Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Finversia-TV
Яндекс.Погода

Хронограф

<< < Апрель 2019 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1759 – Начало театральных представлений в Казани. Первой публике была представлена комедия Мольера «Школа мужей».

    Подробнее...

История глазами литератора

Мало кто в жизни вот так сразу находит свое призвание, дело, к которому по-настоящему лежит душа. Ольге Ефимовне Ивановой, написавшей удивительную трилогию о трех татарских женщинах: «Нурсолтан», «Ковгоршад» и «Сююмбике», – это не сразу удалось.

Нашла она себя уже в зрелом возрасте – благодаря небольшому материалу в одной из казанских газет...

О казанском литераторе Ольге Ивановой рассказывает наш корреспондент Елена ЛЫЖИНА. Мы попросили оценить ее книги  Розалину ШАГЕЕВУ, заместителя директора НКЦ “Казань”, заведующую Музеем национальной культуры.

Ольга Ефимовна Иванова родилась в Сибири в городе Новокузнецке. Проучившись там 8 лет, вместе с родителями переехала жить в Сочи. А после окончания школы решила получить образование в Казани, где впоследствии нашла свою любовь и осталась жить. Долгое время работала в торговле, сначала инспектором, потом начальником отдела кадров. И все шло вроде бы своим чередом: дом да работа. Но однажды, а точнее 16 лет назад, в руки Ольги Ефимовны попала газета, в которой был напечатан материал о трех татарских женщинах: Нурсолтан, Ковгоршад и Сююмбике.

Глубоко тронули ее судьбы этих женщин, захотелось узнать о них побольше. И Ольга все свое свободное время стала проводить в библиотеках или дома за книгами. А потом решила записать все то, что узнала. Ночами одновременно писала и убаюкивала маленького сына.

Ольга Ефимовна изучила много документов, перечитала массу книг. Начала с истории Казани, но потом поняла, что этого мало, – надо знать намного больше. Стала изучать историю Литвы, Крыма и т.д. В основном “советовалась” с книгами известного нашего ученого А.Халикова. Нередко возникали проблемы с датами: в одной книге писалась одна дата, в другой – другая.

Приходилось терять много времени и сил, скрупулезно высняя истину. Но такая работа приносила и огромное удовольствие. Тем более что еще с детства Ольга увлекалась историей, и такое близкое соприкосновение с любимым предметом радовало и вдохновляло. Порой не могла уснуть до глубокой ночи, раздумывая о том, что напишет завтра. Но когда наступало утро и Ольга бралась за «перо», то рука невольно выводила на бумаге совершенно другие записи, не то, о чем думалось ночью.

Это казалось странным. Но, наверное, так должно быть у каждого ищущего, сомневающегося писателя.

Первая часть трилогии – о Сююмбике была закончена в 2000 году, остальные – чуть позже. Ее романы читали все – и родные, и друзья. Хвалили. Однажды подруга предложила Ольге показать свои творения Розалине Гумеровне Шагеевой, известному казанскому искусствоведу.

Ольга Ефимовна с радостью согласилась, ведь похвалы близких людей – это одно, а оценка специалиста – совершенно другое дело. Несколько недель не было никаких известий. И уже когда надежды на положительный отзыв, казалось, рухнули, прозвенел долгожданный звонок. Розалина Шагеева просто в восторге и горит желанием познакомиться с автором…

Трилогию с общим названием “Правительницы Казани” она оценила высоко, отметив, что романы написаны не скучно, а понятным, интересным для любого человека языком. После знакомства с Р.Шагеевой у Ивановой появились желание издать свою трилогию. Было, конечно, тяжело, так как спонсоров на издание не нашлось. Написала письмо к мэру Казани К.Исхакову, но посылать не стала. А, возможно, зря.

«В преддверии тысячелетнего юбилея столицы Татарстана у сотен людей возникает желание быть полезным своей родине, внести посильную лепту в дело возрождения истории, которая подвергалась забвению многие сотни лет, – писала она. – Хотелось внести подобный вклад и мне. Еще в советские времена замечала, как мало в Татарстане книг по истории Казани. Да и сейчас уделяется больше внимания истории документальной, написанной языком ученых, и оттого не доступной широкому кругу читателей. Обидно и жалко, что столь богатая и интереснейшая история Татарстана остается невостребованной. Имена выдающихся государственных деятелей, поэтов, правителей времен Булгарии и Казанского ханства для многих коренных казанцев сегодня мало что значат. А ведь люди, не знающие своей истории, – как перекати-поле! Могут ли они полноценно существовать, созидать, воспитывать будущее поколение?!»

Долгие годы испытывала непреодолимое желание восполнить этот пробел. Понимала, что широкий круг читателей хочет взять в руки книгу, не просто передающую сухие документы древней истории, а легкую и интересную в прочтении и в осмыслении, доступную и юному поколению, и людям, умудренным житейским опытом. Так родилась трилогия “Правительницы Казани”.

Деньги пришлось вкладывать свои, помогли родственники и друзья. Первая книга под названием «Нурсолтан» должна выйти в свет уже в марте 2003 года. Сейчас О.Иванова работает над новым произведением, в котором главным героем будет мужчина. У него пока нет названия, черновой вариант – «Основатель Улу-Мухаммед». Хочется пожелать Ольге Ефимовне творческих удач.

Елена ЛЫЖИНА

Глубокий взгляд в прошлое

Трилогия Ольги Ивановой посвящена одному из самых драматичных периодов в истории татарского народа эпохи Казанского ханства: становления, расцвета и окончательного его падения в середине XVI века. Трилогия представляет собой жанр популярного в настоящее время в отечественной литературе романа-реконструкции, где шаг за шагом, на базе широкого круга источников и художнической интуиции возрождается исчезнувшее прошлое. Созданное автором – отнюдь не научная монография или “бледная археология”, воскрешающая впечатляющие культурные останки прошлого. 

Это и не красочный приключенческий роман с культом степного рыцарства и пафосом ренессансных городов Поволжья с расцветом культуры и экономики. Трилогия “Правительницы Казани” – полифоническое многофигурное полотно с обширной географией (Казань, Москва, Крым, Литва, Турция....), с широким охватом событий и действующих лиц, начиная от правителей государств – ханов, сеитов, мурз, карачи, беков, вельмож, сановников, кончая эпическими картинами народной жизни.

Автору оказался подвластен чрезвычайно кропотливый, вдумчивый труд не только по восстановлению кардинальных событий эпохи: войн, смены правящих династий, дипломатии и переговоров, государственной политики и идеологии, но и картин мирной, общественной жизни, строительства и обустройства города. Так, богатая фантазия прозаика уносит читателя в экзотические ставки золотоордынских ханов и в царские палаты Московского Кремля, во дворцы крымского хана и турецкого султана.

Хорошее освоение исторического материала позволяет автору живо и свободно апеллировать к событиям, фактам, деталям быта, языку прошлых столетий. Писательнице удалось воссоздать адекватные национально-этническим, народным представлениям образы легендарных женщин, о которых упоминают русские летописи, “Казанская история” неизвестного автора XVI века, историки Карамзин Н. М., Соловьев С.М. в XIX веке, Худяков М.Г. и др. в XX веке.

Умелое вкрапление в речь героев стихов, четверостиший, изречений поэтов средневековья – Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма, Мухаммедьяра, Джалниз Джирау (по последним версиям автор эпоса “Идегей”) – делает страницы романов еще краше, живописней и интригующе.

От романа веет неподдельным ароматом “Тысячи и одной ночи”. Итак, на путях к тысячелетию Казани появился эмоциональный и красивый, дышащий жизнелюбием и духом исторической правды труд, с максимализмом в охвате событий и лиц, с чудесами фольклора и откровениями современного литературного стиля, лишенный, однако, стремления к вседозволенности и идеализации. Это – глубокий взгляд в прошлое и драгоценное чтиво для современника, созданное молодым талантливым романистом.

Розалина ШАГЕЕВА,

заслуженный деятель искусств РТ, заместитель директора НКЦ “Казань”,

заведующая Музеем национальной культуры, искусствовед и поэт.

«Казанские истории», №5-6, 2003 год

 

Читайте в «Казанских историях»:

Три казанских правительницы: Ковгоршад

Три казанских правительницы: Нурсолтан

Три казанских правительницы: Сююмбике

 

 

  Издательский дом Маковского