напечатана 6 мая 1994 года, подверглась правке 25 июля того же года, сценарий с названием «Козыри ― крести», ― более поздняя работа 1996 года. Это, можно сказать, еще незавершенный эскиз.
И только небольшой рассказ «Ошибка командира» был законченным сочинением, и я его разместила на сайте «Казанских историй» (Ошибка командира).
Елена Чернобровкина ― журналист ― осталась лишь в подшивках газет. Наверное, если всё собрать, получилось бы целое собрание сочинений в нескольких томах. Некоторые из них сегодня были бы чрезвычайно актуальны.
Елене Гурьяновой ― писателю ― повезло больше. Ее творчество сохранят эти две книги, которые мы будем презентовать 26 мая.