Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

25 июля 2013 года в Музее социалистического быта прошел День памяти Владимира Высоцкого. В этот день почтить память Высоцкого пришли его поклонники, а также студенты, приехавшие в Россию изучать русскую культуру.

Известный актер, поэт и певец ушел из жизни 33 года назад.

На большом экране для зрителей транслировались фрагменты из фильмов «Место встречи изменить нельзя», «Хозяин тайги», «Интервенция» и др. Среди экспонатов музея посетители могли увидеть фотографии Высоцкого, сделанные во время его выступлений в Казани и в других городах.

На встречу с посетителями пришел фоторепортер Владимир Зотов, которому удалось дважды фотографировать Высоцкого: в 1974 году, в Набережных Челнах, где Театр на Таганке выступал с гастролями, и на концерте в Казани в 1977 году (он пел тогда во Дворце спорта и Молодежном центре).

На встрече в Музее соцбыта Владимир Зотов показывал менее известную фотографию, сделанную в Набережных Челнах: Высоцкий – на сцене, на заднем фоне – актеры Валерий Золотухин и Вениамин Смехов.

Валерий Золотухин, увидев этот редкий кадр во время посещения Музея соцбыта в 2012 году, оставил на снимке свой автограф.

Владимир Зотов сейчас живет в Германии, в Казани бывает наездами, но в это время живет активной творческой жизнью. В день памяти Владимира Высоцкого не мог не прийти в музей, рядом с котором живет.

– За свою жизнь мне повезло встретиться со многими известными людьми. Встреча с Высоцким в Набережных Челнах была неожиданной. В то время к Театру на Таганке относились, как к изгою, но популярность у него была дикая.

Я отнесся к Высоцкому спокойно. Сел на последний ряд, сделал несколько снимков, думая, что в будущем еще будет возможность заснять этого артиста, ведь он молод, известен. Если бы я знал, что Высоцкий проживет так мало, снимал бы его чаще.

После этого я пришел к выводу, что если есть возможность, все надо делать сейчас, а не откладывать, – рассказывал посетителям музея В. Зотов.

Один из студентов, приехавших из Англии, сказал, что невозможно познать русскую культуру, не изучив творчество Высоцкого. Этот певец и поэт для России имеет такое же важное значение, как для Англии – Пол Маккартни.

Среди посетителей были и поклонники Высоцкого из Волгограда. Семья приехала в Казань в гости и случайно узнала о вечере памяти Высоцкого в Музее соцбыта.

По словам одного из ее членов, во времена их молодости Высоцкого не рекомендовалось слушать, и его деятельность не афишировалась. Знакомство с его творчеством произошло уже после появления на свет сборника стихов «Нерв», а любовь к поэту и певцу появилась уже после его смерти. Сейчас родители прививают интерес к творчеству Высоцкого своим детям.

Для посетителей вечера памяти казанская рок-группа «4 сезона» исполнила несколько песен из репертуара Высоцкого.

В преддверии последнего юбилея певца о его пребывании в Казани писали много. В Интернете я нашла интересные воспоминания музыкантов ВИА «Шестеро молодых», которые выступали вместе с Высоцким в октябре 1977 года. Есть интервью, взятое казанским репортером Феликсом Феликсоном на этих гастролях, опубликованное в его книге «История в блицах» Мы размещаем их в полном объеме.

А вот о концерте в Казани весной 1979 года известно немного. Мало того, меня многие уверяли в том, что я путаю сроки выступления Высоцкого: он приезжал в наш город только один раз!

Сегодня, когда нашла подтверждение о том, что я ничего не путаю, могу вспомнить, как это было. По своим воспоминаниям и по воспоминаниям Юноны Каревой. Мы разговаривали о Высоцком незадолго до ее смерти.

Итак, гастроли были краткие – всего один концерт. Он проходил в Молодежном центре, рядом с издательством, где тогда находилась редакция газеты «Вечерняя Казань» (я начала работать там в январе 1979 года). На концерт пошла как простой зритель, поскольку в это время Высоцкий был занесен в список Главлита – это значит писать о нем нам запрещалось.

Мы пытались как-то обойти цензуру. Сейчас уже точно не помню, как. По-моему, подготовили сообщение в подборке сообщений «Справочное бюро». Один наивный читатель спрашивал: а это правда, что в Казани выступал Высоцкий? А наивная редакция отвечала: правда. Память не сохранила подробностей этого факта.

Совсем недавно я пролистала «Вечернюю Казань» за первую половину 1979 года, однако ничего не нашла. Видимо, бдительную цензуру обмануть не удалось. Хотя милые женщины из Главлита, которые работали на одном с нами этаже, очень интересовались творчеством Высоцкого.

Юнона Карева вспомнила, что выступал он ранней весной. Концерт не мог не понравиться. Одно дело – слышать певца (у меня были две огромных бобины с песнями Высоцкого, пере-перезаписанные братом: качественных записей тогда было не найти), другое дело – его видеть. Но после концерта остался неприятный осадок.

Студенты, памятуя предыдущий приезд, когда Высоцкий, дав основные концерты, охотно выступал в других аудиториях, попросили его дать концерт в Казанском государственном университете. Он отказался. Помню, мы обсуждали и осуждали этот факт в редакции: мол, «зазвездился».

И только от Юноны Каревой я узнала, что в это время он был очень болен, приезжал в Казань как раз по этому поводу (с кем-то встречался, надеясь на помощь). И даже один концерт, наверное, был ему в тягость. Но он все-таки вышел на сцену Молодежного центра и повторил успех 1977 года.

А потом было сообщение о кончине Владимира Высоцкого. И скорбь по этому поводу, которая сделала ничтожным наш разговор о его «звездности».

Моему коллеге Владимиру Зотову приходилось снимать много знаменитостей. И не обо всех героях своих репортажей он рассказывает.

Мы оба не помним, почему он не снимал концерт 1979 года, ведь в то время он тоже работал в «Вечерке».

Но и этот концерт не канул в Лету. Я в тот вечер в Молодежном центре была не одна, так что наверняка его помнят и другие. Зуфар Бухараев писал, что это был его первый рабочий день в должности директора Молодежного центра.

 

Феликс Феликсон

Владимир ВЫСОЦКИЙ: «ДРУГИХ ПЕСЕН НЕ ПОЮ»

 ИЗ АНКЕТЫ: «Любимый фильм, кинорежиссер?» – «Огни большого города», Чаплин». «Любимый художник, картина?» – «Куинджи, «Лунный свет». «Самая значимая историческая личность?» – «Ленин, Гарибальди». «Самый выдающийся человек современности?» – «Не знаю таких». «Твои отличительные черты?» – «Друзья разберутся». «Ты счастлив?» – «Иногда – да». «Чего тебе недостает?» – «Времени».

 Анкета, выдержки из которой я цитирую, была опубликована в стенгазете самодеятельного клуба любителей авторской песни «Менестрель» 28 июня 1970 года. Спустя семь лет директор Татгосфилармонии Марат Тазетдинов пригласил меня встретить знаменитого поэта, певца и актера. Вообще-то его приезд планировался десятью годами раньше, в самом начале творческой карьеры, и приглашал его первый секретарь Татарского обкома ВЛКСМ Раис Беляев. Но та гастроль не состоялась. Попытка Марата оказалась более удачной.

Высоцкий пробыл в Казани (подумать только!) целую неделю. Жил в одноместном гостиничном номере Молодежного центра, был доступен, прост в общении и откровенен с журналистами. Помню его реакцию на, видимо, основательно надоевший ему вопрос: «Правда ли, что ваша жена Марина Влади?». Вместо ответа он достал из кармана куртки паспорт и показал штемпель, удостоверяющий его брак с французской актрисой.

Для отдыха во Дворце спорта ему отвели тренерскую комнату хоккеистов СК им. Урицкого. Он находился в ней почти все время, с удовольствием пил заваренный ему по особому рецепту душистый чай (хотя ходили упорные слухи о его пристрастии к напиткам и покрепче!). Ни разу не сорвался на многочисленных поклонников, докучавших ему просьбами об автографе, со всеми был доброжелателен, терпим.

Концертов было по три в день! Благодаря Марату и замдиректора Дворца спорта Михаилу Борисовичу Вайнштейну я мог слушать Высоцкого сколько хотел. А в перерывах между выступлениями удавалось даже и поговорить.

Вот запись одной из бесед с ним за очередным стаканом чая.

– Владимир Семенович, успели познакомиться с Казанью?

– Да, время позволило. Еще когда собрался к вам на гастроли, друзья, уже побывавшие здесь, увещевали меня – не пожалеешь. Действительно, не пожалел. И город понравился, и слушатель. Впрочем, в Татарии я не впервые – до этого уже побывал на КамАЗе, где бетонщики скульптора Ильдара Ханова зачислили меня в свою бригаду и отработали за меня, как за «того парня», перечислив мне мой символический месячный заработок.

– Правда ли, что вы едва не стали инженером?

– После школы я действительно поступил в Московский инженерно-строительный институт, но вовремя понял, что это не мое. Я ведь так любил театр! Поэтому местом дальнейшей учебы стала Школа-студия МХАТа. Сменив несколько подмостков, я оказался в ставшем мне родным Театре на Таганке. Первой моей работой в нем была роль Галилео Галилея в пьесе Брехта. А настоящим дебютом в кино считаю роль поручика Брусенцова в фильме «Служили два товарища».

– Про ваши песни даже боязно разговор заводить...

– Пишу их давно. Сколько написал – не знаю. Наверное, больше семисот. Сам пишу стихи, сам их исполняю на собственные мелодии. Других песен не пою и своих никому не доверяю. Исключение сделал лишь для Анатолия Папанова, спевшего «Утреннюю гимнастику». Хотя, думаю, их могли бы петь и другие.

Но песни эти, как и мои роли, одни-единственные, неповторимые, в которых мне хочется сказать что-то свое, а не только исполнить режиссерский замысел. В этом смысле мне чрезвычайно повезло с Юрием Петровичем Любимовым, который уважает в актере именно авторство, а не исполнительство. Кстати, он первым назвал мои стихи поэзией, ввел их в спектакли, где они звучат не фрагментами музыкального оформления, а неотъемлемой составляющей сценического действа.

– Сыгранных вами ролей, больших и маленьких, в театре и кино не перечесть. А самая любимая?

– Конечно Гамлет. Она далась мне нелегко – каждый раз приходилось выкладываться до седьмого пота. Я ведь не играю неведомого никому принца Датского, а стараюсь показать современного человека. Может быть, и себя. А это ох как трудно! Только сцену с призраком отца Гамлета Любимов перепробовал в 19 вариантах!

– Кого из современных актеров цените больше всего?

– В театре – Михаила Ульянова. Из зарубежных мастеров – Лоуренса Оливье. А если говорить о кино – Бориса Андреева, Николая Крючкова, Петра Алейникова, создавших на экране настоящий русский характер.

 

...В один из дней той памятной недели Высоцкий пообещал выступить перед коллегами в Доме актера. И сдержал обещание, хотя ему стоило немалых уловок избежать встречи с толпой поклонников, осаждавших служебный выход из Дворца спорта. Фотокорреспондент Евгений Буров за считанные минуты домчал его на своей «копейке» на улицу Щапова, 37.

В тот день выпал первый снег, и на площади Тукая Женя, занимавшийся в ту пору автоспортом, решил щегольнуть перед знаменитым пассажиром, выполнив разворот на ручнике на 360 градусов! Третьим тогда в машине был наш приятель Слава Япаров. Он и рассказал мне, что этот трюк привел Высоцкого (кстати, тоже отчаянного автомобилиста!) в восторг! В знак профессионального уважения он подарил «лихачу» магнитофонные бобины с записями своего последнего концерта.

На следующий день мы провожали Владимира Высоцкого в заснеженном аэропорту – он улетал в теплый далекий Ташкент. Вылет задержался минут на сорок, чему провожавшие были несказанно рады: еще бы, незапланированная возможность продлить общение с кумиром! Потом подъехала «Волга» и отвезла его к трапу самолета. Никто тогда и подумать не мог, что эта встреча с ним для многих из нас последняя...

 Р. S. На этот раз в постскриптуме я не могу сообщить вам ничего такого, чего бы было неизвестно о Высоцком. Разве то, что первую свою официальную награду – звание лауреата Государственной премии СССР, он получил посмертно – в 1987 году. Сейчас его жизнь – открытая мемориальная книга, которую всякий может пролистать от корки до корки. И только теперь осознаешь, какая мне выпала удача – задавать вопросы Высоцкому вживую!

 Снимки из книги Ф. Феликсона

Вспоминают музыканты ансамбля «Шестеро молодых»

«В Казани проходили сборные концерты в двух отделениях. Работали мы пять дней по три концерта, были тогда такие «чёсы».

В первом отделении работали различные ВИА. Не самый высокий эшелон, скажем так. В том числе, был и наш ансамбль «Шестеро молодых». Через этот ансамбль прошло очень много известных музыкантов, но сама группа была не очень выдающейся, потому что своих песен у неё практически не было.

Владимир Семёнович подошёл именно к нам и предложил саккомпанировать ему три вещи – «Братские могилы», «Мы вращаем Землю» и «Парус». Мы, естественно, согласились, начали репетировать что-то, но когда мы начали работать, он опять стал играть по-своему, менять размеры, тональности. Ну что говорить, человек он был вольный, не знаю, зачем ему вообще понадобился аккомпанемент.

В общем, мы поработали с ним несколько дней. Записи эти существуют, но там слышно только фортепьяно (Дима Закон играл у нас на клавишных), гитару практически не слышно, бас не слышно вообще, и немножко слышен барабан.

Что же касается личного общения, то Высоцкий разговаривал безо всякого пафоса, безо всякой «звёздности». Подошёл ко мне и спросил: «Юра, я из Франции привёз струны. Посмотри, пожалуйста, подойдут ли они к моей гитаре». Я тогда удивился – ему же, наверное, лучше знать, подойдут ли струны к его гитаре. Помню, он и мне подарил комплект струн, но они у меня не сохранились. Откуда мне было знать тогда, что я буду ностальгировать по тем временам и по Высоцкому? Молодые были все, в башке были «Deep Purple», «Beatles»...

Потом ещё общались немного. Наша вокалистка Марина Школьник общалась с ним больше, они что-то там пели. А мы как-то особо так не навязывались. Когда получалось общаться прямо там, на площадке, тогда и разговаривали».

Композитор и гитарист Юрий Рыманов

 ***

«Почему мы начали аккомпанировать Высоцкому? По всей вероятности, был какой-то договор между администраторами. Высоцкий не был тарифицирован как артист эстрады, он работал от общества «Знание». В этом случае он должен был придерживаться формата некоей лекции. Чтобы облечь его выступление в форму концерта, потребовался ансамбль.

Уверяю вас, что на месте «Шестеро молодых» могла быть любая другая группа, просто, видимо, как-то договорились администраторы.

Мы работали первое отделение, а Высоцкий – второе. Мы ему подыгрывали две песни, потом он работал один, а в конце мы с ним играли заключительную песню и на этом концерт заканчивался.

Мы работали пять концертов в день. Первые два концерта проходили по разным научно-исследовательским институтам, это я хорошо помню. В любом институте тогда были большие аудитории. Первый концерт начинался в 10 часов утра, потом в 12 часов был ещё один, а потом было три концерта в казанском Дворце спорта.

До этой встречи с Высоцким я никогда не интересовался авторской песней и никогда, в общем-то, его не слушал. Когда я первый раз его услышал, на меня это произвело очень сильное впечатление. Он гениально свои песни подавал – просто, понятно, без всяких понтов. Это было настолько интересно, что я потом стал интересоваться этим жанром.

Помню, у Высоцкого тогда болело горло, и у него с собой был коньяк. Он нам предлагал его – дескать, ребята, если у кого-то тоже горло болит, то не стесняйтесь.

Жили мы тогда в гостинице Дома молодёжи. Её только построили тогда, Высоцкий жил там же. Правда, у него номер получше был.

Был Высоцкий в общении очень простой, доступный человек, который с удовольствием общался с людьми. Я, честно говоря, ожидал увидеть совсем другого человека – более матёрого, что ли. Ничего подобного не было, он с удовольствием разговаривал с нами, рассказывал всевозможные актёрские байки.

Я читал довольно много историй об этих гастролях. Многое там приукрашено. В частности, я читал рассказ о том, как мы ему гитару настраивали, а он её расстраивал. На самом деле было так.

Однажды после одного из концертов он оставил гитару на сцене и ушёл за кулисы. Мы решили гитару настроить. Потом Высоцкий взял гитару, начал играть и очень удивился звучанию. Он нам объяснил, что строй его гитары не случаен, она должна быть немножко расстроена, это больше подходит для его исполнения.

Концерты Высоцкого записывали многие, он не возражал. К нашему звукооператору Саше Кальянову многие обращались с просьбой подключиться к его пульту. Денег они не давали, а приносили коньяк, так что Саша на этом деле разжился немалым количеством коньяка.

В конце гастролей мы попросили у него надписать фотографии на память, и он всем нам сделал именные автографы».

Басист Виктор Комаров

 ***

«Самый интересный случай был на концерте в Зеленодольске (вот и ещё одно место, где выступал Высоцкий во время тех гастролей! – М.Ц.). Там было сокращённое выступление. Администратор попросил Высоцкого выступить не сорок минут, как всегда, а только двадцать, потому что надо было уже срочно ехать в Казань на выступления во Дворце спорта.

А мне-то об этом не сказали! Мы с Высоцким играли две песни в начале, потом уходили на перерыв, а потом – и одну в конце. Ну, я пошёл покурить, вышел на улицу. Ко мне подходят мужики, расспрашивают про Высоцкого, я что-то начинаю рассказывать и вдруг слышу: клавишные, бас. Гитара – и Высоцкий поёт «На братских могилах не ставят крестов...»

И я через весь вестибюль несусь в зал. Добегаю – и за кулисами получаю мощный пинок в зад от администратора Кондакова. Причём попал прямо в копчик. И я вылетаю на сцену и вступаю с середины второго куплета.

В этот момент Высоцкий ко мне поворачивается. Взгляд его был такой: «Ну, набрали народец...»

Потом он мне сказал: «Ну, ничего, бывает». А мне обидно было – и к началу опоздал, и в копчик получил».

Музыкант Александр Акинин

 

Воспоминания опубликовал Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (США)

(Copyright © 2011)

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#3 profile 20.02.2017
 
 
 
 
#1 profile 16.12.2016