Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1977 – С 12 по 18 октября в Казани проходили концерты Владимира Высоцкого. Он выступал во Дворце спорта и Молодежном центре. Был еще один концерт, бесплатный – в Доме актера
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Два Гергиевых на одной сцене
- Любовь Агеева
- 27 апреля 2024 года
27 апреля в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева было традиционное весеннее столпотворение.
Казань снова оказалась в орбите Московского Пасхального фестиваля. Думаю, не стоит рассказывать казанцам, что это такое, поскольку оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, придумавшим этот грандиозный музыкальный праздник, уже не раз выступал в нашем городе. Скажу лишь то, что фестиваль с 2002 года сохраняет в неизменности свою программу, которая предполагает концерты симфонической, хоровой и звонильной музыки.
Созданный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева и Правительства Москвы, фестиваль сразу завоевал любовь публики. Уже в 2003 году при поддержке Президента России Владимира Путина он стал всероссийским. Впервые в нынешнем году к акции присоединится Приморская сцена Мариинского театра — Дальневосточный Пасхальный фестиваль пройдет с 9 по 14 мая в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях.
И снова мчит от города к городу специальный поезд, который на целых три недели (с 25 апреля по 16 мая) будет домом для музыкантов. Как сообщает пресс-релиз, Симфоническая программа охватила в нынешнем году более 70-ти городов России и 5 столиц бывших союзных республик. Приятно, что в списке городов не только Казань, но и Альметьевск, Набережные Челны.
Хоровая программа тоже будет проходить в более 70-ти городах, от побережья Черного моря — города-героя Новороссийска до крайнего северо-востока России — центра Чукотского автономного округа города Анадырь. Благодаря содействию Русской Православной Церкви концерты духовной хоровой музыки проводятся в действующих храмах. Активное участие в хоровой программе принимают коллективы ближнего и дальнего зарубежья. Напомню, в прошлом году среди исполнителей был Государственный камерный хор РТ во главе с народной артисткой РТ Миляушой Таминдаровой (не упущу случая, чтобы поздравить Миляушу Амировну с получением Тукаевской премии!).
С первых дней проведения Фестиваль возрождает интерес широкой аудитории к искусству Пасхального звона, ежегодно привлекая в Москву лучших российских и зарубежных звонарей. В 2002 году впервые с 1917 года в историческом центре Москвы были возрождены вереницы колокольных звонов — от храма к храму. К 2024 году Звонильная программа охватила более ста храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Великого Новгорода, Звенигорода, Истры, Коломны, Раменского, Ржева, Ростова Великого, Старицы и Соловецких островов.
У фестиваля есть еще одна программа — благотворительная. Благотворительные концерты Московского Пасхального фестиваля для подопечных центров содействия семейному воспитанию, реабилитационных и геронтологических центров, пансионатов для ветеранов труда и науки, а также студентов и преподавателей учебных заведений дают тысячам людей возможность услышать выступления лучших коллективов страны.
Кульминация Благотворительной программы Московского Пасхального фестиваля — общедоступный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в День Победы на Поклонной горе в Москве, который ежегодно собирает около 300 тысяч слушателей.
В Казани будет три концерта Пасхального фестиваля. Один уже состоялся, два других объявлены на 15 мая (в 15 и 19 часов). Кстати, программы концертов разные.
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра — симфоническую программу представляет объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров. Для тех, кто не следит за культурными событиями постоянно, сообщу, что Валерий Гергиев сегодня является художественным руководителем сразу двух театров — Мариинского и Большого.
Во время концерта на сцене был просто гигантский симфонический оркестр — кажется, не было свободного места. Ударные инструменты были прямо у правой входной двери на сцену. Естественно, зрители/слушатели не могли знать, где были питерцы, а где — москвичи, но тот факт, что первым в ряду скрипок мы опять увидели неподражаемого Лоренца Настурика-Гершовичи, художественного руководителя Страдивари-ансамбля Мариинского театра, выступающего в симфонических концертах в роли солиста и концертмейстера оркестра театра, сказал о многом.
Фото с сайта Мариинского театра
На этот раз мы познакомились и со скрипачом Гиносяном — он исполнял сольную партию в симфонической поэме «Жизнь героя».
Объявлено, что в нынешнем году будут звучать сочинения юбиляров: Николая Римского-Корсакова (1884-1908), Модеста Мусоргского (1839-1881) и Михаила Глинки (1804-1857). Однако 27 апреля мы услышали сочинения других композиторов: Анатолия Лядова (1855-1914), Рихарда Штрауса (1864-1949) и нашего современника Родиона Щедрина.
Я была вчера среди слушателей концерта в ГБКЗ, и настроение, возникшее в зале, остается со мной и сегодня. Естественно, не буду даже пытаться выразить его словами. Нет у меня таких слов — как говорится, одни междометия. Зато могу, как репортер, сообщить какие-то подробности.
Я всегда иду на концерт Пасхального фестиваля с особым настроением. Заметила, что чаще всего в программе — сочинения, которые я не слышала. На этот раз это были сразу три первых встречи. Если с творчеством Щедрина и Штрауса я знакома, некоторые их сочинения слышала в концертах, то музыку Анатолия Лядова услышала впервые.
Попробую все-таки выразить свои впечатления языком дилетанта в музыке. Но прежде сообщу интересную информацию, которую недавно узнала из интервью известного ученого в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктора биологических и филологических наук, академика РАО Татьяны Черниговской. Я стараюсь не пропускать ее ролики в ютубе (лекции и интервью), поскольку она на понятном языке разъясняет, зачем нам дан Богом мозг и даже дает советы, как сохранить его способности до глубокой старости. Это, кстати, помогает людям справиться с угрозами информационной эпохи.
Так вот, в последнем ролике, который я смотрела (это было ее интервью), размышляя об искусственном интеллекте, она говорила о том, как он будет уживаться с творчеством. Меня поразили ее суждения о музыке. Татьяна Владимировна сказала, что слушание серьезной музыки — это тяжелый труд для человека, и если он к этому труду не подготовлен, то силенок для восприятия может не хватить. Возможно, именно поэтому аудитория концертов классической музыки, и прежде всего симфонической, не очень-то велика.
Но есть концерты, которые можно назвать статусными, они собирают в одном зале как истинных любителей музыки, так и публику, купившую билет, скажем, на «самогО Гергиева». На этот раз их в зале оказалось очень много, что нетрудно было понять по дружным аплодисментам после первой части Концерта Щедрина. Как известно, в нем 4 части, а значит в исполнении должны быть три коротких перерыва, во время которых аплодировать не принято.
Мне уже приходилось писать в прошлом году, что маэстро Гергиев очень не любит таких аплодисментов. На этот раз, видимо, чтобы избежать их, он просто не сделал больше ни одного перерыва.
Это было особое выступление в программе фестиваля — маэстро представлял казанской публике в качестве солиста своего сына, пианиста Абисала Гергиева. Выпускник музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории и бостонской Консерватории Новой Англии впервые выступил с оркестром Мариинского театра в 16 лет на открытии Северо-Осетинской филармонии во Владикавказе. Ему всего 24 года, и он пока не так знаменит, как его папа. Но наверняка хочет таких же аплодисментов, как он.
Отвечая на вопрос журнала «Собака» (Елена Анисимова, 21 сентября 2021), думает ли он о том, чтобы понравится публике, молодой музыкант сказал так:
— Это сложный вопрос. Интересный. Я и сам иногда думаю, почему некоторые пианисты именно вот так вот в сердечко публики залетают? Думаю, во-первых, нужно уметь сыграть музыку так, чтобы публика ее поняла, чтобы она была ей доступна! Чтобы это не была только смесь звуков, которая не вызывает никаких эмоций. Ну звук и звук! Я могу по двери стукнуть — тоже звук будет. Изложить музыку в понятной логичной манере — это вот и есть задача. Как этого достичь? Публике нужно чувствовать эмоциональный импульс от пианиста — что он горит тем, что делает, что он вовлечен. Особенно той публике, которая, может, в первый раз слышит выступление классического пианиста.
Фото из журнала
Потому что классическая музыка сложнее для восприятия, чем поп-музыка и другие жанры. В ней намного больше информации! И для ее восприятия нужно больше внимания, во-первых, и понимания, во-вторых».
Просвещенной казанской публике манера игры Абисала Гергиева понравилась. Она вызвала его на бис — пианист исполнил Фантазию и фугу ля-минор И.С. Баха.
Интересно было наблюдать в это время за Валерием Абисаловичем, который не ушел со сцены и внимательно слушал, как играет сын. Удалось этот момент сфотографировать.
Ну, а теперь наконец несколько слов о собственно музыкальных впечатлениях. Они, конечно, сильно поверхностны. Понадобились дополнительные сведения из интернета, чтобы понять, правильно ли я поняла исполняемые сочинения.
Подлинным открытием стала для меня симфоническая картина Анатолия Лядова «Волшебное озеро». Оркестр погрузил слушателей в какое-то гипнотическое состояние, что, впрочем, предполагало уже название сочинения. Прочитала в сети, что говорил о «Волшебном озере» сам композитор, кстати, профессор Санкт-Петербургской консерватории:
«Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой или рядом сказок. «Вот как оно было у меня с озером. Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности!
Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер...».
Если учесть, что «Волшебное озеро» исполняли, как мне сказали, 90 музыкантов, то музыка пробирала, что называется, до пяток.
Совершенно другую стихию предложил в своем Первом концерте Родион Щедрин. Даже неспециалист заметит роль духовых в нем. Как оказалось, это одно из сочинений начинающего композитора. Студент консерватории написал его в 1954 году, через год исполнил на выпускном экзамене. Он впервые в классической музыке ввел в музыкальную ткань классической формы народные мелодии: сибирскую «Балалаечка гудит» и известную «Семёновну», и это не всем понравилось. Значительная часть слушателей нашла это новаторство дерзким и необоснованным. Но это не помешало Араму Хачатуряну вскоре рекомендовать включить это сочинение в программу очередного пленума Союза композиторов СССР.
Симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса была завершена, согласно пометке в партитуре, 27 декабря 1898 года. Успех сочинениям был тоже далеко не безоговорочным. Композитора обвинили в намерении поставить себе памятник при жизни. Он говорил Ромену Роллану, французскому писателю и музыковеду: «Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр» (он имел в виду Македонского).
На вопрос о конкретной программе этого сочинения композитор отвечал так: «Вам нет надобности читать ее. Достаточно знать, что здесь изображен герой в борьбе со своими врагами». Однажды Штраус предложил к поэме эпиграф: «Через борьбу — к внутреннему совершенству, добытому ценой горьких отречений». В соответствии с авторскими разъяснениями в сочинении выделяются шесть эпизодов, которые характеризуют героя, его врагов, его подругу, битву (с критиками), мирные труды героя и его удаление от мира.
Длительность звучания (40 минут), превышающая практически все симфонические поэмы, колоссальный состав оркестра вызвали недовольство консервативной части слушателей. Она предлагала исполнять «Жизнь героя» в конце концерта, чтобы желающие могли покинуть зал.
Думала, что много найдется в зале людей, которые окажутся такими желающими. Но казанцы оказались людьми воспитанными, и никто не ушел. Зал покинула только молодая семья с тремя маленькими детьми, надо думать, по причине, никак с музыкой не связанной.
И вообще, как мне показалось, зрительный зал слушал «Жизнь героя» очень вдумчиво, как-то одухотворенно. А потому овации были такими длинными и убедительными, и произошло невероятное — оркестр исполнил на бис Скерцо из концертной сюиты «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона.
Обычно этого не происходит, поскольку рабочие дни во время фестиваля расписаны буквально по минутам: после концерта и небольшого отдыха — снова поезд и дорога, на этот раз длинная. Из интересов безопасности в нынешнем году маршрут поезда на сайте фестиваля не размещен.
А мы будем ждать музыкантов 15 мая. Радуясь, что маэстро Гергиев часто бывает в Казани, выступая и в ГБКЗ, и на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Не все ведь могут послушать его в Санкт-Петербурге и Москве. Хотя теперь это происходит чаще, чем раньше. Спасибо тем, кто придумал «отмену» российской культуры.
28 апреля 2024 года
Читайте в «Казанских историях»:
Казань снова на Пасхальном маршруте Симфонического оркестра Мариинского театра - 2023
Татарстану повезло: 4 концерта от маэстро Гергиева – 2017
Пасхальный фестиваль – снова в Казани – 2016
Казань в орбите Московского Пасхального фестиваля – 2015
Московский Пасхальный фестиваль: теперь и в Казани - 2014