Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Finversia-TV
Яндекс.Погода

Хронограф

<< < Март 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • 1989 – В СССР проходили первые выборы народных депутатов на альтернативной основе. 15550 депутатов избирались в одномандатных округах, 750 человек представляли общественные организации, в том числе КПСС. От Татарской АССР были избраны 22 депутата, в том числе М. Шаймиев, председатель Совета Министров ТАССР, А. Гаврилов, редактор газеты «Вечерняя Казань», А. Коновалов, ректор Казанского государственного университета, В. Кулагин, генеральный директор производственного объединения «Теплоконтроль»

    Подробнее...

«Звезда мировой величины» Николай Катанов

Имя Николая Фёдоровича Катанова известно многим – известный российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской Духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист и общественный деятель. По праву считается первым хакасским учёным.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 (19) мая 1862 года в Енисейской губернии (ныне Республика Хакасия), в степной местности Изюм (Узюм) в 17 км на северо-востоке от села Аскиз на левом берегу Абакана (приток Енисея).

В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал: «Отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои — христиане православного вероисповедания».

Формирование Н.Ф. Катанова как учёного началось в гимназии Красноярска под влиянием учителя истории и географии А.К. Завадского-Краснопольского, действительного члена Восточносибирского отделения Географического общества. В 1884 году Катанов окончил Красноярскую гимназию с золотой медалью,  твёрдо намеревался получить тюркологическое образование. Первоначально думал о поступлении в Казанскую духовную академию, отправился в Казань, но обнаружил, что преподавание восточных языков в Казани — и в академии, и в университете — почти прекратилось. По совету Н.И. Ильминского и В. В. Радлова, состоявших в переписке с талантливым «инородцем», поехал в Петербург.

5 декабря 1884 года он был избран членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. С 1885 года стал активно публиковаться на русском и немецком языках. После окончания в 1888 году факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1888-1892 годах находился в научной командировке в Сибири, Монголии, Китайском Туркестане, где изучал быт и язык тюркских племен. 

Вернувшись в Петербург, Катанов рассчитывал занять место лектора татарского языка на восточном факультете, но оказалось, что оно уже занято. 9 ноября 1893 года получил место преподавателя Казанского Университета в звании экстраординарного профессора. Для того, чтобы занять эту должность, 10 и 21 декабря 1893 года выдержал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности. С 1893 по 1922 год работал на кафедре турецко-татарской словесности, в 1918 году стал ординарным профессором.

7 декабря 1903 года на факультете восточных языков Петербургского университета Катанов защитил магистерскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка» – результат первой экспедиции в Сибирь, в 1903 году – докторскую диссертацию по сравнительному языкознанию. Скорее всего это случилось в Петербурге, поскольку в 1907 году Казанский университет дал ему вторую докторскую степень без защиты диссертации. 

В 1894 году стал действительным членом Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, 8 апреля  избран его секретарём. Привёл в порядок библиотеку Общества, стал редактировать его «Известия», где впервые стали публиковаться отчёты Общества и протоколы его заседаний. Из-за невозможности совмещения преподавания и занятий в Обществе Катанов в 1897 году попросил освободить его от обязанностей секретаря, но уже в 1898 году был избран председателем ОАИЭ и оставался в этой должности до 1914 года.

С 1905 года был членом совета Казанского городского музея, в 1906-1912 и 1914-1917 годах - его председателем, в 1906-1917 годах – директором историко-этнографического отдела. Катанов был организатором чтения при музее лекций по истории и этнографии финно-угорских и тюркских народов. Опыт, полученный в университетских и Казанском городском музее, позволил Катанову организовать в 1912 году историко-этнографический музей Казанской Духовной академии.

После 1917 года Катанов вынужден был покинуть городской музей, но фактически не оставил музейную работу. Бруно Адлер, ставший в 1918 году директором музея, привлёк учёного к участию в журнале «Казанский музейный вестник». В 1918 году взялся заведовать университетским нумизматическим кабинетом и привёл в порядок коллекции, в том числе не открывавшиеся в течение десятилетий. До самой кончины Катанов оставался в центре музейной жизни города. В 1920-1921 годах Катанов был одним из организаторов выставки культуры народов Востока.

С 1888 года  он занимался коллекционированием, в Казани был завсегдатаем антикваров и старьёвщиков. Предметом собирания были разнообразные вещи, имеющие отношение к истории, этнографии и археологии тюркских народов. Он собирал татарские шамаили. Многие предметы своей коллекции приобретал за свой счёт, а потом безвозмездно передавал в фонд музея университета, а наиболее ценные экспонаты – в Казанский городской музей. Музей Духовной академии благодаря Катанову обогатился предметами буддийского культа, а также этнографии удмуртов, а музей Общества археологии, истории и этнографии – предметами из Болгар, купленными им во время поездки в Спасский уезд Казанской губернии. Катанов помогал не только казанским музеям, но и Красноярскому, Минусинскому, Тобольскому и другим.

Активно работал Катанов в Переводческой комиссии при братстве св. Гурия, с 1907 года был председателем Переводческой комиссии Казанского учебного округа.  Биографы Катанова отмечают его заметный вклад в развитие православной миссии в Волжско-Камском крае. Он был заведующим редакции «Инородческого Обозрения» (приложения к журналу «Православный Собеседник»), печатного органа миссионерского отделения Казанской Духовной академии, выходившего с конца 1912 года.

С 1906 по 1916 год Катанов был цензором Казанского Временного комитета по делам печати и ежегодно просматривал не менее 500 рукописей на арабском, персидском, сартском и других восточных языках, представляемых на согласование татарскими издателями, не считая документов, ежедневно поступающих из канцелярии губернатора, жандармского управления, судебных присутствий и др. По сведениям М. Пинегина, Катанов был способен работать с 50-ю западными и восточными языками. В некоторых мемуарах и основанных на них публикациях число языков, с которыми был знаком Катанов, доходило до 114.

При всём колоссальном объёме учебной, организационной и общественной работы Николай Фёдорович находил время на собственно научные изыскания. За 1898-1908 годы он опубликовал 145 научных работ (без рецензий и аннотаций). В 1896 и 1899 годах провёл экспедиции в Минусинский округ, в мае — августе 1897 года  — полевые исследования в среде тептярей и кряшен. С 1896 по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX — XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы. Подробные отчёты об экспедициях публиковались в «Известиях ОАИЭ». В 1900 году ученый побывал в Бельгии и Франции. Летом 1909 года совершил последнюю поездку в родные места — в Аскиз.

Катанов изучал и историческое прошлое местного края: древнеболгарского государства, Казанского царства и города Казани. Изучал мусульманские монеты из Болгар, Золотой Орды, болгарские эпиграфические памятники, предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках.

Катанов не проявлял своих политических симпатий, но, являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов, основоположник «движения ваисовцев» (которое Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

В 1911 году Катанов перешел на работу в Казанскую Духовную академию (КДА), в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Несмотря на все его заслуги,  в 1913 году ему отказали в присуждении звания ординарного профессора академии, он его получил только в 1915 году.

Бурные события 1917 года практически миновали Катанова, но повлекли за собой расширение его профессиональных обязанностей. В октябре 1917 года в Казани открылся Северо-восточный археологический и этнографический институт, построенный на демократических началах с выборным ректором и участием студентов в руководстве. Преподаватели были из университета, занятия проходили в вечернее время. Катанов был избран деканом археологического отделения, читал лекции по истории Золотой Орды, источниковедению Поволжья, восточной нумизматике и восточной хронологии. В мае 1919 года в институте было создано Восточное отделение, которое он возглавил, после преобразования института в Восточную академию в 1921 году Катанов остался в ее штате. Кроме того, преподавал в Высшем институте народного образования, чувашских педагогических курсах и даже в Высшей восточной музыкальной школе, в которой читал «Песнетворчество турецко-татарских народов».

31 января возглавил комиссию по организации при историко-филологическом факультете университета восточного отделения. 15 февраля 1919 года по всероссийскому конкурсу был избран профессором Казанского университета, 1 августа 1921 года официально утверждён в этом звании Наркомпросом.

С 1918 года возглавлял нумизматический кабинет университета. Добился возвращения из ЧК конфискованных золотых и серебряных монет. 17 января 1919 года на первом заседании обновлённого Общества археологии, истории и этнографии Катанов был вновь избран его председателем и одновременно членом Совета.

Катанов был членом Русского археологического общества, Русского географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Туркестанского кружка любителей археологии в Ташкенте, Казанского и Семипалатинского статистических комитетов, Саратовской ученой архивной комиссии, состоял действительным членом двух зарубежных обществ: в Будапеште (Венгрия) и  Лёвене (Бельгия), членом-корреспондентом Финно-угорского общества в городе Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия).

Катанов активно участвовал в трезвенническом движении, в разное время состоял членом-соревнователем (с 4 /16/ сентября 1896 г.), действительным (с 14 /26/ июня 1897 г.), почётным и пожизненным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарём, являясь соратником создателя КОТ А.Т. Соловьева. После создания под председательством Соловьева Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля  1909 года был избран товарищем (заместителем) председателя Совета КОРС. Кроме того, профессор был старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при обществе.

Профессор Катанов безвременно скончался 9 марта 1922 года в возрасте 59 лет.

«Здоровье Николая Федоровича пошатнулось с осени 1921 года, после физического паралича, случившегося с ним от переутомления, когда уже далеко не молодой профессор, вместо покоя …, вынужден был долго и непосильно работать: копать землю под посев картофеля и других овощей на огороде, носить их на себе с огорода, находящегося в пяти вёрстах от его квартиры, таскать и перекладывать тяжелые бревна с места на место, колоть дрова, носить воду на второй этаж в свою квартиру по крутой лестнице и многое другое.

Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую учёную силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградима. Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию», – так писал И.М. Покровский в статье «Памяти профессора Н.Ф. Катанова в 1923 году.

Дата смерти Катанова определена А. Елдашевым на основании справки о смерти № 178 от 9 марта 1922 года архива отдела ЗАГС администрации Вахитовского района г. Казани.

Ученый пользуется безмерно глубоким уважением у всех народов, которые изучал, с которыми близко соприкоснулся – хакасского, татарского, башкирского, тувинского. Его вклад в изучение этнографии и языкознания весьма значителен для всего тюркоязычного мира.

Хранят память об ученом в Абакане. 28 сентября 1987 года на базе музея Аскизской средней школы был создан общественный краеведческий музей имени Н. Ф.Катанова (ныне – Аскизский районный краеведческий музей имени Н.Ф. Катанова). После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Катанова. В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в университете проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.

Интересно, что в 1996 году Советом Министров Республики Хакасия были выпущены суррогатные деньги номиналом 5000 рублей, получившие в народе название «катановки» из-за помещённого на реверсе банкноты портрета учёного.

В Абакане есть памятник ученому, установленный в 2007 году, в честь 145-летия ученого.

Его автор – красноярский скульптор Константин Зинич. В церемонии открытия памятника принимали участие прямые потомки Катанова: внук Николай Георгиевич с супругой и дочерью. В том же году Хакасский национальный музей имени Л.Р. Кызласова открыл выставку «Великий сын древней земли», посвященную страницам жизни и деятельности Н.Ф. Катанова. В Абакане прошел Международный научный форум «Катанов и современность».

2012 год был в Хакассии Годом Николая Федоровича Катанова. 28 декабря Национальная библиотека имени Н.Г. Доможакова в Абакане представила уникальный электронный образовательный ресурс «Звезда мировой величины: к 150-летию первого хакасского ученого Н. Ф. Катанова», подготовленный к 150-летию первого хакасского ученого Николая Федоровича Катанова.

Диск стал победителем открытого конкурса проектов, объявленного Министерством культуры Республики Хакасия, в номинации «Подвижники краеведения».

Снят документальный фильм «Судьба инородца», который повествует о жизни и научной деятельности выдающегося востоковеда. Съемки картины проходили в Хакасии, Тыве, Татарстане, Красноярском крае. В них участвовали преподаватели Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, Казанского федерального университета, Тувинского института гуманитарных исследований. Фильм снят киностудией «Хакасфильм» на средства гранта Правительства Республики Хакасия. Автор фильма – Марина Канадакова. Режиссер и оператор – Юрий Курочка.

В Казани есть Катановский переулок. Так с 2005 года называется бывший Школьный переулок. Возможно, когда-нибудь появится в Казани и памятник. Разговоры об этом начинаются в преддверии каждого юбилея ученого. С таким предложением вышла, в частности, Международная независимая ассоциация трезвости. Она же внесла предложение восстановить дом, в котором жил Николай Катанов в Казани, открыв в нем музей трезвости.

Сегодня в фондах Национального музея РТ можно не раз встретиться наследием Николая Фёдоровича Катанова – с написанными его рукой ярлыками к предметам, с вещами из его коллекций.

Артур Бакиров, студент КНИТУ-КАИ

Производственная практика в редакции 2012 года

 Использован очерк Г.Назиповой из журнала «Казань», №3 2005, другие публикации из Интернета

Читайте о Н.Ф. Катанове – http://страна-читалия.рф/sus4_0/file/katanov.pdf

  Издательский дом Маковского