Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанское Заречье имеет очень долгую историю. Она начинается с визита в Казань Петра Великого, который указом 1718 года повелел создать здесь второе в России адмиралтейство – Казанское.

Леса обступали Казань со всех сторон и были хорошей основой для кораблестроения. Работных людей тут также хватало, мастеровые и крестьяне были в достатке.  Суда строились и в XV, и в XVI веках.Исследования казанских историков подтверждают наличие у Казанского ханства военного флота, который строился на верфях в селении Биш-Балта. После падения Казани в 1552 году земли этого селения были отведены под угодья Зилантова монастыря.

В 1718 году Петр I основал здесь Казанское адмиралтейство, второе в России. Оно предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения речных и морских судов Волжской, Каспийской и Азовской флотилий. Адмиралтейство включало в себя Астраханскую, Казанскую и Нижегородскую верфи для Балтийского и Каспийского флотов.

 Указ Петра гласил:

 «Мы, государь Всея Руси, император и самодержец Всероссийский, сегодня 15 января 1718 года от рождества Христова на имя воеводского товарища Казанской земли Н.А.Кудрявцева даем указ: Учредить на левом берегу р.Казанки на пашенной земле Зилантова-Успенского монастыря и села Бишбалта, как раз в районе весенних пристаней крупчатого завода Г.Г.Журавлевых на пространстве в 4510 кв. Сажен – Адмиралтейство. Надлежит в кратчайший срок построить 7 элингов для строения кораблей, провиантские и лесные склады, казармы, мастерские и чертежные. Для начала принять на работу посылаемого мною «Венецейского» мастера. Тому строить здесь и впредь галеры, гамоты, шмаки и боты, люгера, канонерские лодки и прочие суда. Учреждение впредь именовать «Адмиралтейской конторой». Обо всех преградах и нуждах, чинимых нашей воле, сообщать мне лично. Петр».

  Еще раньше, в 1710 году, из Казани в Балтийское море ушла эскадра из пяти кораблей, один из которых гордо носил название – «город Казань», а в Азовское море – восемь судов.

На появление Адмиралтейства благотворно повлияло несколько факторов. Казань имела выгодное  Казанский край был богат корабельной сосной, дубом. Его морили в специальном вырытом канале.

 Время петровских преобразований – это время целенаправленной экономической политики. Петр I собрал весь Российский флот под единое управление, заложил основы высокоорганизованного судостроения, превратив Россию в великую морскую державу.  В Казани регулярно выполнялись царские заказы. Память о судах, сделанных в Казани татарскими корабелами, еще в ранних веках, сохранялась в названиях типов судов, ходивших по Волге: «Пабусы», «мишани», «каюки», «барбасы» и другие.

 С конца XVI века судостроение в Казани стало делом царским, казенным, под наблюдением воевод. Более чем за сто лет тут было построено и спущено на воду около четырехсот судов, по некоторым источникам 342, в том числе «фрегаты», «бригантины», «корветы», «бриги», транспорты, канонерские лодки и морские товарные суда – «каты».

 В 1722 году Петр лично осмотрел Казанское адмиралтейство и остался доволен им. Здесь он отпраздновал свое 50-летие и на кораблях, построенных в Казани, вышел в Персидский поход. Победы на море во многом обязаны казанским судам. Они помогли Петру I присоединить Баку и Дербент.

 Впервые на Каспии Георгиевский флаг был поднят на корабле «Принцесса Анна».

На обширных Казанских верфях трудились более тысячи человек. При Адмиралтействе существовала «цифирная» школа. Ему был подчинен построенный в городе в 1719 году Пумповый завод, на котором вырабатывалась кожа, шедшая на изготовление корабельных насосов, подошвенная кожа, юфть.

Суда отправлялись в поход во время ежегодного весеннего половодья на Волге.

Тяжелые работы по вырубке и доставке леса выполнялись прикрепленными к Адмиралтейству государственными крестьянами (лашманами), русскими, татарами, чувашами, марийцами, которые ютились они в жалких лачугах и землянках. Так возникло целое поселение под названием «Адмиралтейская слобода». В общей сложности здесь одновременно трудилось 60 тысяч лашманов.

При Петре I приписанные к Адмиралтейству служивые люди освобождались от податей. Из общего числа служивых две трети составляли татары. Работное село Бишбалта изначально было портовым, судостроительным. Село названо так по одноименному урочищу «Бежболда», куда были выселены казанцы-татары в 1551 году.

Считается, что строительство судов под Казанью начиналось еще в XIV веке, именно тогда и было основано село лесорубов и корабельных дел мастеров. Отсюда и название – «Пять топоров» (в переводе).

Казанское Адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет. Город наш по праву может гордиться тем, что история создания Российского флота связана во многом с ним.

Казанское Адмиралтейство спустило на воду чуть ли не половину торговых и военных судов Российского флота того времени!

Все заботы по созданию и работе Адмиралтейства были возложены на имевшего большой опыт в корабельном деле Н.А. Кудрявцева, ставшего вице-губернатором. «Адмиралтейские конторы» с 1774-1776 годов размещались в городе в длинном двухэтажном доме на углу улиц Покровской и Поперечно-Казанской (ныне улицы Маркса и Япеева). Здание было построено по проекту архитектора В.И. Кафтырева. Памятник русской архитектуры в стиле петербургского барокко. Впоследствии в здании работала земская больница, кардиологический диспансер со стационаром. В настоящий момент здание на реконструкции.

В 1811 году был спущен на воду большой корвет «Казань» в 35 метров длины с палубной артиллерией из 24-х фунтовых «корронад», в количестве 16-ти единиц.

С появлением паровых машин в начале 19 века отпала нужда в больших парусных судах, и в 1829 году Адмиралтейство переводится в Астрахань.

Судьба Адмиралтейской слободы благотворно сказалась на развитии Казани. Слобода вошла в черту города в 1848 году. В 1849 году между слободой и городом построили дамбу (расстояние в 4 версты) по идее губернатора С.П. Шипова. Так Московский тракт соединился со слободой.

Было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубов земли. Дамбу осветили керосиновыми фонарями. А в 1875 году проложили первую конно-железную дорогу от «Толчка» (Малая Проломная) до Устья. А в 1899 году конку (первую среди провинциальных городов) сменил трамвай №1 (номер 1, «однерка», и сегодня носит трамвайная линия в Заречье).

У въезда в город стояли триумфальные ворота, построенные в 1879 году в честь встречи 2-й пехотной дивизии после победы в русско-турецкой войне. Теперь их нет, снесла революционная буря в 1918 году.

В Заречье быстро разрослись слободы Адмиралтейская, Ягодная, Игумново, Гривка. В начале XIX века на Волге установилось регулярное пароходство. Пристани на дальнем устье росли, как грибы.

Адмиралтейская слобода стала своеобразным торгово-промышленным районом города. Главная улица слободы – Московская (теперь улица Клары Цеткин). До центра города от дальних пристаней на «Бакалде» («Бакалтая») – 6 км. Здесь проводились в XIX веке промышленные и сельскохозяственные выставки. Слобода была одним из наиболее развитых районов Казани.

Екатерина II в 1767 году путешествовала с челядью по Волге на двух галерах, желая узнать ближе свой народ. Одну из них – «Тверь» – императрица после похода подарила городу Казани. Галера представляла собой 20-тивесельное судно под парусами.

В начале XX века в Адмиралтейской слободе на пути к Устьинским пристаням еще можно было видеть деревянное строение, напоминающее большой сарай. «Сарай» назывался «Галерный двор». Внутри него находились два судна: галера «Тверь» и 12-тивесельный катер императора Павла I, посетившего наш город с сыновьями-цесаревичами Александром и Константином в мае 1798 года. Из Свияжска они пожаловали в город на морском катере, по-царски обустроенном, приготовленным Казанским Адмиралтейством.

В результате пожара от озорства детей в 1956 году сгорели исторические ценности. Галеру Екатерины и катер Павла казанцы не уберегли.

Планировалось по инициативе главы администрации Кировского района и содействии Зеленодольского судостроительного завода в Петербурге воссоздать аналог «Твери», строительство должно было завершиться к 1000-летию Казани, однако в Казани появилась только металлическая миникопия «Твери». Сегодня ее можно увидеть на улице Петербургской.

Небольшой уездный городок

По внешнему виду слобода в начале ХХ века напоминала небольшой уездный городок: деревянные и каменные дома двух и даже трех этажей, широкие улицы, которые были электрифицированы. Большое количество магазинов и лавок.

В саду «Тиволи» в 1882 году был устроен летний театр. Сад принадлежал товариществу конно-железных дорог. В устье реки Казанки антрепренер Аверио построил плавучий театр, в котором желал гастролировать по городам Волги, но театр-баржа погиб в первый же ледоход.

В 1910 году владелец механических заводов Свешников выстроил деревянный электро-театр, один из первых синематографов в Казани. Тут в 1890 году были продемонстрированы фотографии Константина Трифоновича Софонова, члена Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете и Казанского фотографического общества.

 В слободе имелась церковь, Виноградовская больница, пожарная часть, Мариинская богадельня с сиротским домом. Тут был еще один сад – Андреевский, по имени губернатора, умершего в 1889 году, а также «цифирная» школа для детей духовенства (основоположница духовной семинарии).

 Достопримечательностью слободы была Зилантова гора – «Джилан Тау», легенда о которой строго связана с историей основания Казани и ее герба (изображение «змия Зиланта»).

 В адмиралтейской слободе проводились частные выставки сельхозпродуктов (24 мая 1879 г., 1 июня 1880 г., 1 сентября 1880 г.). Слобода была одним из развитых районов Казани. Здесь работали механический завод Свешникова, завод Ушкова, паркетная фабрика Локке, мельница Фуравлевых, а недалеко – фабрика Алафузовых и казенный «Зелийный» завод (пороховой).

 Казань отстояла в семи верстах от реки Волги. До 1840 года пристани находились ниже устья реки Казанки. Местность называлась «Бакалдой» (по имени села) и еще долго сохраняла значение грузовых участков.

 В 1843 году из Голландии прибыли пароходы «Самсон» и «Волга» (в разобранном виде). Образовалось общество «По Волге». Пароходы были буксирные. С начала 50-х годов ХIX столетия появились общества «Меркурий» (позднее «Кавказ и Меркурий»), «Самолет» с пассажирскими линиями Н.Новгород – Астрахань. А к началу ХХ века уже были 16 пароходных компаний, которые обслуживали Волгу, Каму, реки Белую, Вятку.

 Дебаркадеры украшались очень затейливо. Особенно отличалась красотой «Казенная пристань».

 Большое число пароходов и барж имели Стахеевы, Савины, Шамовы. Паровой флот «Торгового дома Григория Стахеева и сыновья» насчитывал 5 буксиров, 50 барж, которые перевозили зерно, хлеб, колониальные товары, хлебный спирт, вино, соль. С 1891 года, за 20 лет, волжский грузооборот увеличился втрое. С казанских пристаней отправлялось до трех тысяч судов с товарами на сумму 10 млн. рублей.

 При устьинских пристанях образовалась своя дальняя новая слободка из гостиниц, складов, лавок. Прочтем только вывески: «Часовой магазин И.Бранд», «Пивная лавка Булыгин и сын», «Ресторан Сметанина», магазины, парикмахерские, номера. У коновязей стояли подводы, кругом – длинные склады, набитые товарами. Много груза лежало под открытым небом – бочки, ящики. Грузчики катили по деревянным настилам с пароходов на берег бочки, крючники тащили на спинах мешки. Летом лежали горы овощей, арбузов. Вагоны конки по слободе катили каждые 8 минут. (Стоимость билетов от 8 до 20 копеек).

 Здесь функционировали почтово-телеграфное отделение с телефоном, пожарная часть, контора представителя городской управы. В память покойного мужа – губернатора А.К. Гейнса – госпожа Ольга Сергеевна Гейнс, построила бараки для бездомных, странствующих, нищих. На весь город был известен книжный магазин Башмаковых.

 В половодье Волга затопляла местность, и пристани перевозились в устье реки Казанки – «Ближнее устье» – до конца мая. Сюда в 1909 году после закрытия международной выставки в Казани был перенесен павильон «Пивная» в виде громадной бутылки. Павильон принадлежал О.Э. Петцольду.

 После постройки Адмиралтейской дамбы 25 января 1854 года открылось сообщение омнибусов (дилижансов) вместимостью до 12 человек. А с 1875 года исправно трудилась конка. На пристанях был построен двухэтажный деревянный вокзал.

 У дальнего устья лошадям приходилось преодолевать довольно крутой подъем с резким поворотом. Две лошади впряженные в конку, переполненную пассажирами, не могли взять гору, и тут впрягали пристяжную лошадь по кличке Петрушка. Наверху ее вновь выпрягали. Отсюда пошло название остановки «Петрушкин разъезд». Владелец конки Тальквист открыл общественный сад «Тиволи». В 1895 году в Адмиралтейском парке (депо) насчитывалось 200 лошадей.

 Летом 1890 года Федор Иванович Шаляпин часто приезжал на берег Волги к пристаням и часами наблюдал за работой грузчиков, которые непрерывно пели «Дубинушку». Он вспоминал в своей биографии:

 «На берегу в деревянных лавочках торгуют татары сафьяновыми ичигами, казанским мылом, бухарскими тканями. Русские продают булки, колбасы и всякое съестное. Все ярко, вкусно, все вокруг празднично… А я хожу точно проклятый…». Самые дешевые билеты на товарно-пассажирскую линию А.А. Зевеке. Пароходы американского типа – «Ориноко», «Миссисипи», «Амазонка», «Княжна Татьяна», «Великая княгиня», «Россия»…

  Иногда случались пожары на дебаркадерах и складах. Люди старшего поколения помнят поездки на трамвае №1 на дальнее устье к пристаням на ту, старую Волгу. Массы людей устремлялись сюда весной, к началу ледохода. Стоял страшный грохот, льдины наползали друг на друга. В воздухе стоял туман и мельчайшие брызги долетали до стоящих на берегу. А все кричали, стараясь перекрыть рев дикой водной стихии. Торговля шла своим чередом с лотков, кипели самовары.

 Теперь все это ушло под воду. В 1956 году пришла большая вода и о дальнем устье начали понемногу забывать. «Петрушкин разъезд» да железнодорожная платформа «Адмиралтейская слобода» остались в нашем лексиконе.

В жаркие летние дни, до середины 50-х годов прошлого, XX века, казанцы устремлялись в излюбленное место отдыха, на остров «Маркиз». Остров принадлежал роду маркизов Пелуччи. В конце XIX века был продан дворянину из династии графов Елагиных. На афишах, приглашавших отдохнуть в этом замечательном уголке природы, он обозначался, как «Елагин остров».

 Это был настоящий парк отдыха с прекрасным пляжем, располагавшийся напротив устья, посреди Волги. Туда добирались речными трамвайчиками, на лодках и на знаменитом перевозе «Волгарь».

 Один из старейших паромов «Услонский перевоз – Волгарь», широкое, приземистое судно, был любимым транспортным средством на Волге от Казани до Верхнего Услона. «Волгарь» прибыл из Швеции в 1895 году, где он построен. Полуморской – финляндской серии, имел четыре винта и 180 лошадиных сил мощности. Команда состояла из 19-ти человек. Брал на борт до 500 пассажиров, 28 подвод, 7 тысяч пудов груза. Мощный, басовитый гудок был музыкой для пассажиров и любопытных на берегу.

 До Великой Отечественной войны по Волге ходили 4 корабля-парома подобного класса, но только казанский «Волгарь» дожил до преклонных лет в работе. Остальные погибли под Сталинградом.

 Медленно, величественно шлепал через Волгу этот ветеран речного флота – «Волгарь-доброволец». А навстречу ему попадались порой такие же плавающие реликвии, как «Спартак», бывшая «Великая княгиня Ольга». Таких «княгинь», «цесаревичей» и «императоров» было много на Великой реке. Так незаметно, в середине двадцатого века, уплывал в прошлое неповторимый мир старой Волги.

 ОТ РЕДАКЦИИ

 14 октября 2011 года Президент Татарстана Рустам Минниханов в сопровождении Олеси Балтусовой  прошел пешком по Адмиралтейской слободе. Именно здесь в 1718 году было создано Казанское адмиралтейство, которое в 2018 году будет отмечать 300-летний юбилей.

Маршрут экскурсии начался от часовни Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского, расположенной в начале улицы Клары Цеткин. В настоящий момент небольшая часовня, приписанная к Зилантову монастырю, соседствует со старым зданием котельной, находящимся в полуразрушенном состоянии. 

Через Адмиралтейскую слободу проходят туристические маршруты – автобусы возвращаются вдоль берега Волги из Свияжска и Раифы. Но экскурсоводам, по словам О. Балтусовой, больше приходится рассказывать, чем показывать – остановиться и прикоснуться к истории в Адмиралтейской слободе просто негде. 

 Впрочем какие-то свидетели древней истории все-таки есть. Это заброшенная, но хорошо сохранившаяся часовня при адмиралтейской больнице, здание татарской гимназии №15 на улице Мало-Московской, так называемый "алафузовский" квартал, где находится один из немногих памятников промышленной архитектуры – кожевенная фабрика Алафузова,  Макарьевская церковь, с советских времен используемая как один из корпусов следственного изолятора №2. 

В Адмиралтейской слободе располагались здание конторы Адмиралтейства и сами верфи. По мнению экскурсовода, набережную можно было бы облагородить, оборудовать пляжи и пешеходную зону, а на месте, где стояла контора, создать музей Адмиралтейства. 

По мнению Рустама Минниханова, на восстановление к 300-летию Адмиралтейства такого исторического района, как Адмиралтейская слобода – места, где строился российский флот, где бывали императоры – следует добиваться получения федерального финансирования. Глава республики поручил Олесе Балтусовой, ставшей помощником Президента РТ, заняться разработкой концепции исторического возрождения Адмиралтейской слободы.