Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лекции о казанской художественной сцене 1920-х годов

19 апреля 2015 года в Центре современной культуры «Смена» в рамках параллельной программы к выставке «Плакат советского востока 1914–1940» состоится лекция кандидата искусствоведения Ольги Улемновой «Графический коллектив „Всадник» – лидер казанского авангарда 1920-х».

Ольга Улемнова расскажет об авангардном графическом коллективе «Всадник», участники которого воплощали идеи экспрессионизма и абстракционизма, интерпретировали национальные формы искусства и вывели татарстанское искусство на общероссийский уровень.

«Всадник» – одно из немногих художественных объединений 1920-х годов авангардистского толка, которое программно заявило о развитии гравюры как самостоятельного вида искусства. Альманах сыграл основополагающую роль в возрождении и развитии в Казани в начале 1920-х годов станковой и прикладной гравюры, обогатив казанское искусство новейшими тенденциями русской и западноевропейской графики. Символический смысл названия своего коллектива художники раскрыли в первом графическом альманахе, вышедшем в 1920 году, посвятив его «могучей фигуре „Всадника», который, сметая веками насевшую пыль, несется к новым достижениям человеческой мысли».

Вы узнаете о жизни и творчестве дизайнера, плакатиста Фаика Тагирова и его жены и единомышленника Александры Коробковой, работавшей в области книгооформления и дизайна шрифта.

В книжном магазине «Смены» можно приобрести альбом-каталог «Графический коллектив „Всадник»«, подготовленный к одноименной выставке, прошедшей в Национальной художественной галерее «Хазинэ» c 20 декабря 2013 по 1 марта 2014 года.

Каталог явился результатом многолетней научно-исследовательской работы кандидата искусствоведения Ольги Львовны Улемновой, проводившей свои исследования в музеях, архивах государственных и частных, как в России (Казань, Москва, Санкт-Петербург), так и за рубежом (Украина, Германия). Ее исследования были поддержаны отечественными и зарубежными музейными и научными учреждениями, в 2007 году она получила стипендию Общества Кандинского (Париж).

Выставку «Плакат Советского Востока 1918–1940» представляли Центр современной культуры «Смена» и Фонд Марджани. Плакаты республик Поволжья, Кавказа и Средней Азии, созданные в период между двумя мировыми войнами, столь же неоднозначны, сколь и само время резкого социального и культурного перелома и становления нового общества.

Хрестоматийную известность в советское время получили отпечатанные огромными тиражами работы классиков плакатного искусства. Однако не всегда плакаты, выпущенные центральными издательствами для союзных республик, при их несомненно высоком художественном уровне, были понятны населению.

Плакаты, созданные местными художниками и отпечатанные в типографиях «на местах», представляют особый интерес. Неся в себе художественную и рекламную, информационную и агитационную функции с учётом национального менталитета, эти плакаты в полной мере выполняли возложенную на них роль: привлекали внимание и интерес зрителя, активизировали восприятие, управляли массовым сознанием.

Открытие выставки состоялось 5 марта. Организаторы выставки задумали цикл образовательных мероприятий в рамках этой выставки.

Образовательная программа началась с лекции кандидата филологических наук и доцента КФУ Азата Ахунова «Время Аделя Кутуя». 5 апреля он рассказал в «Смене» о том, каким был известный татарский поэт писатель Адель Кутуй.

В середине 20-х годов прошлого века он, следуя примеру своего кумира – Владимира Маяковского, создаёт татарский ЛЕФ (Левый фронт искусств), который в прямом переводе получает название СУЛФ (Сул фронт). «Сулфисты» организуют ряд провокационных акций – срывают классические спектакли в Татарском академическом театре и устраивают забастовки.

С самого начала Великой Отечественной войны Адель Кутуй работал редактором работы в Татрадиокомитете. 25 мая 1942 года он ушёл добровольцем в Красную армию. Воевал в составе 75-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона на Западном и Донском фронтах. За отличие в Сталинградской битве был награждён медалью «За отвагу». Затем воевал на Брянском фронте в должности адъютанта командира 3-й гвардейской миномётной бригады. В 1944 году гвардии младший лейтенант А.Н. Кутуев стал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красная Армия» на татарском языке.

Зимой 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, Адель с танкистами прошёл путь от Вислы до Одера. При этом он сильно простудился, но продолжал выезжать на передовую и делать репортажи, пока его состояние резко не ухудшилось. Его эвакуировали в эвакогоспиталь города Згеж (Польша), но 16 июня 1945 года он скончался от острой формы туберкулёза легких. Похоронен на воинском участке городского кладбища (могила №35).

26 апреля лекцию «Пионеры конструктивизма: Фаик Тагиров, Александра Коробкова в Казани и Москве» прочитает Ольга Улемнова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ

 

Дополнительная информация

Веб-сайт: http://smenagallery.ru

Местоположение: ЦСК «Смена», Бурхана Шахиди ул., 7

Стоимость входного билета  на лекции – 100 рублей.

Начало лекций в 16:00

Окончание: в 18:00

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить