Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1948 – В Казани появился первый троллейбусный маршрут, который соединил поселок Караваево с центром города. Решение о создании в Казани троллейбусной линии было принято постановлением Совета Министров СССР от 13 февраля 1948, которое подписал И. В. Сталин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вместо ИТЛ – «шарашка» в Казани

На Центральной аллее Арского кладбища есть захоронение, которое вызвало вопросы. В верхней части памятной стелы написано – Инженер, летчик-испытатель Дьяконов Леонид Александрович. 1909-1945. Но памятная стела новая, современная.

Разгадка тут же: чуть ниже сообщается, что в этой же могиле в январе 1991 года была похоронена Ванда Владиславовна Матушевская. Фамилия ДЬЯКОНОВ  мне показалась знакомой. В какой-то истории об авиационных катастрофах она мне уже встречалась.

И вот при составлении списка летчиков, похороненных в годы Великой Отечественной войны в Казани, я нашла биографию Леонида Дьяконова в книге  И. Прокофьева «Всех назовем поименно».

Он родился в 1909 году в Москве. В 1928 году окончил школу ФЗУ. Проходил службу в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии в период с 1929 по 1936 год. В 1933 году окончил Высшую военную авиационную академию имени Жуковского (эксплуатационный факультет), в 1935-м – 1-ю авиационную школу техников в городе Батайске. Служил на должности старшего инженера.

Уволился из рядов армии в 1936 году. Состоял на учете как офицер запаса в Ленинградском военном комиссариате города Москвы. Приказом НКО в 1938 году Дьяконову было присвоено воинское звание военного инженера 2-го ранга.

Проживал в Москве, работал старшим инженером Транспортного управления Моссовета, затем инженером-пилотом Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).

В апреле 1939 года был осужден Особым Совещанием при НКВД СССР (29.04.39 г.) по ст. 58-10 на 8 лет ИТЛ. Находясь в заключении, работал в конструкторском бюро («шарашке») ЦКБ 29 (КБ 102 В.М. Мясищева) при 4-м спецотделе НКВД. В августе 1943 года досрочно освобожден.

В книге Ильи Прокофьева цитируется еще один документ, который касается судьбы Леонида Александровича Дьяконова:

«…Спецсообщение Л.П.Берии И.В.Сталину о работе заключенных-специалистов 09.08.1943 №665/б Сов. Секретно.

Председателю гос. Комитета Обороны т. СТАЛИНУ И.В.

В 4-м Спецотделе НКВД СССР работает группа специалистов, принимавшая участие в проектировании самолетов Пе-2 и ТУ-2 и участвовавшая в серийном изготовлении этих самолетов.

В настоящее время, в связи с работами, возложенными на тов. МЯСИЩЕВА по модификации самолета Пе-2, и работами, возложенными на тов. ТУПОЛЕВА по внедрению в серию на заводе №23 НКАП самолета ТУ-2, Н.К.А.П. т. ШАХУРИН, совместно с главными конструкторами т.т. ТУПОЛЕВЫМ и МЯСИЩЕВЫМ, возбудил ходатайство о досрочном освобождении части специалистов, принимавших участие в разработке и внедрении в серийное производство самолетов Пе-2 и ТУ-2, и о направлении этих специалистов для работы в НКАП.

Учитывая большой опыт работы заключенных специалистов по созданию самолетов Пе-2 и ТУ-2, НКВД СССР считает целесообразным участие этих специалистов в дальнейших работах по самолетам Пе-2 и ТУ-2 и ходатайствует о досрочном освобождении со снятием судимости 38 специалистов, особо отличившихся при проектировании и постройке самолетов Пе-2 и ТУ-2.

Список и характеристики на указанных специалистов при этом прилагаю…».

«… Список. Приложение:

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР БЕРИЯ. Совершенно секретно.

Список особо отличившихся специалистов 4 спецотдела НКВД СССР:

– 24. ДЬЯКОНОВ Леонид Александрович, 1909 г.р., бывший ст. инженер Транспортного управления Моссовета. Осужден Особым Совещанием при НКВД СССР 29.04.39 г. по ст. 58-10 на 8 лет ИТЛ.

Исполнительный, способный инженер, участвовал в разработке и компоновке винтомоторной группы самолета 102. Принимал активное участие в проведении летных испытаний самолета. Все поручаемые работы выполняет быстро и инициативно…».

На первом листе имеется резолюция: «Товарищу Берия. Согласен. И.Сталин».

 Леонид Александрович продолжил работу в ОКО В.М.Мясищева, которое размещалось тогда в Казани, на авиазаводе №22. Он участвовал в разработке скоростного дневного бомбардировщика ДБ-2ВК-108 (другие применявшиеся названия: ДБ-108 и ДСБ-2ВК-108). В основу конструкции самолета была положена схема Пе-2И. Леонид Александрович был ведущим инженером по этому самолету.

Леонид Александрович погиб 5 июня 1945 года, при катастрофе самолета ДБ-108 с ракетным ускорителем С.П. Королева, во время испытательного полета. Машина упала на жилой дом в деревне Сухая река. Погибли также трое местных жителей

Первое надгробье Леонида Александровича Дьяконова

Пилотом в том трагическом полете был летчик-испытатель завода №22 капитан А.Г. Васильченко, который получил тяжелые ранения, но остался жив.

Теперь понятно, где я встречала фамилию Дьяконова – в архивных данных Героя Советского Союза Александра Григорьевича Васильченко.

Акт смерти Л.А. Дьяконова был зафиксирован Казанским городским отделом ЗАГС Татарской АССР 6 июня 1945 года. Его похоронили в Казани, на Арском кладбище, могила с правой стороны Центральной аллеи, чуть в глубине, не доходя до памятника авиаконструктора В. Петлякова. 

В книге Ильи Прокофьева цитируется письмо дочери Дьяконова –  Светланы Леонидовны Морозовской – в адрес казанского офиса Всероссийского информационно-поискового центра, написанное в 2018 году. Она родилась 20 января 1945 года, за полгода до гибели отца. Светлана Леонидовна сообщила поисковикам, что в истории семьи репрессии коснулись не только ее отца.

Мать – Ванда  Владиславовна Матушевская –  тоже была арестована. «Сидела в одиночной камере, затем работала на лесоповале. От нее требовали отказаться от родителей. Их родители (папы и мамы) тоже были арестованы и сразу расстреляны. Впоследствии все реабилитированы.

Ничего не знаю про родителей отца. Есть небольшая информация, что его отец – Дьяконов А.М был председателем Московского революционного трибунала (1918 г.) – допрашивал Каплан по делу выстрелов в Ленина на митинге…».

Поисковикам удалось найти сведения, о которых не знала Светлана Леонидовна. Они хранились в фондах Центрального государственного архива Московской области.

«…Дьяконов Александр Михайлович (родился 1885 году – дата смерти не установлена, после 1939 года). Уроженец д.Антополь Пружанского уезда Гродненской губернии. Из дворян, сын коллежского асесcора. Имел юридическое образование. В 1903 году вступил в ППС (Польская партия социалистов) в Литве. В 1905 году вел революционную работу в Военной и рабочей организациях ППС, подвергся административной высылке. В РСДРП(б) принят 17 октября 1917 г. По март 1918 года занимал пост народного судьи. Затем председатель Московского ревтрибунала до середины апреля 1919 г. Отправившись на фронт, до 1921 года занимал посты председателей Реввоенсовета 1-й и 9-й армий, Туркфронта, зам. председателей РВС Западного и Южного фронтов. В 1922 г. зав. губюстиции в Самаре. Позже работал в Наркомюсте и юрисконсультом Московского университета. Впоследствии член коллегии защитников в Москве. Арестован 5 августа 1938 г., приговорен 5 июня 1939 г. ОСО при НКВД СССР к 8 годам ИТЛ. Реабилитирован в декабре 1955 г.».

 Источник информации:

Прокофьев И.Г. Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной Армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан.2-е изд. – Казань, «Отечество», 2018

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского