Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

19 мая 2011 года  в афише Нуриевского фестиваля был балет «Дама с камелиями».

Партию Армана танцевал ведущий солист Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Нурлан Канетов, партию Маргариты – заслуженная артистка Украины Татьяна Голякова. Накануне открытия наш корреспондент  встретилась с исполнителями главных партий. Интервью для газеты «Антракт» Татарского академического театра имени М. Джалиля подготовила студентка 3 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Диляра БАРЫШНИКОВА. 

Самая любимая публика – казанская

Нурлан КАНЕТОВ, солист театра имени М. Джалиля, заслуженный артист РТ, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 2005 г. за исполнение заглавной партии в балете Л. Любовского «Сказание о Йусуфе»  

В 1993 г. окончил Алматинское хореографическое училище. Будучи студентом, был принят в труппу Государственного академического театра им. Абая. С 1996 г. – ведущий солист Татарского академического театра оперы и балета  им. М.Джалиля. В составе труппы театра гастролировал в странах Восточной и Центральной Европы. В 2000 г. с труппой «Русского Имперского балета» под руководством М.Плисецкой выступал в Израиле и Испании. В репертуаре – ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Сильфида», «Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность», «Тысяча и одна ночь» и др. В 2003 г. удостоен почетного звания «Заслуженный артист Татарстана». Лауреат приза «Душа танца – 2003» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда».

– Почему вы выбрали именно профессию артиста балета?

– Я ее не выбирал. Хотел заниматься музыкой и в детстве увлекался вокалом. У меня был очень хороший голос. После того, как меня отобрали в хореографическое училище, нужно было ехать учиться в Алма-Ату. Поехал лишь потому, что хотел посмотреть этот город. Для меня было интересно что-то новое. Я ни в коей мере не думал, что это меня так завлечет.

– И как много занимаетесь танцами?

– Уже с десяти лет.

– Если вспомнить все Нуриевские фестивали, в которых вы принимали участие, что оставило след в памяти?

– В каждом фестивале есть какой-то спектакль, который ты выделяешь как лучший. В прошлом году, к примеру, мне ужасно понравился спектакль «Баядерка». Я помню его до сих пор.

– Вы часто гастролируете. Публика какой страны или города наиболее вам близка?

– Насчёт публики: в Европе вообще очень любят балет, и наш театр воспринимается там на ура. Закрывается занавес – тут же открывается, закрывается  – и снова открывается. Постоянно аплодисменты. Очень долго нас не отпускают со сцены. В Казани все немножко по-другому. Все спешат после спектакля на транспорт, чтобы нормально добраться домой. Но я хочу сказать, что самая любимая публика – казанская. Потому что здесь дом, родные стены и благодарная публика.

– Вы отлично вжились в главную роль в балете «Сказания о Йусуфе». За это получили такую почетную награду. Что помогает вам понимать и воплощать своих героев?

– Меня очень часто об этом спрашивают. И я всегда не знаю, что ответить. Единственное, что скажу: может быть, природа наградила чувством интуиции. В основном отталкиваюсь от внутренних ощущений.

– Как вы считаете, в чём особенность Нуриевского фестиваля?

– Я скажу так: Нуриевский фестиваль – очень весомый фестиваль в России. Для Казани это своего рода визитная карточка.

– Как вы относитесь к роли Армана в спектакле «Дама с камелиями»?

– Мне нравится Арман. Вы знаете, это партия на вырост.

– Что вы можете сказать о своих планах на будущее? Каким вы себя видите через пару лет?

– Я не задумываюсь пока об этом, потому что полностью отдаю себя театру. Но когда закончу карьеру артиста, хочу начать новую жизнь, абсолютно не связанную с этим.

«У нас вся семья занимается балетом»

Татьяна ГОЛЯКОВА, заслуженная артистка Украины (Национальная опера Украины)

В 1992 г. окончила Киевское хореографическое училище и дебютировала на сцене Национальной оперы Украины в балете «Белоснежка и семь гномов» (партия Мачехи). Лауреат Международных конкурсов: Гран-при конкурса «Хрустальная балерина» (1992 г.), конкурса им. Р. Люксембург  (1997 г.), I премии конкурса им. С.Лифаря (1994 г.), II премии конкурса им. Р. Нуриева (1998 г.). В 1998 г. получила почетное звание «Заслуженная артистка Украины». Гастролировала в странах Центральной и Восточной Европы, в США, странах Латинской Америки, в Японии и др. В репертуаре – ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Сильфида», «Золушка», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», Петрушка», «Легенда о любви», «Чипполино», «Барышня и хулиган», «Ночь перед Рождеством» и др.

– Почему ваш выбор пал на профессию артистки балета?

– Это выбрала моя мама. У нас вся семья занимается балетом.

– Получается, вы уже давно занимаетесь танцами. Наверное, это стало неотъемлемой частью вашей жизни?

– Да, конечно. И я об это не жалею.

– Если вспомнить все Нуриевские фестивали, в которых вы принимали участие, что оставило след в памяти?

– После каждого спектакля ты понимаешь, что приобрел что-то новое.

– В вашем репертуаре ведущие партии во многих спектаклях. Какая роль оказалась вам самой близкой?

– Маргарита в спектакле «Дама с камелиями» Татарского театра оперы и балета.

– Что вы можете сказать о Нуриевском фестивале?

– Мне очень нравится, что театр имени Джалиля не боится ставить премьеры мирового масштаба.

– Как вам казанская публика?

– Мне очень нравится казанская публика. Публика изысканная, не балованная. Она понимает, кто есть кто. Мне очень нравится, что зал тёплый. Когда выходишь на сцену, из зада не дует холодом, а идет тепло. Это очень важно для артиста.

– Что вы можете сказать о своих планах на будущее? Как вы себя видите через пару лет?

– Как вам сказать... Я уже преподаю. Очень ценю работу на сцене и хочу расти дальше как педагог, чтобы передать новому поколению то, что имею.

Известный сюжет в оригинальном исполнении

18 июня 2010 года на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля состоялась премьера балета «Дама с камелиями» на музыку Джузеппе Верди. Балет, либретто которого написано по мотивам одноименного романа А.Дюма-сына, выдержан в традициях большого сюжетного спектакля с использованием классических хореографических форм и элементов современного танца. В качестве музыкальной основы использованы фрагменты из опер Дж. Верди: «Травиата», «Луиза Миллер», «Сила судьбы», «Разбойники», «Отелло», «Альзира» и др.

В спектакле много выразительных дуэтов и роскошных массовых сцен – на балу, в борделе, во время карнавала. Для спектакля были изготовлены красочные оригинальные декорации.

Балет повествует о любви парижской куртизанки Маргариты Готье к молодому и романтичному Арману Дювалю. Прототипом Маргариты явилась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулеза. Из-за болезни сильные запахи были для нее непереносимы, а она очень любила цветы. Аромат роз или гиацинтов вызывал у нее головокружение, поэтому она предпочитала камелии, которые практически не пахнут. «Я люблю засахаренный виноград, так как он без вкуса, камелии, потому что они без запаха, и богатых людей, оттого что у них нет сердца», – говорила Мари.

Камелии считаются красивыми, но бездушными цветами. Они стали эмблемой холодности и черствости чувств, красивых, но бессердечных женщин. После выхода в свет романа А.Дюма-сына «камелиями» стали называть куртизанок и дам полусвета.

Действие спектакля начинается на кладбище для бедняков, где только что похоронили парижскую куртизанку Маргариту Готье, умершую от чахотки. На могилу Маргариты последним приходит ее возлюбленный, который был в отъезде и опоздал на похороны. Здесь же появляется нищенка, роль которой исполнила народная артистка Татарстана Елена Кострова. Ее образ можно назвать одним из самых выразительных и запоминающихся в балете, нищенка периодически появляется в сценах на протяжении всего действия, и ее появление всегда неслучайно. Она встречает влюбленного Армана на одной из улиц Парижа, любуется им и думает о том, какая же судьба уготована этому молодому человеку. В конце спектакля нищенка приносит Арману злую весть о смерти его любимой Маргариты.

После сцены на кладбище действие переносится к моменту знакомства Маргариты с Арманом, на бал, который дает куртизанка Олимпия – приятельница Маргариты Готье. Между героями зарождается глубокое, светлое чувство, но, как сказала когда-то сама Мари Дюплесси, «нельзя быть куртизанкой и иметь сердце. От этого можно умереть». Против связи возлюбленных выступил отец Армана, который впоследствии попросил «даму с камелиями» прекратить отношения с его сыном, дабы спасти его от бесчестья.

Этот сюжет хорошо известен и по опере Верди «Травиата», который казанцы могли видеть на сцене театра имени М. Джалиля, которая шла в разных интерпретациях. Как сообщается в книге Георгия Кантора «Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля, премьеры были показаны в 1941, 1945, 1954, 1958 и 1978 годах. И только в нашем городе знакомая драма перенесена на балетную сцену.

В балете использовано несколько неординарных приемов, которые искренне удивили публику. Интересной находкой режиссера стало то, что роль хозяйки борделя мадам Жорж сыграл мужчина – актер Андрей Чернов. Такое решение вполне оправдано, ведь это придало владелице «гнезда разврата», свойственную подобным женщинам грубость и некое отсутствие женственности. Она появляется в третьем действии спектакля, пытаясь угодить своим клиентам. Мадам Жорж демонстрирует им своих новых «подопечных».

Надо отметить, что образ публичного дома в балете получился весьма смелым. Куртизанки были одеты в яркие наряды, танцы их довольно откровенны. Тем самым зрителям представилась атмосфера настоящего публичного дома, где за яркостью красок и сиянием лживых улыбок скрыты цинизм, жажда денег, равнодушие и коварство.

Поразило публику и то, что прислуга на бале лавировала по сцене в обуви на колесиках, изготовленной по современным технологиям. Первый выезд актера на сцену произвел ошеломляющий эффект на зрителя. Напомним, действие спектакля происходит в середине XIX века

Спектакль поставлен группой петербургских постановщиков – балетмейстером Александром Полубенцевым, дирижером Андреем Анихановым, художником по костюмам Ириной Кустовой. Сценографом нового балета выступил казанский художник Владимир Самохин.

Главные партии исполнили ведущие солисты труппы театра. Над образами куртизанки Маргариты, ее возлюбленного Армана и подруги Олимпии работали Александра Суродеева, Александра Елагина, Анна Кудинова, Юлия Позднякова, Нурлан Канетов, Михаил Тимаев, Руслан Савденов, Юлия Пономарева, Алина Штейнберг и др.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить