Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.04.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+7° / +10°
Ночь / День
.
<< < Апрель 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1910В Казани открыта больница, построенная на средства купца первой гильдии Я.Ф.Шамова, которая дошла до нас как Шамовская больница. Яков Филиппович не дожил до ее открытия.

    Подробнее...

«Звезда мировой величины» Николай Катанов

Имя Николая Фёдоровича Катанова известно многим – известный российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, востоковед и общественный деятель. Во многих регионах России его имя ценят и помнят. По праву он считается первым хакасским учёным.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 (18) мая 1862 года в Енисейской губернии, в степной местности Изюм (Узюм) в 17 км на северо-востоке от села Аскиз на левом берегу Абакана (приток Енисея). Родители принадлежали к двум основным племенным подразделениям хакасов: отец – сагаец, мать – качинка. Отец – Федор Семенович Катанов (по-хакасски Хызыл Катанов), был улусным писарем.

Проявившаяся с детства страстная любовь к учёбе привела его в Красноярскую гимназию, которую он окончил, с золотой медалью, а позже – на восточный факультет Императорского Петербургского университета. В это время он издаёт один из своих первых научных трудов – записки о сагайском наречии тюркского языка. Оканчивает университет уже со степенью кандидата наук.

На период с 1889 по 1892 год он был командирован Санкт-Петербургской Академией наук и Русским географическим обществом в четырёхлетнее путешествие по Сибири, Северной Монголии и Китайскому Туркестану изучать быт и языки тюркских племён. Результатом этой поездки стали многочисленные раритеты, которые составили известную в Казани коллекцию.

Дальнейшая жизнь ученого связана с Казанью. По прибытию в Казань Николай Фёдорович Катанов сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

В эти годы начинается его активная общественная деятельность. Он работал в Казанском обществе трезвости, был старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при этом обществе. После создания на базе общества Казанского отдела «Русского Собрания» (КОРС) Н.Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 года был избран товарищем (заместителем) председателя Совета КОРС А.Т. Соловьёва. Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай, симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов, основоположник «движения ваисовцев», которое Н.Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту»).

Несколько лет Катанов отдал исследованиям башкирского народа. Николай Катанов совершает поездки в Уфимскую губернию для изучения башкирского языка. На рубеже XIX-XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 году Катанов защищает докторскую диссертацию на тему «Опыт исследования урянхайского языка» – труд, который открыл миру тувинский диалект тюрского языка. В 1907 году получает вторую докторскую степень доктора – по сравнительному языкознанию. В 1911-м переходит на работу в Казанскую духовную академию, а с революцией 1917 года возвращается на работу в Казанский университет.

Знавших его людей поражала многогранность его деятельности, как научной, так и общественной: он преподавал в университете восточные языки, проводил научные исследования в области тюркской филологии и этнографии, участвовал в научных экспедициях. Мало кто знает, что профессор Катанов одно время являлся членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. Он внес большой вклад в собирательскую и научную деятельность музея Общества археологии, истории и этнографии и Казанского городского музея, руководил музеем общества, в 1918 году стал заведовать ещё одним университетским музеем – нумизматическим.

Николай Федорович был действительным членом Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета в течение 28 лет (1894-1922), из них 16 лет (1898-1914) – его председателем, 2 года – секретарем (1896-1898) и редактором «Известий» этого Общества.

Н.Ф.Катанову принадлежит библиографический обзор работ по Востоку, изданных за рубежом и на родине. Им прочтены на общих собраниях Общества десятки докладов и напечатаны в «Известиях» 130 статей и заметок. Они посвящены отдельным вопросам этнографии тюркских племен, словесности, нумизматике и исламоведению.

Занимался он и историческим прошлым местного края: древнеболгарского государства, Казанского царства и города Казани. Изучает мусульманские монеты из Болгар, Золотой Орды, болгарские эпиграфические памятники, предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках.

С 1906 года судьба учёного была тесно связана с Казанским городским научно-промышленным музеем, до 1917 года он был директором историко-этнографического отдела. Одновременно ряд лет состоял председателем Совета, а с 1906 года был ещё и казначеем музея. Эти должности были общественными – музейщиком он был по зову сердца.

Для городского музея руководство такого видного учёного – магистра турецко-татарской словесности и доктора сравнительного языкознания Казанского университета, профессора Казанской духовной академии, выдающегося знатока восточных и западноевропейских языков, историка, археолога – было большой удачей и придавало всей деятельности музейщиков глубокий научный характер.

Одновременно с общественной работой в городском музее Николай Фёдорович руководил деятельностью других музеев Казани. В 1906 году он активно помогал в создании Церковного историко-археологического музея при Казанской епархии, позднее состоял членом Совета этого своеобразного учреждения и непосредственно участвовал в его работе. Катанов сыграл исключительную роль в создании музея Казанской духовной академии, а во время гражданской войны, когда музею грозила гибель, организовал передачу его коллекций в городской музей.

Николай Фёдорович был страстным коллекционером. Однако многие предметы из его коллекций оказались в разных казанских музеях. Коллекцию татарских литографированных картин – шамаилей Катанов собирал для городского музея в течение ряда лет. Сейчас они составляют гордость Национального музея РТ.

Городскому музею Николай Фёдорович передал и большинство собранных им предметов старины, среди которых много материалов по истории и этнографии татарского народа, народов Сибири, Среднего и Ближнего Востока. Музей духовной академии благодаря Катанову обогатился предметами буддийского культа, а также этнографии удмуртов, а музей Общества археологии, истории и этнографии – предметами из Болгар, купленными им во время поездки в Спасский уезд Казанской губернии.

«Часто приобретённое на свой счёт он передавал в музеи бесплатно», – писал о коллекционерской деятельности Катанова И.М.Покровский.

Катанов помогал не только казанским музеям, но и Красноярскому, Минусинскому, Тобольскому и другим. Он был поистине выдающимся музейным деятелем дореволюционной России.

После 1917 года Катанов вынужден был покинуть городской музей, но фактически не оставил музейную работу. Бруно Адлер, ставший в 1918 году его директором, привлёк учёного к участию в журнале «Казанский музейный вестник». До самой кончины Катанов оставался в центре музейной жизни города.

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского Русского географического общества (1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер 9 марта 1922 года.

«Здоровье Николая Федоровича пошатнулось с осени 1921 года, после физического паралича, случившегося с ним от переутомления, когда уже далеко не молодой профессор, вместо покоя …, вынужден был долго и непосильно работать: копать землю под посев картофеля и других овощей на огороде, носить их на себе с огорода, находящегося в пяти вёрстах от его квартиры, таскать и перекладывать тяжелые бревна с места на место, колоть дрова, носить воду на второй этаж в свою квартиру по крутой лестнице и многое другое.

Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую учёную силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградима. Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию», – так писал И.М. Покровский в статье «Памяти профессора Н.Ф. Катанова в 1923 году.

Погребён Н.Ф. Катанов был на кладбище располагавшегося на территории Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося тогда в казанском кремле, впоследствии закрытого и уничтоженного. В настоящее время некоторые здания монастыря восстановлены.

Как пишет казанский исследователь А.М. Елдашев, по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище, однако существует и другая точка зрения – останки Катанова «потревожены не были, но сегодня из-за утраты памятника найти их уже невозможно.

Николай Катанов пользуется безмерно глубоким уважением у всех народов, которые изучал, с которыми близко соприкоснулся – хакасского, татарского, башкирского, тувинского. Его вклад в изучение этнографии и языкознания весьма значителен для всего тюркоязычного мира.

Хранят память об ученом в Абакане. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н.Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в университете проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.

Интересно, что в 1996 году Советом Министров Республики Хакасия были выпущены суррогатные деньги номиналом 5000 рублей, получившие в народе название «катановки« из-за помещённого на реверсе банкноты портрета учёного.

В Абакане есть памятник ученому, установленный в 2007 году, в честь 145-летия ученого.

Его автор – красноярский скульптор Константин Зинич. В церемонии открытия памятника принимали участие прямые потомки Катанова: внук Николай Георгиевич с супругой и дочерью. В том же году Хакасский национальный музей имени Л.Р. Кызласова открыл выставку «Великий сын древней земли», посвященную страницам жизни и деятельности Н.Ф. Катанова. В Абакане прошел Международный научный форум «Катанов и современность».

2012 год был в Хакассии Годом Николая Федоровича Катанова. 28 декабря Национальная библиотека имени Н.Г. Доможакова в Абакане представила уникальный электронный образовательный ресурс «Звезда мировой величины: к 150-летию первого хакасского ученого Н. Ф. Катанова», подготовленный к 150-летию первого хакасского ученого Николая Федоровича Катанова.

Диск стал победителем открытого конкурса проектов, объявленного Министерством культуры Республики Хакасия, в номинации «Подвижники краеведения».

Снят документальный фильм «Судьба инородца», который повествует о жизни и научной деятельности выдающегося востоковеда, тюрколога, профессора Казанского университета Николая Федоровича Катанова. Съемки картины проходили в Хакасии, Тыве, Татарстане, Красноярском крае. В них участвовали преподаватели Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, Казанского федерального университета, Тувинского института гуманитарных исследований. Фильм снят «Киностудией Хакасфильм» на средства гранта Правительства Республики Хакасия. Автор фильма – Марина Канадакова. Режиссер, оператор – Юрий Курочка.

В Казани есть Катановский переулок. Так с 2005 года называется бывший Школьный переулок. Возможно, когда-нибудь будет и памятник. Разговоры об этом начинаются в преддверии каждого юбилея ученого. С таким предложением вышла Международная независимая ассоциация трезвости. Она же внесла предложение восстановить дом, в котором жил Николай Катанов в Казани, открыв в нем музей трезвости.

Сегодня в фондах Национального музея РТ можно не раз встретиться с Николаем Фёдоровичем Катановым – с написанными его рукой ярлыками к предметам, вещами из его коллекций.

Артур Бакиров

Производственная практика в редакции 2012 года

 

Использован очерк Г.Назиповой

из журнала «Казань», №3 2005

 

Читайте о Н.Ф. Катанове – http://страна-читалия.рф/sus4_0/file/katanov.pdf

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов