Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

4 сентября 2014 года я побывала на открытии выставки в Центре «Эрмитаж-Казань» под названием «Девяносто девять имен Всевышнего». Она посвящена исламскому искусству IX-XIX веков.

В экспозиции представлено 99 экспонатов, собранных по всей Евразии и Африке. Для нас эти экспонаты собрал и сохранил фонд имени Шигабутдина Марджани. Выставка уже побывала в Пушкинском музее, где имела огромный успех.

Признаться, я не часто бываю в музеях и на выставках. Может быть, потому, что свободное время появляется только вечером, когда музеи уже закрыты, а может быть, потому, что это занятие окутано туманом стереотипов о скуке и меланхолии…

Я теперь задаю себе этот вопрос постоянно, потому что недавно мне удалось по-новому взглянуть на некоторые вещи.

Поднимаясь по лестнице казанского филиала Эрмитажа, я услышала мелодию, которая моментально придала мне настроение. Это оказался курай. На нем играл молодой человек в национальном костюме.

Играл он очень легко и красиво, но нельзя было не заметить, что в его мастерство было вложено немало сил. Эта волшебная музыка помогла всем погрузиться в мир Востока.

Как и на любом официальном мероприятии, открытие началось с торжественной части, где организаторы произнесли вступительные слова. Больше всего мне запомнилось выступление заместителя муфтия Татарстана Рустама хазрат Батрова. Он говорил о том, что искусство – это обращение к Богу, и на каком бы языке мы не взывали к Всевышнему, каким бы именем его не называли, важно лишь то, какой смысл мы вкладываем в свои слова.

Его речь меня тронула, и мне сразу захотелось скорее зайти в залы и увидеть то, как обращались к Богу наши предки, как они творили и что для них было ценным.

Первыми экспонатами были чаши кэсэ IX века. Они были красивы и напомнили мне те чаши, которые остались мне от бабушки. Рисунки и форма хоть и не идентичны, но очень схожи. Получается, что традиции сохранились два тысячелетия!

Уникальным было, конечно, и то, что чаши целы и невредимы. Для меня, как человека далекого от истории, это было открытие. Но это было только начало…

Затем, я узнала, что одна из чаш была сделана из стекла, а внутри этого стекла был узор из золотой фольги. Как же это удалось сделать мастерам в IX веке?!

Следующее открытие, которое меня поразило, – женский халат. Удивило то, что он был цел, без дыр и заплат. Наверняка его спасло то, что его сшили с использованием золотых нитей, которые, хоть и стали уже почти медного цвета, но кое-где еще поблескивали от музейной подсветки.

Сохранилось очень много рукописей, листов из Корана, даже целый Коран, которые переписывали более ста лет! Пожелтевшие и хмурые страницы смотрели из-под стекла. Размазанные чернила и поблекшие краски устало пытались передать нам весь смысл и суть своего существования.

И иллюстрации на рукописях были удивительны. Они состояли из тончайших линий, которые можно было рассматривать под лупой. Чтобы понять некоторые, приходилось смотреть достаточно долго. Хотя первоначальный смысл, казалось, лежал на поверхности, при дальнейшем изучении обнаруживался новый смысл.

Среди экспонатов выставки было очень много ковров и покрывал. Они также прошли через тысячелетие, и время наложило на них свой отпечаток. Но их красоту можно было увидеть даже сквозь века. Красота в том, что на их создание ушло огромное количество сил, над ними старался не один человек, и видно было, что каждая петелька и каждый узор сшиты с любовью и молитвами.

Смотря на экспонаты, я пыталась увидеть процесс их создания: когда и как они появились? как мастер вкладывал свои силы, знания и опыт? Знали ли они, что их искусство сохранится несколько веков? Знали ли они, что попадут в историю?

Пусть даже их имена не сохранились. Сохранилось нечто большее, то, во что они вложили душу. Я смотрела и пыталась представить время, когда древние экспонаты были совсем новыми, как их впервые подарили и как радовались им. Без сомнений, эти вещи были любимыми и ценными, раз их берегли и берегут до наших дней.

Зайдя в Интернет, вы не увидите то, что видела я. Монитор компьютера не передаст вам энергию и душу этих экспонатов. Вы даже не разглядите тончайшие линии и узоры, которые не видны с первого взгляда.

Сходите в музей, и вы окунетесь в мир вечного, побудьте частью истории, приобщитесь к культуре. Это так важно, поверьте.

Рядом с этими экспонатами чувствуешь себя песчинкой, крошечной и ничего не значащей, но понимаешь, что именно такие песчинки, как я, смогли сохранить эти ценности до наших дней. И в наших силах сделать так, чтобы наша история сохранялась и дальше.

В Казани выставка «99 имен Всевышнего» будет работать до 9 ноября. Не упустите возможность заглянуть в прошлое!

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить