Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шаляпинский фестиваль – это бренд Казани

1 февраля 2012 года в Казани открывается XXX Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина. О Шаляпинском фестивале рассказывает директор Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль МУХАМЕТЗЯНОВ.

Казань – город с устоявшимися оперными традициями. Любовь казанцев к опере началась во второй половине XIX века, когда горожанам были показаны первые спектакли постоянной оперной труппы П.М.Медведева.

Существовала и другая точка отсчета истории казанской оперы – 1939 год, выпуск студентов Татарской оперной студии при Московской консерватории и открытие Татарского оперного театра.

Впрочем, более тридцати лет назад, когда я пришел в театр, было не до истории. В тот период Татарский государственный театр оперы и балета переживал не лучшие времена. Театр стал непосещаемым: на балетных спектаклях зал заполнялся на тридцать процентов, на оперных публики было еще меньше. Случались спектакли, на которых на сцене артистов было больше, чем зрителей в зале!

Было очевидно: нужно что-то делать. Старая система функционирования театра не действовала. Требовалась новая модель, которая позволила бы резко улучшить качество спектаклей и сделать так, чтобы в публика вернулась в театр.

Идея проведения оперного фестиваля имени Федора Шаляпина была продиктована насущной необходимостью привлечения внимание зрителей. Концепция фестиваля проста и действенна. Основу фестивальной афиши составляют собственные постановки нашего театра, но все главные партии в спектаклях исполняются приглашенными солистами – ведущими оперными певцами России и мира.

Эта модель фестиваля работает по сей день, позволяя с помощью новых имен поддерживать интерес зрителей.

Неслучайным был выбор названия фестиваля. Казань – родина великого певца Федора Шаляпина. Здесь он родился и сделал свои первые шаги в искусстве. Более известного в мире русского оперного певца, чем Шаляпин, нет. Масштаб дарования и слава русского баса перешагнули его время и стали достоянием Вечности.

Казань является обладателем уникального бренда, на который не может претендовать ни один город мира. Благодаря фестивалю и постоянному интересу к личности великого русского баса в 1999 году в Казани был открыт первый в мире памятник Шаляпину. И сам Шаляпинский фестиваль, история которого началась в 1982 году, стал еще одним нерукотворным памятником великому певцу.

Созданный как региональный фестиваль, в дальнейшем он приобрел всероссийский и международный статус. Форум пережил крушение СССР, экономические и политические кризисы, потрясавшие нашу страну. К счастью, при всех изменениях политической системы в России руководство республики в лице нашего первого Президента Минтимера Шариповича Шаймиева и нынешнего Президента Рустама Нургалиевича Минниханова всегда поддерживало фестиваль, не позволяя ему превратиться в рядовое, формальное событие.

Фестиваль изменил весь театр. Мы отказались от старого штатного расписания. В театре остались базовые коллективы – хор, оркестр, кордебалет, был упразднен институт главных специалистов и ведущих солистов. Это позволило рассматривать каждый новый спектакль как отдельный проект, на который приглашаются постановщики со всего мира.

Вот уже много лет перед каждой новой постановкой осуществляется кастинг для того, чтобы выбрать лучших певцов, сформировать уникальный ансамбль исполнителей. Прошло время. Сегодня мы уже не разделяем фестивальные спектакли и спектакли текущего репертуара. Все они должны быть высочайшего класса!

Следствием проведенных реформ стало повышение интереса к театру: сегодня практически все спектакли проходят на аншлагах, а билеты на Шаляпинский фестиваль раскупаются за полтора-два месяца до его открытия. Такого нет ни в одном театре России, кроме, пожалуй, Большого. Формирование репертуара осталось прежним.

В афише театра представлены шедевры русской и западноевропейской классики, а также лучшие образцы национального репертуара. В афише органично сосуществуют спектакли в стиле «большой оперы» (например, перенос спектакля Большого театра «Борис Годунов» – известная постановка Л. Баратова в декорациях Ф.Феодоровского) и спектакли авторские. Это и «Травиата» Жаннет Астер, «Кармен» Георгия Ковтуна, «Риголетто», «Мадам Баттерфляй», «Лючия ди Ламмермур»  Михаила Панджавидзе.

Большим успехом пользуются оперы татарских композиторов – «Любовь поэта» Р.Ахияровой, «Джалиль» Н.Жиганова. Закрепить имеющуюся модель позволило сотрудничество с несколькими крупными европейскими компаниями, такими, как «EuroStage», «Impressariaat Ruud de Graaf» (Нидерланды) и «Konzertdirektion Schlote» (Австрия), благодаря которому театр был интегрирован в мировой культурный и театральный контекст.

Вот уже почти 20 лет театр ежегодно осуществляет 2-3 больших зарубежных турне. Из нестоличных театров мы, наверное, единственные, кто осуществляет гастрольную деятельность в таком масштабе. Опыт копродукции с европейскими театральными агентствами позволил определить те задачи, которые сегодня стоят перед современным оперным театром.

В результате нами осознанно была выбрана синтетическая художественная модель: с одной стороны, мы не боимся быть «музеем» и ставим классические спектакли, с другой – делаем современные, авангардные оперные постановки. В соответствии с современными требованиями все наши спектакли идут на языке оригинала.

В нынешнем году Шаляпинский фестиваль проходит уже в тридцатый раз. Когда мы проводили первый фестиваль, никто из нас (не будем лукавить) не думал о том, что он будет существовать и иметь такое важное значение через несколько десятков лет. Сегодня Шаляпинский – это бренд Казани, наша марка.

Сейчас перед нами иная задача: сохранить этот бренд. Шаляпинский фестиваль – такое же знаковое событие в мировой музыкальной жизни, как фестиваль в Зальцбурге, Байройте или Брегенце. Наша задача – сделать казанский форум таким же известным и престижным во всем мире. Чтобы в Казань приезжали звезды экстра-класса, солисты с мировыми именами, и не только отдельные исполнители, но и целые коллективы! Чтобы солисты и в России, и за границей ощущали: выступать на Шаляпинском фестивале в Казани – честь для них.