Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

XII фестиваль «Науруз» пройдет под знаком Казахстана

XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» пройдет в Казани с 1 по 7 июня 2015 года.

На всех театральных площадках будут показаны лучшие спектакли театров тюркского мира: Азербайджана, Алтая, Дагестана, Казахстана, Крыма, Татарстана, Тывы, Хакасии, Якутии...

Репертуар фестиваля 2015 года «Науруза» отличается особым разнообразием: здесь  шекспировские «Тиит» и «Укрощение строптивой», чисто этнические притчи «Легенда о коркуте», «Айраз батыр», кукольные спектакли и для детей.

Среди режиссеров спектаклей-участников – знаковые имена: Барзу Абдуразаков, Айрат Абушахманов, Фарид Бикчантаев, Йонас Вайткус и многие другие.

28 апреля  в информационном агентстве «Татар-информ» состоялась презентация театрального фестиваля. Подробнее о его программе и спектаклях-участниках предстоящего фестиваля рассказали Фарид Бикчантаев,  художественный руководитель фестиваля, заслуженный деятель искусств России и Татарстана; Ильфир Якупов, директора фестиваля; Нияз Игламов,  член коллегии критиков.

Организаторы фестиваля отметили, что в нынешнем году программа фестиваля значительно отличается от репертуара прошлых лет. Во-первых, фестиваль впервые посвящен театральной культуре одного из тюркских народов – XII «Науруз» пройдет под знаком Казахстана. Во-вторых, в рамках фестиваля состоится знаковое для театрального сообщества мира событие – Международная конференция «Вектор развития театра: Европа-Азия». В-третьих, программа XII «Науруза» значительно сжата, что связано с сокращением бюджета фестиваля.

Однако это сыграло даже на руку проекту – пришлось ужесточить отбор спектаклей. В целом репертуар XII «Науруза» получился разнообразным.

С 2009 года «Науруз» проходит на внеконкурсной основе, и участникам фестиваля не присуждаются места и гран-при. На фестивале нет жюри, но есть коллегия театральных критиков. Традиционно, в коллегию входят ведущие критики и театроведы России и Зарубежья. Они смотрят каждый спектакль «Науруза», чтобы после обсудить его с постановочной группой спектакля и журналистами. Такое обсуждение и оценка постановок авторитетными театральными критиками является, по мнению многих участников «Науруза», одним из главных достоинств фестиваля.

Спектаклям XII театрального фестиваля даст оценку коллегия театральных критиков под председательством Алексея Бартошевича, известного российского театрального критика, шекспироведа, члена жюри Международной театральной премии имени К.С.Станиславского и Национальной премии «Золотая маска».  Алексей Бартошевич – внук Василия Качалова. Это шекспировед с мировым именем.

В коллегию войдут 9 критиков. Среди них – неоднократно участвовавшие в работе коллегии Дина Давлетшина (Уфа), Нияз Игламов (Казань), Нина Кирай (Будапешт), Олег Лоевский (Екатеринбург), Надежда Стоева (Санкт-Петербург). Впервые в коллегию критиков фестиваля «Науруз» войдут: Кристина Матвиенко (Москва), кандидат искусствоведения, эксперт фестиваля молодой драматургии «Любимовка», член международной ассоциации театральных критиков I.A.T.C., педагог ВГИКа; Елена Ковальская (Москва) – театральный критик, арт-директор Центра имени Вс.Мейерхольда; Сания Кабдиева (Алматы), кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории театрального искусства Казахской национальной академии искусств имени  Т. Жургенова.

1 июня на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала откроется XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Спектаклем-открытием театрального фестиваля «Науруз» станет легенда «Заклятие Коркута« Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова в постановке литовского режиссера Йонаса Вайткуса. Показ состоится 1 июня на большой сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала.

Коркут (Коркыт), легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов – выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Предания о Коркуте встречаются у многих тюркских народов.

Именно на основе эпоса о Коркуте казахского поэта, драматурга Ирана Гайыпа создан спектакль «Заклятие Коркута» театра драмы имени М. Ауэзова. Эта легенда является одним из стержневых компонентов казахской ментальности. Тем интереснее, что режиссером спектакля стал литовец Йонас Вайткус, яркий представитель литовской режиссуры.

Сегодня «литовская режиссура» является целым направлением в современном театре, которое отличает подчеркнуто метафорическое начало. Среди известнейших ее представителей – Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас и Йонас Вайткус. Спектакль Казахского театра имени Ауэзова «Легенда о Коркуте» – это особое сочетание метафорической литовской режиссуры и древней тюркской легенды.

Коркут не был батыром, не был воином, он являлся мыслителем, ярким представителем эпохи распада тюркского общества на отдельные улусы. Легенда о нем глубоко оптимистична, смысл ее заключается в том, что Коркут нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством. В спектакле «Заклятие Коркута» тюркская легенда воплощается художественными средствами театрального искусства – языком метафор, иносказаний и олицетворений.

 «Заклятие Коркута» не случайно станет спектаклем-открытием фестиваля тюркских народов «Науруз», ведь метатема фестиваля – это синтез, создание нового из известных компонентов. «Заклятие Коркута» – воплощение постмодернистской концепции фестиваля.

Фестиваль продлится до 5 июня.

Билеты на спектакли можно будет приобрести в кассах театров Казани, а также в Интернете.

 

 

Справка

Алексей Бартошевич – родился 4 декабря 1939 в Москве в семье сотрудников МХАТа им. М. Горького, внук В.И. Качалова. В 1961 окончил театроведческий факультет ГИТИСа имени А. В. Луначарского (ныне РАТИ), в 1964 –  аспирантуру при нем (кандидатская диссертация «Комедии Шекспира», 1965). Ученик крупных специалистов-западников – театроведа Г.Н. Бояджиева, литературоведа и шекспироведа А.А. Аникста. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии К.С. Станиславского. Заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. Автор книг о Шекспире и английском театре (Шекспир. Англия. XX век. М., 1997; «Мирозданью современный». Шекспир в театре XX века. М., 2003 и мн. др.). Член исполкома Международной шекспировской ассоциации (с 1996).

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить