Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Мэтр джаза Олег Лундстрем

В ночь на 14 октября 2005 года в Подмосковье, в своем доме в поселке Валентиновка, скончался Олег Лундстрем. Ему было 89 лет.

Похоронен музыкант на кладбище церкви Рождества Пресвятой Богодицы в селе Образцово Щелковского района Московской области, рядом с родными.

Закончилась целая эпоха в развитии советского музыкального искусства. Он руководил собственным джазовым оркестром дольше всех в мире – с 1935 года, когда создал оркестр в Харбине (Манчжурия), проведя его через все перипетии и преграды бурной истории XX века – переезд в Шанхай, возвращение в СССР в 1947 году, жизнь в Казани, триумфальный приезд в Москву в 1957 году – до последних дней жизни.

В последние три года повседневное руководство Оркестром Олега Лундстрема осуществлял Георгий Гаранян, но Олег Леонидович оставался на своем посту и иногда появлялся с оркестром на сцене.

Олег Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомка обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией – Лундстрема Леонида Францевича, преподавателя физики Читинской гимназии, и его супруги – Галины Петровны.

Годом позже родился второй сын – Игорь. Казанцы имеют возможность изредка встречать Игоря Лундстрема, когда он приезжает в Казань с джазовым оркестром Ульяновска.

Дети Леонида Францевича, названные так в честь древних киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) – «столицу» русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу сначала преподавателем физики в средней школе, а позже – лектором Харбинского политехнического института.

Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио – с мелодией, басом и аккомпанементом.

Он увлекается живописью, учится играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, и одновременно – в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.

1930-е годы – поголовное увлечение новым танцем – фокстротом и, соответственно, новой музыкой – джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась «Дорогой, старый юг». Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее.

С этого момента началось увлечение джазом. Олег по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок. В 1934 году, однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали (путем голосования) Олега Лундстрема.

В 1936 году Олег решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле «Янцзы», затем в 1937 году – в Циндао.

У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он делает аранжировки: «Песни о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.

1940 год – вершина популярности – выступление в самом престижном боллруме «Парамаунт». В оркестре уже 14 человек, где Олег – дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».

В 1941 году, в начале войны, Олег поступает во французский Высший технический центр. Окончив его как инженер-архитектор в 1944 году, он проявляет себя все-таки как композитор. Это на первый взгляд парадоксальное явление, свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер Хендерсон окончил университет Атланты как химик и математик, правда, Лев Ландау, игравший в ленинградской «джазовой капелле аспирантов», пошел по иному пути), видимо помогло Лундстрему в написании произведений.

Послевоенные годы – годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 человек, полный биг-бенд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», используя Рахманиновские интонации. Позже – пьесу «Мираж» на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.

Политическая ситуация в Китае обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно жить в Китае, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР – ведь все участники оркестра советские граждане.

Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину.

Казани несказанно повезло – именно сюда в 1947 году из Шанхая приехал уникальный коллектив Олега Лундстрема. Музыкантам предложили на выбор несколько городов для проживания. Они выбрали Казань – потому что здесь была консерватория. Осенью 1948 года большая группа музыкантов из Харбина стали студентами.

Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС «Об опере Вано Мурадели «Великая Дружба» в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, они играют в оркестрах казанских кинотеатров.

Олег поступает в театр оперы и балета в качестве скрипача, Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался. Начались концерты в Казани и ее окрестностях.

Олег Лундстрем начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.

В 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции (профессор А.С.Леман) и факультативно – по симфоническому дирижированию (профессор И.Шерман), остался там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.

1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра.

Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Совместно со студией «Мелодия» помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра. Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Кроме того, на этом поприще трудились и сам Олег Лундстрем, и Николай Панов.

«Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой – вот кредо оркестра, творческий путь, по которому он идет уже не одно десятилетие».

В этих простых словах Олега Лундстрема заключена вся его жизнь музыканта, сумевшего пройти со своим биг-бендом через годы и превратности судьбы, сохранившего свой голос, свое понимание искусства. Маэстро считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентировался на настоящий джаз, и линия его жизни показывает, как, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, он и его оркестр, отдав в свое время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние 20 лет играли исключительно классический и современный джаз.

О.Л. Лундстрем широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он признанный в мире мэтр джаза. Выстраивая свои джазовые композиции, Олег Лундстрем соединял непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине с математическим расчетом. И дело даже не в напрашивающейся аналогии «архитектура – застывшая музыка». Скорее – во внутреннем ощущении красоты, гармонии, соразмерности. Широко известны его джазовые композиции: «Интерлюдия» (1945), «Мираж» (1947), «Расцветает сирень» (1955), «Экспромт» (Атом-буги) (1957), «Юмореска» (1958), «Песня без слов» (1960), «Этюд для оркестра» (1960), «Пролог» (1963), «Мы снова вместе» (1969), «Бухарский орнамент» (1972), «В горах Грузии» (1973), «Любви дороги» (1975), «Спидвей» (1980), «Легенда о Сююмбеки» (1981), «Наступил рассвет» (1984), а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарски

е темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.

Помимо полутора десятков выпущенных оркестром грампластинок и дисков Олег Лундстрем записал свой авторский диск «Мы снова вместе». Последние художественные проекты маэстро (и, особенно, масштабный цикл из шести программ «История биг-бенда в джазе») – своеобразная квинтэссенция его творческого пути, взгляд с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на музыкантов, с которыми свела его судьба, на музыку, вызванную им к жизни.

История оркестра является темой для научных докладов, статей, книги кандидата исторических наук Л. П. Черниковой «История в джазовой обработке». На основе биографии Олега Лундстрема студенты консерватории пишут дипломные работы.

Олег Лундстрем мечтал о создании музыкального джазового центра в Москве, включающего в себя Музей российского джаза, с просьбой о создании которого, маэстро обратился к Ю. М. Лужкову еще 18 мая 2005 года. Увы, несмотря на огромную общественную поддержку проекта, ходатайства политиков и простых жителей проект не был осуществлен.

14 октября 2005 года Олег Лундстрем скончался. Великий маэстро похоронен на сельском кладбище в подмосковном селе Соколово, рядом со своими друзьями и родственниками. Ходатайства общественности, депутатов, о захоронении великого музыканта на территории российского Пантеона, Новодевичьем кладбище, оставили мэра Москвы Ю. М. Лужкова равнодушным, в месте на кладбище было отказано.

Школа Олега Лундстрема оказала огромное влияние на развитие отечественного джаза. Из оркестра вышли лучшие джазовые музыканты России: всемирно известный пианист и композитор «третей волны» Николай Капустин, автор знаменитого произведения «Луч тьмы» Роман Кунсман, дирижер и аранжировщик Георгий Гаранян, саксофонист и бенд лидер Игорь Бутман, аккордеонист Данилин Владимир, саксофонист Станислав Григорьев, контрабасист Куцинский Валерий, Иван Юрченко, А.Зубов, Станислав Григорьев, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Виктор «Арзу» Гуссейнов, Александр Фишер, Константин Бахолдин, А.Шабашов, Вячеслав Назаров, Вагиф Садыхов, С.Мартынов, Николай Панов, Валерий Киселев, и многие другие выдающиеся музыканты. Множество оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Кроме того, на этом поприще трудились и сам Олег Лундстрем, и Николай Панов, Георгий Гаранян, ныне работает Борис Фрумкин.

В настоящее время в составе оркестра звезды джазовой сцены: Иван Волков (саксофон), Владимир Журкин (ударные), Юрий Парфенов (труба), Роман Секачев (баритон саксофон), Петр Востоков (труба), Максим Пеганов (тромбон), Анатолий Васин (труба), Олег Грымов (альт саксафон), Прушинский Денис (тенор саксафон) многие другие известные музыканты. Художественный руководитель оркестра, выдающийся музыкант, композитор Борис Фрумкин. Оркестр продолжает традиции отца-основателя Олега Лундстрема, стоит вспомнить только одну, ставшую в 1985 году крылатой, фразу: «У оркестра Олега Лундстрема всегда было правило – не прибегать к услугам звезд. Звездами становились у Лундстрема».

 

Использованы материалы сайтов: http://www.peoples.ru/art/music/jazz/lundstrem/;

http://www.jazz.ru/pages/lundstrem/; http://www.lundstrem-jazz.ru/history.php (Осип Иванов).