Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода
История названий городов и народов, наверное, всегда будут непреходящей темой исследований. Это в полной мере относится и к Казани, источник названия которой дискутируется до сих пор, как и связанная с ним, история происхождения татарского народа.

Академик Российской академии естественных наук Владимир Анатольевич КУРБАТОВ не повторяет легенду об обронённом в речку котле. Историки – профессионалы к этому серьёзно не относятся.  Это всего лишь наивные, а потому легко воспринимаемые версии, базирующиеся на утерянной в веках истинной сути событий древних времён.

Владимир Анатольевич подходит к этой проблемы со стороны этимологии слова "Казань".

Одним из источников названия населённых пунктов является их привнесение переселенцами со своей предыдущей родины. Зачастую они могут быть трансформированы, сохраняя некоторую основу, например, корень. Рассуждая a priopi, то если нанести на карту родственные топонимы и гидронимы (названия рек, озёр), то можно получить картину расселения и миграции определённых народов, использовавших эту основу.

В своё время я уже использовал данный метод для анализа однокоренных населённых пунктов славянского происхождения. В результате были получены картины их распределения (топонимика), которые оказались вполне определённой совокупностью точек.

Предварительные исследования были выполнены для пятидесяти корней, а детальные, примерно, для двадцати. Такими корнями являются коз, лип, ворон, тул, калуг(ж), орёл и др. Кроме того, аналогичная работа была проведена для различных приставок: пере-, под– по– и др.

Полученные результаты позволили представить схемы маршрутов миграции, расселения славянских народов с территории Центральной Европы в Восточную и оценить районы и даже места исхода. При этом был сделан вывод о преимущественно племенном переселении, представленном тотемами, отражённых в корнях названий населённых пунктов, коз, лип, ворон и т.д.

Примечательно, что каждая схема в отдельности, как и отпечатки пальцев, не повторяет другую, а является индивидуальной. Хотя и выявлены некоторые закономерности.

Исход, как правило, осуществлялся через границу СССР на участке Львов – устье Дуная. Далее маршруты растекались по Восточной Европе и затем сходились за Волгой или Уралом в один – два, следовавшие в направлении Байкала. Такая стратегия расселения представляется вполне логичной, включая «стандартный» сибирский тракт, преимущество которого определялось географическими особенностями.

На карте в мелком масштабе представлен такой пример для корня коз. Эту методологию я попытался использовать для исследования корня казан.

Были изучены регионы Западной и Восточной Европы, Сибири, Средней и Малой Азии, а также некоторых сопредельных с СНГ азиатских стран. Таких топонимов и гидронимов оказались сотни.

Читателям небезынтересно будет узнать, что только на территории бывшего СССР существует пять Казан ей, две в Турции, по одной в Болгарии и Югославии. Одних Казанок насчитывается 56 только в СНГ и две в Болгарии.

Обратимся к карте топонимов и гидронимов (преимущественно первых), содержащих корень казан. Наибольшие концентрации отмечаются в районах восточной Болгарии, Казани, Уфы – Челябинска, Новосибирска-Красноярска, Крыму, Азербайджана (среднее течение Куры), Турции, Туркменистана, побережье Арала.

Как уже отмечалось, распределение является не хаотическим, что имело бы место при произвольном наименовании населённых пунктов, а вполне определённым. В целом картина соответствует общей, уже описанной мною выше. С Балкан (Восточная Болгария) прослеживается маршрут через верховья Дона на Казань и далее транзитом до Енисея. Имеется ряд вторичных маршрутов: два с крымского полуострова, первый из которых, вливается в выше отмеченный главный маршрут в районе Липецка, – второй к Каспийскому морю через Дагестан.

Следующее направление соединяет дельту Волги и всё тот же путь из Болгарии. Из верховьев Енисея прослеживается направление на озеро Балхаш и далее в Пакистан.

Исходя из того, что корень казан является тюркским, всё это отражает ареалы расселения и миграции данной группы народов. Попытаемся дать гипотетическую интерпретацию полученным результатам.

Весьма интересен путь из Болгарии прямиком на Казань. Он, бесспорно, отражает один из маршрутов миграции народа, переносящего корень казан. Кто это мог быть и когда? Каково было направление движения?

Болгария не является случайным регионом в этой истории. Известно, что хан Аспарух в VII веке увёл часть булгарской орды в верховья Дуная, где соединился с семью славянскими племенами, и булгарская компонента долго была преобладающей. Страна в результате ассимиляции стала славянской и получила название Болгарии.

Другая крупная часть орды отступила на среднюю Волгу. Между ними и пролёг этот путь. В это же время происходила заселение Балканского полуострова славянскими племенами, пришедшими из Центральной Европы ещё в VI веке. Вместе с этим они испытывали сильное давление со стороны империи франков, Византии, кочевников. Места были неспокойные. Население искало более тихого места, которым и явилась Восточная Европа.

Началась массовая миграция из разных районов Балкан. По своей масштабности после гуннского нашествия её можно назвать вторым «великим переселением народов». Население Балканского полуострова в то время было в основном славянским, не считая остатков автохтонных племён, а также переселенцев.

Бесспорным является и другой факт, что ещё до Аспаруха здесь сформировалась тюркская составляющая населения. Поводов для этого было предостаточно. Первым из них было вторжение гуннов, вслед за которым на этот район последовательно накатывались волны кочевников, в том числе и булгар. Часть из них могла оседать в этих местах.

В VI веке Византийская империя разрешила поселение скифов (булгар) в Дакии и Мизии, а также кутригурам, чем вызвала недовольство утигуров (булгарские племена). Известно о переселении также во Фракию. Однако участниками заселения Балкан не обязательно могли быть только булгары, но и хазары, являвшиеся конгломератом тюркских племён.

Если начало миграции в восточную Европу была, относительно, одновременной, то славянская и тюркская компоненты (или их ассимилят) переселялись практически синхронно – причины были общими. Примечательно, что «казанский» маршрут идёт южнее Оки, хотя и захватывая её верховья. Известно, что севернее продвигались вятичи. Отсюда следует вывод, что, мигрируя, тюрки все же придерживались конкретного направления на соединение со своими соплеменниками.

Знали, куда шли.

Поскольку корень казан прослеживается на всём этом пути, следовательно, они и принесли это название на берега Волги. В противном случае мы должны предположить, что, хотя топоним Казань и имеет своё место в выше приведённой схеме, но возник он независимо от неё, будучи генерированным регионально, либо привнесённым индивидуально.

Славяне с Балкан появились в центре Восточной Европы в VIII веке или несколько раньше. Надо полагать, тюрки тоже. До будущей Казани оставалось более тысячи километров. Они «прошли» этот путь почти за двести лет. Думаю, ещё менее, поскольку, официальные даты образования городов обычно завышены.

Поселения с одноимённым названием существовали задолго до того. Подтверждением тому являются результаты раскопок на территории Кремля. Вероятнее всего вначале было создано городище с одноимённым названием, которое в силу ряда причин выросло в город Казань. Переселение по этому пути могло продолжаться ещё течение века, а может быть, и двух. Оно в основном шло больше естественным путём – на более богатые пастбища, охотничьи угодья, по невраждебным территориям.

Расстояния между топонимами не имеют больших разрывов, что говорит о более или менее равномерном передвижении. История названий городов и народов, наверное, всегда будут непреходящей темой исследований. Это в полной мере относится и к Казани, источник названия которой дискутируется до сих пор, как и связанная с ним, история происхождения татарского народа.

Я не буду повторять легенду об обронённом в речку котле, историки – профессионалы к этому серьёзно не относятся. Хотя подобные ситуации характерны и для многих других городов. Но это всего лишь наивные, а потому легко воспринимаемые версии, базирующиеся на утерянной в веках истинной сути событий древних времён.

Одним из источников названия населённых пунктов является их привнесение переселенцами со своей предыдущей родины. Зачастую они могут быть трансформированы, сохраняя некоторую основу, например, корень.

Поскольку корень казан прослеживается на всём этом пути, следовательно, они и принесли это название на берега Волги. В противном случае мы должны предположить, что, хотя топоним Казань и имеет своё место в выше приведённой схеме, но возник он независимо от неё, будучи генерированным регионально, либо привнесённым индивидуально.

Славяне с Балкан появились в центре Восточной Европы в VIII веке или несколько раньше. Надо полагать, тюрки тоже. До будущей Казани оставалось более тысячи километров. Они «прошли» этот путь почти за двести лет.

Думаю, ещё менее, поскольку, официальные даты образования городов обычно завышены. Поселения с одноимённым названием существовали задолго до того. Подтверждением тому являются результаты раскопок на территории Кремля. Вероятнее всего вначале было создано городище с одноимённым названием, которое в силу ряда причин выросло в город Казань.

 Переселение по этому пути могло продолжаться ещё течение века, а может быть, и двух. Оно в основном шло больше естественным путём – на более богатые пастбища, охотничьи угодья, по невраждебным территориям. Расстояния между топонимами не имеют больших разрывов, что говорит о более или менее равномерном передвижении.  

Поселения на европейской части со временем росли за счёт притока тюркской, но в основном славянской компоненты, происходила их русификация. И хотя появлялись славянские окончания (Казанский, Казанское), корень сохранялся и стал «родным» и для русских.

По мере роста населения происходило отпочковывание отдельных групп с образованием выселок, починков в различных направлениях. Таким образом, первичный маршрут начинал размываться.

Что касается продвижения в Сибирь, то оно имело место в основном после взятия Казани. В этом случае продвигались русские и татарские мужики, используя при организации поселений уже общее, родное название. Обращает на себя внимание повышенная плотность корня казан в районе Новосибирска – Красноярска. За Енисеем имеются лишь единичные точки. То есть, движение остановилось в основном здесь.

 Примечательно, что группа топонимов с корнем казан неожиданно возникает в устье Енисея. Из этого можно сделать вывод, что определённая часть мигрантов сплавилась по реке и дала названия новым селищам.

Произвести какое-либо историко-хронологическое отнесение вышеотмеченных вторичных маршрутов затруднительно. Для этого нужно исследовать историю каждого конкретного региона.

Хочу лишь отметить, что этот район (Северный Кавказ, Таманский полуостров, Нижнее Поволжье, Северный Каспий, Крым) с момента прихода гуннов стал активнейшей ареной деятельности различных тюркских племён и народов, включая хазар, булгар, савир, гузов и др.

Имеется ещё один, но менее контрастный маршрут, о котором нельзя не сказать. Это направление с севера Югославии через Варшаву на Архангельск. Топонимы здесь более редки. Но я уже знаком с этим направлением по предыдущему опыту, и тем более с районом Архангельска, куда устремлялись маршруты не одного переселения. Полагаю, что в этом случае речь может идти о миграции в основном славянских племён, акцептировавших корень казан ещё на Балканах.

В истории Балкан известно много значимых поводов для миграции населения. Я произвёл их оценку и считаю, что в раннее средневековье условия миграции были более предпочтительными. Булгарам (тюркам) нужно было пройти после устья Дуная лишь земли славянских племён, тиверцев и уличей. Думаю, что это были старые «знакомые».

 Далее лежали пространства, находящиеся на границе Хазарского Каганата. В то же время, проход и, тем более расселение, по этим же землям в более поздний период мог вызвать значительные трудности, так как они в разное время принадлежали Княжеству литовскому, Речи Посполитой. Хотя юг России оставался относительно «свободным».

Далее я хотел бы перейти к не менее интересному вопросу. Почему всё-таки корень казан лёг в основу названия такого количества топонимов? В честь этой кухонной посуды, вряд ли, стали бы называть новые поселения. В Болгарии есть населённый пункт Казанджилар (казанджийня – мастерская по изготовлению медных котлов), славянское название которого Котловичи.

 Но наряду с этим имеются Казаннар, Казанлу и Казанлук, смысл которых должен быть иным.

Столь широкое использование этого корня трудно приписать и профессиональной деятельности медников. Тогда карты были бы заполнены названиями различных предметов – объектов кустарного промысла. Смысл этого нужно искать в глубокой древности. Так, в огузском героическом эпосе (огузы – предки турок и азербайджанцев, проживавших ранее на территории Туркестана. Не путать с Туркменистаном), «Книги моего деда Коркута», известен такой персонаж, как Салор – Казан или просто Казан. Это был богатырь и бек.

С этой точки зрения является вполне естественной повышенная концентрация топонимов в отмеченных районах Средней и Малой Азии, Закавказья. В 576 г. в район Куры персами были переселены савиры.

Однако не считаю, что топонимы казан возникли в прямой связи с персонажем эпоса Казаном. Я просто продвинулся несколько глубже «котла» в направлении понимания этого вопроса. Истинные корни являются ещё более глубокими, сакральными. Исходный их смысл зачастую утерян или сильно искажён. Отмечу лишь, что каз в тюркском языке означает также «кочевать».

Могу привести пример из славянской топонимики, касающийся корня лопат. Не называли же города в честь этого шанцевого инструмента. Имелась ввиду иная, деревянная, лопата, с помощью которой провеивали зерно от плевел. Этому процессу придавался смысл отделения зла от добра. Правда, была ещё и каменная лопата, на которой проходили обряд огненного очищения дети, далее обучавшиеся волхованию.

Очевидно, с казан ситуация по своей сути идентична. Касательно Балкан, маловероятно, что турецкое иго оказало существенное влияние на топонимику этого региона в целом. Она сформировалась ещё до этого.

Заметьте, в Румынии имеется только один топоним – Казаник на северном берегу Дуная и то, находящийся на периметре болгарско-югославского массива точек казан. В Венгрии нет ни одного подобного топонима. Турки присутствовали в Румынии, а южные области Венгрии были ими оккупированы в течение 150 лет. Вернее всего эти поселения организовали более ранние пришельцы – тюрки, слившиеся позднее с ордой Аспаруха.

 И только четыре названия появляются в Польше, которые, как отмечалось выше, связаны с исходом из северной Югославии. Можно, возразить, что их могли организовать более поздние переселенцы – татары в XVI веке. Но тогда является странным, почему они укладываются в этот маршрут.

 В связи с этим интересно рассмотреть наличие корня казан в языках народов анализируемого театра действий. Почти всегда одним из его смыслов является «котёл». В болгарском, сербско-хорватском языках он используется очень активно, включая технические термины. В румынском, имеется несколько значений: «общественное потребление пищи», casanca – шерстяная вязаная косынка, а также «рыжий». В венгерском – casan k`oе – накипь. В украинском и русском слово казан применяется пассивно по основному назначению. В чешском и польском такого корня вообще нет. Их заменяет чисто славянское кот(е)л.

То есть, хотя в Румынии и Венгрии не было поселений казан, но отмечается языковое влияние, которое можно приписать турецкому, но, очевидно, не только ему. Оно принесло шерстяную косынку и накипь. Интересно, что Кёстлер и Артамонов отмечают присутствие среди хазар большого количества людей с рыжим цветом волос.

По-видимому, именно, эта часть тюрок и организовала поселения казан, что и дало им такое прозвище, вылившееся далее в соответствующее прилагательное в румынском языке. При этом корень казан был для них культовым.

И в заключение ещё об одной загадке. Корень казан (латинской транскрипции kazan) существует не только в рассматриваемом евроазиатском ареале. В Канаде имеется Kazan lake, в Тихом океане вулканические острова Kazan Retto, два Kasane в Скандинавии и один в Ботсване, Kasana и Kasanga в Танзании, Kasangula и Kasanza в Конго, национальный парк в Замбии Kasanka, Kasano misahi в Японии.

Конечно, можно оспаривать правомерность рассмотрения в данном ряду топонимов, пишущихся через s, а не через z. Я не исключаю, что некоторые из приведённых названий не имеют отношения к рассматриваемому корню. Однако при этом нужно учитывать, что фонетический переход с – з (s – z) зачастую трудно различим, а присутствие этих букв в словах не всегда предполагает их однозначное твёрдое звучание.

 В таком случае, если существование этого корня в Канаде как-то можно объяснить, то в Африке, Океании и Японии весьма затруднительно. Рискну предположить, что этот корень может относиться к былому единству народов и некогда единому языку. То есть он является архидревним.

В целом полученные результаты дают обильную почву для размышлений и предположений разного характера. Всесторонний анализ не являлся основной целью данной работы.

 При тщательном рассмотрении каждого отрезка топонимической сетки с учётом истории каждого региона, очевидно, можно дать более мотивированное объяснение. Я высказал лишь свою версию, не претендуя на её абсолютность, хотя и другие варианты мною также оценивались. Это не единственный пример, связывающий тюркскую топонимику Балкан и Восточной Европы. Но об этом – отдельная статья.

«Казанские истории», №15-16, №17-18, 2002 год

Другие публикации Владимира Курбатова в "Казанских историях":

«Татар»ские топонимы в евро-азиатском регионе

Тюркские топонимы и русские фамилии

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить