Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Немецкий ученый Александр Гумбольдт в Казани

Известный немецкий ученый-естествоиспытатель, географ и путешественник Александр фон Гумбольдт (1769-1859) посетил Казань в 1829 году.

Александр Гумбольдт окончил университет в Берлине, который сейчас носит его имя. Получив прекрасное образование, юноша увлекся наукой. В течение пяти лет путешествовал по странам Центральной и Латинской Америки, а потом – по странам Европы. Им написано 600 научных работ.

Памятник Александру Гумбольдту в Берлине. Фото Любови Агеевой

Как и многих немецких ученых, Гумбольдта интересовала Россия, ее природа, ее люди. Получив приглашение от Николая I, ученый совершает поездку на восток страны. Целью научной экспедиции было – принести пользу горному делу и промышленности России.

В апреле 1829 года ученый прибыл в Петербург с небольшой группой коллег. Сопровождали Гумбольдта в этом путешествии профессор минералогии Берлинского университета Г.Розе, биолог X.Эренберг, исследовавший Северную Африку и Палестину, и чиновник горного департамента России Меншенин. В этом же месяце экспедиция посетила Казань. Среди встречавших здесь были Карл Фукс, с которым Гумбольдт учился в Берлинском университете, а также И.М.Симонов, с которым они виделись ранее, в Париже, после кругосветного путешествия Симонова с Беллинсгаузеном и Лазаревым.

Описание русского путешествия Гумбольдта, Эренберга и Розе было опубликовано и скоро стало известно в Казани. Позднее, в 1837 году, в Петербурге вышел перевод на русский язык. В том же году Густав Розе выпустил в Берлине книгу путевых записок, посвященных путешествию в Россию. Книга эта стала значительным явлением научной литературы того времени. Большая заслуга автора – в том, что он наряду с путевыми заметками оставил полное описание минералов России, которое включало богатые собрания горных пород и минералов, собранных во время путешествия, а также экспонаты, находившиеся в музеях и университетах Дерпта, Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Барнаула и других городов. Описал Розе и частные коллекции.

Гостей поселили в гостинице Дворянского собрания. Состоялась их встреча с Н.И.Лобаческим и другими учеными университета. Н.И.Лобачевский и И.М.Симонов произвели вместе с Гумбольдтом измерение наклона магнитной стрелки и напряженности магнитного поля в окрестностях Казани. Гости совершили экскурсию по городу.

«Сам город Казань, а также слободы имеют прямые, широкие улицы, в большинстве своем пересекающиеся и состоящие в основном из деревянных домов, которые редко имеют более чем один этаж и часто окружены садом, – так записывал Г. Розе свои впечатления. – Здесь много церквей и монастырей с колокольнями часто удивительной архитектуры, как церковь Петра и Павла, у которой совершенно японская форма, снаружи расписанная огромным количеством фигур в ярких красках...

Город населен, в основном, русскими, слободы же, которые от города не отдалены и не отличаются от него, населены татарами. Они составляют около трети всего населения Казани – в городе приблизительно 50 тысяч человек. Они живут в основном торговлей, имеют много шорных и мыловаренных фабрик, продукция которых очень ценится и рассылается далеко.

Мы ездили и в эти слободы, и татары повели нас в одну из своих молелен, сделали они это с услужливостью. Она была из дерева и состояла из прихожей и квадратного зала, чистого и простого, – черты, которыми отличаются вообще все жилища татар.

Покрытые толстым слоем пыли, мы возвратились к себе; улицы Казани не вымощены, раньше они были, как и другие русские города, вымощены деревянными плахами; когда во время восстания Пугачева в 1774 году город был сожжен, сгорели не только дома, но и мостовые, посредством чего пожар еще более усилился и тушение было затруднено».

Гостей пригласил к себе домой профессор Фукс. Хозяин познакомил их с историей края, со своей краеведческой коллекцией, собранием минералов и монет, Гумбольдту подарил некоторые минералы. Немецкого ученого заинтересовали богатейшие коллекции растений, насекомых, птиц, собранные казанским ученым. Г.Розе не мог отвести взгляда от драгоценных минералов. Тут были топазы, изумруды, аметисты из богатейшего месторождения в Мурзихе. Таких минералов не было даже в университете, поскольку не было средств для пополнения минералогического кабинета. Ученые Казани вели переписку с Гумбольдтом еще несколько лет, и он всегда в ответных письмах просил засвидетельствовать свое почтение Карлу Федоровичу Фуксу.

Профессор Фукс обратил внимание гостей на редкое собрание восточных рукописей и монет и так заинтересовал всех, что назавтра решено было как можно раньше выехать в Булгары. В Булгарах они осмотрели памятники, познакомились с историей этих мест. Некоторые реликвии древней истории Булгарского государства гости увезли с собой: «Прекрасное и многочисленное собрание монет, найденных в Булгарах (господин Гумбольдт обязан этим предупредительной доброте профессора Фукса), отдано королевскому музею в Берлине».

Густав Розе так описал экскурсию по древним Булгарам:

«Многие постройки засыпаны песком и землей... Было бы большой потерей, если эти старые памятники совсем исчезнут. Уже Эрдман не видел многого из того, что Паллас и Лепехин описали 48 лет до него, а другие путешественники, наверное, найдут еще меньше, если русским правительством не будут приняты меры против разрушения этих руин. Но соблазн жителям велик – нужный строительный материал (камень) легко можно добывать из этих руин. Под развалинами старых памятников часто находят серебряные и медные монеты, медные серьги, кольца и другие предметы, немало которых нам предлагали купить крестьянские дети...»

Из Казани экспедиция отправилась на Урал, посетила места, где добывали железо, цветные металлы и малахит. С их участием 5 июля 1829 года был найден первый уральский алмаз. Ознакомившись с уральскими заводами, гости продолжили путь на Алтай, посетили Тобольск и Семипалатинск. По итогам экспедиции дали ценные рекомендации для дальнейшего развития горного дела и промышленности в России.

Экспедиция длилась девять месяцев и имела огромную практическую пользу для российской науки.

В публикации использованы материалы известного казанского краеведа А.ГАРЗАВИВНОЙ и Д.СТЕПАНОВОЙ, дипломанта третьей Поволжской конференции старшеклассников имени Лобачевского.

«Казанские истории», №7-8, 2003 год