Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1948 – В Казани появился первый троллейбусный маршрут, который соединил поселок Караваево с центром города. Решение о создании в Казани троллейбусной линии было принято постановлением Совета Министров СССР от 13 февраля 1948, которое подписал И. В. Сталин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Задача поисковиков – найти всех участников войны

До сих пор еще не написана полная история Великой Отечественной войны. Этой важной миссией занимаются сотни поисковиков, в том числе и в Татарстане. Сегодня представим только часть этой огромной работы, которая нашла свое завершение в виде книги.

В 2018 году  объединение «Отечество» Республики Татарстан издало второе издание книги «Всех назовем поименно». Теперь в биографическом каталоге собраны биографические статьи о 241 авиаторе, погибшем или умершем в годы Великой Отечественной войны и захороненном в нашей республике. В нем представлены все воздушные силы того времени: военно-воздушные, военно-морские, а также  Гражданский воздушный флот. Первое издание вышло в 2013 году. Новое содержит много новой информации.

Издание 2013 года

Издание 2018 года

Предлагаем вашему вниманию предисловия автора – управляющего делами общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» РТ» Ильи Прокофьева к обоим  изданиям. Они даются в сокращении, поскольку часть информации уже использована в публикации о книге   Всех назовем поименно.

 

От автора. Год 2013 

Перед вами книга-реквием. Дань памяти людям, которые отдали самое дорогое, что было у них – свои жизни во исполнение воинского долга перед Родиной и народом. В самый тяжелый период в истории нашей Родины они встали на защиту Отечества. Они погибли и умерли далеко от фронта, но все их помыслы и дела были направлены на достижение одной цели, единой для родной страны – нашей Победы.

В 1994 году Региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» РТ начала комплексную работу по восстановлению полного списка воинов, захороненных на территории Татарстана, по поиску сохранившихся могил и надгробий, составлению схем их расположения с целью благоустройства и охраны воинских захоронений. Была проведена огромная поисковая работа: полевые выезды на места расположения воинских захоронений в районах республики, архивно-исследовательские поиски по документам различных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан.

Результатом многолетних работ стало издание в 2009 году Каталога воинских захоронений Республики Татарстан «Я вечно помнить призываю…», в который вошли сведения о 17 кладбищах в 13 населенных пунктах республики, список 6020 воинов, умерших в госпиталях, погибших при исполнении воинского долга в годы Великой Отечественной войны и похороненных на территории Республики Татарстан.

В ходе работ по подготовке Каталога дополнительно были выявлены ранее не известные воинские захоронения в шести населенных пунктах республики. Дополнительно установлены имена более сотни солдат и офицеров Красной Армии, похороненных на территории республики. Данная работа продолжается и сейчас.

С 2012 года одним из новых направлений деятельности Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан стала подготовка к изданию этой книги, посвященной авиаторам, погибшим на территории Республики Татарстан.

На сегодняшний день (в 2017 году), из установленных и перечисленных в настоящей книге данных на 218 членов летно-подъемного состава, погибших и похороненных на территории республики, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации пропавшими без вести, а 60 человек вообще не учтены в Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ (ОБД «Мемориал»), то есть количество пропавших без вести увеличивается до 100 человек.

Могилы авиаторов расположены в городе Казани на Арском, Архангельском, Окольном кладбищах, в Арском, Бугульминском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Зеленодольском, Пестречинском, Спасском, Чистопольском районах. Тем самым война оставила неизгладимый след на территории Республики Татарстан.

Военные захоронения на Архангельском кладбище Казани

Военные захоронения на Пороховом кладбище Казани

 

Мемориал Славы на Арском кладбище Казани

В результате проводимых в последнее время поисково-разведывательных полевых работ на территории РТ выявлены захоронения безымянных летчиков в Нижнекамском и Рыбно-Слободском районах. Имена и обстоятельства их гибели еще предстоит выяснить. Неизвестны обстоятельства гибели и полные данные захороненного около бывшего аэродрома 18-го запасного авиационного полка в районе города Чистополя лейтенанта Н.Максимова (его останки были перезахоронены в мае 2011 года в городе Чистополе)… Так что впереди еще огромный пласт неизученных документов различных архивов, не один десяток километров лесных и сельских дорог, множество встреч с местными жителями, в рассказах которых звучат легенды о той далекой войне…

Настоящие издание – это начало большого исследования авиационной военной истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны.

Впереди нас еще ждут летчики, имена которых мы обязаны вернуть из небытия… Вернуть их родным и близким, вернуть ПАМЯТЬ о них…

Продолжение истории. Год 2018

Прошло пять лет с того момента, как вышло в свет первое издание книги «Всех назовем поименно». Мы специально не стали менять вводную статью, а решили продолжить ее – рассказать, что удалось сделать за эти годы, поведать вам новые истории, поделиться, как проходили сложные поисковые изыскания.

Как вы помните, уважаемые читатели, в первой книге были опубликованы данные 218 военнослужащих, погибших и умерших на территории Татарской АССР. Из них 100 – в документах различных архивов значились пропавшими без вести или оказались не учтены в архивах Министерства обороны Российской Федерации, хотя на региональном уровне факт их смерти был зафиксирован органами ЗАГС ТАССР и у многих имеются официальные могилы. Кроме того, большинство погибших в авиакатастрофах учтены в документах расследований причин данных катастроф, хранящихся в фондах авиационных частей. Но эти сведения по каким-то причинам не попали в сводные данные по учету безвозвратных потерь личного состава ВВС.

В этой книге добавлены имена еще 23 военнослужащих, погибших и умерших на территории Татарской АССР, из них 15 в документах учета безвозвратных потерь значатся пропавшими без вести. Таким образом, в книге имена 241 авиатора, из них 115 – учтенные пропавшими без вести.

Также во втором издании почти у всех военнослужащих уточнены места захоронений, указаны номера памятных стел, где их имена увековечены (за исключением шести летчиков, чьи могилы до сих пор неизвестны, так как не найдены места падений самолетов).

Эта работа была проведена в период 2014-2015 годов в соответствии с планом мероприятий по подготовке и проведению в Республике Татарстан празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На основании распоряжения Кабинета министров Республики Татарстан от 07.02.2014 №235-р, Региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» РТ совместно с ООО «Похоронный дом «Ритуал» города Казани провели реконструкцию надгробий на воинских захоронениях на территории республики.

В качестве источника сведений для выполнения реконструкционных работ сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» в 2014 году был подготовлен и издан рабочий вариант Реестра воинских захоронений периода Великой Отечественной войны на территории Республики Татарстан. Реестр включает описания, схемы кладбищ и участков с обозначением могил и их номеров, фотографии всех памятников и надмогильных мемориальных знаков, а также списки похороненных на 21 кладбище в 17 населенных пунктах Татарстана, на которых имеются воинские захоронения периода Великой Отечественной войны.

Работы по замене памятников и надгробий, стел были проведены в Казани (Арское, Архангельское, Окольное кладбища, п.Красная Горка), в Агрызском, Арском, Верхнеуслонском (Елизаветино, Нижний Услон), Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском (Васильево, Зеленодольск, Исаково), Кукморском (Кукмор, Ядыгерь), Нурлатском, Пестречинском районах республики.

Кроме того, в рамках акции «Сохранение наследия» был разработан эскиз специального знака об охране государством воинских захоронений на территории Республики Татарстан. В течение 2014-2015 годов поисковики РОМО «Объедения «Отечество» РТ изготовили и нанесли такие специальные знаки на все воинские захоронения на территории республики.

Нанесение знака об охране государством воинских захоронений на территории РТ в рамках проекта «Сохранение наследия». 2015 год

При проведении данных мероприятий на Арском кладбище города Казани были найдены могилы многих авиаторов, чьи места захоронения были ранее не известны.

При проведении мероприятий по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Арского кладбища сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафиком и Марией Салахиевыми были выявлены не известные нам ранее захоронения: полковника П.А.Реутова – начальника цикла связи Военного авиационного училища разведчиков ВВС КА, умершего от инсульта 5 июля 1943 года; летчика-испытателя завода №22 старшего лейтенанта Стрельникова С.С. и военпреда завода №22 старшего техника-лейтенанта Трубачева С.М., погибших в авиакатастрофе 18 июля 1942 года.

Также при проведении мониторинга найдены могилы летчиков, сведения о которых отсутствовали в базе данных РОМО «Объединение «Отечество» РТ и не были представлены в первой книге. Это могила летчиков Уральского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) В.В. Исаева и Н.Л. Королькова, погибших в авиакатастрофе 22 декабря 1942 года в районе аэродрома Янаул Башкирской АССР. В катастрофе погибли 10 человек (пять членов экипажа и пять пассажиров), два пассажира с различными ранениями были доставлены в больницу. Тела В.В. Исаева и Н.Л. Королькова были отправлены в город Казань, где проживали их семьи, а остальных похоронили на кладбище города Янаул Башкирской АССР. Так на Арском кладбище города Казани выявлена могила еще двух летчиков.

В документах Российского государственного архива экономики оказалась отражена судьба начальника казанского аэродрома подполковника В.М. Цыганова. В первом издании мы писали, что он «погиб при исполнении служебных обязанностей». Проведя архивные исследования, выяснили не только все обстоятельства его гибели в авиакатастрофе, но установили также имя еще одного погибшего и похороненного в Казани авиатора. 4 мая 1944 года подполковник В.М. Цыганов вылетел для проведения тренировочного полета вместе с комсоргом казанского аэродрома В.Е. Кравцуновым. При посадке самолет Ут-2 разбился.

Получив эти сведения из РГАЭ, мы смогли воспользоваться частично сохранившимися архивными делами Треста похоронного обслуживания Управления благоустройства г.Казани, где нашли запись: Цыганов и Кравцунов были похоронены на Арском кладбище 6 мая 1944 года в соседних могилах. То есть можно с точностью утверждать, что рядом с могилой подполковника В.М. Цыганова находится и утерянная могила комсорга казанского аэродрома В.Е.Кравцунова.

В РГАЭ мы также нашли документы, подтверждающие найденные ранее при проведении краеведческих исследований сведения еще об одной катастрофе, унесшей жизни нескольких людей.

История такова. В 2015 году нами издан фотоальбом «Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945)», в котором опубликованы фотографии зданий, где в годы войны размещались медицинские учреждения Красной Армии. В книге даны также исторические справки по этим госпиталям.

Из администрации курорта «Бакирово» (Лениногорский район Татарстана) пришли исторические материалы, рассказывающие об истории этого одного из старейших медицинских центров Татарской АССР. В годы войны на базе курорта был развернут эвакуационный госпиталь №4914. В воспоминаниях медицинских работников госпиталя мы отметили одну историю, которая касалась авиационной тематики.

В сентябре 1944 года при посадке на сделанной недалеко от госпиталя площадке разбился санитарный самолет, который доставлял в Бакирово раненного офицера и врача. В предоставленных материалах говорилось, что в результате катастрофы погибли летчик Пчелкин и выбежавшие встречать самолет медсестра госпиталя со своим сыном. Находившиеся в самолете офицер и врач получили ранения, им срочно была оказана медицинская помощь.

Мы стали искать сведения о летчике в различных доступных нам базах данных. В Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ «Мемориал» была найдена информация из Книги памяти Тульской области: «…Пчелкин Петр Филиппович, погиб 15 сентября 1944 года…». В архиве Управления ЗАГС Кабинета Министров РТ за 15 сентября 1944 года по отделу города Бугульмы факт смерти был зафиксирован в отношении Гейдан Валентины Ивановны и Гейдан Адольфа Ивановича. Также в архиве ЗАГС нашлись записи о смерти Пчелкина П.Ф., но факт его смерти был зафиксирован казанским горотделом ЗАГС. Выходило, что Пчелкин умер в Казани, а не в Бакирово сразу после катастрофы.

 

За подтверждением мы обратились к архивным документам Треста похоронного обслуживания управления благоустройства Казани, где в Книге регистрации умерших по Арскому кладбищу нашли следующую запись: «…Пчелкин Петр, 21 год, похоронен 19 сентября 1944 года, квадрат 4645, могильщик Ачкеев…».

Стало ясно, что летчик самолета П.Ф.Пчелкин был доставлен в Казань и похоронен на Арском кладбище города.

Очень кстати к нашей исследовательской работе подключилась наша коллега-поисковик, в то время работавшая в Лениногорском краеведческом музее, Наталья Геннадьевна Рогожина. Она побывала в администрации курорта «Бакирово», встретилась со старожилами и в архиве курорта нашла интересующие нас документы: «…Приказ №40 по курорту Бакирово от 15 сентября 1944 года. Тов. Гейдан В.И. считать погибшей при аварии самолета санитарной авиации в 13 часов 15 минут. При аварии погиб сын т. Гейдан – Адольф, летчик Пчелкин П.Ф. погиб и тяжело ранены больной Алексеев А.А. и начальник курортного отдела Татнаркома т. Солдатова А.Е…».

Оставалось уточнить полные данные на погибшего летчика и установить обстоятельства данной катастрофы. В Центральном архиве Министерства обороны РФ мы нашли учетно-послужную карточку (УПК) Пчелкина, а вот документов о катастрофе в архиве не оказалось.

Сведения о катастрофе самолета Пчелкина мы нашли в Российском государственном архиве экономики. 15 сентября 1944 года летчик 32 авиаотряда специального назначения Уральского управления ГВФ младший лейтенант П.Ф. Пчелкин выполнял санитарное задание. Из Казани, сделав посадку на дозаправку в Чистополе, Пчелкин полетел в Бакирово. Здесь он взял на борт врача, которого должен был доставить в н.п. Ютаза, но, вопреки заданию, кроме врача взял еще троих пассажиров (как мы теперь понимаем ими и были больной госпиталя Алексеев, мать и сын Гейданы). Самолет взлетел, но из-за явного перегруза произошла катастрофа.

 В акте расследования говорится: «…В результате перегруженный самолет (весь груз находился в задней кабине, а также и пассажиры) вошел в штопорное положение и ударился в землю в 10 метрах от места начала взлета. Через 2,5-3 часа пилот и двое пассажиров (медсестра и ее сын 13 лет) скончались. Врач и второй пассажир доставлены в больницу…».

Помимо того что архивные документы РГАЭ помогают установить ранее неизвестные имена погибших летчиков и других авиационных специалистов, мы находим в них гигантский пласт исторических документов о других событиях применения авиации в годы Великой Отечественной войны на территории Татарстана. Так, архивные документы подтвердили еще одну легенду, связанную с Казанью.

Однажды наш коллега Сергей Красильников, исследователь боевых действий и личного состава ВВС Северного флота в годы Великой Отечественной войны, рассказал историю, которую слышал от своего отца Юрия Георгиевича Красильникова.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и рассказать немного о семье Красильниковых. Юрий Георгиевич Красильников, отец Сергея, родился в 1931 году, и в годы войны жил в Казани вместе с матерью, врачом казанского аэроклуба. После войны вся жизнь Юрия Георгиевича была связана с Казанским авиамоторным заводом. В 1989 году он был избран народным депутатом Верховного Совета СССР, с 1992 года возглавлял Департамент авиационной промышленности Минпрома России, сейчас на заслуженной пенсии, живет в Казани. Дед Сергея по материнской линии – Филиппов Сергей Дмитриевич – бывший начальник летной части казанского аэроклуба, погибший 29 октября 1942 года в составе 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота. Становится понятен интерес Сергея к изучению истории ВВС СФ и той большой работе, которую он проводит по увековечению памяти погибших летчиков-североморцев.

Вернемся к истории Сергея Красильникова. Его отец рассказывал, что летом 1942 года одним из излюбленных мест, где они играли с пацанами, был Архиерейский лес, который находится на высоком берегу озера Средний Кабан в Казани. В этом лесу они лазили по большому четырехмоторному самолету, который еще в 1941 году сел на вынужденную посадку и был брошен там, так как восстановлению не подлежал. Когда точно упал самолет, Юрий Георгиевич не помнил, точнее не знал. Просто этот эпизод из детства он зафиксировал в своей памяти.

Естественно, я записал данную историю и стал просматривать в компьютерной базе данных все события с четырехмоторными самолетами периода Великой Отечественной войны на территории Татарстана. Источниками этой базы данных являются архивные документы, которые мы собираем уже несколько лет при проведении исследовательской работы по теме истории авиации в Татарской АССР.

В годы войны в советской авиации было всего два основных самолета, которые имели четыре мотора, это ТБ-3 и ТБ-7 (впоследствии переименованный в Пе-8). Никаких упоминаний, что в районе Архиерейской дачи (так называется этот район в Казани) разбился военный самолет, я не нашел. Но приступив к изучению документов, поступивших из РГАЭ, я понял свою ошибку. В документах ГВФ самолеты ТБ-3 имели гражданское наименование! А точнее – назывались Г-2 (грузовой второй). И вот именно под таким типом самолета в базе данных я нашел интересующую информацию.

22 октября 1941 года из-за плохой видимости при тумане совершил вынужденную посадку на лес в 6 км от аэродрома Казань самолет Г-2 Л-1495 (ТБ-3 заводской номер 22506) из состава 8-й авиационной эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения, пилотируемый командиром корабля Веховым. В результате посадки самолет разбит, подлежит списанию, экипаж 5 человек и 3 пассажира живы.

 

Самолет ТБ-3 на вынужденной посадке

 Вот так история, рассказанная жителем Казани, получила документальное подтверждение. Но, к сожалению, не все легенды и истории, которые узнают поисковики, удается разгадать и подтвердить так быстро. Иногда на «распутывание такого клубка» уходят годы…

Еще одна история с самолетом ТБ-3, разбившемся на территории Татарстана, требует продолжения и окончательного завершения. В 2011 году к поисковикам РОМО «Объединение «Отечество» РТ пришла информация, что в районе между селами Кутлу-Букаш и Биектау Рыбно-Слободского района Татарстана есть заброшенная могила и в ней якобы захоронены погибшие в годы войны летчики с разбившегося самолета. В первом сообщении говорилось, что могила находится на краю оврага, рядом с дорогой от одного села к другому. При полевом выезде она была обнаружена – обнесенная железной оградой, но заброшенная и частично разрушенная. Однако при обращении в администрацию Рыбно-Слободского района выяснилось, что эта могила не относится к воинским захоронениям. Старожилы тоже не помнят такого случая.

Спустя некоторое время в адрес поисковиков пришло еще одно сообщение от местных жителей, где говорилось, что могила двух летчиков находилась на окраине села Кутлу-Букаш, в районе так называемого места Каменная река. По словам старожилов, могила находилась рядом с большой березой, единственной в этом месте. На могиле был установлен пропеллер самолета и лежало большое колесо.

В октябре 2014 года мы выехали на место, чтобы зафиксировать данную могилу, и здесь встретили местного жителя (лет 45-50), который пас коров. Он подтвердил, что действительно рядом с березой существовало захоронение, но кто там похоронен – никому не известно. Береза та до сих пор растет, но рядом нет никаких признаков могилы. По словам местного жителя, могила была огорожена деревянным забором, но со временем забор разрушился.

Рядом с березой, приблизительно метрах в ста, находится еще одно захоронение, огороженное небольшим деревянным заборчиком, в центре растет небольшой кустарник. Проведенная полевая разведка в районе нахождения обоих могил ничего не дала. Никаких обломков самолета обнаружено не было.

Место «Каменная река» у села Кутлу-Букаш

 Здесь стоило бы поставить точку, ведь не было найдено никаких подтверждающих документов и точных воспоминаний старожилов. Но в один из выездов в Центральный архив Министерства обороны РФ удалось найти интересный документ, в котором упоминается это село. В донесении командования 9-го запасного авиаполка в штаб ВВС Московского военного округа от 21 марта 1942 года (в это время все воинские подразделения, дислоцирующиеся в Татарской АССР, подчинялись МВО) передавались сведения о самолетах и моторах, находящихся на территории дислокации полка: «…Самолеты, сидящие на вынужденных посадках: самолет ТБ-3 в районе Кутлубукиш, д.Катнаш…». Понятно, что в донесении название населенных пунктов написаны с ошибками, но недалеко от села Кутлу-Букаш на старых картах отмечена и деревня Катмыш.

К сожалению, на данный момент поисковики еще не смогли установить судьбу этого самолета, но будьте уверены, что рано или поздно мы узнаем и ее. Надежда есть, ведь с каждым годом даже в открытых источниках появляются все новые и новые ранее не доступные исследователям архивные документы. Только в последнее время на сайте Министерства обороны Российской Федерации в ОБД «Мемориал» появились сведения из Картотеки ранений филиала ЦАМО (военно-медицинских документов) и Картотеки политработников ЦАМО. Доступ к этим данным позволяет поисковикам уточнять многие сведения, в том числе об умерших в госпиталях Казани.

Появляются новые персональные данные на личный состав Красной Армии, которые вообще не значились в базе данных РОМО «Объединение «Отечество» РТ как захороненные на территории республики. Например, при подготовке второго издания книги «Всех назовем поименно» были обнаружены сведения на командира 1-го запасного авиаполка (в других документах 1-го истребительного авиаполка) капитана Г.Ф.Мельникова, на старшего сержанта 173-го гвардейского штурмового авиаполка А.А.Кузнецова и на других авиаторов.

 Поисковики продолжают работу в Центральном архиве Министерства обороны РФ с фондами авиационных частей, которые дислоцировались, получали новые самолеты, летчики проходили переподготовку в Казани. Так, при изучении документов Управления 8-й запасной авиационной бригады, полков и других подразделений, входящих или оперативно подчинявшихся бригаде, в разное время выявлены ранее неизвестные имена погибших военнослужащих.

Еще неизвестна фамилия штурмана самолета Пе-2 из экипажа батальонного комиссара 128 бомбардировочного авиационного полка Г.А.Сельянова, погибшего 7 октября 1941 года. Из документов смогли узнать лишь фамилии летчика и воздушного стрелка-радиста самолета. Неизвестны имена штурмана и воздушного стрелка-радиста самолета СБ, пилотируемого старшим лейтенантом П.П.Морозовым, из состава ночной группы 128 бомбардировочного авиаполка, погибших в ночь с 29 на 30 августа 1941 года.

Также мы не знаем имен погибших в катастрофе, произошедшей в первой половине 1943 года при переобучении 18-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка. На данный момент удалось найти один документ, в котором эта трагедия упоминается: «…Штабом 9-го ЗАП не оформлен в срок аварийный материал по катастрофе, произошедшей в 18-м маршевом авиаполку, на основании якобы приказа ВВС МВО №0203 1942 года. Никаких мер в отношении 18-го АП не оформившего материал командиром 9-го ЗАП не принято. Полк убыл на фронт не оформив катастрофу…».

В первом издании книги мы рассказывали, что нам были неизвестны обстоятельства катастрофы двух самолетов Пе-2 из состава 72-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС 7-й Отдельной армии, которая произошла 3 марта 1942 года. На тот момент были известны имена только трех членов экипажа этих самолетов: летчика лейтенанта Совета П.Д., летчика старшины Журавлева Л.З. и штурмана одного из самолетов лейтенанта Полякова Б.Ф. Имена еще трех летчиков известны не были.

И вот, проведя скрупулезную исследовательскую работу в Центральном архиве Министерства обороны РФ с документами 8-й запасной авиабригады, 9-го запасного авиаполка, 72-го скоростного бомбардировочного авиаполка, удалось установить неизвестные имена и обстоятельства данной катастрофы. Причем в фондах учебных авиаподразделений (8-й ЗАБр и 9-й ЗАП) мы смогли обнаружить только косвенные упоминания о катастрофе, а вот в делах 72-го СБАП нашли описание катастрофы.

Пришлось пересмотреть большое количество архивных дел полка, даже предвоенного периода, чтобы установить полные данные на погибших. Оказалось, что в документах о катастрофе приведены социально-демографические данные только на летчиков и штурманов самолетов, а вот данные стрелков-радистов были представлены только в виде фамилий и воинских званий.

Фотография из акта расследования катастрофы двух самолетов Пе-2 72-го СБАП. 3 марта 1942 года

Согласно акту расследования, 3 марта 1942 года звено командира звена старшего лейтенанта Захарова в составе 3-х летных экипажей имели задачу произвести учебно-боевой полет по упражнению 15 программы переучивания на самолете Пе-2. Кроме того, ставилось целью: 1. Отработка групповой слетанности звена. 2. Дать практику командиру звена в управлении звеном в воздухе. 3. Отработка согласованных действий звена в воздухе.

В 9 часов 55 минут 3 марта 1942 года звено произвело взлет одиночно и в строю. Командир звена Захаров с первых заходов бомбы не сбросил и пошел на повторное пикирование, а ведомые сбросив бомбы ушли в район сбора и, не дождавшись командира звена, самовольно ушли на стрелковый полигон, первым летчик Совет, а за ним пилот Журавлев. Увидев цель и убедившись, что полигон открыт, летчик Совет сделав заход по большому кругу на высоте 700 метров, вошел в плоскость стрельб и перевел самолет в пике для стрельбы по щиту. А в это время пилот Журавлев сделав малый круг на высоте 300 метров проходил над целью и, не видя друг друга, летчик Совет отрубил хвост у самолета пилота Журавлева. В результате столкновения оба экипажа в количестве 6 человек – погибли. Оба самолета сгорели.

Документы были составлены командованием 9-го запасного авиаполка, в составе которого проходил курс обучения 72-й СБАП. К этим документам также прилагались фотографии с места катастрофы, рапорты целой группы офицеров: руководителя полетами из управления 8 ЗАБр подполковника П.И.Кондратьева, командира 1 АЭ 72 СБАП капитана Белявского, командир звена 1 АЭ 72 СБАП старшего лейтенанта Захарова, механика авиазвена 72 СБАП воентехника 1 ранга Клюева, авиамеханика самолета воентехника 2 ранга Полякова. Но в этих документах ни разу не был озвучен полный состав экипажей разбившихся самолетов.

И лишь запросив документы 72-го авиаполка в деле с материалами по авариям и поломкам самолетов, удалось найти проекты актов расследования, где были расписаны составы экипажей самолетов: «…3 марта 1942 года звено командира звена старшего лейтенанта Захарова в составе 3-х летных экипажей:

1. Командир звена, старший лейтенант Захаров, стрелок-бомбардир звена, старший лейтенант Олешко, стрелок-радист, сержант Пантелеев;

2. Летчик, лейтенант Совет, стрелок-бомбардир звена, лейтенант Поляков, стрелок-радист, сержант Лемешко;

3. Пилот, старшина Журавлев, стрелок-бомбардир лейтенант Фадеев, стрелок-радист, младший сержант Бабешко…».

Это был первый документ, который раскрыл нам фамилии всех членов экипажей самолетов.

Так мы узнали, что в братской могиле на кладбище в д.Кощаково также покоятся лейтенант Фадеев, сержанты Лемешко и Бабешко.

Но в акте не указывались имена и отчества погибших, не было даже инициалов. Тогда пришлось заказывать все архивные дела 72-го СБАП за 1941 и 1942 годы (дела предвоенного периода оказались самыми полезными). Просматривая приказы по полку и сводные списки личного состава полка, были установлены полные данные погибших: лейтенант Николай Васильевич Фадеев, сержант Леонид Фомич Бабешко, младший сержант Георгий Николаевич Лемешко.

В это же время поисковики РОМО «Объединение «Отечество» РТ встретились с уроженцем села Кощаково, военным летчиком 1-го класса Петром Сергеевичем Антоновым. Он смог оказать значительную помощь в сборе информации от старожилов сел Званка и Кощаково, которые, проживая поблизости от военного аэродрома Самосырово, были свидетелями как минимум трех катастроф и нескольких вынужденных посадок. Первым и самым информативным источником для нас стала мать Петра Сергеевича – Антонова Вера Михайловна, 1928 года рождения, уроженка села Званка. В Старом Кощаково поделились своими воспоминаниями Анна Яковлевна Петухова (1926 г.р.) и Сергей Васильевич Леонтьев (1932 г.р.).

Жители с.Кощаково П.С.Антонов, В.М.Антонова и поисковик А.Камзолов

 О захороненных на Кощаковском кладбище летчиках П.С.Антонов рассказывал: «…Это был экипаж в составе: Б.Полякова (кто он летчик? штурман? воздушный стрелок?), второй – Фадеев (со слов матери на пирамидке со звездой ранее была фотография в летном обмундировании и шлемофоне).

Еще вначале было непонятно, почему на месте захоронения стояли только две красные пирамидки. По словам очевидцев, хоронили шесть человек. Было приготовлено шесть гробов, которые лежали на конюшне села Кощаково, тела летчиков находились в барском доме в д.Званка…».

В общем, подтвердилось, что в селе Кощаково были захоронены два экипажа из состава 72-го СБАП. А две пирамидки на могилах могут означать, что каждый экипаж был захоронен в отдельной могиле.

Могила летчиков в селе Кощаково

Работа продолжается. И нам еще многое нужно сделать, чтобы в истории не было белых пятен.

Илья Геннадьевич Прокофьев

г.Казань, декабрь 2018 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского