Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Сентябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1895 – Открыта Казанская художественная школа для профессиональной подготовки художников, скульпторов, архитекторов и граверов
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Грустные мысли в радостный день
- Любовь Агеева
- 01 сентября 2024 года
1 сентября — хороший повод, чтобы вспомнить своих учителей. Именно поэтому начало учебного года – всегда событие, которое касается всех. Даже если в доме нет школьников.
Всего в школы республики пойдут 516,7 тысячи учеников, из них больше 180 тысяч — в Казани
Для меня понятие УЧИТЕЛЬ включает более широкий круг людей, чем у большинства. Ведь много лет предметом моего особого интереса были школы, а собеседниками – казанские учителя, с которыми я встречалась и в радостное время, когда, скажем, школа называлась лучшей, и в горестные минуты, когда вместе со мной приходил милиционер, что очень часто случалось в 80-е годы.
Недавно мне довелось посмотреть книгу о лучших учителях города, изданную в 2012 году. Она названа «Книгой славы ветеранов педагогического труда» и включает биографии учителей-предметников, организаторов внешкольной деятельности, работников сферы управления образованием всех районов Казани. Я нашла в ней много знакомых фамилий. А если имя учителя запомнилось, значит, виделась не раз, а с некоторыми общение продолжалось годами.
Назову нескольких учителей, и не только потому, что в свое время это были педагоги, известные всему городу, имеющие почетные звания. С каждым связан определенный этап в моей личной жизни — как минимум, я о них писала.
Обычно в газетах не принято называть сразу много фамилий, но, думаю, 1 сентября позволительно. Это Гельнар Фахреевна Волкова, директор школы №5, где были открыты польские классы, представлявшие для меня особый интерес, поскольку в это время я тоже учила польский язык; Любовь Петровна Кочнева, Почетный гражданин города Казани, в прошлом директор гимназии №7, в которой сегодня преподает моя дочь; Леонид Васильевич Терентьев, директор гимназии №52 и депутат республиканского парламента двух созывов, с которым мы регулярно встречались в Государственном Совете РТ; Чулпан Гараевич Гараев, директор учебно-производственного комбината Приволжского района, у которого я познавала секреты профориентации; Анас Салахович Салахов (1.09.1923 — 24.08.2020), директор школы №55, единственный в республике народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, часто приходивший в редакцию «Вечерней Казани»; заслуженный учитель школы ТАССР; Жанетта Абрамовна Зайцева (08.09.1939 – 19.11.2011), Почетный гражданин города Казани директор школы №122, которой посвящен не один мой материал; Мария Сергеевна Устинова (12.05.1925 – 02.03.2016), Почетный гражданин города Казани, директор школы №102, которая сегодня в статусе гимназии носит ее имя; Наталья Самойловна Кревер (6.08.1919 – 1.04.2005), директор школы №131;Августа Ивановна Мавраева (2.02.1940 – 15.06.2012), директор школы №39; Леонид Николаевич Мурысин (1951-2023), директор гимназии №94; Евдокия Петровна Скворцова (1926-2010), директор школы № 99; Борис Терентьевич Петров(1938-2011), учитель истории и депутат Казанского городского Совета в 1990-1995 годах (о нем можно прочитать в «Казанских историях» - Светлый человек Борис Терентьевич Петров); Нина Гавриловна Ермакова (14.01.1930 – 31.12.2017), 25 лет возглавлявшая отдел образования Советского района; Абрам Самойлович Мильграм (1914-1973), директор школы №2, с огромным хозяйством которого в здании бывшей второй мужской гимназии на Булаке я познакомилась в 1977 году, когда пришла директором Бауманского Дома пионеров и школьников; Раиса Гарифовна Перетягина, заведующая Бауманским роно, которая помогала мне адаптироваться в этой должности, но в полной мере это ей не удалось — слишком трудной оказалась для меня внутренняя «кухня» педагогики, и я вернулась в журналистику.
О каждом в этом длинном списке я могла бы написать много добрых слов, но особо выделю сегодня двоих.
Анэллия Дмитриевна Бездетко (27.02.1932 – 23.10.2015) была известным человеком в туризме и краеведении, удостоена звания ПРОФЕССОР в Московской академии детско-юношеского туризма. Мы познакомились в 1965 году, когда я переехала на место жительства в Казань, и она стала здесь моим первым работодателем («Старость меня дома не застанет…»). Всю свою жизнь Анэллия Дмитриевна работала во внешкольных учреждениях Казани – руководила Домом пионеров и школьников Ленинского района, Республиканской станцией юных туристов. Последние годы ее жизни связаны с Центром детско-юношеского туризма и экскурсий Московского района. Лишь тяжелая болезнь вырвала ее из рядов единомышленников.
С Натальей Самойловной Кревер, первым директором физико-математической школы №131 (теперь лицей), я знакома не была. Хотя, конечно же, знала педагога, создавшего с нуля одну из лучших в республике и, возможно, даже в стране школу (). Мне много рассказывала о ней, об этой школе одна из ее выпускниц — моя коллега Елена Чернобровкина.
Я знала, что Наталья Самойловна похоронена на Арском кладбище, но место захоронения мне было не известно. Позвонила в лицей №131 в надежде, что там подскажут. Но этого не случилось — собеседница этого не знала, хотя по должности должна была знать.
Понять людскую забывчивость можно — в школе работают другие люди, другое поколение учителей. Но принять — нельзя. Жизнь не на нас начинается, и не на нас заканчивается. Детей многому надо научить в школе, и обязательно — пониманию этой простой истины. Не научив уважать и помнить близких, патриотов не воспитаешь.
К сожалению, сегодня большинство руководителей начинает историю своего учреждения с себя. Как оказалось, история школы №131, если судить по исторической справке на сайте, началась тоже не с Натальи Самойловны Кревер.
Увы, работая над каталогом исторических захоронений Арского кладбища, я встречаюсь с подобными явлениями нередко. Но почему-то была уверена, что основателя знаменитой физико-математической школы точно помнят.
В этом каталоге довольно много школьных учителей. Я могу судить об этом по надписям на надгробиях. Есть учителя, которые мне известны, и большинство ушедших, чьи имена я назвала выше, похоронены именно на Арском кладбище. Но есть и не известные мне учителя. Хочу назвать конкретные имена в надежде, что среди читателей найдутся родственники, соседи, коллеги или знакомые, которые сообщат мне хотя бы краткие биографические сведения об этих учителях.
Максимова-Егорова Агния Антоновна (1898-1953), заслуженная учительница;
Максимова Антонина Матвеевна (1886-1961), заслуженная учительница;
Дмитриевский Николай Сергеевич (27.11.1891 – 19.03.1961), заслуженный учитель;
Книрик Семен Тимофеевич (1887-1963), заслуженный учитель школы РСФСР;
Русских Людмила Александровна (18.07.1908 – 28.07.1965), заслуженный учитель школы ТАССР;
Стрельникова Агния Павловна (21.01.1806 – 25.02. 1969), заслуженный учитель школы РСФСР;
Островский Александр Семенович (1911-1972), заслуженный учитель школы РСФСР;
Шутов Александр Кириллович (1882 – 5.06.1959), заслуженный учитель школы РСФСР;
Андреева Софья Васильевна, учительница, умерла в 1952 году;
Газизов Хамза Рахматуллович, заслуженный учитель школы ТАССР.
Удивило то, что я не нашла этих имен в книге о ветеранах педагогического труда, хотя большинство имеют почетные звания заслуженных ТАССР и даже РСФСР.
В основном я собираю информацию по открытым источникам, и Интернет порой предоставляет мне много публикаций. Но все запросы на эти имена остались без удовлетворения.