Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1938 Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Тамара Петровна Алясова: дело всей ее жизни — педагогика, школа, дети

«Социализм и Новая школа. Опыт обучения и воспитания Нового человека» — так называется книга ветерана советской педагогики из Самарской области Тамары Алясовой.

Ее прочитала Любовь Агеева, которая когда-то училась в школе №4 города Отрадного Куйбышевской области, где Тамара Петровна была директором и учителем истории.

Книгу можно разделить на две части: в первой — размышления автора, учителя с огромным педагогическим опытом, во второй — пространные воспоминания и короткие отзывы ее коллег и выпускников отрадненской школы №6. Как учитель, автор строит свою книгу как серию уроков, беседуя с будущими читателями. Иногда повторяется, высвечивая новые грани одного и того же утверждения. Ведь повторение — мать учения.

Отрадный — город небольшой, уже много лет живут здесь в основном нефтяники или те, кто работает в этой отрасли. Моя семья приехала сюда, когда мне было 6 или 7 лет. Города еще не было — был поселок Муханово. Помню, из досуговых учреждений — клуб, переделанный из барака (Дворец культуры появится позднее), и кинотеатр. Бараки, которые строили как временное жилье, стали исчезать уже в наше время. Удаленность от благ цивилизации была одновременно и минусом, и плюсом, поскольку заставляла педагогов первых школ восполнять их своим творчеством.  И лучше всего это получалось в школах №4 и №6, где директором была Тамара Петровна Алясова.

В четвертой школе, работавшей с 1958 года, она была учителем истории, и за три учебных года оставила в моей жизни след, сравнимый разве что с влиянием родителей. Она почему-то выделила меня среди других ребят, и не без ее инициативы меня выбрали сначала председателем совета пионерского отряда, потом – председателем совета дружины. Может, тогда я и научилась быть ведущей, а не ведомой.  

Председатель совета дружины школы №4 Люба Вахрамеева

Если коротко определять особенность педагогики, которой многие десятилетия служила Тамара Петровна, то можно отметить несколько обязательных задач, которые она ставила перед учительским коллективом своих школ: не только учить, но и воспитывать, воспитывать не на словах, а в общих делах, дать каждому ученику высокие смыслы жизни, чтобы не пришлось потом вводить уроки патриотизма, убедить его в необходимости самопознания, самоорганизации и самоограничения. Во общем, помочь ему стать хозяином своей судьбы. Совсем не случайно автор вынесла в главный эпиграф книги слова не слишком известного у нас индийского проповедника Шри Шримада Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа: «… Истинный прогресс человеческой жизни — самоосознание: насколько вы осознали свое «Я». А в следующем эпиграфе подтвердила словами Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет жить в любой ситуации».

Не могу не заметить, что именно так она воспитывала и своих детей, чему свидетельством короткая, но яркая жизнь одного из ее внуков — Дениса Кваско, выпускника шестой школы 1996 года, врача-реаниматолога высшей категории Самарской областной больницы имени Середавина.

Он был поэтом, и бабушка начала свои воспоминания о внуке (Денис скоропостижно скончался в 42 года) строчками из стихотворения «Жизнь — это сон», которое он написал на втором курсе мединститута:

Жизнь пройдет,

И тогда я закончу полет…

Мне не жаль умирать,

Я рад, что кто-то живет.

Я не раз писала о Тамаре Петровне в «Казанских историях», и по ссылкам легко найти три публикации, фрагментарно включенные Тамарой Петровной в свою вторую книгу. Первая ее книга называлось «Не бесцельно прожитые годы».  

Крылатой стала фраза «Великую Отечественную войну выиграл советский учитель», которую приписывают Сталину. И хотя он такого не говорил[1], сомневаться в этом утверждении не стоит. Поскольку это не только абсолютная истина, а непреложный факт. Правда, как нам говорят, сегодня таких фактов не существует — в информационную эпоху стоит сомневаться во всём, что слышишь. Тем важнее время от времени напоминать какие-то важные истины из прошлого. Хотя бы для того, чтобы их знали наши дети, для которых советская жизнь — всё равно что для нас войны Александра Македонского.

И хотя книга Тамары Петровны не о войне, она помогает не только понять непреложность этой истины, но и увидеть на опыте двух конкретных советских школ, каким в таком случае должен быть учитель и какой — школа. В одной из наших бесед Тамара Петровна напомнила мне строчку Роберта Рождественского: учитель — это профессия дальнего действия. Ее книга — хорошее тому доказательство. Она до сих пор на связи со многими выпускниками.  

Я навещаю Тамару Петровну каждый раз, когда бываю в Отрадном. Больше общаемся по телефону. Сама педагог, знаю, что нет благодарности лучше, чем память тех, кого ты учил.

Однажды после ее дня рождения дочь Ирина, кстати, тоже по профессии учитель, прислала мне необычное фото — гора цветов возле знакомой мне входной двери в квартиру Тамары Петровны. Видимо, ей нездоровилось (гостям она всегда искренне рада), и коллеги-учителя, ученики разных лет, просто знакомые (а при ее активной общественной жизни таковых очень много) оставляли цветы на лестничной площадке. Представляю, сколько радости было у Тамары Петровны, когда вся эта красота оказалась у нее в квартире. 

Она до сих пор для меня — Учитель. В свои 97 лет удивляет меня и всех, кто ее знает, своим необычайным жизнелюбием и оптимизмом. Сломать ее волю не могут даже болезни, без которых, увы, старости не бывает. Она завершала работу над книгой, практически потеряв зрение. Читая воспоминания о ней, я не раз находила ее традиционное напутствие, с которым она обращалась к ученику в трудную минуту: «У тебя всё получится, верь в себя!».  Наверное, она не раз говорила это себе в последнее время, поскольку очень хотела, чтобы эта книга появилась.  

Тамара Петровна родилась в 1928 году, была пятым ребенком в семье искренне верующих родителей. Тогдашнее атеистическое воспитание оказалось сильнее их влияния, но церковь не стала соперником школы в формировании её личности. Хотя по просьбе родителей пионеркой она не была и в комсомол не вступала. Видимо, из этого опыта — осознание того, что все люди разные, но это не мешает им быть вместе, что помогало ей одинаково заинтересованно относиться к отличнице Вахрамеевой (то есть ко мне) и к вечным озорникам из нашего класса Коваленко и Хоменко.

Кстати, в главе «Нравственное воспитание» Тамара Петровна с дотошностью ученого анализирует роль религии в жизни человека и общества, отдавая должное христианству в становлении Русского государства. С большим интересом я прочитала ее сравнительную характеристику двух идеологий — религиозной и коммунистической, она находит в них много общего.  «Церковь подарила нам нравственные законы поведения человека», — считает Тамара Петровна, рассматривая православие как часть духовного наследства, полученного нами от предков, наравне с философией и историей. Уже давно не приходилось читать Моральный кодекс строителей коммунизма, прочитала — убедилась.   

Опыт работы школы №6 экспонировался на ВДНХ, в Москве. Это была опыт школы, где, кроме уроков литературы, истории, биологии, химии, физики, были еще уроки этики и эстетики. Школа, где была своя маленькая «третьяковская галерея», школьный огород, великолепная лыжная база и спортплощадка, прекрасные мастерские по токарному, столярному и швейному делу. Все желающие старшеклассники, в том числе девочки, вместе с аттестатом получали, например, права на вождение автомобиля. В 1993 году совместно с Самарским государственным техническим университетом в школе был открыт первый в области профильный класс.

Труд Тамары Петровны Алясовой, и не только как директора школы, но и как инициатора многих идей, высоко оценен, она — заслуженный учитель школы РСФСР, награждена почетным знаком «Отличник народного образования СССР».

Владимир Щербаков, выпускник 1972 года, доктор физико-математических наук, назвал ее ЭТАЛОНОМ настоящего учителя. Многие пишут: Тамара Петровна — это легенда. Применительно к Алясовой это не просто характеристика, но и официальный статус — так ее назвали по итогам окружного конкурса общественного признания «Золотой фонд образования».

В книге много благодарственных слов и от учеников, и от коллег по  шестой школе. Директором этой школы Алясова была 34 года. А в нашей, четвертой, — всего ничего, с 1958 по 1961. Но, узнавая подробности жизни шестой школы, где с августа 1963 по апрель 1964 года я работала старшей пионервожатой, я часто ловила себя на мысли, что именно так было и в нашей. Ведь жили обе школы по ее, алясовским, законам. Она строила свои школы, как строят дом, с фундамента по крышу, так, чтобы там каждому было уютно и комфортно, где не было  учителя на постаменте и ученика без своего мнения.

В книге можно найти много примеров того, как управлялись школы директора Алясовой, и этот опыт дает понять, какими должны быть взаимоотношения детей и взрослых, чтобы, став взрослыми, бывшие ученики вспоминали школу, как родной дом. Приведу несколько цитат из книги, не пожалею места.

 АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ, инженер-конструктор, 24 года проработавший в авиационном конструкторском бюро имени М.В. Мясищева:

Сейчас, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта я понимаю, уверен, что очень четко проявилось то, чему нас учили в школе. Да, у педагогов были разные слабости, но при этом они были единым коллективом, нацеленным на воспитание гармоничных личностей. Это огромная заслуга директора школы Тамары Петровны Алясовой. Да, мы получились разные, но главное — среди нас не оказалось подлецов и тех, за чьи по­ступки было бы стыдно.

Казалось бы, этика и эстетика в школе — как? зачем? Но жизнь показала, что это важное дополнение в наш багаж знаний. Всё, что мы узнали, чему нас научили в школе, оказалось необходимым потом в нашей жизни. Это помогло мне воспитать детей и внуков, помогло в общении с окружающим меня миром.

Уважение к каждому ученику как к личности — основа поведения наших педагогов. Иногда мы были разгильдяями, нелепо шутили — ветка традесканции в журнале у физика Кушкина; парты, мазанные чесноком перед уроком биологии, болтовня на уроках, смех при объяснении серьезной темы по геометрии, любовные взгляды и переброска записочек — учителя находили достойный выход из всех ситуаций, хоть иногда и возмущались.

Помню выпускной. Директор Тамара Петровна поет «Белой акации гроздья душистые», Лидия Леонидовна неожиданно пародирует меня... Всё это будто бы вчера.

МИХАИЛ ДРАГИЛЕВ, выпускник 1972 года:

Наш директор всегда сохраняла самое доброе отношение к человеку даже с противоположными взглядами, любовь к своей профессии, коллегам и ученикам, терпимость и высочайший профессионализм. Особая благодарность за то, что с детства учила мыслить самостоятельно.

Вдруг вспомнилось: класс шестой-седьмой, общегородской школьный кросс, мой забег. Соперники — в основном, баскетболисты Александра Захарыча — на голову выше и здоровее. Тамара Петровна: «Миша, я верю, ты выиграешь»! На финише, отдав все силы и победив, я упал бы, если б ОНА меня не подхватила.

Спасибо тебе, школа, друзья мои, за то, что я увидел свою дорогу, многому научился, но главное, я поверил в себя и своих замечательных и надежных товарищей. Они и теперь рядом со мной, несмотря на разделяющие нас расстояния. Мы верны нашей дружбе, благодарим и учителям-наставникам за всё вложенное в нас. Это никогда не пройдет бесследно.

НАТАША ДЕНЬГОВА:

Всё, что она «вложила» в наши души, осталось с нами на всю жизнь: быть бескомпромиссными в борьбе с несправедливостью и главное, оставаться порядочными в любой ситуации, даже если тебе придётся многое потерять. Потом, после окончания школы,  многие из нас приезжали к ней и говорили, что трудно жить с такой жизненной позицией, но переделать себя мы уже не могли.

Боже, как мы все ОБОЖАЛИ, любили, подражали её походке! А как красиво она поворачи­валась на носочках, приподняв каблучки, от доски к клас­су, при этом ножка к ножке стояли.

 

ВЯЧЕСЛАВ ЛЮТИКОВ:

Благодаря своей общительности и авторитету Тамара Петровна могла сделать в то время невозможное. Шефы-нефтяники предоставляли нам автобусы для проведения разных экскурсий. Мы всегда с нетерпением ждали очередной поездки в Куйбышев (ныне Самара). В программу поездок входили удивительные спектакли в оперном и драматическом театрах, цирковые представления. Мы буквально облазили все старинные здания и краеведческие музеи областного центра.

Во время театральных представлений я впервые оценил, как можно с помощью простых, доступных слов можно донести до окружающих свои мысли. Но эта простота — результат титанической работы над собой. Вновь для меня стали понятны стремления Тамары Петровны постараться открыть нам глаза хотя бы на элементарную культуры и творческое начало.

До сих пор в своей трудовой деятельности я с благодарностью вспоминаю полученные в школе навыки. Любое, даже значительное дело начинается для меня с творчества, неординарного подхода. Невероятно, но до сих пор я считаю, что выстраивание системы и ответственный индивидуальный подход к каждому порученному делу мне были заложены ещё в школьных программах.

Замечу, такие учителя, как Тамара Петровна Алясова, наверняка есть у каждого поколения. Великое счастье — попасть именно к ним. Не всем везет.

Судя по книге, в шестой школе это была не только Алясова, но и многие (если не большинство) ее коллеги. Это видно по воспоминаниям о других учителях, которые Тамара Петровна включила в свою книгу.

Всегда, в любой эпохе, при любом строе, найдется школа, которая запомнится на всю жизнь. Поскольку в любых исторических условиях могут собраться вместе учителя, понимающие важность своей профессии в жизни любого человека и умеющие добиваться цели, порой вопреки обстоятельствам. 

Надо понимать, как непросто в таком случае приходится такой школе. И Тамара Петровна не всегда находила поддержку в городе. Как призналась мне в одном интервью, смогла реализовать свои идеи только процентов на сорок.

В книге я прочитала о «партизанском эксперименте», который она однажды провела. По ее инициативе в шестой школе появился факультатив по этике и эстетике, который пользовался большой популярностью у старшеклассников. Но из-за плотности учебного графика его занятия приходилось начинать в 7 часов утра,  ученики и родители не возражали. Так всем нравились регулярные неформальные встречи с Тамарой Петровной.

Однако эту инициативу не оценили не только в гороно, но и другие директора школ. Жесткое решение предотвратил случай. В то время в город с проверкой приехала московская комиссия, которая не могла не обнаружить в расписании шестой школы «незаконный» предмет, да еще в такую рань. Но вместо наказания директор школы получила поощрение — ее пригласили поделиться опытом воспитательной работы на научной конференции Министерства просвещения РСФСР, ее выступление опубликовали в журнале «Народное образование».

Очередное первое сентября

Читая о работе пионерской и комсомольской организаций, стенной газете «Школьная правда», трудовом лагере в совхозе «Неприк», сборе макулатуры и металлолома, совете корчагинцев (школа №6 носила имя Павла Корчагина, сегодня ее название  безликая аббревиатура ГБОУ СОШ №6) — органе реального самоуправления, диспутах о смысле жизни, концертах, на которых директор школы была среди артистов,  не раз ловила себя на мысли, что молодой читатель, рожденный не в СССР, может воспринять эти приметы советской жизни скептически. И не только потому, что в перестроечные времена ту страну заклеймили как только могли, и по инерции кое-кто ругает до сих пор.

Не будем забывать, что в те времена были другие школы и другие учителя, и, соответственно, другие ученики. Каким будет диспут о смысле жизни, если таким вопросом большинство современных старшеклассников не задается? Какая живая жизнь, если формализм, с которым мы хотели проститься в новой России, способен загубить даже самые искренние устремления, если они не стандартны, выходят за рамки дозволенных.

Мы не раз говорили с Тамарой Петровной о проблемах современной школы. В книге она ее не оценивает, ни с кем не полемизирует, порой намеренно избегает прямых сравнений того, что было в советское время, с тем, что есть сейчас. Но после ее прочтения сами собой возникают параллели. Тем более что школы сравниваются в воспоминаниях учеников Тамары Петровны. Например, Олег Иванович Щербинин имеет для этого основания, поскольку сам был учителем одной из подмосковных школ. Он пишет: «Чему может научить сейчас школа ученика? Петь гимн страны, объяснять, что страна наша огромная, объяснить принципы общежития в ней. Но если ученик будет врать друзьям, хамить учителям, то что? Каким он будет, когда вырастет? Как и кто научит отличить хорошее от плохого? Виновата ли школа в росте преступности, несложившихся судьбах?

Нет в современной школе озабоченности личностью учеников. А ведь это будущее России. И оно будет таким, каким мы сами его сделаем.

Тема необъятная, но это мое видение в сравнении с тем, как нас учили в СССР, в школе №6 г. Отрадного. Мне тогда повезло там не только учиться, но и стать человеком и гражданином».

Лишь однажды Тамара Петровна позволит себе высказаться без обиняков:

«Кому и зачем потребовалось развалить, простите, реформировать лучшую в мире систему образования? Народ безмолвствовал. Он сразу не понял, какая «бомба» была заложена реформаторами в эту реформу. Эта «бомба» полностью разрушает советскую систему воспитания в школе. Она нацеливает на формирование индивидуализма (плевать на коллектив), ставит целью воспитать в учащихся стремление достигать любыми способами своей личной цели, чтобы удовлетворить свои личные потребности».

Трудно не согласиться с ней — не могут быть одинаковыми школа, которой поручено воспитать гармонично развитую личность, и школа, где учитель оказывает ученику образовательную услугу.

О важности единства образования и воспитания и пагубности его отсутствии Тамара Петровна пишет часто, и когда рассказывает о своей школе, и когда дает обзор педагогических воззрений в разные века. Стоит отметить ценность этих исторических экскурсов, когда она вспоминает Сократа и его опыт строить дискуссии, Платона, Аристотеля, Конфуция, Лао-Цзы, наших современников — Ушинского, Макаренко, Сухомлинского. Вспоминает и роль в просвещении народа российских правителей: князей, царей и императоров.

Да, в работе ее школ было много новаций, но они базировались на тысячелетнем опыте, который автор кратко описывает в первых шести главах.

Анализируя изменения в наших школах, вызванные сменой общественно-политической формации и социальных отношений, Тамара Петровна говорит об этом, как о смене погоды в разное время года. Она историк по образованию, и не смотрит на мир как на нечто статичное. Вполне допускает, что школа в России может вернуться к прошлому опыту. А потому порой рассказывает о нем на методологическом уровне, вычленяя в разные главы главные направления учебно-воспитательной работы: трудовое обучение, физическая культура и спорт, воспитание патриотическое, нравственное, эстетическое. И рассматривает их в тесном единстве, подчеркивая особо роль общественно полезного труда.

А я, читая, вспоминаю некоторые факты жизни в Российской Федерации — когда в школах запрещали детям мыть полы в классе; когда учителя отказывались от краеведческих походов, и тем более от ночевок рядом с костром, из-за обилия бумажек, которые при этом приходилось заполнять; когда в загоне даже профориентация, для которой в свое время по всей стране была создана мощная производственно-техническая база. И не могу не радоваться, что уже предпринимаются меры, чтобы отказаться от наиболее одиозных решений, принятых в пору становления нового капитализма в России. Уходит в небытие понятие информационной услуги, перед школой снова поставлена задача ВОСПИТАНИЯ подрастающего поколения. 

Тамара Петровна называет Александра Невского своим вторым сыном. На фото он с тортом в виде книги, который прислал однажды для своих учителей

Несмотря на  свой оптимизм, Тамара Петровна не ждет, что современная школа продолжит традиции Новой школы, о которой она пишет, воспримет опыт обучения и воспитания Нового Человека (именно так она пишет в книге). Поскольку знания в обществе, где есть богатые и бедные, где утрачены мечты о справедливом обществе, не могут не быть товаром. Она последовательна в своих оценках, считая, что никакие реформы не способны дать ожидаемого эффекта, поскольку они будут лишь чужеродными заплатками.

Тамара Петровна назвала свою книгу несколько эпатажно для сегодняшней России — «Социализм и Новая школа». Ее жизненная позиция, ее взгляды и пристрастия с годами практически не изменились. Она по-прежнему верит в коммунистические идеалы, осмысляя политические доктрины и экономические законы на уровне философии. И не считает гибель СССР  и отказ от социализма результатом их несостоятельности. По мнению Алясовой, Советский Союз просто оказался недоношенным ребенком. В истории такое бывает…

Она  до сих пор называет себя коммунистом, не боится писать и говорить о коммунистической идее, которая сегодня на задворках массового сознания. Порой мы не находим общего языка, поскольку она бескомпромиссна, а я пытаюсь находить оправдание приметам новой жизни.

По ее мнению, отделение обучения от воспитания, которое случилось в постсоветской России, не было случайным явлением. Поскольку новые общественные отношения, вызванные сменой парадигмы развития страны, продиктовали власти коррекцию системы просвещения, которое перестало быть народным. И потому изменились целевые установки образования.

Раньше школа учила жить по законам коллективизма, которые, по мнению Алясовой, выдуманы не при советской власти, а гораздо раньше, еще в первобытно-общинном строе — когда на первом месте общественное благо и твоя ответственность за него. А сегодня ребенка готовят жить в мире, где главное – он сам и его «хотелки».

И ладно бы, если бы так было на самом деле. Как показывает современная жизнь, репрессивная педагогика и самый беспощадный авторитаризм могут рядиться и в демократическую одежды. 

В гостях у любимой учительницы Владимир Беспалов

В наших разговорах, а теперь и в книге, меня всегда поражает вера Тамары Петровны в возможность всеобщей гармонии. Мир в ее представлении — это всегда сочетание — материального и духовного, знаний и опыта. И если есть где-то дисгармония, обязательно будут плачевные последствия.

Не могу не процитировать советы мудрецов о роли любви в нравственном воспитании, особенно в самовоспитании, которые она приводит в книге: правда без любви делает человека критиканом, справедливость без любви делает человека жестоким, власть без любви делает человека тираном, ум без любви делает человека хитрым, воспитание без любви делает человека двуличным.

… Как-то Тамара Петровна вдруг спросила меня: «А тому ли я вас учила, если хозяевами жизни становятся совсем другие, нахрапистые, беспринципные, бессовестные?». Убеждать, что школу Алясовой я не променяю ни на какую другую, пришлось недолго.

Это была, видимо, минута внутренней слабости, вызванная каким-то конкретным фактом или чьим-то поступком. Такие цельные натуры, как Тамара Петровна, выбирают жизненную дорогу раз и навсегда. А потому на таких мир держится. А те, которые сегодня «хозяева жизни», они – порой калифы на час.

ПОСТСКРИПТУМ
 
Эта книга могла бы не появиться, если бы не спонсоры – выпускники школы №6 Александр Невский и Наталья Синицына (Новак). Большую помощь в создании книги оказала Ирина Алексеевна Кваско (Алясова). Она отпечатана в издательстве газеты "Рабочая трибуна" г. Отрадного. Жаль, тираж небольшой - всего 60 экземпляров. Но если будет спрос, тираж обещали повторить.
 


[1] Авторство этого афоризма принадлежит немецкому профессору Оскару Пешелю, который после победы прусской армии над австрийской в 1866 году написал в газете: «Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить