Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
21.05.2018

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Погода в Казани
+9° / +18°
Ночь / День
.
<< < Май 2018 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1925 – Для борьбы с туберкулезом под туберкулезный диспансер отдали одно из красивейших зданий Казани – бывший особняк военного губернатора Сандецкого (ныне Музей изобразительных искусств РТ).

    Подробнее...

Его имя на афишах ста сорока спектаклей Качаловского театра

На протяжении почти сорока лет жизнь и творчество художника Эрнста Гельмса были связаны с Качаловским театром. Его имя впервые появилось на афишах и программках театра в 1945 году.

Это был спектакль по пьесе Л.Малюгина «Дорога в Нью-Йорк», сценографию к которому создал художник. С этого момента Эрнст Брунович создал сценографию к ста сорока спектаклям театра.

Эрнст Брунович Гельмс, заслуженный художник РСФСР, народный художник ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая, замечательный сценограф, мастер плакатного искусства, график, художник, родился 105 лет назад – 15 августа 1912 года в Москве.

Он окончил Московский институт повышения квалификации художников (факультет живописи, 1936-1939). В 1942-1945 годах работал художником в Государственном музее ТАССР, с 1945 года – в Казанском Большом драматическом театре им. В.И.Качалова – сначала художником-постановщиком, а затем главным художником.

Впервые его имя появилось на афишах и программках спектакля по пьесе Л.Малюгина «Дорога в Нью-Йорк». С этого времени до 1981 года он создал сценографию к 140 спектаклям Качаловского театра.

Бег (Восемь снов) М.А.Булгаков. Сон Первый. Эскиз декораций. Художник Э.Гельмс. 1967 год

Благодаря умению слышать и чувствовать режиссера, ему довелось работать с такими режиссерами, как Е.А. Простов, Л.М. Литвинов, Э.М. Бейбутов, И.С. Петровский, спектакли которых пользовались большим успехом и по уровню исполнительского мастерства ничуть не уступали столичным театрам.

Дорога в Нью-Йорк Л.А.Малюгина. Эскиз декораций. Художник Э.Гельмс. 1945 год

Сценография, созданная к таким спектаклям, как «Океан» А.Штейна (1961), «На дне» М.Горького (1949), «Бег» М.Булгакова, «Иркутская история» А. Арбузова (1960), «Баня» В.Маяковского (1967), «Забыть Герострата» Г. Горина (1973) и многим другим, поставила его в один ряд с интереснейшими сценографами своего времени.

Талантливый художник ощущал пульс времени, определял визуальную идею спектакля, остро чувствовал современность. Разносторонний художник пытался добиться убедительности и доходчивости оформления, прекрасно ощущая жанровую специфику пьесы. Эрнст Гельмс умел опереться на знания быта, культуры и искусства различных народов. В своем творчестве отличался самобытной манерой, индивидуальным почерком, завершенностью композиционного и технического решения.

Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.Бомарше. Эскиз декораций художника Э.Гельмса. 1954 год

Вместе с советским театром он прошел все стадии развития сценографии – от иллюзорно-живописных до сценографии 70-х город со своей метафоричностью и островыразительными и глубокими смыслами.

Значительный вклад Эрнст Гельмс внес в развитие сатирической графики и плакатного искусства. Работая художником в журнале «Чаян», организовал школу молодых художников-сатириков.

И в хвост и в гриву. Эскиз. Окна сатиры. № 117. Художник Э.Гельмс. 1944 год

В Татарском академическом театре имени Г. Камала он оформил спектакли «Мулланур Вахитов Н. Исанбета, «Четверо отважных» Р. Ишмурата (1962), «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова (1966), «Человек со стороны» И. Дворецкого (1973).

Художник Гельмс с 1942 года был участником многих республиканских, зональных и всесоюзных выставок. Свое творчество он представлял на семи персональных выставках.

Казань. Мост через Булак. Художник Э.Гельмс

В фондах Музея Качаловского театра бережно хранится множество экспонатов, связанных с Эрнстом Гельмсом. Макеты, эскизы, рукописи, плакаты и афиши, часть из которых безвозмездно были переданы дочерью Гельмса Ренатой Эрнстовной. Это лишь малая часть того, что может напоминать нам о его жизни.

Художник скончался 2 февраля 1993 года и похоронен на Арском кладбище. Деятельность Эрнста Бруновича Гельмса навсегда останется славной страницей в истории Казанского театра имени В.И.Качалова, а его творчество и работы займут достойное место в постоянной экспозиции музея театра, которая в настоящий момент готовится к открытию.

Роман Копылов,

заведующий музеем Казанского академического русского

Большого драматического театра имени В.И.Качалова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов