Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

14 сентября 2012 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открылась уникальная выставка, рассказывающая о Леонардо да Винчи.

На презентацию собрались известные персоны: политики, бизнесмены, ученые, деятели культуры. Было много представителей прессы. В церемонии открытия приняли участие консул Италии в Татарстане и Самарской области господин Джангундо Бреддо и заместитель Председателя Государственного Совета Римма Ратникова.

Интерактивная научно-художественная инсталляция ранее не реализованных идей и замыслов великого Леонардо да Винчи путешествует по пяти континентам. Выставка была представлена в более чем десяти странах мира, где ежемесячно ее посещало до 60 тысяч человек. В Санкт-Петербурге желающих увидеть экспозиции о великом итальянце оказалось так много, что сроки работы выставки были продлены.

Экспозиция в Казани – о совместный проект Государственного музея изобразительных искусств РТ, римского музея «II Genio di Leonardo da Vincb» и австралийской компании «Grande Exhinitions». Специалисты называют выставку, на создание которой было затрачено более десяти лет, самой полной и разносторонней из когда-либо существовавших передвижных экспозиций.

В пресс-релизе, который мы получили на пресс-конференции, так и написано: «Самая полная передвижная выставка изобретений Леонардо да Винчи в мире». По заключению признанных экспертов, выставка «Гений да Винчи» является культурным событием года в России.

О том, какой будет выставка, журналистам рассказали еще в середине августа. Глядя на раздрай в бывшем Выставочном зале Союза художников, было трудно поверить, что уже через месяц здесь будет выставка, которую в России увидят только жители трех городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Но выставка открылась в срок, и мы увидели обновленные залы, которые теперь принадлежат Музею изобразительных искусств.

Выставка развернулась на всех трех этажах этого довольно вместительного здания – более тысячи квадратных метров.

Казань получила право экспонировать международную выставку в результате длительных переговоров и совместной работы Министерства культуры Татарстана и Государственного музея изобразительных искусств республики.

На выставке 7 разделов: «Жизнь и время Леонардо да Винчи», «Сенсационные механические изобретения», «Секреты Моны Лизы», «Витрувианский человек», «Тайная вечеря», «Анатомические исследования» и «3D путешествие в мир да Винчи». Автопортрет Леонардо да Винчи[/caption]

Первый этаж Галереи современного искусства полностью посвящен шедевру «Мона Лиза». Это полотно знает, пожалуй, каждый житель на планете Земля. Существую тысячи публикаций, посвященных этому шедевру, улыбке Джоконды.


Мона Лиза

Н. Геташвили, альбом «Леонардо», серия «Галерея гениев» (М.: ОЛМА, Медиагрупп, 2011):

Леонардо писал свою прекрасную модель Мадонну Лизу, третью жену флорентийского купца и политического деятеля Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джоконде, сидящей на балконе (слева и справа были колонки, которые мы сегодня не видим, так как доску обрезали). Вероятно, колорит картины достаточно сильно изменился. При этом и сейчас совершенно очевидно большое количество примененных художником лессировок, которые создают ощущение нежной обволакивающей атмосферы в ее пространстве. Мадонне (сокращенно – Моне) Лизе, когда Леонардо приступил к созданию ее портрета, исполнилось двадцать четыре года. Однако над своей картиной Леонардо работал и дальше, он продолжал вносить в нее изменения даже во Франции. После смерти мастера она стала самой известной картиной в истории европейской живописи.

Леонардо оставил множество практических советов, как писать портреты. Прежде всего следует найти точную дистанцию от модели: она должна быть в три раза больше роста последней. Глаза художника должны находиться на уровне глаз портретируемого, это способствует достижению наибольшего сходства. Очень важно точно отметить особенности пропорций лица. В постановке модели художнику лучше придерживаться правила разворота корпуса в сторону, противоположную повороту лица. Крайне желательно писать лица «в дурную погоду, к вечеру», либо днем, но «когда облачно или туманно»: таинственность теней придаст объемам естественную мягкость. Особо это качество проявляется, если модель сидит «у дверей темного жилища: вследствие такого усиления теней лицо приобретает большую рельефность» и «особую красоту». «Мону Лизу», самый почитаемый портрет европейского мира, Леонардо писал, придерживаясь этих правил. И все же главный секрет своего живописного волшебства он, конечно же, утаил. Ибо среди тысяч и тысяч образцов портретного искусства лишь «Джоконда» оказывается непревзойденным исключением из всех правил.

Конечно, в Казани демонстрируется не оригинал, а его оригинальная фотокопия. Паскаль Котте, создатель уникальной камеры с 240-мегапиксельным разрешением, лично презентовал эту часть экспозиции. Во время фотосъемки пуленепробиваемое стекло, которое защищает картину в Лувре, было убрано. В результате Котте удалось установить оригинальные цвета полотна, те, что видели современники Леонардо да Винчи, выделить недоработанные автором детали, раскрыть ряд секретов, которые скрывает этот портрет дамы с полуулыбкой на устах.

На выставке представлены ультрафиолетовые и инфракрасные снимки шедевра мировой живописи. Французский ученый рассказал, что во время изучения слоев Джоконды он не только открыл 25 секретов Моны Лизы, но и убедился в ложности слухов о том, что в основе картины лежит автопортрет художника.

Ученый уверен, что на полотне изображена идеальная мать: ее глаза постоянно следят за вами. Посетители могут сами убедиться в этом.

Кстати, они на картину можно посмотреть с изнаночной стороны. Это, по словам Паскаля Котэ, человек не сможет сделать даже в Лувре, где бережно хранится оригинал.

Часть экспозиции занимают репродукции наиболее известных картин Леонардо да Винчи, в том числе «Мадонна в скалах», «Благовещение», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» (единственная в мире полноразмерная интерактивная анимационная проекция фрески 30 (460х880см).

Как сообщил представитель компании-организатора выставки «Гений да Винчи» Илья Забуслаев, легендарную работу Леонардо да Винчи – фреску «Тайная вечеря» – казанцы смогут увидеть в натуральную величину. Представленные в трехмерном интерактивном исполнении, репродукции позволяют по-иному воспринять знаменитые работы, проливая свет на особенности создания великих полотен, раскрывая тайны шедевров.

Могу засвидетельствовать, что казанские впечатления оказались столь же сильными, как итальянские. Буквально несколько дней назад я видела два полотна да Винчи в галерее Уффицы (Флоренция). Нельзя не выделить рисунок Леонардо «Человек Витрувия» (Homo vitruviano,»Витрувианский человек»).


Человек Витрувия

На протяжении всей своей жизни, с ранней молодости и почти до кончины, Леонардо в равной степени занимали два «предмета», которые оказались совмещенными в одном рисунке. Речь идет об анатомии человека и о «божественной пропорции» (Леонардо делает собственные иллюстрации для книги Луки Паччоли «О божественной пропорции»).

Секретарь кардинала Арагонского, Антонио де Беатис, ученый Джероламо Кардано, Джорджо Вазари и другие оставили воспоминания о виденных ими замечательных анатомических атласах, сделанных Леонардо. Римский архитектор Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре» жил во второй половине I в. до н. э. Каждый том был посвящен отдельным разделам архитектуры, строительства и механики. В предисловии же Витрувий продемонстрировал канонические пропорции человеческого тела.

В 1450 году к трудам Витрувия обратился итальянский зодчий Леон Баттиста Альберти, создавший основы теории ренессансной архитектуры. В 1486 году в свет вышло первое издание Витрувия; в издании 1511 года доминиканский священник и архитектор Джованни Джокондо восполнил утраченные чертежи.

Для Леонардо перевели текст Витрувия, и он «выстроил» свою версию предложенного древним римлянином метода определения точных пропорций мужского тела, вписываемого в круг и квадрат.

Экспозиция демонстрирует весь диапазон невероятной одаренности Леонардо да Винчи как изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора. На выставке можно увидеть более 65 изобретенных Леонардо машин и механизмов, созданных на основании изучения свыше 6000 страниц его зашифрованных дневников (кодексов) и научных записей, которые хранятся в Королевских и Национальных библиотеках, музеях и архивах Англии, Франции и Испании, а также в закрытых частных коллекциях представителей мировой элиты. Преобладающая часть макетов изготовлена в натуральную величину с использованием технологий и материалов, которые применялись в эпоху мастера в XV веке: дерева, металла, хлопка, холста, веревок. Некоторые из них действующие.

Макеты планера, парашюта, предшественника современного вертолета, велосипеда, прототипа современного танка, автомобиля, подводной лодки, кинокамеры и скафандра, подшипника и целого ряда других удивительных творений, намного опередивших свое время, были выполнены группой итальянских плотников музея Леонардо да Винчи в Риме с помощью технологий и материалов, доступных в Италии XV века – дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок.

Н. Геташвили, альбом «Леонардо», серия «Галерея гениев» (М.: ОЛМА, Медиагрупп, 2011):

Франческа Мельци, сохранив рукописи Леонардо, перевез их в свои владения, на виллу в Ваприо близ Милана. После его смерти в 1570 году его сын и наследник Орацио был не столь трогательно щепетилен по отношению к старым бумагам. Дневники и многочисленные записи Леонардо да Винчи, которые тот вел на протяжении всей своей жизни, оказались разбросанными по хранилищам разных стран.

Поистине универсальный гений оставил на страницах своих рукописей результаты собственных исследований совершенно энциклопедической всеохватности от физики, механики и геометрии до анатомии, геологии, ботаники и географии. Скрытые от «широкого круга читателей», они были недоступны и узкому кругу ученых, а потому никак не повлияли на развитие науки и техники. Более того, многие его открытия оказались в поле внимания исследователей лишь во второй половине XX века. Ему были одинаково подвластны антагонистические миры науки и искусства. В каждой области ему удалось сделать удивительные открытия. В Мадридской библиотеке, например, были найдены сборники рукописей, считавшиеся утерянными; к настоящему моменту они изданы в пяти томах и известны как I и II Мадридские кодексы. В семидесятые годы закончилась реставрация так называемого «Атлантического кодекса» (ныне хранящегося в Амбро-зианской библиотеке Милана); этот кодекс издан факсимильным двенадца-титомником.

Наследник Леони, придворного скульптора испанского короля Филиппа II, получившего часть рукописей Леонардо от Орацио Мельци в дар, а часть выкупившего у него, продал некоторые из них миланскому графу Галлаццо Арконати (они то и составляют «Атлантический кодекс»), а другие – графу Томасу Ховарду Арунделю. Большая часть последних была передана Виндзорской королевской библиотеке («Виндзорская коллекция»), а так называемый «Арундельский кодекс 263» Королевскому обществу (в 1831-1832 годах он поступил в Британский музей). Впрочем, этим «движение» рукописей Леонардо не ограничивается. Они много «странствовали», повинуясь коммерческим, политическим и военным перипетиям эпох. Так, все рукописи Леонардо, находящиеся во Франции, – «добыча» итальянской компании Наполеона.


Первые посетители выставки

«Выставка создавалась с целью воздать должное работам Леонардо да Винчи и собрать их все под одной крышей, чтобы пришедшие смогли восхититься этим блестящим и великим умом, – отмечает основатель и управляющий компании «Гранде Экзибишнз» г-н Брюс Петерсон. – Леонардо да Винчи является величайшим из всех известных миру гениев, и наша выставка со всей очевидностью показывает, почему это утверждение неоспоримо».

Как указывается в пресс-релизе, каждый человек независимо от пола, возраста, уровня образования и социального положения, который придет на выставку, сможет:

– получить знания в областях: искусства, науки, истории, философии и психологии в режиме экскурсий, лекций и видео презентаций;

– включиться в интерактивный процесс: управлять объектами инсталляции, а также презентациями в режиме touchscreen, принять участие в игровых и развивающих мероприятиях;

– узнать больше о своем потенциале за счет погружения в многообразие сфер жизнедеятельности, в которые был вовлечен великий да Винчи: искусство и творчество, медицина и здоровье, авиация, машиностроение, гражданская и военная сферы, физика, гидравлика и многое другое – все это является демонстрацией неограниченных возможностей человека;

– с познавательной стороны обратить внимание на фундаментальные культурные и духовные ценности: красота, совершенство, любовь, неразрывная связь человека с природой, а также прикоснуться к тайнам мироздания.

Работа выставки «Гений да Винчи» в Казани продлится до 14 января 2013 года. Официальный сайт выставки – www.davincithegenius.com, русская версия www.davinci-genius.ru.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить