Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанские светописцы – продолжение традиций

Казань считается одним из лучших «фотографических» городов России. Многих наших мастеров знают за границей.

Прежде чем рассказать о современном состоянии фотографии, лучше сказать – фотоискусства, в Казани, добавим к рассказу казанского краеведа  Бориса Григорьевича Ерунова (Казанские светописцы в прошлом ) две важные подробности.

В фондах Национального музея хранится несколько альбомов со снимками фотографов дореволюционной Казани. В журнале «Казань» за 1994 (№3-4) была опубликована статья старшего научного сотрудника фондов Ираиды Гольдшмидт о том, как великий князь Петр Николаевич Романов в 1879 году помог создать фотопортрет Казани. Обязаны мы этим не особе царского двора, а казанскому фотографу Владимиру Павловичу Бебину, который подготовил ему в подарок фотоальбом, изготовленный в виде шкатулки с бархатным верхом. Альбом великий князь увез с собой.

Он вернулся в Казань как дар Павловского Дворца-музея казанским коллегам.

В газете «Республика Татарстан» со слов известного казанского краеведа Георгия Фролова было рассказано о снимках Арнольда Ивановича Бренинга, аптека которого была одной из лучших в Казани. Фотоархив Бренинга сберегли на чердаке этого самого дома дети Арнольда Ивановича, известные музыканты: Ольга и Рудольф Бренинги. В семейном архиве Бренингов Фролов нашел 10 необычных стеклянных пластинок 1911 года размером 10 на 15 см. Газета опубликовала три фотоснимка: портрет Иоганны Васильевны Бренинг, вид ботанического сада и семейное надгробие на Арском кладбище.

Казань и сегодня считается одним из лучших «фотографических» городов России. Многих наших мастеров знают за границей. Владимир Богданов, Борис Давыдов, Михаил Медведев, Михаил Козловский, Фарит Губаев, Эдвард Хакимов, Рифкат Якупов, Валерий Михайлов, Ляля Кузнецова, Айгуль Акманова, Василий Абросимов, Наиль Курамшин, Илья Шалман... Всех фамилий не назовешь.

В летние месяцы казанцы могут увидеть фотоработы Евгения Канаева (они демонстрируются в Музее изобразительных искусств, выставка называется «Тысячелетие спустя») и Василия Мартинкова (Дом дружбы на ул.Островского). Безмерно жаль, что Василия уже нет с нами. Он, один из немногих, умел делать репортажные снимки на уровне художественного обобщения.

Кстати, изомузей не первый раз представляет фотоработы. Там уже показывал свою выставку Владимир Зотов, снимки которого вы часто видите на страницах «Казанских историй». Он был репортером городской газеты, а значит в кадр всегда была живая жизнь, событие в номер. Но сегодня эти оперативные снимки сохранили дух времени, дома и площади, которых уже нет.

Было и такое в истории Казань. На ремонте Ленинский мост. Фото Владимира Зотова

Благодаря работам Владимира Зотова, сохранившим для истории «советскую» Казань, с ее символикой и традициями, наши дети будут знать, как выглядела Ярмарочная площадь, когда на ней еще стоял один из первых на территории России каменный дом; что правый подземный переход на «Кольце» вел к знаменитому магазину «Колбасы», где всегда была колбаса и ее можно было купить даже без талонов (сейчас тут выход к новому зданию ЦУМа)…

Такой была Ярмарочная площадь

Конечно, не все, что снесено или переделано, стоит оплакивать. Сравните «стекляшку» пригородного вокзала и здание после реконструкции… Золушка на кухне и на балу в царском дворце.

В редакции "Вечерней Казани" рвботал и Фарит Губаев. Он всегда тяготел к художественности кадра, даже если работал в номер.

Ночь после выпускного вечера. Фото Фарита Губаева

В творческом багаже Фарита целая серия портретов гостей Казани: Рудольф Нуриев,  Святослав Рихтер, Андрей Тарковский... В газету шли снимки с выверенной композицией, а на память оставались неожиданные кадры, которые хорошо передавали характер персонажа.

Святослав Рихтер, пианист, народный артист СССР, на гастролях в Казани. Фото Фарита Губаева

Появились и молодые фотографы, которых еще рано называть мастерами, но «ветераны» видят в них продолжение казанских фототрадиций.

С удовольствием слежу за Максимом Богодвидом, который до недавнего времени работал в «Интертате».

С 7 июля по 15 сентября работы молодых можно видеть на выставке «Лики Казани» в галерее «Восточное крыло» главного здания КГУ. Среди известных называются Дмитрий Тарханов, Илья Парамыгин, Леонид Хотинок, Ольга Глухова, Марат Хусаинов, Марат Ахметзянов, Камиль Алеев, Дмитрий Петриченко.

К юбилею Казани запланирован выпуск ряда фотоальбомов. Интересные проекты задумал Михаил Медведев. При содействии Союза журналистов РТ создается альбом «Татарстан. Портрет современника» (председатель редсовета – Валентин Лексин). Свой альбом делает Владимир Зотов. Не пожалейте денег – купите. Ведь фотография – это история, которая на секунду остановилась.

«Гнездом» казанских фотографов долгое время была фотогруппа «Тасма», которая объединяла как профессионалов, работавших в редакциях газет и журналов, так и любителей. Она организовала не одну выставку, помогла нашим мастерам стать участниками многих международных экспозиций.

По-моему, впервые их работы попали в международные каталоги после выхода альбома «День города», объединившего огромное число фотоснимков, сделанных в Казани за один день. Центром этой акции была редакция «Вечерней Казани». Авторы репортажных снимков, вечно спешащие в номер, вдруг проявили себя как настоящие художники.

Ныне в мире говорят о Казанской школе фотографии. Работы наших мастеров опубликованы во многих изданиях, вышедших в США, Англии, Финляндии, Швеции.

В рыночных условиях творческие связи стали практически не заметны. Фотографы повеселели, когда получили поддержку в агентстве «Татмедиа», их «мамой» там стала Рая Сафиуллина, одна из организаторов фестиваля «Портрет эпохи». Недавно мы узнали, что сама она тоже фотографирует. Ее виды Парижа можно увидеть на выставке в офисе агентства. Она была участницей международной творческой лаборатории, которая работала во Франции.

Мастера светописи из стран, объединенных в Международную организацию ТЮРКСОЙ, в течение недели могли творить, обмениваться опытом работы. Работы участников лаборатории из Татарстана легли в основу фотовыставки «Пять дней в Кападокии». В сентябре ожидается акция «Французская улица», и мы снова будем иметь возможность «побывать» в Париже.

В офисе «Татмедиа» можно увидеть и работы ряда казанских фотомастеров о городе-юбиляре.

В августе в ста городах мира откроется фотовыставка, посвященная 1000-летию Казани. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие российские города, столицы более 80-ти стран, штаб-квартиры международных организаций: ООН, ИРСИКА, ЮНЕСКО и др. Показываются 50 работ известных казанских фотохудожников. Это не только виды Казани, но и снимки с Сабантуя и Дня города. А выставка Рифката Якупова целый год будет курсировать по городам Финляндии.

В последние годы фотомастера живут надеждой на свой Дом. Однако Казанский дом фотографии пока существует только в виде мечты. Как-то дело доходило даже до выделения помещения, но потом все заглохло. В нынешнем году они все-таки решили объединиться – и создали Казанский фотоклуб. Отметили это в мае интересной по форме, полезной по содержанию тусовкой в сквере у Музея изобразительных искусств.

Играла музыка, посетители внимательно изучали фотографии, представленные на импровизированной выставке. Ораторы у микрофона хвалили фотографов за их труд… В толпе здесь и там возникала фигура господина в черном смокинге и цилиндре. Это был Владимир Зотов, один из организаторов этого действа.

Мы об этом Обществе еще не раз услышим…

За творчеством коллег-фотожурналистов наблюдает

Любовь АГЕЕВА

«Казанские истории», №9, 2005 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить